Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќт капитализма к коммунизму: отрицание собственности и права




'I

-t

/:>

Ћ

Хill

i* MC

Of-

ѕраво и государство, согласно марксистскому историко-мате-: риалистическому учению, €вл€ютс€ надстроечными €влени€ми (фор≠мами), обусловленными базисными (производственными, экономи≠ческими) отношени€ми частнособственнического общества. ѕраво≠вые отношени€ (и право в целом) возникают, по ћарксу, из эконо≠мических отношений частной собственности, обслуживают эти от≠ношени€, €вл€ютс€ необходимой формой их выражени€ и суще≠ствовани€. ѕоэтому марксистское негативно-коммунистическое от≠ношение к частной собственности полностью распростран€етс€ и на все надстроечные €влени€ (право, государство и т. д.), порож≠денные частнособственническим способом производства, оформл€ю≠щим и обслуживающим его.

¬ контексте такого историко-экономического материализма и в целом социальной философии марксизма право как обусловлен≠на€ надстроечна€ форма не имеет собственной сущности, собствен≠ной ценности, собственной истории. ”ничтожение собственности по существу предопредел€ет и судьбу права.

ƒл€ ћаркса, а затем и Ћенина, вопрос о послекапиталистиче-ских судьбах права как буржуазного феномена Ч это второстепен≠ный, обусловленный и подчиненный момент того процесса, сущест≠во которого состоит в преодолении частнособственнических (эконо≠мико-стоимостных и товарно-денежных) отношений, порождающих право, правовую идеологию и всевозможные правовые иллюзии. ѕоэтому данный вопрос ставитс€ и трактуетс€ ћарксом в св€зи с прогностическим анализом проблемы распределени€ продуктов по≠треблени€ в услови€х будущего нетоварного стро€, возникающего в результате революционного отрицани€ частной собственности и капитализма в целом.

‘ормы распределени€ (правовые или неправовые) обуслов≠лены, согласно ћарксу, способом самого производства. "¬с€кое рас≠пределение предметов потреблени€, Ч по€сн€ет он, Ч есть всегда лишь следствие распределени€ самих условий производства. –ас≠пределение же последних выражает характер самого способа про-

–аздел II. ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизма

изводства. Ќапример, капиталистический способ производства по≠коитс€ на том, что вещественные услови€ производства в форме собственности на капитал и собственности на землю наход€тс€ в руках нерабочих, в то врем€ как масса обладает только личным условием производства Ч рабочей силой. –аз элементы производ≠ства распределены таким образом, то отсюда само собой вытекает и современное распределение предметов потреблени€. ≈сли же ве≠щественные услови€ производства будут составл€ть коллектив≠ную собственность самих рабочих, то в результате получитс€ так≠же и распределение предметов потреблени€, отличное от совре≠менного"1.

¬ историческом развитии и смене отношений собственности коммунизм как способ производства, идущий на смену капитализ≠му, Ч это, согласно марксизму, прежде всего и главным образом ликвидаци€ буржуазной частной собственности и вместе с тем Ч вс€кой частной собственности, поскольку буржуазна€ частна€ соб≠ственность представл€ет собой исторически последнюю и наиболее развитую форму выражени€ частной собственности вообще. ¬ со≠ответствии с таким подходом также и буржуазное право выступает как наиболее развита€, исторически последн€€ форма права вооб≠ще. ѕоэтому, говор€ о праве, ћаркс, Ћенин и вообще ортодоксаль≠ный марксизм имеют в виду буржуазное право. ѕосле буржуазного права, согласно марксистской коммунистической доктрине, какое-то небуржуазное право (например, социалистическое право) просто невозможно в принципе, по определению. “ак же невозможно, как невозможна кака€-нибудь нова€ (послебуржуазна€) форма частной собственности на средства производства.

—оциализм (социализм марксистский, ленинский, пролетарско-коммунистический) Ч это, согласно доктрине и практике ее реали≠зации (в виде реального социализма советского образца), всеобщее, последовательное и радикальное отрицание любой и вс€кой част≠ной собственности на средства производства. ¬се остальное, что следует отсюда (в том числе и применительно к праву), что извест≠но о доктринальном и реальном социализме, все другие его свойст≠ва, черты и характеристики (включа€ и создание правоотрицаю-щей "социалистической собственности") Ч лишь неизбежное след≠ствие такого тотального отрицани€ частной собственности как сути коммунистического, т. е. логически и практически самого последо≠вательного, самого антикапиталистического и самого антиприват≠ного социализма.

