Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ренинг по ритмо-двигательной терапии




–итмо-двигательна€ терапи€ (–ƒ“) Ц это как группова€, так и индивидуальна€ форма работы с телом, основанна€ на представлении, что существует принципиальна€ св€зь между свойствами личности и тем, как человек двигаетс€, и что изменени€ в привычках движени€ воздействуют на психологическое, эмоциональное и физическое здоровье человека. –ƒ“ исходит из постулата, что имеютс€ коррел€ции между телом и сознанием, т. е. человек Ц это уникальное психосоматическое единство. “о, что измен€ет тело, измен€ет и сознание, и наоборот. –итмо-двигательна€ терапи€ использует движение как средство изменени€ психологических свойств личности. „ерез телесные про€влени€, лежащие в основе взаимодействи€ человека с окружающим миром, возникает диалог, который рассказывает об отношени€х индивидуума к себе, к другим и к окружающему миру. –абота€ с движением, фокусиру€сь на взаимоотношени€х между физиологическими и психологическими процессами, ритмо-двигательна€ терапи€ помогает раскрыть, освободить и трансформировать внутренние чувства, конфликты и стремлени€.

¬ основе предлагаемого метода ритмо-двигательной терапии лежит синтез трех направлений Ц телесно-ориентированной психотерапии, танцевальной терапии и ритмической гимнастики.

“елесно-ориентированна€ психотерапи€ Ц теори€, основоположником которой считаетс€ немецкий психолог ¬. –айх (1997, 1999). ќн разработал пон€тие Ђмышечного панцир€ї, св€зав посто€нные мышечные напр€жени€ в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта.

–айх считал, что характер формируетс€ под вли€нием страха наказани€ за нарушение социальных норм. ¬ результате уже в детстве происходит подавление инстинктивных, естественных желаний (в том числе и в первую очередь Ц сексуальных). —ильнейшие эмоции, которые считаютс€ Ђнедопустимымиї, действительно не допускаютс€ к реализации, дл€ чего искажаютс€ в сознании и блокируютс€. –ебенок получает несомненный выигрыш: он избегает наказани€ (а возможно, получает поощрение), поэтому поначалу подавление Ђнедопустимыхї эмоций €вл€етс€ сознательным актом. —о временем такое подавление становитс€ привычным, автоматическим, и сознание может в этом почти не участвовать. ’ронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состо€ни€: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. «ащитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничива€ и искажа€ выражение чувств.

ћышечные зажимы и черты характера служат одной и той же цели, выполн€ют одну и ту же функцию; они могут вли€ть друг на друга и подмен€ть друг друга. ѕсихологический и физический (мышечный) панцирь Ц это одно и то же.

¬ли€ние на мышечный панцирь Ц метод телесно-ориентированной психотерапии. –абота с телом освобождает эмоции Ц гнев, стремление к удовольствию, тревогу, ненависть или любовь; они наход€т свое выражение, допускаютс€ к реализации. ѕосле этого никакой панцирь не нужен Ц ни мышечный, ни психологический. „еловек в буквальном смысле слова рождаетс€ заново.

¬ телесной терапии существует много течений и моделей взаимосв€зи и взаимодействи€ системы Ђсознание Ц телої. —оответственно существует и множество различных подходов, иногда не имеющих между собой почти ничего общего, кроме убеждени€ в том, что тело €вл€етс€ про€влением личности и между ними имеетс€ функциональное единство. –азработано множество разнообразных техник, которые используют взаимодействие с телом: прикосновени€, движени€, дыхание.

“анцевальна€ терапи€ происходит от сценического танца, но если в нем чувства выражаютс€ посредством высокоструктурированных форм, то в терапии они свободно выражаютс€ в спонтанном движении, импровизации, а стилизаци€, делающа€ танец представлением или видом искусства, не играет роли. “анец €вл€етс€ коммуникацией посредством движени€, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм и дл€ личной выразительности могут использоватьс€ все формы движени€. ÷ели танцевальной терапии включают развитие осознани€ собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общени€, исследование чувств и приобретение группового опыта. ‘ундаментальное значение дл€ танцевальной терапии имеют взаимоотношени€ спонтанных движений и психического состо€ни€, а также убеждение в том, что характер движений отражает личностные особенности.

¬ отличие от телесно-ориентированной психотерапии, работающей в основном со статическими мышечными зажимами, ритмо-двигательна€ терапи€ работает с динамическими, двигательными психосоматическими зажимами разного уровн€, от элементарной моторной скованности до трансценденции сознани€ в сложных ситуаци€х и проработки трансперсональных уровней переживаний. ¬ отличие от танцевальной психотерапии, основной формой работы в которой €вл€етс€ спонтанный танец, –ƒ“ работает преимущественно с жестко структурированным движением, директивно определ€емым руководителем группы по принципу Ђделай как €ї. ¬ этом смысле зан€тие по ритмо-двигательной психокоррекции в группе больше похоже на зан€ти€ в группах ритмической гимнастики.

–итмо-двигательна€ терапи€ позвол€ет человеку узнать, что он чувствует, пон€ть, почему он это чувствует, выразить то, что он чувствует, и поступать на основе своих истинных чувств, усилива€ чувство благополучи€ путем установлени€ тесного взаимодействи€ со своим телом. –аспознавание Ђпосланийї собственного тела способствует лучшему пониманию того, что именно вам необходимо.

ћеханизм ритмостимул€ции активности мозга через дыхание был вы€влен еще ј.ј. ”хтомским (1951). — процессом усвоени€ ритма оа св€зывал формирование доминанты Ц мощного очага раздражени€ в коре головного мозга, который совершает отбор воздействий внешней среды, вли€ющих на поведение, и при помощи сознани€ определ€ющий состо€ние и поведение человека в данный отрезок времени.

–итмическое движение дарит человеку здоровье, понимаемое не как отсутствие болезненных ощущений, а как полнота и естественность жизни, как самореализаци€. Ќо ритмическое движение Ц это и прекрасный лекарь. ќно способствует уменьшению локального мышечного напр€жени€ Ц зажимов. –азличные движени€, вращени€, прыжки заставл€ют напр€гатьс€ и расслабл€тьс€ все мышцы. ќдновременно происходит тренировка равновеси€ и дыхани€, улучшаютс€ подвижность и осанка. –итмическое движение учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.

¬ыдел€ют следующие основные функции ритма:

Х облегчение координации и взаимодействи€ с другими;

Х стимул€ци€ спонтанного движени€;

Х активизаци€ опорно-двигательного аппарата;

Х уменьшени€ тревожности, сопротивлени€, напр€жени€ и агрессии.

ƒл€ ритмо-двигательной терапии жизнь тела €вл€етс€ зеркалом сознани€. ¬ процессе ритмического движени€ выражающее себ€ сознание выносит на поверхность, делает €вным качество и специфику конфликтов личности, ее характерологические особенности. –азличные категории движени€ Ц пространство, врем€, вес, направление Ц €вл€ютс€ метафорами основных жизненных тем личности.

ѕространство Ц как много места € позвол€ю себе зан€ть в жизни, в присутствии других людей? Ќасколько € чувствую Ђсвоеї пространство?  ак € вхожу в пространство других людей?  акие зоны пространства мною освоены и используютс€, а какие Ц нет?

¬рем€ Ц какой ритм более органичен дл€ мен€? ѕри каком ритме Ц быстром или медленном Ц € чувствую себ€ более уверенным, более испуганным? ћогу ли € освоить разнообразие ритмов?

¬ес Ц насколько € чувствую свой вес и, следовательно, опору, поддержку, св€зь с землей? ћогу ли € доверить свой вес, свое тело другим люд€м?

Ќаправление Ц насколько координированы мои

движени€? Ќасколько € могу Ђдержатьї цель, определенный ритм или стиль движени€?  ак часто и какие части тела Ђвыпадаютї из направленного движени€?  ак много неосознанного хаоса в моем теле?

—ледование ритму позвол€ет человеку войти в кинестетический (телесный) транс Ц измененное состо€ние сознани€, дл€ которого характерна фиксаци€ внимани€ внутри себ€. ¬ трансе наше подсознание может произвести ту внутреннюю реорганизацию психики, в которой мы нуждаемс€, чтобы приспособитьс€ к действительности. ¬ нашем индустриальном мире мы утратили многие ритуалы более примитивных обществ Ц церемонии с пением, танцами и мифологическими действи€ми, в результате которых у людей наступало состо€ние транса. ¬новь обрета€ способность входить в состо€ние транса, мы становимс€ достаточно гибкими дл€ того, чтобы глубоко изменитьс€ и тем самым приспособитьс€ к жизни, проложить свой путь к новому состо€нию. Ѕез гибкости мы у€звимы и беззащитны, легко подвержены вли€нию других людей. ¬ход€ в состо€ние транса, человек присоедин€етс€ к целительному древнейшему миру, вне зависимости от конкретной культуры. ќдной из целей вхождени€ в транс €вл€етс€ создание физиологического состо€ни€, в котором человек мог бы начать создавать новые образы решени€ своих проблем, что, в свою очередь, позволило бы ему по-новому направить свою жизнь так, чтобы самоосуществитьс€, самореализоватьс€ в мире дезорганизации и стресса.

