Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема соотношения веры и разума в средневековой культуре и науке.




Основным типом мышления был религиозный (догматический) тип мышления, основанный на переживаниях, а не явлениях внешнего мира. Однако, необратимый процесс роста знаний, новые изобретения, географические открытия все время совершенствовали роль разума в познании, что инициировало ускоренный переход к рациональному освоению мира, в итоге произошло оттеснение иррационального познания на второй план. Рационализацию средневекового знания можно было проследить по изменению некоторых установок средневековых мыслителей. Так, например, мыслитель раннего Средневековья Тертониан, живший на рубеже 2 – 3 вв. н.э. строил свои утверждения, будучи приверженцем веры в процессе познания. Его формула звучала так: «Верую, ибо абсурдно». Спустя примерно 200 лет Августин Блаженный (рубеж 4 – 5 вв.) занял в вопросе методов познания более гибкую позицию: «Верую, чтобы понимать».

В 13 в. другой выдающийся мыслитель Фома Аквинский обосновал теорию, в которой были использованы как рациональные, так и иррациональные методы освоения мира. Следует использовать оба этих метода.

1) И вера, и разум познают одно и то же (объект).

2) И та, и другая человеческие способности находятся не в отношении взаимоисключения, но и в отношении взаимодополнения.

3) Обе эти человеческие способности созданы Богом и потому каждая из этих способностей имеет право на существование и применение (этой ориентации придерживаются и современные религиозные деятели).

Но все же Фома Аквинский как мыслитель приоритет отдавал религиозному познанию.

Концепция возможности сочетания рационального и иррационального познания признается церковью до сих пор (католической, православной), что, в свою очередь, создает предпосылки для взаимодействия науки и религии.

Западноевропейская наука черпала свои знания не из какого-либо одного источника,

1) Античный мир (прежде всего, Древний Рим). Надо иметь в виду, что к началу Средневековья Рим переживал период упадка, умонастроение у людей было далеко от интереса к науке и выражалось лозунгом: «Хлеба и зрелищ» и такие лозунги не способствовали интересу к науке, исследованиям и ожидать каких-либо крупных достижений не приходилось.

2) В этих условиях стала возрастать роль арабо-мусульманского Востока на основе молодой мусульманской религии – на территории Аравийского полуострова с центром в Мекке, поэтому второй источник, повлиявший на европейскую культуру – арабо-мусульманский Восток.

Полуостров (Малая Азия) с центром в Константинополе. На арабо-мусульманском Востоке в этот период лучше сохранилась античная культура, переводы трудов по математике, физике, астрономии (Птолемей, Аристотель, Евклид). Восток прославился и тем, что создал собственную самобытную арабо-мусульманскую культуру. Представители: Аверроэс, Авиценна. С этими именами связан высший рассвет культуры арабского Востока. Авиценна написал книгу «Канон врачебной науки». IX – X вв. – период расцвета Византии, создан ряд крупных университетов – крупнейший константинопольский университет в Византии, успешно развивается добывающая промышленность, кораблестроение, архитектура. Одно из достижений – «греческий огонь» (смесь нефти и серы) – использовался в качестве оружия – вещество, которое могло гореть даже на воде. Отсюда, из Второго Рима (как стали называть Константинополь) пришло христианство в Киевскую Русь, в 988 г. Именно потому после падения Константинополя (в 1453 г.) под натиском турок роль преемницы этого Второго Рима стала брать на себя Москва – как центр православной культуры (теория о том, что Москва должна стать Третьи Римом сформирована монахом Филофеем). Приобщение средневековой Руси к христианской культуре осуществлялось по 2 каналам:

1) Византия (Киев).

2) Великий Новгород – научный контакт с Западной Европой.Именно по этим каналам Россия получала естественно-научную литературу и богословские тексты (Византия).

Архитектура: возведение софийских соборов (в Киеве, Великом Новгороде).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 682 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.