ƒанное принципиальное положение четко сформулировано ћарксом и Ёнгельсом в "ћанифесте  оммунистической партии": "ќтличительной чертой коммунизма €вл€етс€ не отмена собствен≠ности вообще, а отмена буржуазной собственности. Ќо современна€

1 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —. 20.

√лава 1. —обственность и право 'Х

буржуазна€ частна€ собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоени€ продуктов, которое держитс€ на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних дру≠гими. ¬ этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию од≠ним положением: уничтожение частной собственности"1.

ƒл€ осуществлени€ этого пролетариат, по€сн€ют ћаркс и Ён≠гельс, в борьбе против буржуазии объедин€етс€ в класс, путем ре≠волюции завоевывает политическую власть и превращает себ€ в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздн€ет старые производственные отношени€. "ѕролетариат использует свое политическое господство дл€ того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все ору≠ди€ производства в руках государства, т. е. пролетариата, органи≠зованного как господствующий класс, и возможно более быстро уве≠личить сумму производительных сил"2.

“аким образом, не только завоевание пролетариатом полити≠ческой власти, но и последующие преобразовани€ им отношений собственности осуществл€ютс€ насильственными средствами. »ме€ в виду пролетарские преобразовани€ в способе производства, авто≠ры "ћанифеста" писали: "Ёто может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собствен≠ности и в буржуазные производственные отношени€, т. е. при помо≠щи меропри€тий, которые экономически кажутс€ недостаточными и несосто€тельными, но которые в ходе движени€ перерастают са≠мих себ€ и неизбежны как средство дл€ переворота во всем способе производства "3.

 ака€ же форма собственности, согласно марксизму, прихо≠дит на смену ликвидируемой буржуазной частной собственности? Ёто имеет принципиальное значение, в том числе и дл€ судеб права. ¬ "ћанифесте" говоритс€ о централизации после пролетар≠ской революции "всех орудий производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс"4. ¬месте с тем эта централизуема€ в руках пролетарского государ≠ства собственность характеризуетс€ как коллективна€ собственность, принадлежаща€ всем членам общества. "»так, Ч пишут ћаркс и Ёнгельс, Ч капитал Ч не лична€, а общественна€ сила. —ледова≠тельно, если капитал будет превращен в коллективную, всем чле≠нам общества принадлежащую, собственность, то это не будет пре≠вращением личной собственности в общественную. »зменитс€ лишь общественный характер собственности. ќна потер€ет свой классо≠вый характер"6.

1 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 4. —. 438.

2 “ам же. —. 446.

3 “ам же.

4 “ам же.

5 “ам же. —. 439.

116 –аздел II. ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизма

Ќеобходимость перехода от буржуазной частной собственности к общественной собственности обосновываетс€ и в " апитале".

»сторический генезис капитала (т. е. буржуазной частной соб≠ственности) Ч это, по ћарксу, экспроприаци€ непосредственных производителей, т. е. уничтожение частной собственности, поко€≠щейс€ на собственном труде. "„астна€ собственность, как противо≠положность общественной коллективной собственности, Ч отмеча≠ет он, Ч существует лишь там, где средства труда и внешние усло≠ви€ труда принадлежат частным лицам. Ќо в зависимости от того, €вл€ютс€ ли эти частные лица работниками и неработниками, из≠мен€етс€ характер самой частной собственности"1.

„астна€ собственность свободного работника на его средства производства (например, кресть€нина Ч на возделываемое им поле, ремесленника Ч на соответствующие инструменты и т. д.) состав≠л€ет основу докапиталистического мелкого производства. “акой спо≠соб производства предполагает дробление земли и других средств производства, исключает их концентрацию и кооперацию, сковыва≠ет дальнейшее развитие производительных сил. ”ничтожение дан≠ного способа производства, "превращение индивидуальных и раз≠дробленных средств производства в общественно концентрирован≠ные, следовательно, превращение карликовой собственности мно≠гих в гигантскую собственность немногих, экспроприаци€ у широ≠ких народных масс земли, жизненных средств, орудий труда, Ч эта ужасна€ и т€жела€ экспроприаци€ народной массы образует пролог истории капитализма"2.

¬ результате первоначального капиталистического накопле≠ни€ был осуществлен переход от частной собственности непосред≠ственного производител€ к буржуазной частной собственности. "„а≠стна€ собственность, добыта€ трудом собственника, основанна€, так сказать, на срастании отдельного независимого работника с его ору≠ди€ми и средствами труда, вытесн€етс€ капиталистической част≠ной собственностью, котора€ покоитс€ на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей силы"3.

–азвитие данного процесса приводит к превращению работни≠ков в пролетариев, а условий труда Ч в капитал.  апитализаци€ собственности Ч это вместе с тем "дальнейшее обобществление труда, дальнейшее превращение земли и других средств производ≠ства в общественно эксплуатируемые и, следовательно, общие сред≠ства производства"4.

