Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 100 страница




• Осипов Г. В., Техника и обществ. прогресс, М., 1959; Историч. материализм и социальная философия совр. буржуа-пни. Сб. ст., М., 1960; Епископосов Г. Л., Техника и социология, М., 1967.

МЭН-ЦЗЫ, Мэн Кэ (ок. 372—289 до н. э.), др.-кит. философ, представитель конфуцианства. Род. в царстве Цзоу (ныне юго-вост. часть у. Цзоусянь в юж. части пров. Шаньдун). Как и Конфуций, много путешество­вал по др.-кит. гос-вам Ця, Сун, Тэн, Лян, ок. 40 лет проповедуя своё учение (в основе его — превознесение моральных устоев мифич. правителей глубокой древ­ности Яо и Шуня, 2356—2206 до н. э.) и предлагая свои услуги правителям. Остаток жизни провёл в беседах со своими учениками, результатом к-рых явился трак­тат «М.-ц.», составленный, по-видимому, последователя­ми М.-ц. уже после его смерти на основе его высказыва­ний, а также фактов из его жизни и политич. деятель­ности. Он состоит из семи глав, каждая из к-рых раз­делена на две части.

Этико-политич. учение М.-ц. базировалось на тезисе об изначальной доброте человеч. натуры (ср. Сюнъ-цзы), согласно к-рому человек обладает врождённым знанием добра и способностью творить его. Зло — результат ошибок людей и для его искоренения следует восста­новить первонач. природу человека. М.-ц. первым ввёл понятие «гуманного управления» (жэнь чжэн) страной, к-рое он противопоставлял «деспотия, правлению», или «правлению с использованием силы», а также по­нятиям «выгода», «богатство», «польза» и т. п. Он вы­ступал за уважит. отношение к народу, за право на­рода (по др. интерпретации — сановников) на сверже­ние плохого правителя. Идеи М.-ц. оказали сильное влияние на представителей неоконфуцианства, на Ван Янмина и др. философов.

• «М.-ц.», в кн.: Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 225—47, 327—36; Ssu shu. The four books, English transl. and notes by J. Legge, Shanghai, [s. a.], p. 429—1014; P o r k e Α., Geschich­te der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927, S. 190— 215.

H

НАБЛЮДЕНИЕ, преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отли­чается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть тру­довой операции, включающей в себя установление соот­ветствия продукта труда его запланированному идеаль­ному образу. С усложнением социальной действитель­ности и трудовых операций Н. выделяется в относи­тельно самостоят. аспект деятельности (науч. Н., вос­приятие информации на приборах, Н. как часть процес­са художеств. творчества и т. д.). С развитием науки Н. становится всё более сложным и опосредованным. Осн. требования к науч. Н.— однозначность замысла, система методов Н., объективность, т. е. возможность контроля путём либо повторного Н., либо применения иных методов исследования, напр. эксперимента (в то же время Н. обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента). На первый план всё больше выступает интерпретация результатов Н., т. к. в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве к-рых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (напри­мер, кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т. д.).

Особую трудность представляет Н. в социальных науках, где результаты Н. в большой мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения

к наблюдаемому. В социологии и социальной психо­логии в зависимости от положения наблюдателя раз­личают простое (или обычное) Н., когда события реги­стрируются со стороны, и соучаствующее (или вклю­чённое) Н., когда исследователь включается в определ. социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события как бы «изнутри». В психологии изучению подвергается сам процесс Н. Установлено, что качест­во Н. обусловлено в основном отношением к заданию и глубиной его осознания. В психологии в качестве метода исследования применяется самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем Н. * Роговин М. С., Введение в психологию, М., 1969, гл. 6; Ядов В. А., Социологич. исследование. Методология. Про­грамма. Методы, М., 1972, гл. 4, § 1; см. также лит. к ст. Экспе­римент.

НАВЫК, доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего — двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначаль­но как нек-рое самостоятельное, развёрнутое и сознат. действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. Н. в собств. смысле слова. В отличие от привычки Н., как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определ. условиях.

НАВЫК 393

* Бернштейн Η. Α., О построении движений, Μ., 1947; Ходжава 3. И., Проблема Н. в психологии, Тб., 1960.