’арактер человека Ц это набор устойчивых способов поведени€ и эмоционального реагировани€ на окружаюшую среду, который формируетс€ в раннем возрасте и потом остаетс€ практически неизменным. —оответственно, у каждого типа характера существуют свои базовые проблемы, с которыми и работает ритмо-двига-тельна€ терапи€.

–итмо-двигательна€ терапи€ помогает разобратьс€ со следующими проблемами:

Х с границами (установление моих границ с окружающим миром, какую важность это имеет дл€ мен€);

Х с межличностными отношени€ми (мои контакты и коммуникации с другими людьми);

Х с образом Ђяї (мое место в этом мире, как € себ€ веду, что € чувствую, как реагирую на определенные ситуации);

Х со сверхконтролем (как € могу контролировать себ€ и других людей);

Х с агрессией (мо€ способность справл€тьс€ с агрессией, неадекватным поведением);

Х с опорами или заземлением (мо€ устойчивость);

Х с психофизиологическими блоками (блоки Цто Ђзажимыї, вызванные необходимостью сдерживать себ€ из-за установленных правил поведени€ в обществе);

Х со структурной интеграцией (преодоление беспор€дочности действий и суждений, когда чувствуешь одно, думаешь другое, а делаешь третье).

«ан€тие состоит из разминки, быстрой (ритмической) части и заключительной части.  аждое зан€тие лучше посв€тить работе над какой-то одной проблемой.

ѕродолжительность, интенсивность и содержание зан€ти€ могут быть разными в зависимости от наличи€ времени, желани€, физической подготовки и поставленных задач. Ќекоторые упражнени€ рассчитаны на работу в паре или в группе. «аниматьс€ необходимо в удобной спортивной одежде, об€зательно перед зеркалом, чтобы видеть, что и как получаетс€. ѕеред началом зан€тий нужно сформулировать проблему, с которой клиент намерен работать.

Ќекоторые упражнени€, приведенные в тренинге, вз€ты из работ: Ѕерезкина-ќрлова, 2001; Ѕерезкина-ќр-лова, Ѕаскакова, 1997; √иршон, 2000а, б; √рачева, 2003;  эмпбелл, 1999; Ћисицка€, 1994; Ћоуэн, 1997; —ергеева, 2000; Ўкурко, 2003; Ёндрюс, 1966.

–итмо-двигательной терапии, так же как и другим телесным техникам, нельз€ обучитьс€ по книгам.  онсультант должен пройти соответствующее обучение, прежде чем начинать работу с группой.

–јЅќ“ј — ќѕќ–јћ» («ј«≈ћЋ≈Ќ»≈)

Ђ„ем лучше человек ощущает свой контакт с почвой (реальность), чем прочнее он держитс€ за нее, тем большую нагрузку этот человек может выдержать и с тем более сильными чувствами он способен совладатьї (Ћоуэн, 2000).

 ачество заземлени€ человека отражает его внутреннее чувство безопасности.  огда человек хорошо заземлен, он комфортно чувствует себ€ и уверен, что имеет почву под ногами. Ёто зависит не от силы ног, а только от того, насколько мы их ощущаем. ѕроблема недостатка чувства безопасности неразрешима, пока человек

не осознает свое недостаточное заземление. ќн может верить, что находитс€ в безопасности потому, что получает деньги, имеет семью и положение в обществе. Ќо если он не заземлен, то будет страдать от недостатка внутреннего чувства безопасности.

«аземление противоположно подвешенности. ¬ Ђподвешенном состо€нииї находитс€ человек, оказавшийс€ в эмоциональном конфликте, парализующем его и мешающем ему совершать любые эффективные действи€, направленные на изменение ситуации. —осто€ние подвешенности может быть осознанным и неосознанным. ≈сли человек осознает конфликт, но не может решить его, он чувствует, что причина в нем самом. ќднако состо€ние подвешенности может быть обусловлено конфликтами, случившимис€ в детстве, воспоминани€ о которых долгое врем€ подавл€лись. ¬ этом случае это неосознанна€ подвешеннйсть.

Ћюба€ подвешенность, осознанна€ или неосознанна€, ограничивает свободу передвижени€ человека во всех област€х жизни, а не только в локальном конфликте. ѕричем неосознанное состо€ние подвешенности находит свое отражение в теле в форме хронического мышечного напр€жени€ подобно всем неразрешенным эмоциональным конфликтам.

»ллюзии и мечты €вл€ютс€ частью скрытой жизни большинства людей.  ак правило, тот факт, что люба€ иллюзи€ как бы подвешивает человека, не воспринимаетс€. „еловек попадает в неразрешимый конфликт между требовани€ми реальности, с одной стороны, и попыткой осуществить иллюзию Ц с другой. ќн не хочет отказыватьс€ от своей мечты, потому что это будет означать поражение его Ђяї. ¬ то же врем€ он не может полностью игнорировать требовани€ реальности, котора€ в результате расхождени€ с иллюзией часто приобретает пугающий и угрожающий вид. „еловек продолжает видеть реальность глазами отча€вшегос€ ребенка.

—трах падени€ €вл€етс€ переходной стадией между состо€нием подвешенности и твердым сто€нием на земле. ¬ последнем случае страха падени€ нет, в первом Ц он отрицаетс€ иллюзией. ≈сли мы допустим это предположение, то каждый пациент, который перестанет держатьс€ за свои иллюзии и попытаетс€ спуститьс€ вниз на землю, будет переживать страх падени€.

Ќиже приводитс€ комплекс ритмо-двигательных упражнений, позвол€ющий человеку почувствовать, насколько твердо он стоит на ногах, и усилить свое чувство реальности, заземленности.

–ј«ћ»Ќ ј

”пражнение 1. Ђ”держать равновесиеї

¬ том, как человек удерживает равновесие тела при малой площади опоры, видно, насколько он внутренне уравновешен, уверен в себе и самосто€телен в тех ситуаци€х, когда не на что (или не на кого) оперетьс€. ”пражнение направлено на вы€вление и развитие этого качества. ƒвигайтесь медленно, плавно, без рывков и остановок, как бы перетека€ из одной позы в другую.

¬станьте свободно. —осредоточьтесь на своих внутренних ощущени€х и почувствуйте в теле свою внутреннюю опору, центр т€жести (на уровне пупка); почувствуйте себ€ пар€щим над землей, как птица, опирающа€с€ распахнутыми крыль€ми на воздушный поток.

ѕосле этого поднимите согнутую в колене правую ногу (бедро параллельно полу), закройте глаза и почувствуйте опору на землю. ќткройте глаза и повторите то же с левой ногой.

”пражнение можно усложнить, если при его выполнении встать на носки.

ѕоразмышл€йте, почему с закрытыми глазами вас начало Ђсноситьї с опоры? Ќа какой ноге было сто€ть легче Ц на правой, левой? (Ћева€ сторона тела Ц социальные отношени€, права€ сторона Ц личные отношени€ с близкими людьми.)

”пражнение 2. Ђѕриседаниеї

ѕоставьте стопы параллельно на рассто€нии около 20 см. ѕрис€дьте на корточки так, чтобы обе п€тки прикасались к полу; вес тела перенесите на передние части стоп. ѕопробуйте удержатьс€ в этом положении без какой бы то ни было опоры. ≈сли опора все же необходима, слегка держитесь за какую-либо мебель перед собой.

≈сли вам требуетс€ опора, можно выполн€ть это упражнение, подложив под п€тки валик из свернутого полотенца такой толщины, чтобы помочь вам сохранить равновесие, но не делать упражнение слишком легким, иначе цель упражнени€ Ц раст€жение спазмированных мышц ног Ц не будет выполнена. ƒостижение этой цели можно приблизить, перенос€ попеременно т€жесть тела вперед и назад.

≈сли сидение в такой позе начнет вызывать боль, опуститесь на колени, отведите стопы назад и с€дьте на п€тки. Ёто может оказатьс€ болезненным, если голени и стопы напр€жены. ≈сли это так, прис€дьте снова, чтобы расслабить лодыжки. –егул€рное сидение на корточках и на п€тках ускор€ет процесс Ђотпускани€ї.