“еперь уже экспроприации подлежит капиталист, эксплуати≠рующий рабочих. "Ёта экспроприаци€ совершаетс€ игрой имма≠нентных законов самого капиталистического производства, путем

1 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 23. —. 770Ч771.

2 “ам же. —. 771.

3 “ам же. —. 772.

4 “ам же.

√лава 1. —обственность и право

централизации капиталов"1. ќбщественный характер производства требует установлени€ общественной собственности на средства и услови€ обобществленного труда. ¬месте с тем формируетс€ и ор≠ганизуетс€ пролетариат как класс, призванный и способный осу≠ществить эту экспроприацию буржуазной собственности. "ћонопо≠ли€ капитала становитс€ оковами того способа производства, кото≠рый вырос при ней и под ней. ÷ентрализаци€ средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они стано≠в€тс€ несовместимыми с их капиталистической оболочкой. ќна взры≠ваетс€. Ѕьет час капиталистической частной собственности. Ёкс≠проприаторов экспроприируют"2.

¬ социально-политическом плане така€ экспроприаци€ экспро≠приаторов означает пролетарскую революцию, в экономическом Ч переход от буржуазной частной собственности к собственности общественной. –езюмиру€ итоги своего анализа исторических тен≠денций капиталистического накоплени€, ћаркс пишет: "ѕревра≠щение основанной на собственном труде раздробленной частной собственности отдельных личностей в капиталистическую, конеч≠но, €вл€етс€ процессом гораздо более долгим, трудным и т€желым, чем превращение капиталистической частной собственности, фак≠тически уже основывающейс€ на общественном процессе произ≠водства, в общественную собственность. “ам дело заключалось в экспроприации народной массы немногими узурпаторами, здесь народной массе предстоит экспроприировать немногих узурпа≠торов"3.

ѕод упом€нутой здесь общественной собственностью в про≠гнозе ћаркса речь идет о собственности на средства производ≠ства при социализме (после революционной экспроприации ка≠питалистической частной собственности). Ћогика такого прогно≠стического вывода (как в данном контексте, так и в целом в мар≠ксистском учении о переходе от капитализма к коммунизму) вполне пон€тна. Ќо здесь же, при освещении тенденций капита≠листического накоплени€, ћаркс (в духе диалектической триа≠ды: тезис Ч отрицание тезиса Ч отрицание отрицани€) пишет: " апиталистический способ присвоени€, вытекающий из капи≠талистического способа производства, а следовательно, и капи≠талистическа€ частна€ собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собствен≠ном труде. Ќо капиталистическое производство порождает с не≠обходимостью естественного процесса свое собственное отрица≠ние. Ёто отрицание отрицани€. ќно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе дос≠тижений капиталистической эры: на основе кооперации и обще-

1 “ам же.

2 “ам же. —. 773. Х"

3 “ам Ђe. Х. т.. л Wji4. ^ л

–аздел II. ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизма

го владени€ землей и произведенными самим трудом средства≠ми производства"1.

Ёта прогнозируема€ дл€ социализма "индивидуальна€ собст≠венность" имеет потребительский характер и распростран€етс€ лишь на предметы потреблени€, поскольку собственность на сред≠ства производства, согласно ћарксу, €вл€етс€ здесь (при социа≠лизме) общественной.

ƒанное принципиальное обсто€тельство (потребительский харак≠тер и границы "индивидуальной собственности" при социализме, в услови€х общественной собственности на средства производства) пр€мо признаетс€ и обосновываетс€ в " ритике √отской программы", опи≠рающейс€ на анализ и выводы " апитала". “ак, характеризу€ об≠менные отношени€ на первой фазе коммунизма, ћаркс пишет: "—о≠держание и форма здесь изменились, потому что при изменившихс€ обсто€тельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не мо≠жет перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потреблени€"2.

ќбщественный характер собственности на средства производ≠ства при социализме обосновываетс€ и во многих других произве≠дени€х ћаркса и Ёнгельса. “ак, уже в "ћанифесте" подчеркивает≠с€ потребительский характер индивидуального присвоени€ (т. е. личной собственности) после уничтожени€ буржуазной частной соб≠ственности и перехода к общественной собственности на средства производства. "ћы, Ч писали ћаркс и Ёнгельс о позиции комму≠нистов, Ч вовсе не намерены уничтожить это личное присвоение продуктов труда, служащих непосредственно дл€ воспроизводства жизни, присвоение, не оставл€ющее никакого избытка, который мог бы создать власть над чужим трудом"3.

