Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—тиль от Ћавренти€ ѕавловича




 

ќфицерский вариант Ђрусского стил€ї следует рассматривать особо. ќсновой его €вл€етс€ школа ј.ј. адочникова. ¬ отличие от подавл€ющего большинства Ђдревнерусскихї систем, разработки  адочникова Ч не фикци€, направленна€ лишь на то, чтобы тешить национальные чувства. ќни вполне применимы как в уличной, так и в окопной схватке.

 

ƒумаетс€, именно поэтому стиль  адочникова вызывает €ростные нападки со стороны многих Ђрусских школї. ¬ частности, его обвин€ют в том, что он €вл€етс€ чисто практическим рукопашным боем, не опирающимс€ на глубокую теорию. ћежду тем,  адочников пока что единственный, кто опубликовал детальную методику. “ак что теоретическа€ база у его школы, безусловно, имеетс€.

 

≈го методика базируетс€ в первую очередь на вращательных движени€х, облегчающих как уход с линии атаки, так и проведение болевых захватов (удары имеют подчинЄнное значение). Ѕой может вестись в стойке и лЄжа, на ближней, средней и даже дальней дистанции, хот€ система  адочникова больше адаптирована к услови€м ближней схватки в стойке. »звестны и приЄмы на обезоруживание, причЄм нападающий использует предметы не из древнерусского, а из современного арсенала: нож, автомат со штыком, сапЄрную лопатку.

 

–исунок бо€ очень напоминает некоторые школы джиу-джитсу (и отчасти Ч айкидо). —лучайно ли это сходство? —ам  адочников никогда не утверждал, что создал свой вариант Ђрусского стил€ї. ѕо его словам, он лишь систематизировал те навыки, которыми испокон веков владели русские воины. ≈сли же быть абсолютно честным, следует признать: не Ђиспокон вековї, а менее века...

 

“от факт, что какое-либо боевое искусство процветало в кругах служилого двор€нства, не делает его исконно русским, иначе пришлось бы признать таковым и фехтование на шпагах. ¬ конце прошлого Ч начале нашего столети€ в –оссию пришло джиу-джитсу, причЄм €вилось оно Ђс двух концовї: через ƒальний ¬осток Ч путЄм пр€мых контактов с €понцами, и через «апад Ч от €понцев, приезжавших в ≈вропу. Ётот вид боевого искусства вызвал всплеск интереса прежде всего у офицерского сослови€, и в первую очередь Ч своими обезоруживающими приЄмами.

 

 онечно, джиу-джитсу €вилось не на пустое место: к моменту его по€влени€ в –оссии уже примен€лс€ бокс, стала попул€рной греко-римска€ (или Ђфранцузска€ї) борьба.  роме того, навыки штыкового бо€, фехтовани€ саблей и шпагой значительно облегчали усвоение если не самих приЄмов, то базовых движений. Ќо всЄ же именно €понска€ боева€ система стала тем стержнем, на который Ђнасаживалисьї все остальные школы...

 

—трого говор€, то же самое происходило и в ≈вропе 1890-1930-х годов, где создавалс€ более-менее единый дл€ всех стран Ђстиль от спецназаї. –азумеетс€, кое-какие отличи€ существовали: в јнглии сильнее был выражен боксЄрский компонент, во ‘ранции Ч элементы савата, практикующего бой ногами. ¬ –оссии, конечно, были свои нюансы. Ќо лишь –осси€ несколько дес€тилетий спуст€ стала напрочь Ђзамалчиватьї €понскую первооснову. ќднако происхождение, как известно, можно отрицать, но нельз€ отменить.

 

¬ подавл€ющем большинстве случаев сейчас, столетие спуст€, уже невозможно определить, кака€ именно разновидность джиу-джитсу легла в основу каждой отдельно вз€той школы рукопашного бо€.   тому же, хот€ многие такие школы рекламировали своЄ Ђуниверсальное, уникальное, непревзойдЄнное боевое искусствої, наиболее эффективные из них с самого начала работали дл€ весьма узкого круга людей, понима€, что излишн€€ реклама в р€де случаев Ч помеха.

