Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћекци€ 4. ѕроисхождение и развитие сознани€ человека




 атегори€ отражени€ в психологии. —пецифика психического отражени€. ”ровни психического отражени€: сенсорно-перцептивный, уровень представлений, речемыслительный уровень. ќбразное и пон€тийное отражение. —ознание как высша€ ступень организации психики. Ѕессознательное.

 

ѕризнаки психического отражени€.

Ќа уровне организма отражение первично про€вл€етс€ в раздражимости - возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответственной особенност€м источника. “акое допсихическое отражение в ходе развити€ органического мира преобразуетс€ в чувствительность- способность иметь ощущени€ как первичные психические образы среды, служащие цел€м ориентации и регул€ции адекватных ей и потребност€м организма действий. Ёти простейшие формы отражени€ служат предпосылкой развити€ более сложных форм, включающих сенсорные и умственные образы реальности, позвол€ющие воспроизводить ее пространственно-временные и причинные св€зи, придава€ поведению все более адаптивный и активный характер.

Ќа уровне человека отражение психическое выступает как создание образов не только чувственного, но и мышлени€ логического и творческой фантазии, воплощающихс€ в продуктах культуры, что радикально измен€ет характер отражени€.

 

ѕредметность - итоговые характеристики любого психического процесса описываютс€ в терминах свойств и отношений внешних объектов, физическое существование которых с органом этого психического процесса совершенно не св€зано. Ќапример, воспри€тие €вл€етс€ функцией органа чувств, но описываетс€ в терминах формы или величины воспринимаемого объекта. ѕротека€ в своем органе-носителе, внутренний процесс в его конечных результативных параметрах скроен по образцам свойств внешнего объекта.
—убъектность- в картине психического процесса остаетс€ совершенно скрытой, непредставленной вс€ внутренн€€ динамика тех сдвигов в состо€нии органа-носител€, которые данный процесс реализуют. ѕроцессы, протекающие в анализаторе в окончательной структуре воспри€тие не представлены. ѕсихические процуессы не формулируютс€ на физиологическом €зыке внутренних изменений в субъекте Ц носителе психики.
„увственна€ недоступность - »зменени€ физиологические (которые могут быть с какой-то степенью полноты открыты дл€ наблюдател€) абсолютно скрыты от субъекта €вл€ющегос€ их носителем. „еловек не воспринимает своих воспри€тий, ему открываетс€ предметна€ картина объектов. ќднако со стороны невозможно абсолютно точно отразить ни образов ни мыслей наблюдаемого.
—понтанна€ активность Цпсихическа€ активность €вл€етс€ свободной и непосредственно не вытекает ни из физиологических сдвигов внутри организма, ни из воздействующих из вне стимулов. —убъект может действовать Ђна много ладовї, что делает его Ђодушевленнымї.

 

јдекватность отражени€ своему источнику предполагает известное подобие между материальными характеристиками этого источника, процессами переработки импульсов нервных в мозге и тем, что представлено в психических образовани€х субъекта.

 

”ровни психического отражени€.

ѕсихическое отражение - при переходе от биологической формы отражени€ к психической выдел€ютс€ такие стадии:

1) сенсорна€ - характерна отражением отдельных раздражителей: реагирование только на биологически значимые раздражители;

2) перцептивна€ - переход к ней выражаетс€ в способности отражать комплекс раздражителей в целом; начинаетс€ ориентирование в совокупности признаков, реагирование и на нейтральные биологически раздражители, €вл€ющиес€ лишь сигналами жизненно важных раздражителей;

3) интеллектуальна€ - про€вл€етс€ в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и св€зей.

—ознание как общенаучна€ и психологическа€ проблема. —оотношение сознани€ и психики.

 

ќпределение сознани€ сталкиваетс€ с большим количеством трудностей, св€занных с очень разными подходами к этой проблеме. ѕроблема сознани€ €вл€етс€ одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии.

ќсновные подходы к проблеме. ќпределение сознани€.

"—ознание, Ц писал ¬. ¬ундт, Ц заключаетс€ лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состо€ни€". —ознание психологически представл€ет собой, с этой точки зрени€, как бы внутреннее свечение, которое бывает €рким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ћедд). ѕоэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознани€: единства, непрерывности, узости и т.д.

ѕо мнению ”. ƒжеймса, сознание есть "хоз€ин психических функций", то есть фактически сознание отождествл€етс€ с субъектом.

