Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Значение принятия христианства.




Лекция Третья

Христианизация Руси.

Удельный период в истории России.

Русские земли и княжества в XI—первой половине XIII в.

Христианизация Руси.

Причины раздробленности

Значение периода раздробленности в русской истории

Образование новых государственных центров

Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий,

Всеволод Большое гнездо, Александр Невский.

Христианизация Руси.

 

Обращение в христианство – одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт

признавался решающим и первостепенным для образования русской государственности.

Процесс создания древнерусского единого государства объективно требовал установления определенной религиозно-идеологической общности превращения Киева в религиозный центр славян.

В 980 г. князь Владимир предпринял попытку официально перейти к единобожию на основе культа Перуна, но из-за сопротивления союзных племен, поклонявшихся другим богам, реформа не удалась. После этого князь обратился к мировым религиям:

Христианской,

Иудейской,

Масульманский,

И магометанской.

Выслушав представителей этих культов, князь, как писал летописец Нестор, сделал выбор в пользу христианства, учитывая, что это давало выход как в Византию, так и в Рим. В рассматриваемый период христианская, магометанская и иудейская конфессии боролись за влияние на славянских землях. Выбирая христианство, киевский князь учитывал, что римская церковь требовала подчинения светских правителей, в то время как православный константинопольский патриарх признавал:

определенную зависимость церкви от государства;

допускал использование различных языков в богослужении, а не только латыни.

Была учтена также географическая близость Византии и принятие христианства родственными русичам болгарскими племенами. Кроме того, внимание Владимира привлекло в православии наличие многих праздников и пышность богослужения.

Процесс принятия христианства имел интересную историю. Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к IX в.

Христиане были среди

дружинников князя Игоря,

христианкой была княгиня Ольга.

В Киеве имелась христианская община и церковь Святого Ильи.

 

В 987 г. византийский император Василий II упросил Владимира помочь ему подавить восстание Варды Фоки и Варды Склира в Малой Азии. Князь оказал помощь на том условии, что сестра императора Анна будет отдана ему в жены. Это условие было принято в обмен на обещание принять христианство. Кстати, близкие родственные отношения правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.

В 988 г. князь Владимир обращается в христианскую веру, и она приобретает статус государственной религии на территории Древней Руси. Распространение христианства шло как путем убеждения, так и путем принуждения, встречая сопротивление обращаемых в новую религию.

 

Некоторые люди рвали на себе волосы и плакали, глядя, как дружинники сбрасывали в Днепр деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами и толкали его шестами, чтобы не смел пристать к берегу, до днепровских порогов. Дядя великого князя Добрыня крестил Новгород мечом и огнем. Каменного идола утопили в Волхове. Правда, вплоть до XX в. путешественники кидали «утопленнику» монетку, дабы этот, теперь уже подводный, властитель не причинил им зла (Т. В. Черникова). А на крещеной Руси до XIV в. в лесных дебрях тайно горели костры и священнодействовали около них языческие жрецы — волхвы. На протяжении последующих веков в сельских местностях существовало двоеверие — своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхестественного, языческих курганов, буйных праздников родной старины с элементами христианского мировоззрения.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» ( термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Кафедра митрополита, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей.

В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Значение принятия христианства.

1) принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Древней Руси. «Божий слуга» — государь был по византийским традициям и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы;

2) произошло изменение статуса Руси в системе международных отношений. Русь стала цивилизационным субъектом, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения;

3) Киевская Русь вошла в византийскую эйкумену и начала усваивать древнюю иудео-христианскую культуру. Это привело к расцвету Киевского государства и распространению новой культуры, что проявилось резком повышении культурных и нравственных ценностей и это отразилось прежде всего:

в архитектуре – строительстве церквей

в живописи – иконопись

Песнопение

и обретении письменности –алфавит. Важную роль сыграло присутствие образованных болгар Кирилла и Мифодия, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией.

1) Вводя в практику кириллицу, они передали и свои знания. Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны «Русская Правда», летописи, «Слово о полку Игореве». Среди монахов появились врачи и учителя. При монастырях начали открываться школы;

2) принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабежи убийство стали смотреть как на величайшие грехи, а прежде они считались признаком доблести. Христианская мораль ограничивала (как правило, только на словах) алчность богатых, заставляла их видеть в простолюдинах и даже в рабах людей;

3) христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название православие, т. е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение и оказало огромное влияние на формирование менталитета (общественного сознания) древнерусского общества.

Итак, главным содержанием деятельности киевских князей стало:

1) объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью великого князя киевского;

2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам;

3)защита границ Русской земли от нападения степных кочевников





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 383 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2676 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.