 

—ведени€ о них доход€т до нас уже в сильно искажЄнном, иногда романтизированном виде. Ќапример, слухи о таинственном Ђбелогвардейскомї (на самом деле просто офицерском) Ђискусстве убивать красивої, похоже, базируютс€ как раз на существовании таких школ, представл€ющих либо чистое, либо Ђгибридноеї джиу-джитсу. ћожет быть, суд€ по опыту некоторых открытых школ, сенсационность в нЄм преобладала над боеспособностью. ¬озможен, конечно, и пр€мо противоположный вариант.

 

Ќе самым сильным, не самым ранним, но наиболее известным из Ђджиу-джитсеровї (так их тогда называли) дореволюционной –оссии следует признать Ќила ќзнобишина. ≈го школа стала довольно представительной ещЄ начина€ с 1910-х годов.

 

ќзнобишин исповедовал принцип Ђатлета-универсалаї. ≈го комплексна€ боева€ система, кроме джиу-джитсу, опиралась на английский и французский бокс, приЄмы Ђфланкировани€ї (т.е. фехтовани€ не клинковым оружием, а штыком или пикой) и европейские виды боевой борьбы, как современной, так и возрождаемой в то врем€ Ђгородской борьбыї —редневековь€.   последней относ€тс€ прежде всего знаменитые Ђ85 приЄмов фон јуэрсвальдаї. ”правл€тьс€ с Ђподсобнымї оружием ќзнобишин не учил, но контрприЄмы против действи€ им рассматривал.

 

ѕриЄмы джиу-джитсу, вз€тые в том числе из школы ќзнобишина Ч хот€ и не только оттуда Ч как раз тогда начала перенимать... российска€ охранка! ѕолицейским они были нужны дл€ обезоруживани€ как уголовников, так и Ђподрывных элементовї Ч революционных боевиков. —ам Ќил Ќилович о своих достижени€х в области обучени€ агентов полиции предпочитал широко не распростран€тьс€ Ч и его можно пон€ть. ¬едь в последующие годы ему пришлось наставл€ть агентов тайной полиции уже советского образца.

 

ќсуждать его за это остережЄмс€: что ему оставалось делать, если Ќ ¬ƒ Ђналожил лапуї почти на все аспекты применени€ рукопашного бо€? ћы ещЄ увидим, как это отразилось на творческом пути других мастеров боевого искусства...

 

 роме того, школа ќзнобишина не слишком помогла чекистам, так как была в значительной мере декоративной. »з опубликованных им уже в 30-х годах методик вроде бы следует, что те, кто освоил его систему, могут успешно защитить себ€ от одного и даже нескольких противников, вооружЄнных длинномерным или коротким холодным, а иногда Ч и огнестрельным оружием! Ќо именно потому, что его школа существовала сравнительно недавно и не была абсолютно засекреченой, о ней сохранили воспоминани€ многие борцы, боксЄры и прочие Ђрукопашникиї тех лет.

 

»з их воспоминаний складываетс€ следующа€ картина: когда в дореволюционный период ќзнобишин, демонстриру€ возможности своей системы, участвовал в показательных бо€х Ч одержать победу ему удавалось довольно часто, но только не в тех случа€х, когда против него выходил подготовленный боксЄр. “акие противники тогда были всЄ-таки редкостью и поэтому не возникало нужды кардинально перерабатывать технику школы. Ќо через два дес€тилети€ уже не сам ќзнобишин, а его ученики столкнулись с проблемой: если безоружный противник, избега€ захватов, нав€зывал им бой на дистанции удара Ч они оказывались почти бессильны...

 

Ўкола ќзнобишина ударами не пренебрегала, но в ударную тактику еЄ основатель чересчур пр€молинейно перенЄс борцовскую тактику, основывающуюс€ на равноправном действии обеих рук. ќзнобишин предпочитал пр€мую, а не боковую стойку и работу Ђдвойным ударомї, с одновременным выбросом обоих кулаков в голову и торс противника. ѕри этом очень сильно ограничивались возможность собственной защиты, что вдвойне опасно при схватке не только с боксЄром, но и с вооружЄнным врагом, а тем более Ч с несколькими.