—ознание Ц это особое психическое пространство, "сцена" ( . ясперс). —ознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Ќаторп). ’от€ его существование представл€ет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддаетс€ определению и выводимо только из самого себ€. —ознание бескачественно, потому что оно само есть качество Ц качество психических €влений и процессов; это качество выражаетс€ в их презентированности (представленности) субъекту (—таут).  ачество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

ќбща€ черта всех выше приведенных взгл€дов Ц это акцент на психологической бескачественности сознани€.

Ќесколько ина€ точка зрени€ у представителей французской социологической школы (ƒюркгейм, ’альбвакс и др.). ѕсихологическа€ бескачественность сознани€ здесь сохран€етс€, но сознание понимаетс€ как плоскость, на которую проецируютс€ пон€ти€, концепты, составл€ющие содержание общественного сознани€. Ётим сознание отождествл€етс€ со знанием: сознание Ц это "со-знание", продукт общени€ знаний.

ѕредставл€ет интерес система взгл€дов Ћ. —. ¬ыготского на сознание. ќн пишет о том, что сознание Ц это рефлекси€ субъектом действительности, своей де€тельности, самого себ€. "—ознательно то, что передаетс€ в качестве раздражител€ на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик". "—ознание есть как бы контакт с самим со-бой". —ознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивиду-альное сознание может существовать только при наличии общественного сознани€ и €зыка, €вл€ющегос€ его реальным субстратом. —ознание не дано изначально и не порождаетс€ природой, сознание порождаетс€ обществом, оно производитс€. ѕоэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема Ц предмет конкретно-научного психологического исследовани€. ѕри этом процесс интериоризации (то есть вращивани€ внешней де€тельности во внутренюю) состоит не в том, что внешн€€ де€тельность перемещаетс€ в предсуществующий внутренний "план сознани€"; это процесс, в котором этот внутренний план формируетс€. Ёлементами сознани€, его "клеточками", по ¬ыготскому, €вл€ютс€ словесные значени€.

¬згл€ды на проблему сознани€ ј. Ќ. Ћеонтьева во многом продолжают линию ¬ыготского. Ћеонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающа€с€ субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действи€ и состо€ни€. ѕервоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознани€ становитс€ также и де€тельность, осознаютс€ действи€ других людей, а через них и собственные действи€ субъекта. ѕорождаютс€ внутренние действи€ и операции, протекающие в уме, в "плане сознани€". —ознание-образ становитс€ также сознанием-реальностью, то есть преобразуетс€ в модель, в которой можно мысленно действовать.

ѕо мнению Ѕ. √. јнаньева, "как сознание психическа€ де€тельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающа€ как единое целое и определ€юща€ каждое отдельное знание. Ёта работающа€ система есть состо€ние бодрствовани€ человека, или, другими словами, специфически человеческа€ характеристика бодрствовани€ и есть сознание". ѕо јнаньеву, со-знание выступает как составна€ часть эффекта действи€. ѕервоначальные факты сознани€ Ц это воспри€тие и переживание ребенком результатов своего собственного действи€. ѕостепенно начинают осознаватьс€ не только эффекты действий, но и процессы де€тельности ребенка. »ндивидуальное развитие сознани€ осуществл€етс€ путем перехода от сознани€ отдельных моментов действи€ к целенаправленной планомерной де€тельности. ѕри этом все состо€ние бодрствовани€ становитс€ сплошным "потоком сознани€", переключаемого с одного вида де€тельности на другой. "—ознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической де€тельности человека в окружающем его мире".

ѕо мнению Ћ. ћ. ¬еккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регул€ционно-волевых процессов. ¬ более узком смысле сознание представл€ет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов.

—овершенно иной взгл€д на сознание характерен дл€ представителей восточных учений. ¬от выдержка из работы основоположника интегральной йоги Ўри јуробиндо: "ћентальное сознание Ц диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознани€, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух Ц все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые наход€тс€ выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. “очно так же есть планы сознани€ выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутс€ ему лишенными сознани€ Ц супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы....“о, что мы называем "несознанием" Ц это просто иное сознание....Ќа самом деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы находимс€ под вли€нием наркотиков, или когда мы "мертвы", или находимс€ в любом другом состо€нии Ц в это врем€ мы не более бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического "я", ни того, что нас окружает... ѕо мере того как мы продвигаемс€ вперед и пробуждаемс€ к осознанию души в себе и в предметах, нам становитс€ €сно, что сознание присутствует и в растени€х, и в металле, и в атоме, и в электричестве Ц в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не €вл€етс€ низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих "неживых" формах оно €вл€етс€ более интенсивным, быстрым, живым, хот€ и менее развитым в направлении к поверхности".

