Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Уровни и формы процесса познания




Уровни Формы

Познание Чувственное   ощущение
восприятие
представление
     
Рациональное (абстрактное мышление)   понятие
суждение
умозаключение

 

Любое познание начинается с чувственного созерцания. Органы чувств - это каналы, окна нашего сознания в открытый внешний мир. Чувственный опыт оформляется в ощущениях, восприятиях и представлениях.

Ощущение - это отражение отдельных свойств, качеств, предметов объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Ощущение - исходный пункт познания, неразложимый его элемент.

Качественное разнообразие ощущений называют их модальностью. По модальности ощущения делятся на: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, ощущения равновесия, ускорения, мышечно-суставные, ощущения процессов, происходящих во внутренней среде организма – органические ощущения и другие.

Из многообразных ощущений у субъекта складывается целостный конкретно-чувственный образ объекта - восприятие.

Представление - это высшая форма чувственного отражения в виде образного знания о непосредственно не воспринимаемых в данный момент объектах. Физиологическим условием представлений является сохранение в памяти следов прошлых воздействий и их актуализация (припоминание) в данный момент.

Человек, как существо свободное и творческое, способен оторваться от непосредственной данности в познании. Эта способность развивается в виде разума или мышления. Основу мышления составляет процесс абстрагирования. Абстракция - (от лат. abstractio - отвлечение) - процесс выделения общего, существенного и существование этой идеальной сущности (абстракта) в сознании отдельно от конкретных образов.

Отражение абстрактной сущности объекта оформляется в понятии (в языке - в слове). Благодаря отвлеченности одним понятием человек обозначает множество разнообразных конкретных объектов, имеющих различный вид, но одну сущность. Например, понятием "человек" мы обозначаем и большого и маленького, и молодого, и старого, и мужчину, и женщину, человека нарисованного и изображенного на фотографии и т.д., поскольку в нашем понятии человека сконцентрированы лишь самые существенные качества и признаки. Благодаря способности к абстракции человек ограниченным количеством слов, обозначает бесконечное разнообразие явлений окружающего мира. Если понятие обозначает объект, то суждение - это высказывание об объекте, а умозаключение - это логическая операция, в процессе которой из двух или более суждений делают вывод.

Как взаимосвязаны в процессе познания чувственные конкретные образы и абстрактные отвлеченные понятия? Многообразие ответов на этот вопрос можно свести к трем основным позициям.

(1). Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. Сенсуализм близок к эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником знания. Сенсуалисты утверждают, что только ощущения связывают нас с внешним миром и в них формируется основа знания, а мышление лишь классифицирует, укладывает полученную информацию, не добавляя к ней никакого нового содержания.

(2). Рационализм (от лат. ratio - разум) - направление в философии, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм, в противоположность сенсуализму, абсолютизирует роль мышления в познании, аргументируя это тем, что только мысль проникает в сущность вещей, только благодаря разуму человек возвышается над миром природы и приобретает способность постигать не только частное, случайное, но и всеобщее, необходимое, способность к творчеству.

(3). Диалектическая теория познания рассматривает чувственное и рациональное как две противоположные стороны одного и того же процесса. Разрыв противоположностей и абсолютизация одной из них ведет к односторонней трактовке познания. С диалектической точки зрения результаты мысленной деятельности не только дают новое знание, непосредственно не содержащееся в данных чувственности, но и активно влияют на структуру и содержание чувственного познания. Вместе с тем чувственный опыт, выступающий в качестве исходной основы познавательного процесса, понимается не как пассивное запечатление воздействия предметов внешнего мира, а как момент активной практической, чувственно-предметной деятельности.

 

Третье основное противоречие связано с проблемами постижения истины - это противоречие абсолютного и относительного в познании.

Истина - это цель познания, конечный пункт и начало нового пути в постижении мира и себя. Подлинный энтузиазм познания "... подобно орлу не страшится мрачных облаков спекуляций и разреженного воздуха вершин абстракции, когда дело идет о том, чтобы лететь навстречу солнцу истины[11]"

Истина во все времена считалась одной из главных общечеловеческих ценностей.

О, Истина, дай нам ответ,

Чем ты пленишь людей

и кто ты?

Шли за тебя на эшафоты,

Твердя как заклинанье

нет.

Всегда стояли за тебя,

И ты была всего дороже.

Стою за Истину

И строже смотрю на мир

и на себя!

А. Стовба.

 

Как ставится основная проблема истинного знания в гносеологии? Истина определяется как знание соответствующее (адекватное) объекту. Объект же; мир вокруг нас находится в постоянном изменении, развитии. Следовательно, и истина, чтобы соответствовать из меняющемуся миру должна все время видоизменяться (относительная истина). В то же время мы привыкли понимать истину как нечто стабильное, проверенное, то на что можно опираться в познании разнообразных и изменчивых вещей (абсолютная истина). Так какой же все-таки должна быть истина: абсолютной или относительной?

Этот вопрос также является традиционным в гносеологии и так же есть несколько вариантов ответа на него (См.: схему 21).

СХЕМА 21





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 375 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.