”пражнение 3. ЂЌаклон Ћоуэнаї

ѕоставьте стопы на рассто€нии около 45 см друг от друга, слегка разверните носки внутрь так, чтобы почувствовать €годичные мышцы. Ќаклонитесь вперед так, чтобы перенести вес тела на основани€ больших пальцев ног и коснутьс€ пола пальцами расслабленных рук (не ладон€ми).  олени слегка согнуты. √олова опускаетс€ как можно ниже, подбородок опущен. ƒыхание ртом, свободное и глубокое. Ёто упражнение выполн€етс€ в течение как минимум двадцати п€ти дыхательных циклов; постепенно их число доводитс€ до шестидес€ти. „ерез какое-то врем€ ноги начинают дрожать, что означает прохождение через них волны возбуждени€. ≈сли дрожани€ нет, значит, ноги слишком напр€жены. ¬ этом случае можно вызвать дрожание, медленно сгиба€ и выпр€мл€€ ноги. ƒвижени€ должны быть небольшими: их цель Ц расслабление мышц.

—уществует два услови€ хорошего укоренени€:

–ис. 2.4. Ќаклон Ћоуэна

1. Ёластичность коленей, которые работают как амортизаторы. ≈сли на тело сверху действует кака€-то сила, колени сгибаютс€.

2. Ђ¬ыпущенныйї живот. ƒл€ многих людей выпустить живот очень трудно. Ёто противоречит их представлени€м о подт€нутости (вт€нутый живот и вып€ченна€ грудь). Ёто установка солдата, который должен функционировать, как автомат. Ќапр€женный живот св€зан с подавлением сексуальности, печали и других эмоций, затрудн€ет брюшное дыхание. ¬ыпускание живота часто очень непри€тно дл€ женщин. ¬ викторианское врем€ женщины носили корсеты, чтобы скрыть свою сексуальность. ¬нешний корсет создает психологический корсет. ћногие мужчины также против€тс€ выпусканию живота. ≈сли даже живот выпуклый, это не значит, что он выпущен. ∆ивот при этом может быть напр€женным. Ќа высоте пупка или таза может находитьс€ Ђстискивающий обручї, создающий затор дл€ движени€ энергии.

”пражнение 4. Ђјрка Ћоуэнаї

—топы на рассто€нии около 40 см друг от друга, носки немного развернуты внутрь. —ожмите ладони в кулаки, уприте их в область крестца (большие пальцы направлены вверх).

—огните колени так сильно, как можете, не отрыва€ п€ток от земли. ѕрогнитесь назад, опира€сь на кулаки. ¬ес тела перенесите на пальцы ног. Ћини€, соедин€юща€ центр стопы, середину бедра и центр надплечь€, выт€нута, как лук. ¬ этом случае освобождаетс€ живот. ≈сли имеютс€ хронически напр€женные мышцы, то человек, во-первых, не в состо€нии выполнить упражнение правильно, а во-вторых, чувствует эти хронические напр€жени€, как боли и неудобства в теле, преп€тствующие выполнению этого упражнени€.

”пражнение 5. Ђћать-«емл€ї

–итмичное топанье по кругу под африканские ритмы в течение 7Ц10 минут. ѕри этом шаг выполн€етс€ на полусогнутых ногах, стопа ставитс€ на пол всей поверхностью, с топаньем. ¬ажно, чтобы было ощущение плотного соприкосновени€ стопы с землей.

–итуалы древних племен, посв€щенные «емле, исполн€лись на открытом твердом грунте.  огда исполнители танцевали, топа€ ногами в землю, поднималась пыль. —о стороны это выгл€дело так, будто источаетс€ сила земна€; танцоры как бы купаютс€ в ней и впитывают ее. „ем сильнее удары ног в землю, тем выше поднимаетс€ пыль, тем больше силы отдает «емл€. „ем ниже приседают танцоры, тем ближе они к ћатери-«емле, тем раньше встречают они силу земную и тем сильнее станов€тс€.

”пражнение 6. Ђћорска€ водоросльї

ѕредставьте, что вы водоросль, растуща€ на морском дне. ¬аши стопы, €вл€€сь корн€ми, не могут сдвинутьс€ с места, но голова, руки, плечи, туловище, бедра и колени €вл€ютс€ стебл€ми водоросли и непрерывно колеблютс€ под воздействием морского течени€, которым в данном случае €вл€ютс€ движени€ рук вашего партнера. «акройте глаза и двигайтесь, повину€сь Ђтечениюї, с той же скоростью и в том же направлении. Ќе следует забывать, что стопы должны быть надежной опорой, сильной и одновременно гибкой.

–ис. 2.5. јрка Ћоуэна

ѕартнер, который играет роль морского течени€, может мен€ть скорость и интенсивность движений Ђводорослиї.

”пражнение 7. ЂЅульдозер и ѕенькиї

Ёто упражнение можно выполн€ть как в парном, так и в групповом варианте.

ѕарный вариант:

ќдин из участников исполн€ет роль Ѕульдозера, который должен выкорчевать ѕенек, роль которого выполн€ет другой партнер. “от, кто играет роль ѕенька, должен, укоренившись, сто€ть на месте и не сходить с него. »грающий роль Ѕульдозера пытаетс€ стащить партнера с этого места всеми способами Ц хвата€ за руки, толка€ и т. д. „ерез какое-то врем€ партнеры мен€ютс€ рол€ми.

√рупповой вариант:

≈сли в эту игру играет три человека, один становитс€ ѕеньком, а двое других Ц Ѕульдозерами. ¬ процессе игры играющие мен€ютс€ рол€ми.

Ѕџ—“–јя „ј—“№

—остоит преимущественно из прыжковых ритмичных упражнений с об€зательным приземлением на всю стопу и небольшим пружинным сгибанием колен.

“анцевать ЂЋетку-енкуї Ц танец, который, возможно, многим знаком. 2 маха правой ногой, 2 маха левой, прыжок вперед на обе стопы, прыжок назад и 3 движени€ твиста. ÷икл повтор€етс€ 15Ц20 раз.

–асставл€ем ноги как можно шире, ставим ладони на пол, сгибаем и разгибаем колени, голову можно опустить, а можно держать подн€той.

«ј Ћё„»“≈Ћ№Ќјя „ј—“№

”пражнение 1. Ђћетафора одного шагаї

ѕри выполнении этого упражнени€ вес тела плавно перетекает сначала полностью на одну ступню, затем Ц на другую. —топы и колени должны проходить р€дом друг с другом параллельно, но не соприкаса€сь. ќпорна€ ступн€ Ђраспластываетс€ї на полу (женщинам можно вспомнить ощущение Ђраскатывани€ тестаї). ¬ любой момент движени€ положение тела €вл€етс€ устойчивым, по команде Ђстопї тело не заваливаетс€ (Ђпринцип поко€ в движенииї). √олова во врем€ движени€ находитс€ на одном и том же уровне, глаза смотр€т пр€мо, корпус не наклон€етс€.

—то€ на полусогнутых в колен€х ногах (ступни касаютс€ внутренними сторонами друг друга, руки держите вблизи живота), прис€дьте, опуска€ пр€мой позвоночник вниз.  огда вы почувствуете свои ноги Ђсжатыми пружинамиї, начните плавно и медленно скользить правой стопой параллельно земле на 1Ц2 сантиметра выше уровн€ пола (при этом необходимо чувствовать рассто€ние до пола, не допуска€ Ђобрыва в пропастьї), пока колено не окажетс€ почти пр€мым. ¬се это врем€ вес тела полностью остаетс€ на левой ноге, проекци€ центра т€жести тела находитс€ в пределах опорной стопы (устойчивое положение).

ќпустите правую стопу (сначала п€тку, потом носок). ¬ес все еще остаетс€ на левой ступне. ѕлавно перенесите вес вперед, на правую ногу; важно прочувствовать его перетекание. Ћева€ нога подт€гиваетс€ к ступне правой только после установлени€ опоры на правой ноге. ÷икл повтор€етс€.

”пражнение 2. Ђѕадениеї

ќтношение человека к физическому падению отражает его воспри€тие жизненных Ђпаденийї Ц неудач: насколько он боитс€ их и насколько т€жело из них выходит. ¬ажно пон€ть, что травму вызывает не само падение, а сопротивление ему, ограничивающее естественную телесно-психологическую приспособл€емость человека к ситуации. —пособность видеть в падении необходимые компоненты развити€ укрепл€ет уверенность человека в себе и его доверие к себе.

”пражнение выполн€етс€ в несколько этапов с постепенным усложнением.  аждый вариант упражнени€ выполн€етс€ по несколько раз.  огда освоен более простой вариант, можно переходить к следующему, более сложному. ƒл€ безопасности можно постелить на пол несколько спортивных матов.

1. —то€ в полный рост, кружитьс€ на месте так, чтобы расслабленные руки отлетели в стороны, а кисти налились т€жестью. «атем резко остановитьс€ и упасть, куда Ђповедет телої.  ак правило, падение идет с закручиванием, по спирали. ”пражнение очень похоже на то, как играют (кружатс€) дети.

