Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Российская культура начала XX в.




Образование. Интенсивный экономический рост в Рос­сии в новом, двадцатом столетии, порождал спрос на об­разованных людей. Ситуация складывалась таким обра­зом, что индустриальная стадии развития капитализма в стране, предполагавшая техническое перевооружение про­мышленности, развитие новых технологий, входила в про­тиворечие с весьма низким уровнем образованности насе­ления. По статистическим данным, в начале века даже элементарно грамотных было не более 21 %. Реформа на­чального образования, проведенная П.А. Столыпиным, спо­собствовала повышению процентного соотношения грамот­ного населения до 30 %. При этом, в Российской империи наблюдался резкий контраст между сравнительно высо­ким уровнем образования в западных частях империи,


Польше, Прибалтике и соответствующими показателями в Сибири, Средней Азии и Казахстане; грамотных людей в городах (особенно крупных мегаполисах) было значитель­но" больше, чем в деревне.

Система образования, функционирующая в данный пе­риод, состояла из трех ступеней — начальное (народные учи­лища и церковно-приходские школы), среднее (гимназии и реальные училища) и высшее образование (университеты, высшие женские курсы). Спрос на специалистов в опреде­ленных областях приводил к тому, что буржуазии приходи­лось открывать на свои средства коммерческие училища, число которых выросло до 250. Значительное внимание уде­лялось гуманитарным дисциплинам и языкам.

Печать. Большое значение в жизни российского обще­ства приобретают печатные издания. Во время первой рус­ской революции 1905 — 1907 гг. печать была освобождена от предварительной цензуры, что благоприятствовало рез­кому увеличению количества периодических изданий — в 1913 г. выпускалось 874 газеты и 1263 журнала на рус­ском языке. По числу наименований изданных публика­ций Россия заняла третье место в мире. Немалый вклад в просвещение народа был сделан крупнейшими издатель­ствами, такими, как «Знание», издательствами И.Д. Сы­тина и А.С. Суворина. Они выпускали множество недоро­гой литературы, доступной широким массам. Расширяет­ся сеть библиотек, появляются специализированные, ком­мерческие и научные библиотеки.

Наука. Несмотря на явное отставание России от наибо­лее передовых индустриальных государств Европы и Аме­рики во многих сферах, уровень развития отечественной науки был очень высоким. Именно в этот период россий­ские ученые совершили ряд научных открытий, создали немало изобретений. Такие исследователи, как И.П. Пав­лов и И.И. Мечников, добились получения Нобелевских >1ремий в области естественных наук.

У истоков современной космонавтики стоит русский уче­ный К.Э. Циолковский, создавший теорию ракетного дви­жения. Н.Е. Жуковский и И.И. Сикорский внесли большой вклад в сферу разработки отечественного самолетостроения. П.Н. Лебедев создал первую в России физическую школу.


Известнейший русский ученый В.И. Вернадский, один из основателей геохимии и биохимии, прославился своим уче­нием о биосфере и ноосфере — системе планетарного разу­ма. Широко известны такие ученые, как химик Н.Н. Бе­кетов, изобретатель радиосвязи А.С. Попов, ботаники К.А. Тимирязев и И.В. Мичурин.

Философия. Рассматриваемый период характеризуется творчеством целой плеяды ярких и самобытных ^филосо-фов;. С. Булгаков, Н. Бердяев, И. Ильин посвятили свои труды русской идее, месту и роли России в современном мире, ее предназначении. Вслед за B.C. Соловьевым, круп­нейшим русским религиозным мыслителем, ушедшим из жизни на рубеже веков, они уделили большое внимание религиозно-мистическому аспекту.

В 1909 г. вышел сборник статей «Вехи», в котором Л. Шестов, С. Булгаков, Н. Бердяев, П.Б. Струве и другие попытались осмыслить и подвести итоги русской револю­ции. Этот сборник получил широкий резонанс.

Сформировавшаяся на рубеже веков широкая попу­лярность в образованных кругах учения Маркса-Энгель­са, вскоре сменилась разочарованием в нем, вследствие поражения революции 1905 — 1907 гг. Тем не менее, мно­гие теоретики развили ряд положений марксизма, попы­тавшись адаптировать его к российской действительнос­ти. Так, большой вклад в разработку теории марксизма внесли В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др.

Литература. Поэзия. Наивысшего расцвета в эту эпоху достигло поэтическое творчество. Данный период назван «Серебряным веком» русской поэзии (Серебряным по срав­нению с «Золотым веком» А.С. Пушкина). Она поднялась на новую высоту, засияв созвездием талантливых стихот­ворцев.