НАВЬЯ-НЬЯЯ (санскр.— новая ньяя, т. е. новый ме­тод, новая логика, —в противоположность старой классич. ньяе), поздний вариант инд. филос. школы ньяя, отличающийся преимуществ. интересом к пробле­мам логики, а также эпистемологии, грамматики и фи­зики. Основоположник Н.-н.— Гангеша, или Ганге-шопадхьяя (13 в.), автор трактата «Таттва-чинтамани», в к-ром впервые появляется само назв. Н.-н. Другие представители 15—16 вв.: Пакшадхара, Рагхунатха Широмани, автор комм. к труду Гангеши; один из наи­более плодовитых авторов Н.-н. Матхуранатха Тарка-вагиша (17 в.). Н.-н. развивалась преим. в Митхиле и Бенгалии.

Н.-н. разработала формальную логику исключитель­но абстрактного типа. Приверженцы Н.-н., не ограничи­ваясь лингвистич. анализом, вторгаются в область отно­шений между самими вещами. В духе этой установки они оперируют не вещами, а «знаниями», т. е. «очерта­ниями или цельными образами индивидуальной карти­ны». Не останавливаясь на формальной правильности процесса доказательства, Н.-я. квалифицирует резуль­тат как ложный, если на одной из предыдущих стадий доказательства появляется ложное «знание». Н.-н. независимо пришла к результатам, к-рые были достиг­нуты в аристотелевской логике, а в нек-рых случаях опередила её и даже математич. логику (напр., в кон­цепции числа как класса классов). В ряде вопросов авторы трактатов по Н.-н. находились на подступах к проблеме универсалий и к проблеме соотношения ло­гики с естеств. языком. Вместе с тем логики этой шко­лы не знали приёмов использования логич. символов и часто вынуждены были оперировать слишком громозд­кой системой категорий и сложнейшими логич. конст­рукциями. Интерес к логике Н.-н. связан с рядом совр. проблем математич. логики и эпистемологии. * Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; И н г о л л с Д. Г. X., Введение в инд. логику Н.-н., пер. с англ., М., 1975; Sen S., A study on Mathurflnätha's Tattva-cintä-mani-rahasya, Wageningen, 1924; Goekoop G., The logic of invariable concomitance in the Tattva-cintämani, Dordrecht, 1967; Manikana. A navya-nyaya manual, ed. by S. K. Sarma, Adyar, 1960; M o t i l a l D. K., The Navya-Nyäya doctrine of negation. The semantics and ontology of negative state­ments in Navya-Nyaya philosophy, Camb. (Mass.), 1968.

НАГАРДЖУНА (2 в. н. э.), инд. философ, основатель буддийской школы мадхъямика, один из учителей ма-хаяны. Согласно традиции, проповедовал в Наланде учение «Праджнапарамита-сутр». Гл. соч. Н. «Мадхья-мика-карика» («Карики срединного учения»), известное как «Н.-шастра» или «Сутры H.». H. назвал свою фило­софию «средним путём», в согласии с определяющим понятием раннего буддизма. Для Н. характерно не систематич. изложение собств. концепции, а опровер­жение существующих уже концепций (вайбхашики, саутрантики и др.) своеобразным «диалектич.» мето­дом демонстрации абсурдности их логич. конструкции. Так, в своём гл. соч. Н, опровергая учение вайбхаши­ки (и санкхьи), стремился доказать противоречивость понятия причинной связи и др. понятий.

• Щербатской Ф. И., Буддийский философ о единобо­жии, СПБ, 1904; см. также лит. к ст. Мадхъямика.

НАГЕЛЬ (Nagel) Эрнест (р. 9.11.1901, Чехословакия), амер. философ. Разделяя по мн. вопросам позицию ло­гического эмпиризма, Н. в то же время выступает против неопозитивистского принижения роли теоретич. понятий в науке, подчёркивает взаимосвязь теории и опыта в науч. познании. Он критикует также широко распространённый в зап. философии науки индетерми­низм, опираясь на стихийно-материалистич. установки. В центре интересов Н.— логика и методология нау­ки. Свою филос. систему он называет «натурализмом», понимая под этим учение о том, что в мире действуют

НАВЬЯ-НЬЯЯ

лишь тела в пространстве и времени: психич. явления суть проявления организации человеч. тела; в мире имеется несводимое многообразие вещей, качеств и процессов, к-рые не следует рассматривать как части единой рациональной схемы, созданной трансцендент­ным разумом; нет никаких оккультных сил и трансцен­дентных сущностей, в частности бога. Натуралистич. подход в обществ. теории и взглядах на мораль у Н. проявляется в том, что для него человечество является «случайным событием» в истории космоса; ценность моральных норм зависит от их совпадения с фактич. физич., биологич. и социальными потребностями, по­этому моральная ценность идеала определяется его способностью организовывать и направлять человеч. деятельность.