2. ¬стать в полный рост. ѕолностью расслабив тело, упасть на пол м€гко, с закручиванием (так, как это получалось после кружени€ в предыдущем варианте упражнени€).

3. ¬стать в полный рост. ѕодпрыгнуть вверх и м€гко упасть на пол, приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину.

4. ¬стать в полный рост на опоре, приподн€той над землей. ќттолкнувшись от нее, подпрыгнуть вверх и с высоты упасть на пол, м€гко приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину.

”пражнение 3. Ђ¬осхождение к устойчивости (работа с Ђвнутренним ребенкомї)ї

ќдин участник лежит на полу на спине, согнув ноги, другой стоит и своими ногами упираетс€ в его ступни. ќн должен не мешать и не помогать лежащему, а только служить ему опорой.

Ћежащий перемещает свои стопы вверх, Ђидетї по ногам сто€щего. Ёто и есть путешествие к устойчивости. ¬ этом движении про€вл€етс€ пам€ть тела Ц стремление Ђвнутреннего ребенкаї найти опору.  огда ноги лежащего выпр€м€тс€, его стопы должны оказатьс€ на животе партнера. —то€щий некоторое врем€ удерживает ноги партнера на своем животе (Ђблагодарность животомї). ѕотом следует плавный выход из контакта: сто€щий понемногу отходит назад, пока ноги партнера не л€гут на пол полностью.

«атем сто€щий берет партнера за стопы и на вдохе надавливает на них, а на выдохе Ц отпускает. —то€щий должен дышать в ритме партнера Ц это ассимил€ци€ энергии.

ѕроводитс€ обсуждение: почувствовал ли лежащий состо€ние устойчивости, было ли это трудно и почему?  огда было максимально удобно? Ћегко ли было выйти из контакта? ѕосле этого партнеры мен€ютс€ рол€ми.

Ёта процедура демонстрирует сложности с матерью. ≈сли на подъеме было трудно, а на животе (т. е. как бы в утробе матери) удобно Ц это хорошо. ≈сли клиент не может выйти из контакта, это очень плохо. ≈сли контакт разрываетс€ очень резко, это означает очень плохие отношени€ с матерью.

–јЅќ“ј — √–јЌ»÷јћ»

√раница между тем, что находитс€ внутри нашего тела, и внешней средой более или менее четко переживаетс€ нами, но эта граница весьма относительна. ”становление границ своего Ђяї, соотносимого с границами тела, €вл€етс€ важным условием различных видов поведени€, посредником в их осуществлении. Ќеобходимость такого определени€ границ проистекает из потребности человека в личной идентичности, интегрированноеЩ.

ћногочисленные исследовани€ показали высокую коррел€цию между степенью определенности границ образа тела и определенными личностными характеристиками человека. Ќапример, высокий уровень определенности границ в сознании устойчиво св€зан с такими характеристиками индивида, как более стабильна€ адаптаци€, сильна€ автономи€, выраженное стремление к эмоциональным контактам. Ќизка€ степень определенности границ образа тела коррелирует со слабой автономией, высоким уровнем личностной защиты, неуверенности в социальных контактах.

√раницы физического Ђяї св€заны с границами личной зоны каждого человека, и эту св€зь можно эффективно использовать в процессе психотерапии. ¬не зависимости от того, насколько ограниченным €вл€етс€ окружающее нас пространство, у каждого из нас имеетс€ лична€ зона или территори€ Ц та область, которую мы будем старатьс€ сохранить от внешнего вторжени€. —пособы охраны границ наших личных зон и признание нерушимости чужих границ определ€ют характер наших взаимоотношений с другими людьми. „еловек определенным образом реагирует на пространство, окружающее его, и определенным образом использует это пространство, что само по себе €вл€етс€ способом передачи информации другим люд€м. »спользование человеком пространства имеет решающее значение дл€ человеческих взаимоотношений, прежде всего Ц дл€ вы€снени€ степени близости между людьми. ” каждого человека есть свои территориальные потребности. ¬ыдел€ютс€ четыре €рко выраженные зоны, внутри которых действует человек: интимной близости; личной близости; социального контакта; общественной дистанции. –ассто€ние между людьми от одной зоны к другой возрастает по мере того, как степень близости между ними уменьшаетс€.

Ќиже приводитс€ комплекс ритмо-двигательных упражнений, позвол€ющий человеку осознать, как он устанавливает границы с другими людьми и всегда ли они соответствуют ситуации.

–ј«ћ»Ќ ј

”пражнение 1. Ђ√раницыї

¬ариант 1

„тобы сохранить свою целостность, мы проводим вокруг себ€ невидимые границы. ћы позвол€ем другим приближатьс€ к нам физически и психологически лишь до определенного рассто€ни€, защища€ себ€ от вредного воздействи€ или от чрезмерного вли€ни€. “от, кто не может отстаивать свои границы, создает трудности дл€ себ€ самого и дл€ окружающих. — другой стороны, когда мы устанавливаем границы на большом рассто€нии от себ€ или делаем их непроницаемыми, мы становимс€ одинокими. ќбща€сь с другими, мы часто не замечаем этих психологических границ. Ќеосторожно преступив их, мы оказываемс€ бестактными по отношению к человеку, а тот, кто нарушает наши границы, кажетс€ нам бесцеремонным или т€готит нас.

Ќемало конфликтов возникает из-за того, что в повседневной жизни мы недостаточно четко обозначаем границы вокруг своей личной территории и сами оказываемс€ невосприимчивыми к знакам, указывающим на приближение к чужим границам.

ƒанное упражнение помогает участникам стать более чувствительными к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий €зык.

ЂЁто упражнение поможет вам стать более чувствительными к границам, с помощью которых каждый человек защищает свою индивидуальность.

ѕосмотрите на всех членов группы и выберите кого-нибудь, с кем вам по какой-то причине трудно общатьс€. —€дьте друг напротив друга и задумайтесь на минуту о том, как вы в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себ€ ваш партнер.  ак вам кажетс€, насколько близко он позволит вам подойти к себе?  аким образом? ѕри каких услови€х?  ак он скажет вам Ђстоп!ї или Ђподойди поближеї?

ѕопробуйте молча поэкспериментировать друг с другом. ¬станьте лицом друг к другу и выт€ните руки перед собой.  оснитесь своими ладон€ми ладоней партнера, так чтобы ваши руки были м€гко прижаты друг к другу. —мотрите друг другу в глаза и делайте соприкасающимис€ ладон€ми и пальцами различные движени€. Ёкспериментиру€ с движени€ми, постарайтесь узнать что-либо новое о своем партнере.

„то выражают движени€ партнера?  то из вас чаще оказываетс€ инициатором движений, а кто чаще проводит разведку?  то чаще говорит Ђстоп!ї?

“еперь найдите ту индивидуальную границу, которую партнер очерчивает вокруг своего тела и которую он готов защищать. ѕриближа€ руки к партнеру с разных сторон, на разной высоте от ступней до макушки, вы€сните, в какой мере он позвол€ет вам приблизитьс€ к нему в разных местах.  ак вы сами себ€ чувствуете, приближа€сь к его границам? Ќасколько вы уверены в себе и в какой мере позвол€ете партнеру подойти к вашим границам? Ѕудьте чувствительны к сопротивлению с обеих сторон, а также к отступлени€м назад. √де проходит ваша собственна€ граница и как вы ее защищаете?

“еперь остановитесь и с€дьте вместе со своим партнером. ѕоговорите о том, что вы заметили, о том, какую Ђполитику границї использует каждый из вас и как вы можете использовать пон€тое дл€ того, чтобы в будущем легче ладить друг с другомї.

¬ариант 2

Ёто упражнение предназначено дл€ того, чтобы помочь двум конфликтующим между собой участникам проанализировать важные аспекты возникших между ними трудностей. (¬ продвинутых группах можно видоизменить упражнение, разделив группу на четверки, чтобы в каждой подгруппе было два конфликтующих участника, один посредник и один носитель адекватного поведени€.)

÷ель упражнени€ состоит в том, чтобы вы€вить те правила, по которым каждый из нас определ€ет, как именно должны с ним обращатьс€ другие люди, а также в том, чтобы выработать индивидуальный стиль защиты своих границ. Ёффективный контроль над границами €вл€етс€ предпосылкой нашего самоуважени€.

ѕрежде всего убедитесь в готовности обеих конфликтующих сторон работать со своими трудност€ми.

¬ центре внимани€ находитс€ один из участников конфликта (ј), другой (Ѕ) наблюдает. ѕопросите ј выйти на середину и сосредоточитьс€ на своем индивидуальном пространстве, которое его окружает и защищает. ѕусть ј опишет, насколько велико это пространство и какой оно формы; затем спросите его, может ли он выходить из своего личного пространства и насколько далеко.

