Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема жанра в литературоведении




1. Различные определения жанра.

2. Соотношение категорий рода и жанра. Уязвимость внутриродовых жанровых классификаций. Традиционные жанровые формы эпоса, лирики, драмы; межродовые и внеродовые формы.

3. М.М.Бахтин о памяти жанра. Жанр как взаимодействие нормы (канона) и отступлений от неё.

4. Жанр как «ведущий герой» литературного процесса до XVIII века и инициативный автор в искусстве последних столетий.

 

Литература

Л.В. Чернец. Жанры // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец. В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек; Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 161-170.

Введение в литературоведение. Хрестоматия. (Раздел VI. Литературные жанры) / Сост. П.А. Николаев и др. – М., 1997. – С. 278-315.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. – М., 1986.

Тамарченко Н.Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001 (2003). – Стлб. 263-265.

Занятие 18

Понятие литературного процесса

1. Литературный процесс в синхронии и диахронии.

2. Преемственность как закон литературного процесса. Диалектика традиций и новаторства.

3. Национальная специфика литературы. Международные литературные связи.

4. Стадиальность литературного процесса

5. Литературные направления. Литературные течения и школы.

 

Задание. Подготовьте сообщения об отдельных литературных направлениях (например, о классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме XIX века) и течениях (например, натуральная школа Гоголя, ОБЭРИУты, озёрная школа английских романтиков).

Литература

Бройтман С.Н. Стадиальность развития литературы // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я Эсалнек и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 594-603.

А.Я. Эсалнек. Литературное направление // Там же. – С. 603-616.

Есаулов И.А. Национальное своеобразие литературы // Там же. – С. 616-624.

II. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМУ КУРСУ

Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др./ Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк.; Издат центр «Академия», 2000; Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004.

Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 1997.

Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высш. шк., 1999.

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. – СПб., 1996.

Лейдерман Н.Л, Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс). – Екатеринбург, 2000.

Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2 частях. – М., 2003.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. – СПб., 2002.

Словарь литературоведческих терминов / Под ред Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. – М., 1974.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Квятковский А.П Поэтический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1996; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: Дрофа, 1998.

 

Бахтин М.М. Эпос и роман. – СПб.: Азбука, 2000 (статья «Формы времени и хронотопа в романе»).

Бахтин М.М. Автор и герой. – СПб.: Азбука, 2000 (статья «Автор и герой в эстетической деятельности»).

Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. - М., 1968.

Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – Л., 1979.

Добин Е.С. Сюжет и действительность. – Л., 1976.

Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: В 3-х т. – Т.2. – М., 1964.

Лихачёв Д.С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. – 1968. – №8.

Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979 (разд. «Поэтика художественного времени», «Поэтика художественного пространства»).

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1995.

Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.

Успенский Б.А. Поэтика композиции. – М., 1970.

Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. – М.: Наука, 2001.

 

 

III. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

к курсу «Введение в литературоведение»

 

 

1. Литературоведение как наука: состав, вспомогательные литературоведческие дисциплины, связь с другими науками.

2. Литература как вид искусства, её отличия от других искусств.

3. Словесный художественный образ. Его структура и своеобразие.

4. Классификация словесных художественных образов.

5. Вымысел и его роль в создании произведения. Вторичная условность, её виды.

6. Литературное произведение как художественное целое. Текст и произведение. Произведение, фрагмент, цикл. Рамочные компоненты произведения, их содержательность.

7. Литературное произведение как художественное единство. Содержательность художественной формы. Общая структурная модель литературного произведения.

8. Художественная речь, её отличие от обыденной речи и литературного языка.

9. Фигуры и тропы, их место и роль в произведении.

10. Понятие ритма. Стихи и проза. Носители ритма.

11. Песенно-тоническая и силлабическая системы стихосложения.

12. Силлабо-тоническая система стихосложения. Ритмообразующие элементы силлабо-тоники.

13. Логаэд, дольник, тактовик.

14. Рифма, её эстетическая функция. Виды рифм.

15. Строфа. Виды строф. Твёрдые формы стиха. Сонет. Онегинская строфа.

16. Сюжет и фабула: соотношение понятий. Основные и факультативные элементы сюжета.

17. Композиция литературного произведения. Соотношение композиции и других уровней произведения.

18. Конфликт, его своеобразие в эпосе, драме, лирике.

19. Специфика художественного пространства и времени. Бахтин о хронотопе.

20. Персонаж, тип, характер. Система персонажей.

21. Автор и субъектная организация эпического произведения. Особенности личного и «романного» повествования.

22. Автор и его представитель в лирическом произведении. Формы высказывания в лирике.

23. «Чужое» слово в произведении. Стилизация. Пародия. Реминисценция. Сказ.

24. Предметный мир произведения (портрет, вещь, пейзаж).

25. Эпос как литературный род. Познавательная направленность. Речевая организация. Эпические ценности. Поэтика эпоса.

26. Драма как род литературы. Действие в драме. Особенности драматической поэтики.

27. Лирика как род литературы. Содержание и поэтика лирики.

28. Общая характеристика понятия «жанр».

29. Понятие литературного процесса, его составляющие. Диалектика традиций и новаторства.

30. Понятие «литературное направление». Общая характеристика одного из литературных направлений.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 799 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2328 - | 2116 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.