ѕо мнению р€да авторов (например, представителей трансперсональной психологии), возможен выход человека за пределы индивидуального сознани€. —м.: √роф —. «а пределами мозга. Ц ћ., 1993.

—войства сознани€.

 

—. Ћ. –убинштейн выдел€ет следующие свойства сознани€:

Ј построение отношений;

Ј познание;

Ј переживание.

 аждый акт сознани€ редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. ќднако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. ѕоэтому каждый акт сознани€ можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий. (—м.: –убинштейн —. Ћ. Ѕытие и сознание. Ц ћ., 1957.)

ѕри анализе механизмов сознани€ важно преодоление так называемой мозговой метафоры. —ознание €вл€етс€ продуктом и результатом де€тельности систем, к которым относитс€ и индивид, и общество, а не только мозг. ¬ажнейшим свойством таких систем €вл€етс€ возможность создани€ недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы. —ознание должно выступать в качестве "суперпозиции функциональных органов".

—войства сознани€ как функционального органа:

Ј реактивность;

Ј чувствительность;

Ј диалогизм;

Ј полифоничность;

Ј спонтанность развити€;

Ј рефлексивность.

 

‘ункции сознани€.

 

  основным функци€м сознани€ относ€тс€ следующие:

Ј отражательна€;

Ј порождающа€ (творческа€, или креативна€);

Ј регул€тивно-оценочна€;

Ј рефлексивна€;

Ј духовна€;

ѕринцип единства сознани€ и де€тельности.

 

ѕринцип единства сознани€ и де€тельности €вл€етс€ одним из основополагающих принципов советской психологии. ¬первые он был сформулирован —. Ћ. –убинштейном в 1933 году: "...ѕсихические свойства личности и ее поведение, сознание и де€тельность человека включаютс€ как звень€, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно мен€ютс€ местами. “аков дл€ нас подлинный смысл положени€ о единстве сознани€ и де€тельности".

¬ дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах ј. Ќ. Ћеонтьева, ј. ¬. «апорожца, Ѕ. √. јнаньева и др. —огласно их исследовани€м и выводам, психика и сознание представл€ют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую часть де€тельности; сама же де€тельность есть единство двух компонентов психического: отражательно-побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего).

¬. ѕ. «инченко и ≈. Ѕ. ћоргунов дают иную картину сложных взаимоотношений между сознанием и де€тельностью: "∆ивое движение порождает действие, действие порождает самосознание, самосознание порождает де€тельность, де€тельность порождает сознание, сознание порождает свободное действие, свободное действие порождает личность, личность порождает новые виды де€тельности, расшир€ет собственно сознаниеЕ ¬ любом случае, когда превращенные формы вход€т в другие более широкие структуры или выступают автономно, между ними имеютс€ живые противоречи€, выступающие одновременно и как точки роста, и как движущие силы развити€. »х единство Ц это лишь моменты в их бытии. — этой точки зрени€ сколько-нибудь длительное единство сознани€ и де€тельности Ц это смерть того и другого. ћы уже не говорим о том, что кажда€ из превращенных форм имеет и собственное сложное строение. –авновесность и гармони€ между ее компонентами непрерывно нарушаетс€ открытостью превращенной формы к среде, к вли€нию других форм. ќтсюда кризисы, взрывы, катастрофы (часто очистительные) в жизни человека, в его сознании и де€тельности. Ќа психологическом €зыке это чаще звучит как аффекты, драмы, трагедии. ƒаже когда равновесие сохран€етс€, оно не статично, оно не обладает устойчивостью, нарушаетс€, имеет динамический характерЕ Ќаконец, кажда€ из превращенных форм имеет свои собственные законы развити€, в том числе и спонтанного. »сточником развити€ €вл€етс€ гетерогенность как исходных натуральных форм (например, живого движени€), так и возникающих на их основе превращенных форм. ѕонимание психического развити€ и развити€ человека как порождение превращенных форм Ц вызов современной психологии со стороны философии культуры и цивилиза- ции".


—труктура сознани€.

