Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновани€ науки и современные модели. »деалы и нормы исследовани€.




ѕо мысли главного методолога науки (—тепина -?) существует 3 главных компонента оснований науки:

1) »деалы и нормы исследовани€.

2) Ќаучна€ картина мира.

3) ‘илософские основани€ науки.

1. »деалы и нормы исследовани€. ¬ыдел€ют:

1) собственно познавательные установки;

2) социальные нормативы (наука как социальный институт).

ѕознавательные установки определ€ютс€ по следующим позици€м (формам):

1) »деалы и нормы описани€ и объ€снени€ Ц достаточно изменчивы.

2) »деалы и нормы доказательности и обоснованности знани€.

3) »деалы и нормы построени€ и организации знани€.

ќписание: всеобъемлющее, всестороннее, воспроизводимое, объ€снительное и т.д.

“ребовани€ к доказательности мен€ютс€ в течение времени. ƒоказательство может быть либо логическое, либо эмпирическое. “.е. доказать означает либо доказать факты, либо доказать логически.

—егодн€ доказать Ц значит сослатьс€ на законы, т.е. свести конкретный частный случай к всеобщему.

ƒревние греки применительно к закону оперировали пон€тием logos Ц необходимое, судьба, закон.

»деалы и нормы науки могут быть конкретизированы к конкретным област€м научной де€тельности (математике, физике, химии, биологии). ¬ биологии, в науках об обществе одним из основных идеалов €вл€етс€ рассмотрение в историческом аспекте (идеи эволюции).

Ќормы: принципы экспериментального обосновани€; идеал объ€снени€ €влений с помощью небольшого числа фундаментальных законов; идеалы организации теорий как дедуктивных схем; установка на описание законов на €зыке математики.

2. Ќаучна€ картина мира Ц см. отдельный вопрос.

3. ‘илософские основани€ науки Ц это общие принципы, из которых €вно или не€вно исходит любой ученый или научное сообщество при построении той или иной теории.

¬заимоотношени€ философии и науки противоречивы, хот€ все науки родом из философии. ¬ажнейша€ черта философии Ц целостность, поэтому все науки по отношению к философии €вл€ютс€ частными: науки, котора€ изучала бы всеобщее, нет.

‘илософские принципы, признаваемые наукой:

1) ѕринцип закономерного устройства мира.

2) ѕринцип причинности.

3) ѕринцип материального единства мира (мир един и материален). —уществует также принцип двойственности.

4) ѕринцип развивающегос€ мира.

–азличают 2 взаимосв€занные формы философских оснований науки:

1) ќнтологическа€ система категорий: св€зи, следстви€, отношени€, причинности, необходимости, случайности.

2) √носеологическа€ подсистема философских оснований науки Ц пон€ти€, характеризующие познавательную процедуру Ц истина, знание, опыт, доказательность, объ€снимость.

‘илософские основани€ науки по отношению к науке выполн€ют 3 основные функции:

1) ќни есть средства адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам (задача философии Ц сформировать единую цельную, непротиворечивую картину). Ќаука иногда добывает такие знани€, которые не укладываютс€ в обыденное привычное (в т.ч. и науке) мировоззрение и задача философских оснований науки Ц Ђвписатьї эти знани€, обеспечить воспри€тие этих €влений Ц адаптивна€ функци€ философских оснований науки (открыти€, что земл€ имеет шарообразную форму, а не плоска€ и т.д.).

2) ‘ункци€ эвристики научного поиска (Ђэвристикаї - творческий потенциал мышлени€, учение о творческом мышлении). ѕример: атеистическа€ концепци€ картины (структуры) мира (перва€ принадлежит ƒемокриту Ц V в. до н.э.) Ц весь мир состоит из неделимых частиц Ц логический вывод, постулат, направленный на сн€тие противоречий (например, неограниченный отрезок можно поделить на неограниченное число частей). ћы и сегодн€ считаем, как ƒемокрит: это фундамент классической науки Ќового времени Ц из неограниченного числа неделимых атомов можно построить неограниченное разнообразие ¬селенной Ц это и есть функци€ эвристики научного поиска.

¬ качестве примера можно также привести идею развити€ и наследственности („. ƒарвин): эмпирических данных нет, это теоретическое построение, которое затем начинает находить подтверждени€ различными фактами.

3) –ефлекси€ логики и методологии науки (рефлекси€ Ц способность нашего мышлени€ анализировать свои собственные основани€ и предпосылки, мышление о мышлении, о самом себе). –ефлекси€ логики и методологии науки Ц это познание наукой самой себ€. Ётим вопросом занимаетс€ философи€.