 

ѕохоже, ќзнобишин не сумел создать именно универсальную боевую систему, заставл€€ подстраиватьс€ учеников под собственный стиль, во многом определ€вшийс€ его личными особенност€ми: высоким ростом и длинными конечност€ми при малом весе и почти хрупком телосложении.

 

» всЄ-таки ќзнобишин сделал очень многое: пусть не столько как боец и даже учитель, а как пропагандист и теоретик комплексного рукопашного бо€. ¬едь именно во врем€ создани€ им своей системы триумфальное шествие Ђбоевой борьбыї, основывающейс€ на джиу-джитсу, начало приостанавливатьс€. Ѕольшинство еЄ адептов, механически копиру€ не лучшие приЄмы не лучших учителей (вдобавок дошедшие до них уже через вторые-третьи руки), да ещЄ пренебрега€ систематическими тренировками, вскоре убедились: в уличной драке их Ђшколаї Ч помощник слабый.

 

Ќа этом фоне даже ограниченные, но всЄ-таки результативные системы работающих открыто мастеров позвол€ли не угасать сохран€ющимс€ очагам боевого искусства. » ждать, когда придЄт творческое осмысление, которое сможет превратить их в подлинную Ў ќЋ”.

 

∆дать пришлось не так уж долго.

 

ќдним из первых, кто сумел творчески освоить новый вид единоборства, был офицер русской армии ¬.ј.—пиридонов. Ќынешние адепты Ђофицерского стил€ї не скрывают, что  адочников, условно говор€, Ђвнукї —пиридонова (ученик его учеников). » основные навыки боевого искусства он получил не от ЂобобщЄнногої русского воина, а в спецучилище минобороны, где готовили военных разведчиков-диверсантов.

 

—ам —пиридонов вплоть до конца 1930-х и не думал отрицать, что его система основываетс€ в первую очередь на €понском искусстве ближнего бо€. ѕравда, потом ему пришлось это сделать, но не по своей воле...

 

¬сЄ сказанное отнюдь не умал€ет заслуги —пиридонова (а также  адочникова). ‘актически, они создали новую школу джиу-джитсу: оригинальную, мощную, вполне конкурентоспособную. “олько не стоит отстаивать еЄ древность Ч раз, и Ђисконностьї Ч два.

 

–одившись на —ахалине, ќщепков детство и юность провЄл в японии, где успел получить 2-й дан дзюдо Ч причЄм это было ещЄ классическое дзюдо, не успевшее Ђевропеизироватьс€ї в виде спортивного единоборства. ¬ 1920-х годах он работал в российской части ƒальнего ¬остока, на границе с  итаем, где ознакомилс€ с некоторыми школами ушу. “огда же ќщепков начал создавать свою систему. ¬ первую очередь она основывалась на дзюдо, но гармонично включала элементы других боевых систем Ч  ита€, ≈вропы и даже јмерики (так называема€ Ђамериканска€ боева€ борьбаї, возникша€ на стыке европейских и... индейских единоборств).

 

Ќесколько лет спуст€, приехав в столицу, ќщепков продемонстрировал такие феноменальные результаты, что сумел потеснить даже школу —пиридонова, пустившую к тому времени глубокие корни. —ами мастера-основатели не очень-то ладили, но их ученики вскоре нашли общий €зык. ќщепков, в отличие от своего Ђколлегиї, отказалс€ замалчивать восточное происхождение своей школы. ¬ результате он был арестован как Ђагент €понского милитаризмаї и почти сразу же погиб в тюрьме. ѕо слухам, Ђсталинские соколыї, не зна€ толком, с кем имеют дело, попробовали его пытать Ч и он дал свой последний бой, в котором его не смогли вз€ть живым, хот€ очень старались...

 

—озданна€ им школа официально продолжала существовать: именно она легла в основу современного самбо. Ќо еЄ новые руководители (в первую очередь Ч знаменитый јнатолий ’арлампиев, поспешно объ€вленный Ђоснователем самбої), пам€ту€ судьбу своего учител€, приложили максимум усилий дл€ того, чтобы самбо перестало походить на восточное боевое искусство.

 

¬ результате очень скоро оно перестало походить на Ѕќ≈¬ќ≈ »— ”——“¬ќ вообще...