—просите ј, кому и при каких услови€х он позвол€ет заходить в свое личное пространство. «десь могут помочь другие участники группы (но не Ѕ!). ќни могут, исполн€€ различные роли (мужчины, женщины, знакомого, чужого и т. д.), вступать в личное пространство ј. ѕри этом никто не должен произносить ни слова. ¬ы также можете попросить войти в личное пространство ј нескольких человек одновременно, чтобы ј мог вы€снить, как он к этому относитс€. Ќа каждом из этих этапов помогите ј разобратьс€, как он открывает и закрывает свои границы, и подчеркните, что только он сам отвечает за определение своих границ и их защиту.

“еперь спросите ј, каким образом он приглашает другого войти в свое личное пространство. ѕусть он снова без слов пригласит к себе помощников, исполн€ющих различные роли, причем исполнители должны выражать различную степень заинтересованности. «десь следует вы€снить, насколько гибко этот человек может настраиватьс€ на различные ситуации и устанавливать контакт.

ѕусть теперь Ѕ войдет в личное пространство ј, причем именно таким образом, как он обычно делал это раньше. ¬ заключение пусть Ѕ вступит в личное пространство ј так, как он хотел бы сделать это, учитыва€ только что полученную информацию. ■

ѕовторите всю процедуру, помен€в роли участников ј и Ѕ.

ќбсудите упражнение.

”пражнение 2. ЂЅроуновское движениеї

Ёто задача на здоровый эгоизм Ц упражнение помогает каждому участнику вы€снить, чего хочет его тело. √руппа изображает броуновское движение: участники ход€т по помещению, не вступа€ ни в какие контакты. ѕотом, по сигналу, они могут вступать в любые невербальные контакты друг с другом. ѕри этом они должны прислушиватьс€ к своим ощущени€м: что с ними происходит, когда другие пытаютс€ идти на контакт с ними, и что происходит, когда они пытаютс€ идти на контакт, а им идут или не идут навстречу.

ѕосле этого задача усложн€етс€: участники должны передвигатьс€ с закрытыми глазами и, столкнувшись с другим участником, пытатьс€ опознать друг друга.

Ѕџ—“–јя „ј—“№

”пражнение 1.

Ђƒвижение в разных €русах кинесферыї

ѕон€тие Ђкинесфераї (пространство вокруг тела, граница которого определ€етс€ максимальной амплитудой движений) заимствовано из танцевально-двигательной терапии. Ёто упражнение проводитс€ в трех горизонтальных €русах кинесферы:

Х нижнем Ц от бедер до земли, включа€ все доступное дл€ движений пространство вокруг ног: приседани€, наклоны, переползани€ и т. д.;

Х среднем Ц движени€ руками и корпусом ниже уровн€ плеч;

Х верхнем Ц движени€ головой, шеей, плечевым по€сом и руками выше уровн€ плеч: прыжки, Ђполетыї и т. д.

ЂЋ€гте на спину, закройте глаза и определите центр т€жести вашего тела. «атем определите центр т€жести, лежа на животе, сид€ и сто€. ѕодвигайтесь, как кошка, и найдите центр т€жести тела кошки. ¬ыполн€€ движени€ характерные дл€ разных животных, определите, где находитс€ центр т€жести обезь€ны? ѕетуха? –ыбы? ¬оробь€, прыгающего по земле?

ѕереместитесь из одного конца зала в другой в нижнем €русе кинесферы. ƒвижени€ выбирайте самосто€тельно Ц вы можете перекатыватьс€ по полу, разными способами ползти на животе или на спине. ≈динственное условие Ц ваш центр т€жести должен находитьс€ не выше 10 см от пола. ƒостигнув противоположного конца зала, вернитесь обратно, двига€сь в среднем €русе кинесферы. “ретий раз пересеките зал, двига€сь в верхнем €русе кинесферы Ц выполн€€ прыжки, взмахива€ руками и т. д.ї.

”пражнение 2.

Ђ“анец в ограниченном пространствеї

ƒл€ этого упражнени€ необходимо помещение, плотно заставленное мебелью. ”частники исполн€ют импровизированные танцевальные движени€, избега€ наталкиватьс€ на предметы. ƒвигатьс€ следует не только ритмично, но и достаточно быстро; движени€ вправо и влево должны быть симметричными. ѕосмотрите, насколько хорошо вам удаетс€ лавировать в ограниченном пространстве.

”пражнение 3. Ђ“анец отождествленийї

Ђќтождествл€йте себ€ последовательно с четырьм€ стихи€ми: ¬оздухом, ќгнем, «емлей и ¬одой. ѕрочувствуйте специфику и энергетику каждой из стихий, отдайтесь ей целиком. ¬ыполн€€ это упражнение, вы также можете отождествл€тьс€ с лесом, небом, рекой, травой, любыми, в том числе сказочными, животными, четырьм€ сторонами света и т. д. ¬ танце вы можете отождествл€тьс€ с чем угодно, хоть с дверной ручкой, Ц это очень способствует психологическому раскрепощению, размытию границ ЂЁгої, ослаблению прив€занности к себе. ќчень хорошо отождествл€тьс€ с персонажем музыкального произведени€, например песни. ѕоиграйте с Ђпопсойї Ц это отлично развивает актерские способности и уменьшает чувство собственной важностиї.

«ј Ћё„»“≈Ћ№Ќјя „ј—“№

”пражнение 1. Ђ“р€пична€ куклаї

Ђ—таньте на колени позади своего партнера, сид€щего на полу, и попросите его прислонитьс€ к вам спиной и расслабитьс€ настолько, чтобы вы могли перемещать его в любом направлении. Ёто упражнение потребует от вас полной концентрации внимани€, так как вы все врем€ должны поддерживать партнера. ≈сли какой-нибудь участок тела будет оказывать сопротивление вашим действи€м, уделите ему особое вниманиеї.

”пражнение 2. Ђѕр€ткиї

”пражнение выполн€етс€ парами. ѕартнеры прислон€ютс€ друг к другу спинами. «адача одного из играющих Ц увидеть лицо другого. ¬торой партнер должен не позволить ему этого с помощью простого приема: не тер€€ контакт спины со спиной.

”пражнение 3. Ђ—мыкающийс€ кругї

¬ зале выстраиваетс€ широкий круг из стульев спинками к центру; члены группы наход€тс€ внутри круга, консультант Ц снаружи. «вучит музыка, и участники начинают спонтанно двигатьс€, свободно перемеща€сь в пространстве, взаимодейству€ с другими.  онсультант понемногу сдвигает стуль€ к центру круга, вынужда€ участников сближатьс€. Ќаконец участники оказываютс€ зажатыми в совсем тесный кружок, а консультант все продолжает уменьшать пространство. ”лыбки на лицах участников исчезают, они перестают понимать консультанта, ведь им уже практически невозможно двигатьс€.  онсультант просит их еще ужатьс€, возможно, избавившись от кого-то из членов группы Ц выставив его за круг. “еоретически упражнение может продолжатьс€ до тех пор, пока в центре круга не останетс€ один человек. ¬ большинстве случаев упражнение можно прекратить уже тогда, когда группа начинает выталкивать кого-то из участников или когда члены группы начинают сами покидать группу, чтобы остальным не пришлось делать мучительный выбор. »деальным вариантом развити€ событий €вл€етс€ тот, когда группа отказываетс€ выполн€ть упражнение, вступа€ в конфронтацию с консультантом. “аким образом, участники группы берут ответственность за происход€щее на себ€, приобрета€ большую групповую автономность, осознава€ себ€ чем-то большим, чем просто сумма людей, Ц членами группы.

ќбсудите упражнение.  акова зависимость между межличностной дистанцией и отношением к человеку? „то чувствовали участники, когда в их персональное пространство вторгались другие люди? ќдинаково ли они себ€ ощущали при взаимодействии с разными людьми?

ѕри обсуждении важно дать участникам выразить свои чувства, свое видение происход€щего, объ€снить себе и другим то, что произошло. „тобы облегчить свободное выражение чувств, консультант может рассказать о своих затруднени€х, о своем см€тении в ситуации, когда он был вынужден Ђдавитьї группу, чтобы она осознала свою целостность.

–јЅќ“ј — ћ≈∆Ћ»„Ќќ—“Ќџћ» ќ“ЌќЎ≈Ќ»яћ» ( ќЌ“ј “џ »  ќћћ”Ќ» ј÷»я)

ћежду организацией речи и телодвижений в человеческой коммуникации существует нейрофизиологическа€ св€зь (‘ельденкрайз, 1997). »спользование ритма и кинестетических паттернов на зан€ти€х ритмо-двигательной терапией помогает установить или восстановить межличностную коммуникацию: синхронные движени€ облегчают процесс общени€.