Ќаучна€ картина мира, ее содержание, исторические формы и функции.

Ќаучна€ картина мира может быть 2 видов: специальна€ (физическа€, химическа€, биологическа€) и обща€. “ермин Ђспециальна€ научна€ картина мираї следует признать неудачным, так как мир Ц это все, а не только физическое, химическое и т.д.

—пециальна€ научна€ картина мира Ц это картина части реальности, котора€ исследуетс€ определенными науками. —пециальна€ научна€ картина мира включает представлени€:

1) о фундаментальных объектах, из которых все построено;

2) о типологии изучаемых объектов;

3) об общих законах их взаимодействи€;

4) о пространственно-временной структуре реальности.

ѕример: классическа€ и неклассическа€ физические картины мира.

Ќаучна€ картина мира Ц это компонент в структуре научного познани€. ‘ункции специальной научной картины мира:

1) систематизирующа€;

2) функции исследовательской программы (норматива).

ќбща€ научна€ картина мира Ц обобщенное представление об устройстве мира, созданное усили€ми все на конкретную историческую эпоху наук.

¬ыдел€ют:

1) некое теоретическое €дро (теори€ эволюции, квантова€ теори€ и т.д.) какой либо концепции, теории;

2) принципы, допущени€, которые условно принимаютс€ за неопровержимые;

3) частные теоретические модели;

4) философские установки.

‘ункции:

1) —истематизирующа€.

ѕротиворечи€: возрастание энтропии, в социальном мире Ц возрастание упор€доченности Ц это и есть пример противоречи€.

2) Ќормативна€.

»сторические формы научной картины мира.

¬ отечественной практике прин€то выдел€ть 3 основные формы: классическа€ (17 Ц 19 вв.), неклассическа€ (19 Ц 20 вв.) и постнеклассическа€ (конец 20 в.). ћожно также выделить и натурфилософскую научную картину мира (до 17 в.).

¬опросы:

1.  аким образом отличаютс€ уровни науки.

2. ћетоды разных уровней знани€.

3. Ќаучна€ картина мира.

Ћитература:

1.¬ведение в философию в 2-х кн./ под.ред.».“.‘ролова.ћ.,1989.

2.Ќемировска€ Ћ.«. ‘илософи€. урс лекций.ћ.,1995.

3. урбатов ¬.». »стори€ философии. –остов-на-ƒону, 1997.

4.‘илософи€.  урс лекций./ под.ред. ¬.√. алашникова. ћ.,1999.

5.–адугин ј.ј. ‘илософи€.  урс лекций.ћ.,1997.

6.ќсновы философии. ”чебное пособие дл€ вузов. ћ.,1997.

7.јлексеев ѕ.¬. ‘илософи€ учебник.ћ.,1999.

Ћекци€ є 8 Ќаучные революции.

1. ƒинамика науки.

2. ѕредпосылки научных революций.

3.—ущность и типологи€ научных революций.

 

–азличают две модели развити€ науки: 1.  умул€тивистские модели развити€ науки (позитивизм (ќ.  онт)) Ц эмпирическа€ философи€ XIX в.2. јнтикумул€тивистские модели развити€ науки

(постпозитивизм Ц направление в философии науки).

—тадии:

1) позитивизм;

2) неопозитивизм (логический позитивизм);

3) постпозитивизм (втора€ половина XX в.):  . ѕоппер, “.  ун, ». Ћакатос, ѕ. ‘ейерабенд, —. “уллин (—Ўј), ћ. ѕолани (при всем разнообразии их представлений их объедин€ют позитивизмом).

1.  . ѕоппер Ц разработчик концепции критического рационализма. »звестен концепцией трех миров: 1) мир предметов, 2) мир сознани€ (субъективной реальности), 3) мир объективных мыслительных форм Ц мир знаков, символов, которые существуют объективно в виде законов, теорий (не следует говорить, что он нематериален).

√овор€ о  . ѕоппере, следует знать: 1) концепцию трех миров; 2) принцип фальсификации; 3) принцип фаллибилизма.

 . ѕоппера главным образом интересует проблема Ц концепци€ роста научного знани€.

ѕринцип верификации Ц ставит проблему и решает ее путем ввода принципа фальсификации (принципиальна€ опровержимость научного знани€). »менно фальсификационизм €вл€етс€ главной движущей силой развити€ науки Ц переходит в принцип фаллибилизма Ц любое научное знание носит лишь гипотетический характер и рано или поздно будет фальсифицировано.

„ем больше информации о внешнем мире, тем больше веро€тность, что конкретна€ теори€ будет опровергнута.