 

Ќу конечно, среди самбистов этого направлени€ тоже встречались насто€щие мастера. ¬ их число, безусловно, входил и сам ’арлампиев (хот€ роль, сыгранна€ им в истории единоборств советского периода, м€гко говор€, двусмысленна). Ќо речь не о них Ч а об общей тенденции.

 

ј что до того, что позднее самбо оказалось сравнимо с современным дзюдо, то не забудем, что сравнивалось оно не просто с современным, но со —ѕќ–“»¬Ќџћ дзюдо, которое вызвало бы резко отрицательную оценку и у доктора  ано, и у теперешних стороннников подлинного дзюдо, которых немало не только в японии. ¬прочем, такую же оценку вызвало бы современное самбо (и спортивное, и так называемое Ђбоевоеї) у его российских основателей, вне зависимости от того, к какой школе они принадлежали.

 

ѕравда, ’арлампиевское самбо не пыталось объ€вить себ€ Ђрусскимї единоборством, предпочт€ Ђсоветскоеї обличье. ¬еро€тно, это было сделано с учЄтом личных пристрастий ¬ожд€ ¬сех Ќародов. “еоретики самбо, говор€ о том, что их стиль сложилс€ на основе техники национальных видов борьбы народов ———–, не забывали с особой теплотой упоминуть грузинскую борьбу чидаоба. (Ёта борьба действительно повли€ла на раннее самбо Ч хот€ и не в большей степени, чем узбекский кураш, азербайджанское гурассу, арм€нский кох. » в гораздо меньшей степени, чем боевое дзюдо...)

 

—ейчас, когда ссылки на стили борьбы советских народов вышли из моды, а поиски древнерусских корней, наоборот, в моду вошли, сторонники классического самбо, наверно, волосы рвут от досады: слишком часто ссылались они на —реднюю јзию и  авказ, чтобы это могло быстро забытьс€.

 

 ое-какие попытки Ђрусифицироватьї самбо всЄ же предпринимаютс€.   примеру, начали распростран€тьс€ утверждени€, что базовую технику ј.ј.’арлампиев перен€л всЄ-таки у своего отца, который €кобы €вл€лс€ потомственным кулачным бойцом, унаследовавшим древние российские традиции.

 

Ќо ’арлампиев-старший был не кулачным бойцом, а боксЄром Ч и, кстати, не очень высокого уровн€: несколько лет подр€д он выступал на французском профессиональном ринге (нет, не в савате, а именно во французском варианте английского бокса), где показал весьма средние результаты, что по меркам Ђспорта высших достиженийї тоже очень даже неплохо. ≈му повезло Ч если это везение Ч в том, что в предреволюционные годы он оказалс€ одним из очень немногих в –оссии боксЄров-профессионалов (боксЄров-любителей было куда больше). ј в годы послереволюционные ’арлампиев-боксЄр, отец ’арлампиева-самбиста, некоторое врем€ вообще оставалс€ чуть ли не единственным Ђдействующимї носителем традиций этого вида единоборств.

 

¬озможно, его судьба повли€ла на выбор сыном спортивной профессии (тот закончил ћосковский институт физической культуры) Ч но уж никак не на контуры самбо...

 

¬прочем, спортивно-боева€ де€тельность јркади€ и јнатоли€ ’арлампиевых Ч отца и сына, боксЄра и самбиста Ч переплетены в довольно сложный узел. ѕопробуем распутать его хитросплетени€.

 

ѕосле возвращени€ в страну победившего пролетариата из ≈вропы (где он задержалс€ на несколько лет не из-за очередных спортивных гастролей, а по причине попадани€ в плен во врем€ ѕервой ћировой), ј.√.’арлампиев некоторое врем€ занималс€ тренерской работой, повыша€ квалификацию разношерстных, слабо подготовленных боксЄрских команд. Ќикакие иные единоборства, кроме бокса, его тогда не интересовали.

 

 стати, именно в тот период о народных бо€х Ђстенка на стенкуї он несколько раз отзывалс€ крайне неуважительно, как о варварском, примитивном €влении, от которого надо отходить. »звестно, что во врем€ тренировок и показательных выступлений ему ассистировали сыновь€, јнатолий и √еоргий.

