Лекции.Орг


Поиск:




Стилистическая оценка форм степени сравнения и степени качества наречий




Как и прилагательные, наречия образуют степени сравнения, а также степени качества, всегда являющиеся экспрессивными. Степени сравнения образуют только качественные наречия.

В природе сравнительной степени наречий уже заложено стилистическое значение, т.к. в ней обычно указывается на более интенсивное проявление качества действия: Сильней и слаще с каждым днем несется запах медовой. Образная функция сравнительной степени полнее всего реализуется в художественном сравнении: Она бежала легчесерны молодой.

Различные формы сравнительной степени могут отличаться в функционально-стилевом отношении. Нейтральной считается простая форма сравнительной степени, если она не имеет вариантов: ближе, быстрее, лучше. Возможность образования вариантных форм приводит к их закреплению за определенными стилями: красивее (нейтр.), краше (нар.-поэт.), красившее (грубо-прост.) В парах более-больше, менее-меньше, далее-дальше, ранее-раньше первая форма является книжной, вторая - общеупотребительной. Разговорными считаются формы сравнительной степени наречий с приставкой ПО, имеющие оттенок смягченности, незначительности преобладания признака: получше, покрепче, побольше.

Превосходная степень наречий в СРЯ выступает только в элятиве, указывая на самую высокую степень качества вне сравнения: нижайше кланяться, строжайше запретить. Эти формы всегда экспрессивны, причем их употребление придает речи архаическую окраску: Покорнейше прошу..

Сложные формы превосходной степени стилистически не равноценны. Одна из них, образованная сочетанием простой формы сравнительной степени наречия и слов всего, всех, имеет разговорный оттенок: Меньше всего, дальше всех. При этом сочетания типа выше всего, больше всего обозначают признаки действий неодушевленных предметов, а сочетания больше всех, выше всех – одушевленных: Выше всего он ставит (что?) чувства, любовь.- Выше всех он ставит (кого?) себя. Больше всего Ваня любит борщ. – Больше всех Ваня любит бабушку. Другая форма, образованная сочетанием наречия и слов наиболее, наименее носит книжный характер.

Степени качества наречий обозначают меру признака безотносительно к сравнению и образуются, как и степени сравнения, только от наречий, соотносимых с качественными прилагательными. Эти всегда экспрессивны. Они образуются с помощью эмоционально-экспрессивных суффиксов: маленько, близехонько, многовато, а также путем удвоения основы: белым-бело, рано-рано, много-премного. Использование степеней качества наречий в художественных произведениях обычно стилистически мотивировано; они привлекаются для создания непринужденно-разговорного стиля.: «Давненько не брал я в руки шашек», - говорил Чичиков.

К стилистическим ошибкам, связанным с употреблением наречий, относятся плеонастические формы степени сравнения наречий (более сильнее = более сильно или сильнее), употребление нелитературных форм наречий (откудова, завсегда, ширше, длиньше, отколь, куды, сюды, туды).

РАЗДЕЛ 9. СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

Синтаксическая стилистика

Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием стилистических средств, однако здесь нет такой четкой стилевой закрепленности языковых единиц, как в лексике и фразеологии. Можно говорить лишь о некоторых ограничениях в употреблении отдельных конструкций и оборотов в той или иной речевой разновидности. Функциональные стили характеризуются избирательностью употребления простых и сложных, односоставных и двусоставных предложений. Т.о., на синтаксическом уровне ярко проявляется экспрессивная окраска речи.

Многие средства синтаксиса отличаются повышенной эмоциональностью и экспрессивностью, а значит, и стилистической значимостью (различие предложений по цели высказывания, порядок слов, синонимия разных типов простого предложения, избирательность употребления простых и сложных, односоставных и двусоставных предложений в разных стилях и т.д.). Этим и занимается синтаксическая стилистика. Так, многие синтаксические единицы являются функционально ограниченными: причастные и деепричастные обороты, некоторые виды связок сказуемого, ряд отыменных предлогов и союзов характерны для книжной речи; эллиптические конструкции, инфинитивные и безличные предложения и т.д. употребляются преимущественно в разговорной речи. Явления поэтического синтаксиса (анафора, градация, антитеза) – принадлежность художественной речи.

Функциональные стили характеризуются частотой употребления тех или иных единиц, а не их закрепленностью Так, в научном стиле преобладают двусоставные личные предложения (88,3% от простых предложений), среди односоставных - обобщенно- и неопределенно-личные (5,7%), безличные употребляются реже (4,8%) и редко встречаются инфинитивные и номинативные (вместе они составляют 1%). В такой избирательности употребления различных предложений отражается специфика научного стиля: его точность, подчеркнутая логичность, отвлеченно-обобщенный характер. По-разному употребляются в разных стилях и жанрах разные виды сложных предложений и т.д.

Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений, а также разных типов односоставных предложений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1166 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

780 - | 742 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.