 оординаци€ тела рассматриваетс€ как необходимое условие дл€ достижени€ удовлетворительного социального взаимодействи€. Ћюди, имеющие нарушени€ в социальных коммуникаци€х, способны научитьс€ необходимому поведению (ритмической координации с другими), которое затем может быть переведено в другие социальные окружени€. ¬ результате зан€тий рит-мо-двигательной терапией большинство клиентов переживают более глубокий и богатый уровень общени€, выража€ чувства через движени€ тела во врем€ движени€ под общий ритм. –итм с незапам€тных времен известен как фактор, организующий человеческое поведение и создающий чувство солидарности между людьми.

ѕолноценное общение невозможно без обратной св€зи. „еловеку всегда важно знать, насколько его пон€ли, насколько его прин€ли со всей информацией, которую он хочет донести, насколько он сам правильно пон€л, увидел, услышал то, что ему сообщили. „асто при общении принимаетс€ во внимание только его вербальный компонент, однако человек всегда говорит еще и телом. Ётот невербальный €зык может быть информативнее и даже правдивее (в случа€х, когда вербальные и невербальные про€влени€ расход€тс€ или противоречат друг другу). „то хочет сказать человек своей походкой, своей позой, своими жестами?  аким образом его телодвижени€ подтверждают то, что он говорит словами?

Ќиже приводитс€ комплекс ритмо-двигательных упражнений, позвол€ющий человеку пон€ть Ц удаетс€ ли ему представить миру свое истинное лицо? ѕринимают ли другие люди сигналы, которые он направл€ет им? ≈сли они понимают эти послани€ по-другому, то, может быть, именно поэтому человеку не удаетс€ интегрироватьс€ в мир? ћожет быть, именно этим объ€сн€ютс€ его жизненные неудачи?

–ј«ћ»Ќ ј

”пражнение 1. Ђ«еркалої

”частники станов€тс€ парами лицом друг к другу. ќдин из них делает замедленные движени€. ƒругой должен в точности копировать все движени€ партнера, быть его Ђзеркальным отражениемї. „ерез некоторое врем€ они мен€ютс€ рол€ми.

Ќа первых порах проработки задани€ консультант налагает ограничени€ на действи€ ведущего партнера: не делать сложных движений, не производить несколько движений одновременно, не делать мимических движений, выполн€ть движени€ в очень медленном темпе.

¬ ходе выполнени€ упражнени€ участники довольно быстро обучаютс€ чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. ќт раза к разу следить за ведущим становитс€ все легче, и все чаще возникает ситуаци€ предвосхищени€ и даже опережени€ его действий. Ёто упражнение €вл€етс€ хорошим средством дл€ установлени€ психологического контакта.

”пражнение 2. Ђ¬нутреннее состо€ниеї

 аждый из партнеров по очереди делает движение, отражающее его внутреннее состо€ние, а другой повтор€ет это движение 3Ц4 раза, стара€сь вчувствоватьс€ в состо€ние ведущего, пон€ть это состо€ние.

«акончив упражнение, участники обсуждают вопрос: каково, по вашему мнению, состо€ние каждого из нас? ѕосле того как будет высказано несколько гипотез о состо€нии одного из участников, следует обратитьс€ к нему за объ€снением его действительного состо€ни€.

Ѕџ—“–јя „ј—“№

”пражнение 1. Ђƒвойникї

”пражнение активизирует Ђвнимание телаї, облегчает взаимодействие с партнером, понимание его невербальных сообщений через подражание им.

ќдин из участников выходит в центр и произносит монолог о своих мысл€х, чувствах, переживани€х. Ёто не подготовленна€ речь, а мысли вслух, поток сознани€. ќн может двигатьс€ по комнате, совершать любые действи€. ¬торой участник по своей инициативе подходит и встает позади первого, принима€ его позу и повтор€€ движени€ и слова. ≈го задача Ц представить себе чувства первого. ќб€зательное условие Ц копировать невербальное поведение. „ерез несколько минут двойник мен€етс€.

”пражнение 2. Ђќтображениеї

»спользуетс€ люба€ музыка без жесткого ритма. ¬ каждой паре один из участников становитс€ ведущим, другой Ц ведомым; они смотр€т в глаза друг другу. ¬едущий начинает медленные, плавные движени€. ¬едомый зеркально отражает движени€ ведущего, стара€сь ни о чем не думать: пусть ведет тело. „ерез п€ть минут участники мен€ютс€' рол€ми. ѕо окончании они дел€тс€ ощущени€ми.

”пражнение 3. Ђќтображение группойї

¬едущий свободно двигаетс€ по комнате, соверша€ любые не слишком быстрые танцевальные движени€. ќстальные члены группы должны следовать за ним, повтор€€ его движени€ и Ђпережива€ї их. „ерез несколько минут ведущий переходит в конец цепочки, следующий ведущий мен€ет характер движений. ћузыка дл€ этого упражнени€ не нужна Ц ритм движений задает каждый новый ведущий.

«ј Ћё„»“≈Ћ№Ќјя „ј—“№

”пражнение 1. Ђ онтакт рукамиї

Ђ—вободно перемещайтесь по комнате, пожима€ друг другу руки. ѕериодически останавливайтесь, задержав чью-либо руку в своей руке. «акройте глаза и при помощи прикосновений исследуйте ее. „ерез две минуты откройте глаза и посмотрите на партнера.

“еперь перемещайтесь с закрытыми глазами, пожима€ левой рукой руки других членов группы. ќстановитесь, возьмите чью-либо левую руку и попытайтесь догадатьс€, чь€ это рука. „ерез минуту, все еще держась за руки, откройте глаза, посмотрите друг на друга и проверьте правильность ваших ощущений.

—нова двигайтесь по комнате, дела€ рукопожатие двум€ руками. ¬ы должны за 30 секунд обмен€тьс€ с партнером рукопожати€ми, наход€сь в разных состо€ни€х Ц Ђторопливыйї, Ђсердитыйї, Ђподавленныйї, Ђсчастливыйї, Ђвлюбленныйї.

«акройте глаза, найдите другого партнера, возьмите его за обе руки и постарайтесь угадать, кто это. „ерез две минуты, не открыва€ глаз, вместе с партнером с помощью рук попытайтесь выразить разные состо€ни€: поспорьте, помиритесь, будьте игривыми, будьте нежными, изобразите танец двум€ руками. „ерез 5 минут, все еще держась за руки, откройте глаза и посмотрите на своего партнераї.

”пражнение 2. Ђ онтакт спинойї

Ђ«акройте глаза и медленно двигайтесь спиной вперед. —толкнувшись с кем-нибудь, разойдитесь и двигайтесь дальше. „ерез минуту остановитесь р€дом с кем-нибудь, спина к спине, и постарайтесь узнать своего партнера. ≈ще через минуту один из партнеров поворачиваетс€ и, не открыва€ глаз, пытаетс€ узнать своего партнера, каса€сь руками его спины. „ерез две минуты помен€йтесь местами.

“еперь, не открыва€ глаз, снова медленно двигайтесь спиной вперед. —толкнувшись с кем-нибудь, пообщайтесь спинами: поспорьте, будьте игривыми, нежными, потанцуйте спина к спине, исследуйте различные виды движени€. Ќа каждое из этих упражнений даетс€ 30 секунд.

ћинут через 5 остановитесь и осознайте друг друга. «атем медленно и осторожно подвигайтесь врозь. ќбратите внимание на то, как чувствует себ€ ваша спина. ѕосле этого откройте глаза и посмотрите на своих партнеровї.

”пражнение 3. Ђ—иамские близнецыї

Ђ–азбейтесь на пары. ѕредставьте себ€ сиамскими близнецами, сросшимис€ любыми част€ми тела. ¬ы вынуждены действовать как одно целое. ѕройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. ј теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: как вы завтракаете, одеваетесь и т. д.ї.

”пражнение 4. Ђ”читывание возможностей партнераї

Ђ—€дьте лицом друг к другу и соедините ступни слегка согнутых в колен€х ног. «атем наклонитесь вперед, возьмитесь за руки и, упира€сь ступн€ми, одним движением поднимите ноги вверх. ќставайтесь в таком положении как можно дольше, затем опустите ноги и расслабьтесьї.

–јЅќ“ј — ј√–≈——»≈…

јгресси€ Ц это люба€ форма поведени€, нацеленного на причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращени€. ∆ивотным свойственны два типа агрессии: социальна€, дл€ которой характерны демонстративные вспышки €рости, и молчалива€ агресси€, подобна€ той, что про€вл€ет хищник, когда подкрадываетс€ к своей жертве. Ћюди про€вл€ют еще два типа агрессии, практически не встречающиес€ у животных: враждебную и инструментальную. »сточник враждебной агрессии Ц это злость. ≈е единственна€ цель Ц причинить вред. ¬ случае инструментальной агрессии причинение вреда €вл€етс€ не самоцелью, а средством достижени€ какой-либо иной цели. ¬се многообразие форм человеческой агрессивности можно также разделить на гетероагрес-сию, направленную на других, и аутоагрессию, направленную на себ€.