 

—пуст€ несколько лет интересы јркади€ ’арлампиева изменились. ¬ те годы процветало €вление, довольно откровенно называемое Ђмассовыми действамиї: широкомасштабные меропри€ти€, сочетавшие элементы спектаклей, игрищ, тренировок, групповых рукопашных боЄв... Ќа первый взгл€д это действительно было многообещающее начинание, которое могло стать фундаментом, на котором возникнет новое отношение масс к физической культуре вообще и к еЄ боевому аспекту в частности. (–ассмотреть же, что за этими Ђдействамиї кроетс€ стремление уже крепнущего тоталитаризма ввести все элементы культуры, в том числе и физической, в рамки централизованных меропри€тий с постепенно растущим уровнем милитаризации Ч было и в самом деле нелегко).

 

’арлампиев выбрал стезю Ђмассовых действї. ќбвин€ть его в этом трудно Ч именно так ему тогда виделс€ ѕуть, тот самый ѕуть, о котором прин€то говорить на ¬остоке: путь духовного совершенствовани€ через физическое.

 

»так, весь свой творческий потенциал один из лучших в тот период спортсменов (и бойцов) страны на многие годы отдал разработке гимнастико-атлетических игрищ. ќн успешно систематизировал и доработал р€д Ђнестандартныхї российских и зарубежных спортивных игр, большинство из которых, кроме общеразвивающих, имели боевые элементы. ¬ комплекс навыков, необходимых участнику Ђмассовых действї, входили разные виды метани€ (на точность и силу броска), а также группова€ Ч можно сказать, Ђстеночна€ї Ч борьба... ƒаже названи€ практиковавшихс€ на действах игр говор€т сами за себ€: Ђќсадаї, Ђ¬оинский долгї, Ђ—трелкова€ цепь в атакеї, Ђ¬з€тие в пленї...

 

»гра ЂЋев на ловлеї совмещала правила п€тнашек и схваток ударно-толчкового действи€, причЄм атаки производились движением обеих рук одновременно, при наложении одной кисти на другую. »гра Ђ—кримадж-болї, она же Ђ“олкучкаї, напротив, представл€ла собой переработанный ’арлампиевым вариант одноручного регби, в котором и ведение м€ча, и борцовские действи€ выполн€лись только правой рукой. (“акова была одна из тенденций массового спорта в раннем ———–: превращать Ђбуржуазныеї виды в Ђпролетарскиеї путЄм простейшей переделки их из обоеручного варианта в одноручный Ч и наоборот).

 

Ќе менее примечательна игра Ђќтважный защитникї. ¬ ней тоже один противосто€л нескольким, в стойке, оборон€€ от них определЄнную территорию: то огороженную площадку, то помост, то насыпной холм. ѕри этой защите главную роль играли не удары, а подсечки и силовые толчки Ч ладон€ми, предплечьем... (≈сли техника слав€но-горицкой борьбы хоть в какой-то мере опираетс€ ещЄ на что-то, кроме фантазий еЄ основател€, то это Ђчто-тої Ч техника Ђќтважного защитникаї и подобных ему игр. ѕосле того, как Ђмассовые действаї перестали быть массовыми, некоторые их осколки закрепились в военно-спортивных, юношеских и даже детских полуофициальных играх типа Ђ«арницаї. ќттуда они уже могли быть вновь извлечены как воспоминани€ о народных боевых играх. ƒа они ведь и в самом деле были таковыми; но, во-первых, не об€зательно русского народа Ч вспомним скримадж-бол Ч а во-вторых, по сравнению с народными, очень серьЄзно доработаны и сознательно насыщены боевыми атрибутами).

 

...ѕотратив много лет на совершенствование Ђмассовых действї, јркадий ’арлампиев в конечном итоге разочаровалс€ в них. –азочаровалс€ потому, что основой формировани€ нового стил€ они так и не стали, превратившись в официальные показушные меропри€ти€. ќкончательно осознав это, корифей российского бокса вернулс€ туда, где начинал свою де€тельность Ч в бокс. Ќо теперь уже и рамки бокса как чисто спортивного единоборства оказались ему тесны...

 

ќставшиес€ ему немногие годы жизни ’арлампиев посв€тил, нар€ду с совершенствованием бокса спортивного, разработке бокса боевого. Ќо мало преуспел в этом деле по р€ду причин.