¬ работе "–азвитие социализма от утопии к науке" ‘. Ёнгельс, резюмиру€ итоги развити€ от средневекового общества к капита≠лизму и от капитализма к социализму, писал: "ѕролетарска€ ре≠волюци€, разрешение противоречий: пролетариат берет обществен≠ную власть и обращает силой этой власти ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества... ќтныне становитс€ возможным общественное про≠изводство по заранее обдуманному плану. –азвитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных об≠щественных классов. ¬ той же мере, в какой исчезает анархи€ об≠щественного производства, отмирает политический авторитет госу≠дарства. Ћюди, ставшие, наконец, господами своего собственного общественного быти€, станов€тс€ вследствие этого господами при≠роды, господами самих себ€ Ч свободными"4.

1 “ам же.

г ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —. 18.

3 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 4. —. 439.

4 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —. 229Ч230.

√лава 1. —обственность и право

тохфоэ

“акже и в трудах ¬.». Ћенина применительно к социализму речь идет об общественном характере собственности на средства производства и потребительском характере личной собственности. ¬ работе "√осударство и революци€" Ћенин вслед за ћарксом сле≠дующим образом характеризует отношени€ собственности и обу≠словленные ими распределительные отношени€ на первой фазе коммунизма: "—редства производства уже вышли из частной соб≠ственности отдельных лиц. —редства производства принадлежат всему обществу.  аждый член общества, выполн€€ известную долю общественно-необходимой работы, получает удостоверение от об≠щества, что он такое-то количество работы отработал. ѕо этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потреблени€ соответственное количество продуктов. «а вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочий, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал"1.

ћарксистский социализм, социализм в трактовке ћаркса, Ён≠гельса и Ћенина, социализм пролетарский, социализм с точки зре≠ни€ "научного социализма, €вл€ющегос€ теоретическим выраже≠нием пролетарского движени€"2, Ч это по существу коммунистиче≠ский социализм, составна€ часть самого коммунизма как новой (по-слекапиталистической) формации, начальна€, низша€, перва€ фаза (или ступень) коммунистического общества, за которой должна, со≠гласно марксистскому учению, последовать высша€ фаза, полный коммунизм.

ƒанное обсто€тельство имеет существенное значение дл€ все≠го марксистского учени€ о переходе от капитализма к коммунизму. “ак, применительно к проблеме собственности фундаментальное единство низшей и высшей фаз коммунизма (так сказать, неполно≠го и полного коммунизма) состоит в том, что обе эти фазы базиру≠ютс€, согласно марксизму, на общественной собственности на сред≠ства производства. ќтмеча€ это, ¬.». Ћенин писал: "Ќо научна€ разница между социализмом и коммунизмом €сна. “о, что обычно называют социализмом, ћаркс назвал "первой" или низшей фазой коммунистического общества. ѕоскольку общей собственностью ста≠нов€тс€ средства производства, постольку слово "коммунизм" и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм"3.

 оммунизм (естественно, с его первой фазы, с социализма), согласно марксизму, начинаетс€ и развиваетс€ как общество, ос≠нованное на общественной собственности на средства производст≠ва. –азвитие такого общества должно, согласно марксистскому про≠гнозу, с необходимостью привести к полному коммунизму. "Ќо, стре-

1 Ћенин ¬.». ѕоли. собр. соч., т. 33. —. 92.

2 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —. 230.

3 Ћенин ¬.». ѕоли. собр. соч., т. 33. —. 98.

–аздел II. ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизма

м€сь к социализму, Ч писал Ћенин, Ч мы убеждены, что он будет перерастать в коммунизм, а в св€зи с этим будет исчезать вс€ка€ надобность в насилии над людьми вообще, в подчинении одного человека другому, одной части населени€ другой его части, ибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности без насили€ и без подчинени€"1.

¬месте с уничтожением частной собственности и установлени≠ем общественной собственности на средства производства при со≠циализме, согласно марксизму, преодолеваютс€ стоимостные отно≠шени€, товарно-денежное производство и рынок, ввод€тс€ в мас≠штабе всего общества централизованное плановое хоз€йство, обще≠государственна€ система учета и контрол€ за мерой труда и по≠треблени€, всеобща€ об€занность трудитьс€ и т. д.

ќбосновыва€ концепцию нетоварного способа производства уже на низшей фазе коммунизма, ћаркс писал: "¬ обществе, основан≠ном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства, производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, про€вл€≠етс€ здесь как стоимость этих продуктов, как некое присущее им вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не околь≠ным путем, а непосредственно существует как составна€ часть со≠вокупного труда"2.