Вернули поэзии ее высокое место поэты-символисты. Символизм возник как протест против увлечения материа­листическим мировоззрением. На первое место в жизни че­ловека символисты ставили веру и религию, утверждая, что «без веры в божественное начало нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы» (Д. Мережков­ский). Символисты полагали, что поэт способен постичь зап­редельный, потусторонний мир с помощью художественных


символов. К старшему поколению символистов относятся В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт. Среди млад­ших символистов следует отметить А. Блока и А. Белого. Многие литературоведы выделяют А. Блока как крупней­шего поэта Серебряного века: его лирические произведе­ния по праву считаются вершиной русской поэзии.

Оппонентами символистов выступили акмеисты (от гре­ческого «акме» — наивысший расцвет), отрицавшие мис­тические устремления первых. Виднейшими представите­лями акмеизма были Н. Гумилев, А. Ахматова и О. Ман­дельштам.

Третьим ведущим направлением являлся футуризм, про­явившийся в творчестве В. Маяковского, В. Хлебникова и других. Огромной популярностью пользовалась произведе­ния И. Северянина, который называл себя эгофутуристом. Отдельно можно отметить крестьянских поэтов — Н. Клюе­ва, С. Есенина (который позже перерос крестьянскую тема­тику).

Проза. Русская проза продолжила реалистические традиции XIX века, представленные в творчестве таких писателей, как Л.Н. Толстой, A.IL Чехов, В.Г. Короленко, Д.М. Мамин-Сибиряк. Их преемниками выступили М.А. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн. Классик русской литературы, оказавший сильнейшее влияние на мировую культуру, Л.Н. Толстой последний период жизни посвя­тил разработке своих социально-философских и этичес­ких концепций. У его учения оказалось много последова­телей — «толстовцев». Произведения A.IL Чехова легли в основу ряда театральных постановок.

Театр. Начало века характеризуется активными поис­ками нового театра. К.С. Станиславский и В.И. Немиро­вич-Данченко в 1898 г. основали Московский Художествен­ный театр, отличавшийся радикальным обновлением ре­пертуара, применением передовых методов построения спек­такля. К.С. Станиславский создал психологическую ак­терскую школу, ставившую главной задачей достижение актерского перевоплощения на основе углубленного пси­хологического реализма.

Свой подход сформировал создатель «условного театра» В.Э. Мейерхольд. Его специфика заключалась в широком


использовании элементов народного театра и театра масок. Немалое значение имела деятельность Большого театра в Москве, а также столичных петербургских театров — Ма-риинского и Драматического, основанного в 1904 году вы­дающейся актрисой В.Ф. Комиссаржевской. Широкий от­клик получили Сезоны русского балета в Париже, органи­зованные СП. Дягилевым.

Живопись. Реалистические традиции русской живопи­си и изобразительного искусства XIX в. продолжили в своем творчестве ИЛЗ Репин, В.М. Суриков, В.М. Васне­цов, баталист В.В. Верещагин, пейзажист Куинджи, учас­тники передвижных выставок СА. Коровин, И.А. Бродс­кий и другие.

Параллельно с развитием реалистического жанра появ­ляются художники, активно ищущие новые нестандартные решения: М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин, В.А. Серов, В. Кандинский, М. Шагал. В их творчестве явственно ощу­щается влияние модерна. Крупнейшие представители мо­дернистского направления в живописи сформировали свое объединение — «Мир искусства»(1898—1924 гг.)- Главной своей задачей они поставили восстановление связи живо­писи с культурой общества в целом. К этому движению себя причисляли А. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, М.В. Нестеров и другие.

Музыка. В начале XX века музыкальная жизнь в стра­не продолжает активно развиваться. В это время работают А.К. Глазунов и СИ. Танеев, начинают свою творческую биографию С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стра­винский. Всемирную известность приобрели русские певцы Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, певица А.В. Нежданова.

Кинематограф. В 1903—1904 гг. в России появляются первые кинотеатры. Новое искусство быстро приобрело по­пулярность и распространилось не только в столице, но и в провинции. В1908 г. появился первый отечественный игро­вой фильм — «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — пер­вый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1914 г. в России было уже 4000 кинотеатров и около 30 отечественных кинофирм, выпустивших более 300 картин.

Итоги. Главной тенденцией в развитии российской худо­жественной культуры в начале XX века была ее дальней-


шая демократизация. Деятели культуры в своем творче­стве ставили острые социальные вопросы и стремились найти выход из всестороннего кризиса, в котором оказа­лась их родина. Искусство в произведениях его лучших представителей наполнилось новым содержанием и дос­тигло отточенных эстетических форм. Художественная культура России в данный период внесла весомый вклад в сокровищницу мировой культуры.

Блестящие успехи вывели в начале XX века науку и искусство России на первые места в мире и во многом опре­делили культурное лицо столетия. Но мощный подъем ока­зался прерван; на Родине достижения «серебряного века» после 1917 года были частично использованы, большей же частью уничтожены при строительстве социализма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2613 - | 2186 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.