 

ѕрежде всего, бокс на тот момент обладал уже сложившейс€ техникой и набором правил, практически идеальных дл€ спортивного поединка. —овершенствовать эту систему было очень трудно, легче испортить...  роме того, сказывалось следующее обсто€тельство: бокс, хот€ и несколько условное, но высокоразвитое единоборство.  огда ’арлампиев попыталс€ ввести в практику методы ЂнебоксЄрскихї атак и защит, которые он примен€л в армейских гимнастико-атлетических играх, вы€снилось, что эти приЄмы в схватке с боксЄром высокой квалификации не работают, ибо чреваты мгновенным нокаутом.

 

» всЄ-таки некоторые предложени€ ’арлампиева (и не только его одного: у него были единомышленники из числа лучших мастеров бокса) выгл€д€т недооценЄнными. Ќапример, предлагалось ввести в систему не самих поединков, но предварительных тренировок штыковой бой и схватки на коротких гимнастических палках в обоеручном варианте Ч специально дл€ того, чтобы работа с оружием шире раскрыла перед тренирующимис€ сложную структуру бо€. “ака€ практика имеет параллели во многих школах ¬остока. ƒл€ достижени€ тех же целей предполагалось обогатить тренировки за счЄт включени€ в них свободного рукопашного бо€, базирующегос€ на... упрощЄнных методиках школы ќщепкова! ќ том, что через несколько лет создание этой школы припишут его сыну, а через несколько дес€тилетий ему самому Ч ’арлампиев и подозревать не мог (да и сын не подозревал)...

 

 роме того, как раз тогда во всЄ ещЄ узком кружке мэтров отечественного бокса, в который входил ’арлампиев, созрела иде€ групповых боксЄрских чемпионатов на специальных рингах. “акой групповой бокс должен был представл€ть собой не поединки, а единовременную схватку сыгранных команд, таким образом наследу€ все достоинства русской Ђстенкиї без еЄ недостатков.

 

“акой путь развити€ бокса как боевого искусства представл€етс€ вполне возможным и очень перспективным. ќсуществись он - возник бы не просто новый вид спорта. ѕожалуй, все виды единоборств тогдашнего ———– получили бы мощный импульс. », скорее всего, наиболее эффективные школы практического рукопашного бо€ уже с 1930-х годов сложились бы на основе ударной, а не захватно-бросковой техники.

 

Ќо тут вы€снилось, что эпоха экспериментаторства закончена Ч и в спорте, и вообще везде. —оветское боевое искусство, как и все прочие виды искусств, вступило в период Ђсоциалистического реализмаї, требовавшего неукоснительного следовани€ утверждЄнным канонам. ј поскольку спорт стал одним из рычагов большой политики, то спортивные и околоспортивные боевые школы начали приводить к общему знаменателю.

 

’арлампиев-сын продолжал ассистировать отцу и во врем€ увлечени€ того Ђмассовыми действамиї и после его повторного возвращени€ в бокс, во вс€ком случае, первые годы. Ќекоторые атлетические игры, с которыми можно было ознакомитьс€ в период их распространени€, восходили к национальным видам борьбы јзии и  авказа. Ќо они представл€ли скорее этнографический, чем боевой интерес.

 

  моменту ареста и гибели ќщепкова, јнатолий ’арлампиев был, так сказать, Ђмладшим из старшихї его учеников. Ѕезусловно, очень перспективным начинающим мастером Ђвольной борьбыї, но далеко не первым бойцом и тем более не первым учителем этой школы. ¬плоть до 1940-х годов его квалификации ещЄ не хватало даже на то, чтобы составить полный атлас приЄмов с приложением методических указаний. ѕервые методики такого типа выпускали более подготовленные на тот момент мастера, старшие ученики ќщепкова Ч Ќ.√алковский, ».¬асильев, ј.Ћарионов, ј.–убанчик, ¬.¬олков... ‘амили€ Ђ’арлампиевї упоминаетс€ лишь в р€ду второстепенных соавторов Ч тех, о которых говоритс€: Ђв подготовке книги принимали также участие:...ї

 

ѕочему же именно он был Ђофициально утверждЄнї в качестве основател€ школы самообороны без оружи€?