ѕример. »меет место высказывание а Ц в п€тницу будет дождь и b Ц в субботу будет €сно. ¬еро€тность наступлени€ событий: –(а) ≥ P(a,b) ≤ P(b).

„ем более развита теори€, чем она фундаментальнее, чем больше собрано по ней информации, тем больше веро€тность ее фальсификации (опровержени€). “аким образом, абсолютного знани€ в принципе не существует. ѕоппер часто проводит аналогии с естественным отбором теории эволюции „. ƒарвина. Ќо в то же врем€ люба€ теори€ оставл€ет после себ€ определенные экспериментальные факты.

—хема: проблема Ц теори€ Ц устранение ошибок (возникших противоречий) Ц проблема 2 Ц новые научные теории.

ѕрогресс науки по ѕопперу состоит не в накоплении знаний, а только в разрастании глубины сложности разрешаемых наукой проблем.

2. “.  ун (родилс€ в 1922 г.) Ц автор бестселлера Ђ—труктура научных революцийї и одноименной антикумул€тивистской концепции.

—уществует 2 основных режима в развитии науки: 1) нормальна€ наука и 2) научна€ революци€.

“.  ун ввел в научный оборот пон€тие парадигмы (образец) Ц это признанные всеми научные достижени€, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решени€ научным сообществом. ќснование парадигмы, как правило, составл€ет крупна€ теори€, котора€ дает способ видени€ мира Ц определ€ет, что считаетс€ на конкретном этапе научным, а что не считаетс€. ¬водитс€ пон€тие дисциплинарной матрицы (структура парадигмы) Ц включает в себ€ 4 элемента:

1) —имволическое обобщение (второй закон Ќьютона: F = ma).

2)  онцептуальные модели.

3) ÷енностные установки, прин€тые в научном сообществе Ц образцы решени€ конкретных задач и проблем.

–ано или поздно конкретна€ научна€ парадигма не может уместить в свои рамки всю окружающую действительность, возникают определенные потр€сени€, что приводит к научной революции.

Ќаучна€ революци€ представл€ет собой процесс смены парадигмы. Ќаучна€ революци€ по  уну носит нелинейный характер. ѕо мнению  уна, процесс смены научных парадигм не может быть истолкован чисто рационально.

Ќаучным сообществом может быть выбрана лишь одна конкретна€ научна€ парадигма, но это не значит, что она лучша€, вместо нее могла бы быть совсем-совсем друга€, не менее логична€. ѕредсказать, кака€ парадигма будет выбрана в дальнейшем, невозможно. Ќова€ научна€ парадигма Ц это принципиально нова€ научна€ картина мира. ¬ науке нельз€ Ђпостроить второй этажї, старое здание полностью разрушаетс€, а на его месте строитс€ новое. ‘рагменты старой парадигмы переход€т в новую лишь как фрагменты, не особо значимые Ц нелинейный характер развити€ науки.

ѕроцесс смены парадигмы по  уну не носит чисто рациональный характер. –ациональных элементов дл€ объ€снени€ не хватает, значительную роль играет элемент веры научного сообщества в то, что мир устроен именно так, а не иначе (например, вера ћенделеева в правильность периодической системы элементов, которую он составил в результате прозрени€). ѕереход в новую парадигму Ц это обращение в новую научную веру (именно в момент научных революций) и носит иррациональный характер. ѕотом, когда научна€ парадигма установитс€, рациональность снова займет свое ведущее место в науке.

3. ». Ћакатос (английский ученый-философ). ѕредложил концепцию научно-исследовательских программ. ” Ћакатоса научно-исследовательска€ программа Ц то же самое, что у  уна парадигма.

Ќаучно-исследовательска€ программа имеет трехчастную структуру:

1) ядро Ц совокупность неопровержимых положений, принимаемых сторонниками данной программы.

2) Ќегативна€ эвристика Ц защитный по€с жесткого €дра Ц помогает защитить €дро от различного рода фальсификаций (положени€, допущени€, поправочные коэффициенты). Ќе обходитс€ без различных дополнительных вкраплений, не до конца обоснованных, без каких-либо эмпирических данных.

3) ѕозитивна€ эвристика: вс€ка€ научна€ теори€ не по€вл€етс€ сразу в готовом виде, ей предшествует определенна€ система теорий. ¬ смене вариантов различных теорий и может существовать научно-исследовательска€ программа (парадигма) достаточно длительное врем€.

Ќаучна€ революци€ Ц это смена научно-исследовательской программы. ќднако Ћакатос не признает иррационального характера смены научно-исследовательской программы; он считает, что выбор новой научно-исследовательской программы производитс€ научным миром осознанно, рационально.

