Прекращение династии Рюриковичей. Качало царствования Бориса Годунова. Иван Грозный умер в марте 1584 г. Наследником престола стал его второй сын Федор, бывший слабым и болезненным человеком. Между приближенными к престолу началась борьба за власть и влияние на слабого царя. После смерти (в 1586 г.) царского дяди по материнской линия боярина Никиты Романовича Захарьина на первое место выдвигается царский шурин Борис Федорович Годунов — умный, способный, энергичный и честолюбивый боярин. При Грозном он упрочил свое положение женитьбой на дочери любимого царского опричника Малю-
ты Скуратова-Вельского, а затем царевич Федор женился на его сестре Ирине, и Борис стал, таким образом, близким к царской семье человеком. Преодолев сопротивление старой знати, Годунов фактически становится при царе Федоре правителем государства.
Правительство Годунова стремилось укрепить авторитет России и царской власти. С этой целью уже в 1589 г. в России было утверждено патриаршество. Русская церковь окончательно стала самостоятельной — автокефальной. В царствование Федора последняя жена царя Ивана Грозного Мария со своим малолетним сыном (наследником престола) Дмитрием и со своими братьями была удалена из Москвы в Углич, данный «в удел» Дмитрию. 15 мая 1591 г. царевич Дмитрий был найден зарезанным во дворе угличского дворца. После смерти в январе 1598 года царя Федора династия потомков Ивана Калиты окончательно прекратилась.
Земский собор избрал на царство Годунова, однако положение нового царя было непрочным, бояре плели против него закулисные интриги. Являясь первым в русской истории выборным монархом, Годунов зарекомендовал себя не столько самодержцем, сколько популистом-временщиком, не уверенным в себе и боящимся открытых действий. Годунов добивался расположения дворянства, раздаривая незаслуженные привилегии и давая самые громкие обещания, в то же время упорно укрепляясь у власти посредством методов тайного надзора и доносительства, а также неафишируемых репрессий, то есть за счет тех же беззаконий, что были присущи опричнине.
Начало царствования Бориса складывалось относительно удачно. Он выступил защитником прочной морали, запретив частную торговлю водкой. Внутренняя политика направлялась на социальную стабилизацию в стране. Поощрялись колонизация новых земель и строительство городов в Поволжье и на Урале. Были некоторые достижения и во внешней политике.
В то же время, в правление Бориса Годунова происходит постепенное прикрепление крестьян к земле: им запрещалось уходить от своих помещиков. В качестве одной из причин этого запрета выступало стремление предотвратить за-
пустение центральных уездов страны вследствие расширяющейся колонизации и оттока населения на окраины. С другой стороны, запрет был проявлением сословной политики, охранявшей интересы помещиков и не считавшейся с интересами крестьян. В целом, введение крепостного права, безусловно, способствовало усилению социального напряжения в стране. В комплексе с династическими проблемами, боярским своеволием, иностранным вмешательством в русские дела оно благоприятствовало назреванию социально-политического кризиса, который впоследствии назвали Смутой.
В 1601 г. в результате неурожая разразился голод. Он продолжался три года. В стране, разоренной опричниной и войнами, не оказалось достаточного количества продовольственных ресурсов, которые позволили бы пережить голодное время. Хлеб подорожал в сто раз. Попытки Бориса ограничить рост цен успеха не имели. Светские землевладельцы и монастыри прятали хлеб и спекулировали им. Годунов приказгш открыть для голодных царские амбары, но на всех хлеба не хватило, тем более что, заслышав об этих раздачах, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив свои скудные запасы. В Москве голод был особенно страшным. Свыше 120 тыс. человек умерли здесь голодной смертью. Голод подорвал авторитет Бориса. В массовом сознании человека эпохи русского Средневековья только «добрый» царь был законным. Поскольку при Годунове начались бедствия, он перестал быть «добрым», а, следовательно, его власть утратила законный характер. То, что Годунов не являлся прирожденным царем, лишь укрепляло людей в уверенности, что происходящее — Божья кара за неправедное овладение престолом.
Начало гражданской войны. Лжедмитрий. В 1603 г. Россия впервые была охвачена крупным выступлением социальных низов — крестьян и холопов под руководством Хлопка. Восставшие разбили высланные против них войска. Подавить бунт удалось лишь после того, как царь пообещал простить и освободить участвовавших в нем холопов. Восстание Хлопка явилось прологом Гражданской войны, охватившей вскоре всю Россию.
В 1602 г. из России в Польшу бежал монах Кремлевского Чудова монастыря Григорий Отрепьев — выходец из
дворянского рода, позднее — холоп бояр Романовых, В Польше он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Прося помощи в овладении московским престолом, Лжедмитрий обещал польскому королю уступить ему Чернигово-Северские земли и ввести в России католицизм. Официальной помощи самозванец не получил, но король разрешил польским шляхтичам вступать в его войско. Деньгами поддержали Лжедмитрия польские магнаты, особенно Юрий Мнишек, дочь которого стала невестой «царевича». Охотно присоединялись к самозванцу и русские, особенно казаки, по разным причинам (из-за голода, опасаясь преследований после восстания Хлопка и т.д.) бежавшие в Польшу. Осенью 1604 г. Лжедмитрий вторгся в Россию, имея всего около 4 тыс. казаков и поляков. Несмотря на неудачи в первых столкновениях с правительственными войсками, его силы быстро выросли за счет притока недовольных. Служилые люди переходили на его сторону, города без боя открывали ворота.