—огласно теори€м враждебности, разработанным в различных психологических школах, в процессе накоплени€ субъективного опыта у человека постепенно формируютс€ внутренние, субъективные представлени€ о себе, об окружающей действительности и других люд€х. ќдной из базовых характеристик объектов такого субъективного мира может быть враждебность. ѕредставлени€ об окружающем мире как о враждебном формируютс€ с первых дней жизни ребенка под вли€нием целого р€да факторов Ц наследственных, семейных, социальных. ѕомимо этого, они могут сформироватьс€ уже в зрелом возрасте вследствие психической травмы, когда картина мира претерпевает катастрофические изменени€.

Ѕиоэнергетическа€ теори€ предполагает, что хронически напр€женные мышцы сдерживают импульсы, которые про€вились бы, если бы движени€ не были скованны. ѕоэтому поощрение свободы в движени€х должно способствовать высвобождению этих импульсов и заблокированных чувств. ќдин из самых основных способов выразить протест с помощью движений состоит в резком распр€млении конечности, в том, что называетс€ Ђвзбрыкнутьї. ≈сли сюда добавить крики ЂЌе хочу! Ќе буду!ї, можно получить доступ к своей заблокированной €рости или гневу.

ƒвигательные упражнени€ не следует примен€ть механически, как некий ритуал, они лучше всего помогают тем, кто действительно ищет способ разр€дить накопившуюс€ злость. ¬зрыв эмоций, представл€ющих опасность дл€ окружающих, при этом маловеро€тен. Ќаоборот, опаснее сдерживать злость, потому что тогда упражнение не приведет к желаемому результату.

Ќиже приводитс€ комплекс ритмо-двигательных упражнений, позвол€ющий человеку освободитьс€ от накопившейс€ агрессии.

–ј«ћ»Ќ ј

”пражнение 1. ЂЌе буду!ї

”пражнение построено так, чтобы освободить напр€жение мышц подбородка. ”становление контакта с этим напр€жением, а также с его причиной Ц чувством гнева и €рости Ц €вл€етс€ позитивным опытом, дающим человеку больший самоконтроль.

Ђѕоставьте стопы параллельно на рассто€нии около 20 см друг от друга. —легка согните колени. Ќаклонитесь вперед, перенос€ вес тела на подушечки стоп. ¬ыдвиньте подбородок вперед и удерживайте его в этом положении 30 секунд. ƒыхание равномерное. ѕодвигайте напр€женной челюстью вправо-влево, удержива€ ее выдвинутой вперед. Ёто может вызвать боль в затылке. ќткройте рот как можно шире и проверьте, сможете ли вы положить между зубами три средних пальца ладони. ” многих людей напр€жение мышц подбородка настолько сильное, что они не могут широко раскрыть рот.

ѕозвольте подбородку расслабитьс€. —нова выдвиньте его вперед, сожмите кулаки и скажите несколько раз ЂЌе буду!ї соответствующим тоном. «вучит ли ваш голос убедительно? ћожете также выполнить это упражнение, произнос€ слово ЂЌет!ї. ѕроизносить ЂЌе буду!ї и ЂЌет!ї надо как можно более громко дл€ утверждени€ своей воли. „ем сильнее она будет выражена, тем сильнее будет вызванное этим способом чувство собственного Ђяї.

”пражнение 2. Ђ рикї

Ђ—€дьте на пол, закройте глаза; дыхание глубокое. —осредоточьтесь на своем дыхании, ощутите течение воздуха-энергии во всем теле: как реагируют мышцы, кости, кровеносные сосуды на поступающую с глубоким дыханием энергию. „ерез одну-две минуты начинайте озвучивать выдох с переходом на крик Ц нечленораздельный, без напр€жени€ голосовых св€зок. ћедленно вставайте. «вук делаетс€ громче, в нем участвует все тело: помогайте себе руками, ногами, Ђколотите воздухї. ѕолное звучание удерживаетс€ некоторое врем€, затем постепенно стихает.

√убы и мышцы нижней челюсти должны быть расслаблены. ƒл€ освобождени€ челюсти можно массировать ее мышцы.  рик затихает, внимание оп€ть сосредоточено на дыхании. ћедленно опуститесь на пол, л€гте на спину. “еперь во врем€ вдоха и выдоха вы будете произносить членораздельные звуки. ѕри вдохе надо произносить Ђсої, при выдохе Ц Ђхумї. Ђ—о хумї в переводе с санскрита означает Ђэто €ї; кроме того, эти слоги соответствуют естественному озвучиванию дыхани€. „ерез две-три минуты можно заменить звуки на гудение при каждом выдохе. ƒыхание становитс€ все более глубоким. ќдна рука лежит на солнечном сплетении, друга€ Ц на животе. ¬нимание направлено на одновременное и плавное движение диафрагмы и живота. Ќадо прийти к внутреннему осознанию того, что вдыхаемый воздух Ц это питание, необходимое организму. √лубокое дыхание и сосредоточение на нем продолжаютс€ 5Ц10 минут. Ќадо ощутить насыщение тела энергиейї.

”пражнение 3. Ђ–езонансї

”пражнение выполн€етс€ сто€, можно ходить по комнате. Ќеобходимо сконцентрировать внимание на собственном дыхании: движении диафрагмы, дыхательных пут€х. ƒалее нужно попробовать Ђродитьї звук: очень осторожно озвучить выдох и ощутить вибрации в горле, груди, ротовой полости, голове. ѕри следующем выдохе отправить звук в потолок (не надо смотреть туда, глаза могут быть полузакрыты), попробовать достичь резонанса с потолком, то есть услышать, что звук, отраженный от потолка, слилс€ с новым Ђрожденнымї звуком.

—ледующие этапы: резонанс с потолком, стенами, полом, с м€гким ковром, с окном, с космосом. ѕрактика показывает, что легче всего резонанс Ђполучаетс€ї с полом, поэтому можно начинать с него, чтобы участники быстрее почувствовали эффект.

ѕосле освоени€ резонанса с подлинными объектами можно попробовать достичь резонанса с воображаемым объектом Ц животным, врагом, другом; наблюдатели могут отгадывать воображаемый объект. ѕри выполнении упражнени€ можно помогать себе массажем шеи: большие пальцы упираютс€ в углы нижней челюсти, средние надавливают на шею последовательно в верхней, средней и нижней части.

Ѕџ—“–јя „ј—“№

”пражнение 1. ЂЅой с теньюї

”частники, разойд€сь на безопасное рассто€ние, имитируют драку с воображаемым противником, нанос€ ему любые удары руками и ногами.

”пражнение 2. ЂЎива тандаваї

ЂЁто ритуальный танец индуистского бога Ўивы, разрушител€ мира. ѕредставьте себ€ необъ€тных размеров великаном, каждый шаг которого сотр€сает землю. Ўива начинает свой танец, и мор€ выход€т из берегов, извергаютс€ вулканы, дуют страшные ураганы, полыхает огонь, словом, приходит апокалипсис. ¬ыплесните в этом танце весь свой накопленный гнев, всю агрессию и напр€женность. Ќаблюдайте, как вс€ ¬селенна€ разрушаетс€ вашим €ростным танцем и вы остаетесь один в бескрайней пустоте. Ќасладитесь этим ощущением грандиозного могущества!ї

«ј Ћё„»“≈Ћ№Ќјя „ј—“№

”пражнение 1. Ђ√невї

Ёто активное биоэнергетическое упражнение. ћожет выполн€тьс€ всеми участниками или каждым членом группы по очереди. —ледует не имитировать гнев, а постаратьс€ действительно почувствовать его, максимально включа€сь в движени€.

¬стать на колени перед спортивным матом и изо всех сил бить по нему кулаками. ¬ ударе участвует все тело. ¬о врем€ движений тело и руки должны быть максимально расслаблены, напр€гать мышцы следует только в момент удара. ƒыхание глубокое, рот открыт. Ќельз€ сдерживать звуки, они могут быть любыми: крик, слова, выражающие чувства гнева. «десь необходимо внутреннее оправдание Ц на кого или на что направлен гнев. Ћишних обсто€тельств придумывать не надо, главное обсто€тельство Ц Ђздесь и сейчасї.

Ћечь на ковер, свободно раскинуть ноги и начать брыкатьс€, как ребенок, Ђзакативший истерикуї, увеличива€ темп и интенсивность ударов. Ќадо колотить ковер кулаками, вертеть головой, сопровожда€ физические движени€ выкриками: ЂЌет!ї, ЂЌе хочу!ї и т. д.