Н. выступал против попыток введения онтологич. или трансцендентальных оснований необходимости за­конов логики: логико-математич. принципы должны пониматься на основе их функций в соответств. кон­тексте науч. исследования. Занимаясь филос. вопроса­ми квантовой механики, Н. отрицал, что она влечёт индетерминизм.

• An introduction to logic and scientific method, N. Y., 1944 (cosm. с M. R. Cohen); Sovereign reason, and other studies in the philosophy of science, Glencoe, 1954; Logic without metaphysics and other essays in the philosophy of science, Glencoe, 1956; Principles of the theory of probability, CM., 1958; The structure of science, N. Y., 1961.

• X и л я Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 14; К а р и м с к и й А. М., Философия амер. натурализма, М., 1972.

НАДСТРОЙКА, понятие историч. материализма, обо­значающее совокупность идеологич. отношений, взгля­дов и учреждений определ. общества. В неё входят гос-во, политич. и правовая формы сознания, соответ­ствующие учреждения, а также мораль, религия, фи­лософия, иск-во. См. Базис и надстройка.

НАИВНОЕ И СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ, филос.-эстетич. понятия, предложенные Шиллером («О наивной и сен­тиментальной поэзии» — «Über naive und sentimenta-lische Dichtung», 1795) для характеристики двух про­тивоположных типов художеств. творчества и миросо­зерцания, основанных соответственно на пластическом видении объективных вещей природы и на рефлексии, разъединяющей творч. субъект и предметный мир. Эти понятия одновременно обозначали у Шиллера два типа культуры — античный и современный, одна­ко оба типа творчества могли сосуществовать и в сов­ременности (Шиллер и Гёте как противоположности). Типология Ш. была подхвачена на рубеже 18—19 вв. («классическое» и «романтическое») в эстетике и филосо­фии культуры романтизма, модифицируясь в дальней­шем в различных понятиях и концепциях 19—20 вв. (аполлоновское и дионисийское и др.).

• Асмус В. Ф., Нем. эстетика XVIII в., М., [1963].

НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ, стихийно складывающееся и закрепляющееся в обыденной практике представление о том, что все характеристики внеш. мира, данные в жизненном опыте, адекватно и исчерпывающе выра­жают объективную реальность. Н. р. представляет со­бой бессознательно материалистическую точку зрения, на которой стоит человечество, принимая сущест­вование внешнего мира независимо от нашего сознания (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 18, с. 49). Материалистич. предпосылка, из к-рой исходит Н. р., сознательно кла­дётся филос. материализмом в основу теории позна­ния. Вместе с тем Н. р. сталкивается с неразрешимыми трудностями при объяснении природы познания, в ча­стности таких проблем, как взаимоотношения знания и предмета, иллюзии и реальности, непосредственно дан­ного и опосредованного в знании и др., науч. решение к-рых даётся в диалектич. материализме. Претензия на близость к позиции Н. р. характерна для эмпирио­критицизма, неореализма, лингвистич. философии, нек-рых разновидностей феноменологии, однако в дей­ствительности представители этих направлений под-

вергают наивно-реалистич. точку зрения йдеалистич. истолкованию. См. также ст. Естественнонаучный ма­териализм и Лит. к ней.

НАЛБАНДЯН Микаал (Налбандов Михаил Ла­заревич) [2(14).11.1829, Н. Нахичевань, ныне р-н Ро-стова-на-Дону, —31.3(12.4).I860, Камыгаии], революц. демократ, философ, публицист, поэт, критик итеоре­тик лит-ры. В 1855—58 учился на мед. ф-те Моск. ун-та, интересовался рус. лит-рой, изучал соч. Белинского, Герцена и Чернышевского, к-рые повлияли на его пе­реход к революц. демократизму.