 

  сожалению, прежде всего потому, что он раньше и громче прочих успел обругать Ђзападноеї(?) дзюдо и похвалить совершенно уникальные советские услови€, где в семье дружных народов сложилс€ новый, тоже уникальный вид единоборства, успел прибавить дополнительную долю похвалы грузинскому стилю борьбы.

 

ѕотому, что умудр€лс€ вставл€ть в теоретическую часть своих методик крайне демагогические (более того Ч пр€мо противоположные тому, что он примен€л на практике!) тезисы вроде: ЂЌужно идти не от системы, а от народаї...

 

ѕотому, наконец, что почти всех мастеров самбо сожрала война Ч а ’арлампиев на фронт не попал с анекдотической дл€ мастера боевых искусств формулировкой Ч Ђпо состо€нию здоровь€ї. ƒа, боева€ практика в довоенный период обеспечила ему сколько-то травм, но всЄ же уровень его боеготовности настолько превышал уровень р€дового призывника, что тут €вно просматриваетс€ вмешательство Ђкомпетентных органовї...

ѕод маской самозащиты без оружи€ продолжила своЄ официальное существование веро€тно лучша€ из боевых школ советского периода, постепенно всЄ более и более перерожда€сь в далеко не самое лучшее спортивное единоборство...

 

ѕоначалу название Ђсамбої (ещЄ раньше Ч Ђсамозї) примен€лось к спиридоновской системе. —вою школу ќщепков называл то Ђдзюу-дої (тогдашнее произношение), то Ђвольна€ борьбаї. ѕоследнее название чаще употребл€лось дл€ спортивного варианта этого единоборства.  огда же в ———– завоевала попул€рность вольна€ борьба по олимпийской программе (free-style wrestling), €вл€юща€с€, в свою очередь, спортивным вариантом кэтча Ч название ощепковского стил€ перешло на неЄ, а сам он Ђпереименовалс€ї по спиридоновскому образцу!

 

—истему —пиридонова ожидала пр€мо противоположна€ участь. ќна, наоборот, перестала существовать официально Ч но сохранилась на практике (хот€ и с грифом Ђдл€ служебного пользовани€ї). ƒело не только в том, что —пиридонов согласилс€ молчать Ч кто посмеет упрекнуть его за это?! Ч но и в том, что его школа с самого начала приобрела попул€рность не среди армейских офицеров, как у ќщепкова, а в Ќ ¬ƒ... –аньше об этом говорили бы с гордостью. ј теперь Ч предпочитают вообще не говорить!

 

¬едомство ягоды, ≈жова и Ѕерии, конечно, предпочитало Ђшерститьї чужих Ч например, армейцев Ч а не своих.   тому же эта мрачна€ организаци€ нуждалась в собственной боевой системе как минимум по трЄм причинам.

 

¬о-первых, ради самооправдани€. ќчень скоро вы€снилось, что Ђвраги народаї вовсе не оказывают при аресте такого бешенного сопротивлени€, которое следует ожидать от матЄрых шпионов и вредителей. ¬ этих услови€х наличие своей школы рукопашного бо€ как раз и помогало демонстрировать, что служба Ђи опасна, и труднаї.

 

¬о-вторых, ради... пыток! —пиридоновское самбо позаимствовало от джиу-джитсу не только обезоруживающие приЄмы, но и знание болевых точек организма, при воздействии на которые не остаЄтс€ внешних следов. —истема  адочникова тоже сохранила эти навыки, примен€емые главным образом не в бою, а на Ђфорсированномї допросе. ќб этом, разумеетс€, также предпочитают не говорить. » в-третьих Ч дл€ подготовки террористов. Ёто ведь тоже была прерогатива Ќ ¬ƒ, достаточно вспомнить группу ѕ.—удоплатова. “ак что не исключено, что среди тех, кто безуспешно пыталс€ одолеть ќщепкова в его последней схватке, были и ученики —пиридонова, и учител€  адочникова. ¬р€д ли это понравилось бы им обоим. Ќо из песни слов не выкинешь. —уществуют в этой истории и более зловещие сюжеты, правда, недосказанные. ƒело в том, что, по некоторым данным, —пиридонов был одним из инициаторов ареста ќщепкова.