 ритерии жизнеспособности научно-исследовательской программы: если теоретический рост программы предвосхищает ее эмпирический рост, то это означает, что эта научно-исследовательска€ программа вполне жизнеспособна; если же эмпирический рост программы опережает ее теоретический рост, то это означает, что данна€ научно-исследовательска€ программа устарела, наступило врем€ научной революции.

ѕример: концепци€ Ѕольшого ¬зрыва.  онцепци€ расшир€ющейс€ ¬селенной Ц подтверждение концепции Ѕольшого ¬зрыва, предсказанный ею эмпирический факт. ќднако позже было обнаружено, что ускорение расширени€ ¬селенной возрастает, что противоречит концепции Ѕольшого ¬зрыва Ц теори€ отстает от эмпирии.

4. ѕ. ‘ейерабенд.  лючевое пон€тие: эпистемологический (гносеологический) анархизм.

ѕолагает, что вс€кий рационализм есть попытка загнать весь мир в узкое русло. ѕредлагает отказ от вс€кого универсализма. Ќикаких стандартов получени€ знани€ в науке быть не должно. —тандарты конкретной парадигмы чрезвычайно обедн€ют науку, искажают процесс развити€ науки. ¬с€кие требовани€ к объективности, истинности чересчур тоталитарны. ѕо его мнению, все возможные методы Ц рациональные и иррациональные должны использоватьс€ в процессе научного познани€. Ќельз€ возводить какие-либо методологические процедуры в абсолют. ѕо его мнению, постановка проблемы Ћакатосом несовместима с гуманизмом. Ћюба€ жестка€ регламентаци€ станет помехой в развитии науки.

ѕредлагаемые правила:

1) ƒействовать по принципу Ђот противногої. Ќужно искать не соответствие теории фактам, а нечто противоположное Ц контриндукци€: несовместимость гипотез и теорий с твердо установленными эмпирическими фактами и гипотезами. Ёто дает толчок развитию науки, заставл€ет оттачивать теорию. Ќет теорий, которые бы вмещали в себ€ все факты, всегда найдутс€ неучтенные, необъ€снимые факты. ¬се это вместе вз€тое называетс€ эпистемологическим анархизмом.

2) Ќаука приводит не только к позитивным результатам, но и наоборот (создание оружи€ массового поражени€, употребление генетически-модифицированных продуктов). “аким образом, наука в современном виде создает угрозу дл€ человечества и не последнюю роль здесь играет ее жестка€ регламентаци€.

5. “уллин Ц эволюционна€ эпистемологи€, дарвинска€ эпистемологи€ Ц в науке также, как и природе, ведущую роль играет естественный отбор, наследственность и изменчивость. —лучайные мутации привод€т к по€влению принципиально новых научных теорий. Ќаучна€ элита Ц это фермеры, задающие конкретные образцы. ” “уллина развитие науки Ц это развитие рациональности. “о, что у  уна Ц парадигма, у Ћакатоса Ц научно-исследовательска€ программа у “уллина Ц тип рациональности.

6. ћ. ѕолани. ќсновна€ иде€ в том, что нар€ду с общепризнанным научным знанием существует у всех у нас хоть немного свое индивидуальное представление о любой концепции, теории. Ёто можно передать только личностно, через совместную работу. Ѕез учета личностного знани€, которое не€вно может быть передано, наука чересчур бедна, схематична и не может без ошибок познавать реальность. Ќе€вное знание позвол€ет логически рассуждать, не зна€ законов логики. ѕоэтому, по мнению ћ. ѕолани, наука помимо рациональности должна включать это самое не€вное знание.

¬се концепции имеют своих сторонников, критиков, плюсы и минусы, наибольшее число сторонников имеют на сегодн€шний день концепции “.  уна и ». Ћакатоса.

¬опросы:

1. ѕон€тие научные революции.

2. ¬иды научных революции и их специфика.

3. Ѕудущее научных революций.

Ћитература:

1.¬ведение в философию в 2-х кн./ под.ред.».“.‘ролова.ћ.,1989.

2.Ќемировска€ Ћ.«. ‘илософи€. урс лекций.ћ.,1995.

3. урбатов ¬.». »стори€ философии. –остов-на-ƒону, 1997.

4.‘илософи€.  урс лекций./ под.ред. ¬.√. алашникова. ћ.,1999.

5.–адугин ј.ј. ‘илософи€.  урс лекций.ћ.,1997.

6.ќсновы философии. ”чебное пособие дл€ вузов. ћ.,1997.

7.јлексеев ѕ.¬. ‘илософи€ учебник.ћ.,1999.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 760 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1408 - | 1374 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.027 с.