В 1857—62 Н. неоднократно бывал в европ. странах, посетил Турцию и Индию. В Константинополе создал вокруг арм. журн. «Мегу» революц.-демократия, груп­пу «Партия молодых», установил связи с Герценом, Огарёвым, Дш. Гарибальди и Дж. Мадзини и возгла­вил арм. нац.-освободит. движение. За революц. дея­тельность и связь с группой т. н. лондонских пропа­гандистов в 1862 был арестован и заточён в Петропав­ловскую крепость. После трёхлетнего заключения, больной туберкулёзом, Н. был сослан в Камышин.

Свою жизнь Н. посвятил защите интересов нар. масс и созданию свободной единой суверенной Армении во взаимодействии с революц. движением рус. народа и угнетённых народов России и Турции, разоблачал арм. либералов, их утверждения о возможности прогресса в условиях крепостничества. В труде «Земледелие как верный путь» (1862), критикуя реформу 1861 с позиций общинного социализма, предсказывал неизбежность крест. революции, однако его социализм, несмотря на ориентацию на революц. путь, носил утопич. характер. Н. подверг резкой критике капитализм и колониализм, ему принадлежит особая заслуга в разработке вопросов нац.-освободит. движения. Н. считал, что нация — явление историческое. Нац. вопрос может быть решён в результате уничтожения социального гнёта и победы социалистич. начала, к-рое он связывал с общиной. Н. считал, что развитие национально-особенного не отде­ляет, а сближает народы. Он подверг критике расизм, космополитизм и национализм.

По своим филос. воззрениям Н.— материалист. Дух он рассматривает как свойство материи. Философия должна заниматься реально существующими вещами — природой и человеч. обществом. Исходя из антрополо-гич. материализма, Н. видел твёрдый фундамент фило­софии в истории и естествознании и критиковал идеали­стов, основывающихся на умозрительных, абстрактных схемах. II. отверг упрощённый, механистич. взгляд на развитие и движение, к-рое считал принципом всего сущего. Жизнь природы и общества есть движение, а движение есть борьба. Диалектика у Н. неотделима от революц. подхода к жизни.

В понимании истории Н. в конечном счёте был идеа­листом, хотя его высказывания содержали много мате-риалистич. положений, напр. о классовом характере гос-вa, об объективной экоиомич. основе существова­ния различных социальных групп, неизбежности их борьбы и революции в эксплуататорском обществе.

Религия, по Н., представляет собой извращённое отражение сил природы в головах людей и их фетиши­зацию; закреплению этих представлений способствует социальный гнёт. Н. подверг критике религ. и «офиц.» мораль господствующих классов, ибо капитализм исключает свободу и справедливость. Он подчёркивал связь иск-ва с жизнью, его социальную природу. Иск-во, по Н., выносит оценку, приговор действительности, требует её преобразования согласно идеалу. Н. зало­жил основы арм. реалистич. критики и эстетики, создал образцы гражданственной поэзии.

• в рус. пер.: Избр. филос. и обществ.-политич. произведения, М., 1954; Стихотворения, М., 1967; Соч., т. 1—2, Ер., 1968—70.

• Саркисян X. С., Микаэл Н. и вопросы языка, Ёр., 1955; Гуланян X. Г., Микаэл Н., М., 1955; Даронян С., М. Н., М., 1963; его ж е, М. Н. и рус. революц. демократы, М., 1967.

НАМА-РУПА (санскр., имя — форма), понятие инд. философии, получившее особое развитие в буддизме, где оно означает определ. психофизич. единство и вме­сте с пудгалой и собранием скандх выступает как экви­валент человеч. «Я». Охватывает две обширные сферы: нама — все психич. компоненты, рупа — все чувст­венные. В соответствии с классификацией на 'пять скандх, рупа охватывает 1-ю скандху, нама — все остальные (ведана, санджня, санкхара и виджняна). В отличие от собрания скандх поляризация двух сфер Н.-р. позволяет отождествлять наму с духовным нача­лом, рупу — с материальным. Комбинация Н.-р. воз­никает в процессе волнения дхарм по закону пратитья-самутпады.