В апреле 1605 г. неожиданно умер царь Борис Годунов. Его 16-летний сын Федор вскоре был свергнут и убит. В июне 1605 г. в Москву вступил «царь Дмитрий Иванович». Взойдя на трон, Лжедмитрий повел себя необычно для русского царя. Он лично принимал челобитные, в одиночку разгуливал по городу, убеждал бояр в необходимости просвещения народа, предлагал отправлять дворян за границу для получения образования, не соблюдал степенных дворцовых обычаев, одевался в европейское платье. Своими действиями новый «царь» оттолкнул от себя все влиятельные политические силы. Он не выполнил обещаний королю: ни о территориальных уступках, ни о введении католицизма и речи не было. Православное духовенство опасалось царя, пренебрегающего православием, носящего европейское платье, женатого на католичке. Служилые люди были обижены близостью к царю поляков и казаков. Крестьяне обманулись в своих надеждах на восстановление Юрьева дня. В мае 1606 г., вскоре после свадьбы с Мариной Мнишек, Лжедмитрий, в свою очередь, также подвергся насильственному свержению с престола и казни.
Царствование В.И. Шуйского. Восстание Болотникова. Новый Лжедмитрий. Земский собор избрал царем боя-
рина Василия Ивановича Шуйского, возглавлявшего заговор против самозванца. Вступая на престол, В.И. Шуйский впервые присягнул подданным — дал «крестоцеловальную запись», обещав не накладывать опалы без боярского суда, не слушать ложных доносов, не преследовать родственников опальных. Правовые гарантии распространялись не только на бояр и дворянство, но даже на черных людей. «Крестоцеловальная запись» отражала ослабление царской власти в связи с прекращением законной династии, возросшую зависимость от «земли» — общества. После вступления на престол нового царя — В.И. Шуйского — ситуация в стране не изменилась: царская власть не смогла предотвратить нарастания гражданской войны. Казаки, многие крестьяне, посадские и даже служилые люди отказались присягать новому царю, веря в новое чудесное спасение «Дмитрия»» Особенно широкое распространение таких настроений имело место на южных окраинах, население которых боялось мести В. Шуйского за то, что помогло Лжедмитрию I овладеть Москвой.
В 1606 г. вспыхнуло восстание, которое возглавил бывший военный холоп князя Телятевского Иван Болотников. В социальном плане войско Болотникова было неоднородным: в него входили крестьяне, казаки, холопы, служилые люди. Всех их объединяла вера в законного царя Дмитрия. Однако собственные интересы этих людей не совпадали, а нередко были прямо противоположными. Заняв Калугу и Каширу, Болотников подошел в конце октября к Москве и начал ее осаду, расположившись лагерем в селе Коломен-ском. Осада длилась больше месяца. За это время руководители дворян-повстанцев убедились в том, что Болотников выступает от имени самозванца. К тому же в лагере восставших нарастали противоречия между казаками и служилыми людьми. Все это привело к переходу дворян на сторону Шуйского. В решающем сражении под Коломенским в декабре 1606 г. Болотников был разбит и вынужден отступить к Калуге. В конце концов, восставшие заперлись в тульской крепости, которую осадили войска Шуйского. Осада продолжалась более трех месяцев. Восставшие капитулировали лишь после того, как правительственные войска соорудили плотину на реке Уне и затопили Тулу.
В 1608 г. под Москвой появился новый самозванец — Лжедмитрий II. Он был направлен поляками в лагерь Болотникова, чтобы укрепить пошатнувшуюся веру повстанцев в «царя Дмитрия». Однако соединиться с Болотниковым он не успел и осадил Москву, встав лагерем в подмосковном селе Тушине. Современники прозвали его «тушин-ским вором», В Тушинском лагере были казаки, крестьяне, холопы, служилые люди, даже знатные бояре. Однако главную роль играли поляки, от которых новый самозванец, в отличие от своего талантливого предшественника, всецело зависел. Разбои казаков и поляков оттолкнули население от «тушинского вора». Крестьяне стали создавать партизанские отряды для борьбы с тушинцами. Однако правительство Шуйского не имело сил для их разгрома. В этих условиях царь был вынужден попросить о помощи Швецию, что дало Польше повод для открытой интервенции в Россию, так как в это время Польша и Швеция находились в состоянии войны.
Польская интервенция. В сентябре 1609 г. польские войска вторглись в Россию и осадили Смоленск. Король Си-гизмунд отозвал всех поляков из тушинского лагеря, который после этого распался. Лжедмитрий П бежал в Калугу, где вскоре был убит. Войска польского гетмана С. Жолкевского приближались к Москве. В сражении у деревни Клушино под Можайском царские воеводы были разбиты. В этой обстановке летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила В.И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки «семибоярщины». Не желая вновь выбирать царя из боярской среды и стремясь примириться с поляками, семибоярщина обратилась к С. Жолкевскому с предложением призвать на русский престол сына польского короля Владислава. В русско-иольском договоре подтверждалась крестоцеловальная запись, гарантировалось соблюдение русских обычаев. Владислав должен был перейти в православие. Однако король не утвердил договор, не пожелав, чтобы его сын изменял католицизму.