 

¬о вс€ком случае, когда между их школами наметилс€ конфликт, последний предложил решить его тем же способом, как ƒзигоро  ано в 1886 году разрешил спор между своей школой и школой синто-рю: организовав массовый турнир, который позволит сравнить достоинство мастеров того и другого стил€. —уд€ по дошедшему до нас мнению современников, мало кто сомневалс€ Ч у ќщепкова и его учеников были предпочтительные шансы на победу. Ќо турнир не состо€лс€. ƒл€ этого —пиридонов прибегнул к средствам, доступным вли€тельному сотруднику Ќ ¬ƒ, каковым он €вл€лс€ в то врем€... ј вскоре после опалы его противника последовал и арест...

 

Ђќфицерский стильї в его нынешнем виде тоже отчасти сохран€ет не боевой, а диверсионно-террористический уклон. Ѕольшинство приЄмов рассчитаны на внезапное нападение, или наоборот на защиту от такого нападени€. Ѕыть может, именно поэтому бойцы данного стил€ охотно демонстрируют показательные поединки друг с другом, но в свободный спарринг с представител€ми других школ предпочитают не вступать. —н€ть часового ученики  адочникова сумеют, пожалуй, лучше, чем кто бы то ни был. ј вот высто€ть в открытой схватке против сильного, опытного, готового к нападению противника им будет гораздо сложнее. ’от€ бы потому, что их школа почти не приспособлена дл€ отражени€ не т€жЄлых, пробивающих, а лЄгких хлЄстких ударов.

 

ѕо правде говор€, это общий недостаток большинства школ джиу-джитсу. » это же Ч главна€ причина того, что подлинный бум восточных единоборств произошЄл на «ападе лишь в 1950-х, с Ђоткрытиемї каратэ и ушу Ч а не за полвека до того, когда ≈вропа познакомилась с джиу-джитсу. “огда европейские боксЄры быстро разобрались, что против джиу-джитсу надо работать не Ђломомї (иначе инерци€ удара будет использована против теб€ самого), а Ђхлыстомї. ѕоэтому и возникла нужда в Ђкомплексномї боевом искусстве, в котором €понские наработки занимали почЄтное место, но дополн€лись многими другими.

 

–азумеетс€, ќщепков и —пиридонов были не единственными создател€ми комплексной школы российского боевого искусства. Ѕолее-менее удачные попытки имели место не раз. » в 1910-20-е годы (уже упом€нутый Ќ.Ќ.ќзнобишин и близкий к нему по технике Ђатлет-универсалї »ван —олоневич), и через сорок с лишним лет (например “. ась€нов, разработавший стиль, которому до сих пор обучают десантников), и даже в последнее врем€. »ногда основатели новых школ не скрывают их происхождение, а иногда, увы, пытаютс€ создать себе дополнительную рекламу...

 

√рустна€ получаетс€ картина. ќчень уж по-советски развиваютс€ те виды боевого искусства (да и только ли боевого?!), которые теперь называют Ђисконно русскимиї. ћожно возразить: а лежит ли вина на них самих? ¬едь и восточные единоборства не раз использовались дл€ чЄрного дела (дл€ тех же пыток); ведь и восточные мастера часто преувеличивают древность своих школ, затемн€ют их историю...

 

ƒействительно: мало ли как могут использовать боевое искусство де€тели типа Ћавренти€ ѕавловича Ѕери€. » впору усомнитьс€, что без —пиридонова они, бедн€ги, так бы ни до чего и не додумались.

 

Ќо тогда не стоит утверждать, как делают сейчас представители всех разновидностей Ђрусского стил€ї, что именно их боева€ система €вл€етс€ наиболее подход€щей дл€ русского, украинского, белорусского (нужное подчеркнуть) народа, а все прочие противоречат национальному духу, традици€м православи€ (или, наоборот, €зычества) и вообще €вл€ютс€ диверсией со стороны чуждой культуры. ѕотому, что так Ђвыступатьї могут только Ђсовкиї, с их изуродованной психологией......."

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-22; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 249 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

1509 - | 1380 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.067 с.