НАРОД, 1) в широком смысле слова — всё население определ. страны. 2) Термин, употребляемый для обо­значения различных форм этнич. общностей (племя, народность, нация). В процессе развития социалистич. общества в СССР сложилась новая историч. общность — советский народ. 3) В историч. материализме Н., на­родные массы — социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, к-рые по своему объективному положению способны участво­вать в решении задач прогрессивного развития общест­ва; творец истории, ведущая сила коренных обществ. преобразований. Н.— подлинный субъект истории; его деятельность создаёт преемственность в поступат. развитии общества. Место и роль Н. в истории впервые раскрыл марксизм-ленинизм, устранивший один из гл. пороков идеаллстич. социологии, к-рая игнорировала решающую роль Н. в обществ. развитии, приписывая её выдающимся личностям (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 26, с. 58).

Марксизм-ленинизм исследовал социальное содержа­ние понятия «Н.» и установил, что характер Н., его классовый состав изменяются на разных ступенях истории. Для первобытнообщинного строя, когда не бы­ло классового деления общества, термины «население» и «Н.» не различаются. В антагонистич. формациях в состав Н. не входят господствующие эксплуататор­ские группы, ведущие антинар. реакц. политику. Толь­ко с ликвидацией эксплуататорских классов при со­циализме понятие «Н.» охватывает все социальные группы общества.

Марксизм-ленинизм выясняет объективное различие в положении отд. классов, слоев и групп населения и на основе учёта их классовых интересов приходит к выводу о составе Н. На всех ступенях обществ. раз­вития основой Н., его большинством являются трудя­щиеся массы — гл. производит. сила общества. В клас­совом обществе Н. может включать в себя слои населе­ния с весьма различными и даже противоположными интересами. К Н. принадлежит, напр., буржуазия, бо­ровшаяся против феодализма в бурж. революциях, буржуазия, участвующая в нац.-освободит. борьбе против империализма и колониализма. «Употребляя слово: „народ",— писал В. И. Ленин,— Маркс не за­тушевывал этим словом различия классов, а объеди­нял определенные элементы, способные довести до конца революцию» (там же, т. И, с. 124).

Марксизм-ленинизм отличает революц. Н., сплочён­ный идейно и организационно и способный вести борьбу за решение назревших задач обществ. прогресса, от тех масс, к-рые по своему положению заинтересованы в социальных преобразованиях, но не принимают уча­стия в активной политич. борьбе. В политич. пробужде­нии и организации Н. гл. роль играет его авангард, рабочий класс, возглавляемый партией. Конкретно-историч. подход к Н. даёт возможность коммунистич. партиям проводить гибкую политику, учитывающую изменения в позициях различных классов, что позво­ляет выковывать широкий нар. фронт, объединяющий

НАРОД 395

все прогрессивные элементы населения, способные ве­сти борьбу за мир, нац. независимость, демократию и социализм.

Опора на Н., изучение его опыта, запросов и устрем­лений — характерная особенность деятельности ком-мунистич. партии. «...Мы можем управлять,— писал В. И. Ленин,— только тогда, когда правильно выра­жаем то, что народ сознает» (там же, т. 45, с. 112). Развитие общества подготавливает материальные и ду­ховные предпосылки для всё более широкого и актив­ного участия Н. как в разрушении старого, так и в соз­дании нового обществ. строя. Созидат. деятельность и активность Н. является решающим фактором в строи­тельстве социализма и коммунизма.

НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ, форма политич. органи­зации общества, утвердившаяся в ряде стран Европы и Азии в результате народно-демократических револю­ций 40-х гг. 20 в. Возникновение Н. д. связано со вто­рым этапом общего кризиса капитализма, характером 2-й мировой войны, с решающей ролью СССР в осво­бождении от фашизма и оккупации народов Европы и Азии. В подавляющей части этих стран Н. д. возник­ла как революц.-демократич. власть, руководимая рабочим классом; в ходе перерастания нар.-демократич. революции в социалистическую Н. д. превратилась в форму диктатуры пролетариата. В Болгарии, как пишет Т. Живков, власть «...по своему классовому ха­рактеру всегда была властью социалистической в народ­но-демократической форме» (Избр. статьи и речи, т. 1, М., 1965, с. 421).