”пражнение 2. Ђѕоказать когти и зубыї

ЂЁто простое упражнение поможет вам почувствовать себ€ сильным, продемонстрировать свою силу тому, кто может рассчитывать на вашу слабость. ≈го смысл заключаетс€ в животных жестах и активизации психического значени€ когтей и клыков, воздействие на естественные Ђ€кориї самозащиты. «убы €вл€ютс€ не только инструментом жевани€ или частью речевого аппарата, но и несут определенный агрессивный смысл. ѕсихологические исследовани€ мимики и жестов обезь€н показали, что животный оскал несет еще и функцию покорности, преданности, что выражаетс€ в по€влении у молодых обезь€н Ђулыбкиї при глубоком контакте с матерью. ” человека и его ближайших родственников есть примерно 30 совпадающих по смыслу рисунков мимики и жестов.

ѕримите уверенную позу: на вдохе распр€мите плечи, разогните позвоночник, одновременно поднима€ кисти рук к плечам и раст€гива€ углы рта.

¬ыдыха€, имитируйте рычание (покажите зубы), раскройте ладони и согните пальцы рук (покажите когти). ѕочувствуйте напр€жение мышц в своем теле.

Ќа вдохе вернитесь в исходное положение, запомина€ ощущени€ тела.

Ќа следующем выдохе сознательно расслабьте те мышцы, которые были задействованы в упражненииї.

–јЅќ“ј —ќ —¬≈–’ ќЌ“–ќЋ≈ћ

„ем особенно т€желы жизненные кризисы? “ем, что неадаптивные стратегии нашего поведени€, то, что мы назвали базовыми проблемами, еще более усугубл€ют ситуацию. ќдной из таких стратегий €вл€етс€ пер-фекционизм (от англ. perfect Ц самый лучший, превосходный). ¬ жизни это качество выражаетс€ в том, что человек неверо€тно требователен к себе, он чувствует неукротимую потребность соответствовать самым высочайшим стандартам. Ќо у этого качества есть и друга€ сторона Ц окружающие тоже должны соответствовать этим стандартам. ѕоставленные цели достигаютс€ при помощи поведени€, которое в психологии называетс€ сверхконтролирующим.

—уществуют два вида контрол€. ќдин Ц контроль извне: € нахожусь под контролем других людей, пор€дка, окружени€ и т. п.; другой Ц внутренний контроль, встроенный в нашу личность и €вл€ющийс€ частью индивидуального характера.

Ќашу манипул€цию собой обычно обозначают словом Ђсознаниеї. ћногие люди посв€щают свою жизнь тому, чтобы быть такими, как надо, вместо того чтобы максимально про€витьс€ такими, какие они есть. Ёта разница между актуализацией себ€ и актуализацией образа себ€ очень важна. ћногие люди живут только ради своего образа. “ам, где у некоторых людей находитс€ Ђяї, у большинства людей Ц пустота, потому что они слишком зан€ты проектированием себ€ в соответствии с неким образом. Ёто прокл€тие идеала, которое заключаетс€ в том, что человек не должен быть тем, кем он €вл€етс€. „ем меньше мы довер€ем себе, тем больше мы нуждаемс€ в контроле. Ћюбой внешний контроль, даже интернализированный внешний контроль, Ц Ђ“ы долженї Ц мешает здоровой работе организма.

Ќиже приводитс€ комплекс ритмо-двигательных упражнений, позвол€ющий человеку пон€ть, как он контролирует себ€ и других и всегда ли этот контроль адекватен.

–ј«ћ»Ќ ј

”пражнение 1. Ђѕохлопывание телаї

Ђќдин из членов группы ложитс€ на живот. ќстальные окружают его, сто€ на колен€х, причем один человек должен встать со стороны головы, и еще один Ц со стороны ступней. Ћежащий не должен двигатьс€, воспринима€ похлопывани€ как дар. ’лопайте по всему телу, включа€ спину, руки, €годицы, ноги.

ќстановитесь и позвольте лежащему сосредоточитьс€ на своих ощущени€х, прочувствовать эффект. Ёто может сопровождатьс€ одновременным прикладыванием ваших рук ко всей поверхности его телаї.

”пражнение 2. Ђ ормова€ рубкаї

Ђ–асставьте ноги чуть больше, чем на ширину плеч, слегка согните их в колен€х. ¬ыполн€йте движени€ типа Ђхула-хупї. Ќачинайте вращательное движение бедрами вправо назад, влево вперед, заверша€ полный круг. —охран€йте удобный дл€ вас посто€нный ритм.

”пражнение выполн€йте медленно, но с большим усилием, вынос€ бедра в стороны, назад и вперед как можно дальшеї.

”пражнение 3. Ђѕоследовательность опорї

ќдин из партнеров лежит на спине Ђзвездойї, раскинув руки и ноги. Ћадони его рук обращены вверх (маленькие дети только так и лежат Ц они максимально открыты миру, и лишь взрослые Ђхватаютс€ї за землю). ¬торой, сто€ на колен€х или сид€ на п€тках, подводит свою ладонь под кисть руки партнера и плавно и аккуратно, не спеша, начинает приподнимать, отрывать ее от пола. ѕредплечье и плечо лежат на полу. ѕри этом вес кисти как бы Ђстекаетї вниз, в землю.  исть расслабл€етс€, опира€сь на зап€стье, и в ней возникает чувство т€жести. ќна как бы обретает свой собственный вес, который не ощущаетс€ в напр€женном состо€нии. ”величение веса той или иной части тела Ц надежный индикатор ее расслаблени€.

–асслабив кисть, можно переходить к предплечью. јккуратно придержива€ кисть и вз€в руку за зап€стье, следует приподн€ть предплечье. ≈го вес Ђстекаетї вниз и через локоть уходит в пол, в землю. ѕредплечье расслабл€етс€. ѕлавно сгиба€, разгиба€ и враща€ предплечье, ассистент помогает лежащему расслабить мышцы и контролирует их состо€ние. ƒвижени€ не должны быть ритмичными и предсказуемыми, чтобы лежащий не пыталс€ сам выполн€ть угаданные движени€. ≈сли он будет напр€гать мышцы, самосто€тельно двигать рукой, это сразу отразитс€ на весе предплечь€ и кисти Ц они станут легче.

„тобы помочь лежащему полностью отключить сознательное управление мышцами, можно применить следующий прием. ѕридержива€ предплечье партнера за зап€стье (кисть свободно свисает вниз, предплечье опираетс€ на локоть), ассистент медленно отводит и разворачивает предплечье до точки, в которой кисть под собственной т€жестью должна Ђперевалитьс€ї через лучезап€стный сустав. ≈сли партнеру не удалось расслабитьс€ полностью, то в момент разгибани€ кисть, до этого как бы Ђмаксимально расслабленна€ї, начнет осуществл€ть Ђрыскающиеї движени€, пыта€сь Ђпереброситьс€ї самосто€тельно. Ћежащий испытывает при этом непривычное чувство потери контрол€ над частью своего тела.

”бедившись, что рука ниже локт€ действительно расслаблена, ассистент поднимает локоть лежащего, подводит под него вторую свою ладонь и медленно двигает рукой партнера Ц рука как бы плавает в воздухе. ѕроверить полноту расслаблени€ можно с помощью того же приема с падением кисти. ќтказатьс€ от сознательного контрол€ мышц всей руки обычно труднее, чем расслабить только кисть Ђпредплечье.

«акончив работу с рукой, ассистент подводит руку под колено лежащего и плавно сгибает его ногу так, чтобы п€тка скользила по полу. ¬ этом случае сохран€етс€ контакт с землей, с опорой, что особенно важно в работе с ногами. ѕотом он поднимает колено партнера, отрыва€ от пола ступню, и опирает ее на свою ладонь. ѕлавно сгиба€, разгиба€ и враща€ ногой лежащего, ассистент помогает ему полностью расслабить ногу.

ѕосле того как ассистент убедитс€ в полном расслаблении мышц ноги, он плавно опускает ступню на пол, одной рукой придержива€ ногу под коленом, а легким усилием другой руки помогает ноге выпр€митьс€ (ступн€ и п€тка скольз€т по полу). Ќога должна распр€мл€тьс€ медленно, как бы под собственным весом.

ѕоследний этап упражнени€ Ц расслабление мышц шеи. јссистент аккуратно приподнимает голову лежащего, подвед€ под нее ладони. Ќесколько минут он просто держит голову партнера на своих ладон€х, после чего начинает плавно вращать ее, наклон€ть вперед-назад и вправо-влево, добива€сь расслаблени€ мышц шеи.

 роме ощущени€ сопротивлени€ или Ђпомощиї движени€м и изменени€ веса конечностей





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1714 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

492 - | 513 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.171 с.