Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мировоззрение есть фундамент духовного мира человека.




Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом. В мировоззрении человек осознает себя через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни, проявляясь в его мыслях и действиях.

Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

В структуру мировоззрения входят знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности.

Оно может формироваться как стихийно, так и осознанно, под контролем самого человека.

Существуют разные классификации типов мировоззрения, в зависимости от его специфики.

Основными типами являются:

· Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

· Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

· Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры. Оно всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями. Мировоззрение играет значительную роль в жизни чело­века: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет ду­ховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой мента­литет человека.

Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта

Виды знаний.

Главным отличием человека от других живых существ является способность мыслить, создавать образы окружающего нас мира в своем мозгу.

Мышление в понятиях и образах – это естественные формы человеческого познания мира, объясняемые наличием левого, ответственного за логику, и правого, отвечающего за образность и многозначность смыслов, полушарий.

Способность к познанию является уникальным отличием человека.

Проблемами познания занимается особая область философии – гносеология или теория познания.

Сложность и многообразие процессов и явлений реальности порождает многообразие форм знания: этическое, эстетическое, обыденное, игровое, личностное, а также обширный класс паранаучных знаний, таких как эзотерика, оккультизм, магия и др.

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:

· знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

· знание как познавательно-значимая информация;

· знание как отношение человека к действительности.

Виды знаний:

· Житейское знание – строится на здравом смысле. Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию.

· Практическое знание – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

· Художественное знание – строится на образе. Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

· Научное знание – строится на понятиях. Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы.

· Рациональное знание – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

· Иррациональное знание – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

· Личностное (неявное) знание– зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний:

· Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание.

· Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.

· Донаучное – прототип, предпосылки научного знания.

· Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием.

· Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки.

· Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения.

· Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

· Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рациональ­ного познания действительности. Вне чувственного пред­ставления у человека нет никакого реального знания. Напри­мер, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обяза­ны, в конечном счете, опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно восприни­маемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результа­ты и ход интеллектуального развития человечества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 943 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2335 - | 2045 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.