По своему классовому характеру Н. д. на демокра-тич. этапе развития была новым типом власти, пред­ставляющей собой демократич. диктатуру ряда классов: пролетариата, крестьянства, мелкой буржуазии и ча­сти средней (нац.) буржуазии, основанную на союзе пролетариата и крестьянства при гегемонии пролета­риата. В связи с этим задача социалистич. революции в политич. области состояла в усилении роли рабочего класса в руководстве гос-вом, отстранении от власти представителей буржуазии. Утверждение диктатуры пролетариата происходило с использованием парла­мента, в рамках конституции, когда под давлением масс «снизу» и при использовании уже принадлежавшей рабочему классу части власти «сверху» парламентом отстранялись от власти представители эксплуататоров, принималась и осуществлялась программа социали­стич. преобразований. Сов. Союз оказывал странам Центр. и Юго-Вост. Европы всестороннюю помощь и гарантировал от вмешательства империалистич. дер­жав. Классовая борьба трудящихся этих стран благо­даря правильной политике и тактике марксистско-ле­нинских партий привела в 1947—48 к установлению диктатуры пролетариата в форме Н. д. Н. д. «...отрази­ла своеобразие развития социалистической революции в условиях ослабления империализма и изменения соотношения сил в пользу социализма. В ней нашли также свое отражение исторические и национальные особенности отдельных стран» (Программа КПСС, 1973, с. 19—20).

Одной из отличит, черт Н. д. является сохранение, как правило, всеобщего и равного избират. права за всеми гражданами, включая и буржуазию. Ещё в пер­вые годы Сов. власти В. И. Ленин подчёркивал, что «...вопрос о лишении эксплуататоров избирательного права есть чисто русский вопрос, а не вопрос о диктатуре пролетариата вообще» (ПСС, т. 37, с. 265). < Сохранение в странах Н. д. избират. прав за буржуа­зией в переходный период к социализму поставило пе­ред рабочим классом и его марксистско-ленинскими партиями новые задачи: необходимо было бороться за то, чтобы демократич. избират. система не была исполь­зована буржуазией в своих корыстных целях.

НАРОДНАЯ

Другой особенностью Н. д. является наличие в нек-рых странах неск. партий при ведущей роли марксистско-ленинской партии. С утверждением Н. д. были распущены и запрещены контрреволюц., фаш. партии, однако целый ряд массовых партий, претер­пев существ. эволюцию, очистившись от реакционеров,

остался при переходе к социализму и в рамках социа­листич. фазы.

Важной чертой Н. д. является существование Нац. (Отечественного) фронта, возникшего на первом этапе революции и объединяющего на социалистич. этапе как все политич. партии, так и профсоюзы, женские, моло­дёжные, спортивные и др. массовые орг-ции. Нац. фронт намечает задачи всех партий, организует массы, направляет их деятельность в социалистич. строитель­стве.

Как свидетельствует историч. опыт, сущность сов. и нар.-демократич. строя на этапе социалистич. строи­тельства одна и та же. «Это — две формы диктатуры пролетариата» (Димитров Г., Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 670). Н. д. как форма диктатуры пролета­риата обеспечила в Болгарии, Венгрии, Польше, Ру­мынии, Чехословакии, Югославии и других странах развёртывание строительства социализма. В Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Румынии завершены задачи переходного периода и осуществляется строи­тельство развитого социалистич. общества.

* см. к ст. Демократия.

НАРОДНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, революция, осуществля­емая широкими слоями народа в противоположность «верхушечным» революциям и дворцовым переворотам. Н. р. поднимает к участию в историч. творчестве нар. массы, к-рые выступают активно, со своими собств. экономич. и политич. требованиями. Н. р. могут иметь различное обществ.-экономич. содержание. Так, на­родными были, напр., Великая франц. революция и Революция 1905—07 в России. Сравнивая три бурж. революции нач. 20 в.: португальскую, турецкую и рус­скую, В. И. Ленин писал о первых двух, что «..."народ­ной" ни та, ни другая не являются...» (ПСС, т. 33, с. 39). Революция 1905—07 в России была «... несомнен­но, "действительно народной" революцией, ибо масса народа, большинство его, самые глубокие обществен­ные „низы", задавленные гнётом и эксплуатацией, под­нимаясь самостоятельно, наложили на весь ход рево­люции отпечаток своих требований, своих попы­ток по-своему построить новое общество, на место разрушаемого старого» (там же). К числу Н. р. 20 в. относятся народно-демократические революции в 40-х гг. в ряде стран Европы и Азии, а также Кубинская рево­люция 1959, осуществлённые при широком участии трудящихся масс, нац.-освободит. и нац.-демократич. революции. Наиболее глубокими Н. р., совершаемы­ми рабочим классом в союзе со всеми трудящимися, являются социалистические революции. НАРОДНИЧЕСТВО, идеология и движение разночин­ной интеллигенции, господствовавшие на бурж.-де­мократич. этапе освободит. движения в России и объ­ективно отражавшие антифеод.интересы крестьянства. Соединяя радикальную бурж.-демократич. программу с идеями утопич. социализма, Н. выступало одновре­менно и против пережитков крепостничества и против бурж. развития страны. В Н. сосуществовали две тен­денции — революционная и либеральная, к-рые, схо­дясь в осн. теоретич. принципах, расходились в мето­дах их практич. воплощения в обществ. борьбе.