ƒол€ отдельного производител€ в общественном рабочем дне Ч это его индивидуальный трудовой пай. » каждый отдельный про≠изводитель "получает от общества квитанцию о том, что им достав≠лено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из обще≠ственных запасов такое количество предметов потреблени€, на ко≠торое затрачено столько же труда"3.

“акую оплату индивидуального труда предметами потребле≠ни€ ћаркс характеризует как обмен двух разных форм одного и того же количества труда Ч обмен, осуществл€емый во внетовар-ной форме и без посредства денег. –оль денег здесь осуществл€ет названна€ квитанци€ о размере трудового вклада.

Ћиквидацию товарного производства при социализме прогно≠зировал и ‘. Ёнгельс. "–аз общество возьмет во владение средства производства, Ч писал он, Ч то будет устранено товарное произ≠водство, а вместе с тем и господство продукта над производител€≠ми. јнархи€ внутри общественного производства замен€етс€ пла≠номерной, сознательной организацией. ѕрекращаетс€ борьба за от≠дельное существование. “ем самым человек теперь Ч в известном

2 61, 83- J.' * ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —,||

“ам же. ' '

SЂќ £8,т..рог. .фу.-. 0i,S 3 et л Дрсќ -‘

√лава 1. —обственность и право

смысле окончательно Ч выдел€етс€ из царства животных и из зве≠риных условий существовани€ переходит в услови€ действительно человеческие"1. ѕреодоление товарного производства и конкурен≠ции, введение плановости, установление власти и контрол€ людей над услови€ми своей жизни приведет, согласно Ёнгельсу, к тому, что люди станут "господами" своей обобществленной жизни2. ќб≠щественное бытие людей станет теперь их собственным свободным делом. „еловек возьмет под свой контроль те объективные чуждые силы, которые до этого господствовали над историей. Ћюди начнут сами вполне сознательно творить свою историю, добива€сь по≠ставленных целей общественного развити€. "Ёто, Ч заключает Ён≠гельс, Ч есть скачок человечества из царства необходимости в цар≠ство свободы"3.

ћарксистскую концепцию бестоварного социализма отстаивал и Ћенин. Ёто €сно из уже приведенных его высказываний. ѕри со≠циализме, согласно Ћенину, основным средством управлени€ обще≠ственным производством и всей общественной жизнью становитс€ всеохватывающий, универсальный, всенародный учет и контроль. "”чет и контроль, Ч подчеркивает он, Ч вот главное, что требуетс€ дл€ "налаживани€", дл€ правильного функционировани€ первой фазы коммунистического общества. ¬се граждане превращаютс€ здесь в служащих по найму у государства, каковым €вл€ютс€ воо≠руженные рабочие. ¬се граждане станов€тс€ служащими и рабочи≠ми одного всенародного, государственного "синдиката". ¬се дело в Х том, чтобы они работали поровну, правильно соблюда€ меру рабо≠ты, и получали поровну"4.

“акой контроль при социализме, согласно Ћенину, должен ох≠ватить всех Ч как бывших эксплуататоров, так и рабочих, развра≠щенных капитализмом. "¬се общество, Ч писал он, Ч будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством пла≠ты. Ќо эта "фабрична€" дисциплина, которую победивший капита≠листов, свергнувший эксплуататоров пролетариат распространит на все общество, никоим образом не €вл€етс€ ни идеалом нашим, ни нашей конечной целью, а только ступенькой, необходимой дл€ радикальной чистки общества от гнусности и мерзостей капитали≠стической эксплуатации и дл€ дальнейшего движени€ вперед"5.

¬ реальной истории "деспотическое вмешательство в отноше≠ни€ собственности", а вместе с тем неизбежно и во все остальные сферы общественной, политической и духовной жизни общества предстало в виде насильственных меропри€тий пролетарской ре≠волюции и тоталитарной диктатуры. ¬прочем, это вполне соответ-

1 ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 19. —. 227.

2 “ам же.

3 “ам же. —. 228.

* Ћенин ¬.». ѕоли. собр. соч., т. 33. —. 101.

5 “ам же. —. 102.

122 –аздел II. ‘илософи€ отрицани€ права. »деологи€ коммунизма

ствовало суждени€м ћаркса о судьбах государственности после капитализма, при социализме. "ћежду капиталистическим и ком≠мунистическим обществом, Ч утверждал он, Ч лежит период ре≠волюционного превращени€ первого во второе. Ётому периоду соот≠ветствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной дик≠татурой пролетариата"1.

ќ каком же праве применительно к этим услови€м в прогно≠стическом плане говорил ћаркс?





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 194 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

1490 - | 1458 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.05 с.