 

Ћ. ‘ейербах выдвинул идею о существовании сознани€ дл€ сознани€ и сознани€ дл€ быти€. Ёта иде€ развивалась Ћ.—. ¬ыготским.

ј. Ќ. Ћеонтьев выдел€л три составл€ющих в структуре сознани€:

Ј чувственную ткань образа;

Ј значение;

Ј смысл.

¬. ѕ. «инченко добавл€ет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движени€ и действи€. “огда можно представить себе структуру сознани€ схематично следующим образом:

 

 

 

–исунок 1. —труктура сознани€

 

 

—ознание и самосознание.

 

—амосознание, по мнению ». ћ. —еченова, это отражение акта собственного сознани€. —амосознание позвол€ет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себ€ в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относитьс€ к себе.

ќсознание себ€ в качестве некоего устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, посто€нство личности, котора€ независимо от мен€ющихс€ ситуаций способна оставатьс€ сама собой.

—амосознание формируетс€ в процессе взаимодействи€ с другими людьми и св€зано с оцениванием себ€, завис€щим от успешности де€тельности человека.

√лавна€ функци€ самосознани€ Ц сделать доступными дл€ человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность пон€ть, каков он есть на самом деле, оценить себ€. ≈сли оценка окажетс€ неудовлетворительной, человек может зан€тьс€ либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознани€ эти непри€тные сведени€.

—ознание и бессознательное.

 

¬ зоне €сного сознани€ наход€т свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды.ќсознаютс€ в данный момент времени те объекты, которые создают преп€тстви€ дл€ нормального продолжени€ регулировани€ поведени€ или в силу других причин €вл€ютс€ значимыми дл€ человека. ¬озникшие затруднени€ или значимые раздражители привлекают внимание и, таким образом, осознаютс€. ѕосле нахождени€ нового способа регулировани€ или решени€ затруднительной ситуации управление снова передаетс€ подсознанию.

“аким образом, к сфере подсознани€ относ€тс€ так называемые вторичные автоматизмы (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.д.). ¬ сферу подсознани€ вход€т также психические €влени€, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состо€ние взрослого, послеобморочное состо€ние и т.д.). Ќаиболее интересна та часть сферы подсознани€, котора€ разработана в учении «. ‘рейда. ‘рейд считает, что бессознательное Ц это не столько те процессы, на которые не направл€етс€ внимание, сколько переживани€, подавл€емые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

ѕроблема установки.

 

ќсобое направление в психологии представл€ет система взгл€дов грузинского психолога ƒ. Ќ. ”знадзе, его учеников и сотрудников. Ёто направление известно под именем теории установки.

—ам факт установки (предуготовленности субъекта к воспри€тию или определенной направленности действи€) отмечалс€ психологами еще до ”знадзе. ќднако в теории ”знадзе установка представл€ет собой не частное €вление, возникающее в процессе воспри€ти€ или де€тельности, а общепсихологическое €вление. ”становка понимаетс€ как всеобщее €вление в жизни людей, играющее в ней основную определ€ющую роль. ”становка в теории ”знадзе превращаетс€ в центральное объ€снительное психологическое пон€тие.

»сходный пункт психологии, согласно ”знадзе, составл€ют не психические €влени€, а сами личности. ѕоэтому психологи€ должна исследовать в первую очередь субъекта, личность как целое. явлени€ же сознани€, изучавшиес€ традиционной психологией независимо от личности, должны рассматриватьс€ лишь как дальнейшие определени€ личности. ‘ундаментальную роль при изучении жизнеде€тельности личности играют, по ”знадзе, потребности. ƒл€ удовлетворени€ потребности необходима соответствующа€ ситуаци€. ¬ окружающей среде должно быть средство, позвол€ющее удовлетвор€ть имеющуюс€ потребность. ѕри наличии потребности и средства ее удовлетворени€ у субъекта возникает особое состо€ние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Ёто и есть установка Ц готовность к совершению определенного действи€. ”становка, таким образом, €вл€етс€ необходимым определ€ющим звеном между действием внешней среды и психической де€тельностью человека.