Н. в России — «это целое миросозерцание... Громад­ная полоса общественной мысли» (Л е н и н В. И., Тет­ради по аграрному вопросу. 1900—1916, 1969, с. 21). Это идеология, включавшая комплекс филос., социологич., экономич. и политич. теорий, явление нац. культуры, нашедшее отражение в литературе, искус­стве, науке.

Центр. звеном социального учения Н. была теория не-капиталистич. развития России, идея перехода к социа-

лизму через использование и трансформацию коллекти­вистских традиций докапиталистич. институтов (община, артель). В общей форме эта теория была сформулирована в 50—60-х гг. 19 в. родоначальниками Н.— Герценом и Чернышевским. В основе её лежали осознание соци­ализма как всемирно-историч. закономерности и одно­временно уверенность в возможности отставших стран усваивать опыт стран развитых, используя соответ­ствующие нац. традиции. Теория некапиталистич. раз­вития представляла собой в ту эпоху одну из разновид­ностей утопич. социализма.

В кон. 60-х — нач. 70-х гг. началось превращение II. в массовую идеологию разночинской среды — интелли­генции и студенчества, оппозиционно настроенных по отношению к самодержавно-крепостнич. режиму. Этот процесс был связан не только с распространением пер-вонач. идей, но и с их теоретич. «достройкой» и система­тизацией. Теория некапиталистич. развития дополня­лась философско-социологич. и экономич. построения­ми, а также политич. программой и тактикой рево-люц. борьбы.

Философско-методологич. основа взглядов ведущих идеологов Н. была различной — позитивизм (Н. К. Михайловский, отчасти П. Л. Лавров), материа­лизм (П. Н. Ткачёв) и пр. Но всех их объединяло стрем­ление теоретически обосновать право личности на со­циальную активность, а также утвердить ведущую роль социального идеала в построении учения об обществ.

развитии («теория прогресса»). Наиболее пока­зательна с этой т. зр. субъективная социология Н. Она в известной мере сыграла позитивную роль, теоретиче­ски санкционировав борьбу «критически мыслящих личностей» — народнически настроенных разночин­цев, с самодержавием и крепостничеством.

Приложением принципов субъективной социологии к экономич. науке явился «экономич. романтизм» (В. П. Воронцов, Η. Φ. Даниельсон и др.), представите­ли к-рого стремились подтвердить идею некапиталистич. развития с помощью анализа развития капитализма в России. Ошибочно расценивая рост бурж. отношений в стране как регресс, как бесперспективный и даже не­возможный вариант социального развития, народники-экономисты, как отмечал В. И. Ленин, в то же время сумели поставить проблему развития капитализма в России (и в отставших странах вообще), где внедрение бурж. отношений вело к резкому подрыву хоз. положе­ния мелких производителей, крест. масс. Эта социаль­ная ситуация и составляла почву возникновения Н.

В вопросах политич. программы и стратегии обществ. борьбы различные фракции внутри Н. объединял об­щий лозунг («земля и воля»), означавший комплекс радикальных бурж.-демократич. преобразований; идея создания централизованной политич. орг-ции, партии; стремление превратить политич. революцию в «социаль­ную», т. е. социалистическую. Но для реализации этих устремлений предлагались различные средства: путь длит. пропаганды в народе (Лавров), метод организа­ции массовых крест. бунтов (М. А. Бакунин), посред­ством усилий «революц. меньшинства», узкого круга проф. революционеров (Ткачёв). В нелегальных орг-ци-ях Н. (кружки 1-й пол. 70-хгг., «Земля и воля», «Нар. воля») фактически были опробованы все эти методы, хотя здесь не было прямой зависимости — практич. движение действовало во многом самостоятельно и за­частую работы теоретиков были выражением господст­вовавших настроений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 276 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.