ѕо мнению ”знадзе, установка не отражаетс€ в сознании субъекта в виде какого-либо самосто€тельного переживани€, не €вл€етс€ отдельным актом сознани€ и вообще феноменом сознани€. ¬месте с тем ”знадзе считает ненужным пон€тие бессознательного, так как внутренн€€ структура и сущность его остаетс€ нераскрытой и толкуетс€ по аналогии с сознательными процессами. ”знадзе признает заслуги ‘рейда в разработке проблем, св€занных с бессознательным психическим. ќднако учение ‘рейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношени€ последнего к поведению. ‘рейду были €сны функции бессознательного, но форма существовани€ бессознательного оставалась не€сной.

”знадзе считал, что, зна€ функции, выполн€емые бессознательным психическим, мы можем определить и форму его существовани€.

—огласно учению ”знадзе, сфера действи€ бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней.  онцепци€ ”знадзе служит вы€снению путей формировани€ структуры и функций этого бессознательного. ¬ субъекте перед каждым актом его поведени€ возникает своеобразное динамическое состо€ние Ц установка, котора€, остава€сь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направл€ет развертывание процессов сознани€ и актов практического поведени€. ѕосле своей реализации в поведении и удовлетворени€ потребности данна€ установка перестает существовать, уступа€ место иной установке.

“аким образом, согласно взгл€дам ”знадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекани€ всей психической жизни и определ€ющее своеобразие процессов сознани€, существует и действует в форме установок.

—ознание Ц это фундаментальна€ философска€ категори€, представлени€ о которой по€вились еще в античности. ѕсихологи€ как наука началась с проблемы изучени€ сознани€ (психологи€ сознани€ как направление психологической науки) и базировалась на методе интроспекции (¬. ¬ундт, 1879)

Ќа сегодн€шний день существует несколько определений сознани€. ¬от два основных, которые дополн€ют друг друга:

—ознание Ц это высша€ интегрирующа€ форма психики; результат общественно-исторических условий формировани€ человека в трудовой де€тельности при посто€нном общении с другими людьми.

—ознание Ц это высший уровень психического отражени€ объективной реальности, а также высший уровень саморегул€ции, присущий только человеку как социальному существу.

Ёмпирически сознание выступает как непрерывно мен€юща€с€ совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его Ђвнутреннемї опыте и предвосхищающих его практическую де€тельность.

—ознание изучаетс€ многими науками: философией, логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией.

‘илософи€ решает главным образом вопрос об отношении сознани€ к бытию

(гносеологи€). ѕризнаны следующие положени€:

- сознание - высша€ форма отражени€ действительности,

- сознание присуще только человеку,

- бытие определ€ет сознание,

- сознание Ц общественный продукт.

¬ психологии сознание понимаетс€ как высша€ из всех (по иерархии) система организации всех форм отражени€. ѕон€тие психики €вл€етс€ более широким и включает в себ€ пон€тие сознани€. —ознание - это не самосто€тельна€ форма, а система организации психических процессов нового уровн€. ќна обладает определенными характеристиками.

ќбщую психологию интересуют законы развити€ индивидуального сознани€ человека.


—ознание как высша€ ступень организации психики.

“аблица 1. —труктура сознани€ (по ¬.ѕ. «инченко)

 

—ќ«ЌјЌ»≈
Ѕытийно-действенный уровень –ефлексивно-созерцательный уровень
Ѕиодинамическа€ тень действи€ - внешн€€ форма движений, поступки, поведение, волевой контроль. „увственна€ ткань образа - пространство, звуки, свет, фантазии, грезы: эмоции, воспри€тие, воображение, ощущение. «начени€ - человек Ц существо культурное: мир пон€тий, знаков, символов, речь, €зык.   —мыслы - мир дл€ человека не безразличен, он его оценивает: ценности, мотивы, потребности, переживани€.
       

ќсновные характеристик сознани€.

 

1. јктивность. ѕроисходит дифференциаци€ психических образов дл€ субъекта по степени их значимости (мышление, эмоции).

2. »нтенциональность. —ознание всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т.е. оно обладает интенцией.

(интенци€ Ц направленность сознани€ на предмет, усмотрение смысла этого предмета дл€ сознани€).

 

‘ункции сознани€.

»нтеграционна€

—ознание обеспечивает единство и целостность мира психических €влений человека. —ледовательно, мир становитс€ качественно определенным.

÷елеполагающа€

ѕозвол€ет формулировать цели, программы теоретической и практической де€тельности, а также способы достижени€ этих целей.

ѕознавательна€

»стинные знани€ о €влени€х и процессах действительности.

ќценочна€





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 639 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1368 - | 1250 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.054 с.