Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


явление Ц категори€ диалектики, обозначающа€ внешнюю, Ђ€вл€ющуюс€ї сторону предмета, в которой обнаруживает себ€ сущность.




ƒиалектика сущности и €влени€ наиболее полно передаетс€ в выражении: сущность €вл€етс€, а €вление существенно. —ущность €вл€етс€, то есть посредством €влени€ обнаруживает себ€ во внешней среде. явление существенно в том смысле, что содержит в себе сущностные характеристики предмета. ќднако в €влении есть то, что из сущности не вытекает, а обусловливаетс€, к примеру, внешними обсто€тельствами, межпредметным взаимодействием. ѕоэтому сущность и €вление никогда полностью не совпадают: в €влении всегда есть содержание адекватное и содержание, неадекватное сущности.

—одержание €влени€, неадекватное сущности предмета, выступает объективной основой кажимости (видимости) Ц искаженного выражени€ сущности предмета. ѕростейшим примером кажимости может служить видимое сли€ние рельсов железнодорожного пути в одной точке, наблюдаемое в перспективе линии движени€.

ќнтологическое представление о взаимосв€зи сущности и €влени€ служит основой дл€ у€снени€ данных категорий в гносеологическом плане.

—ущность в гносеологическом плане Ц это познанное в той или иной степени и выраженное в терминах определенной науки основание предмета. ѕуть к познанию сущности начинаетс€ с изучени€ €влени€. явление в данном отношении Ц это сторона предмета, непосредственно данна€ человеку в его ощущени€х. —праведливо замечено, что €вление Ц это способ, которым нам предметы даютс€. ќбраща€сь к €влению, человек стремитс€ обнаружить сущность через свойства и отношени€ предмета, доступные органам чувств. ќднако без известных интеллектуальных усилий сущность предмета не обнаружить, ибо сущность мыслитс€. ћышление как раз и есть не что иное, Ђкак де€тельность различени€ сущности от €влени€ї (Ћ.‘ейербах). ћышление познает сущность, использу€ различные методы познани€ (анализ, синтез и т. п.), позвол€ющие проникнуть в глубь предмета и представить его в виде системы разнообразных св€зей, а затем выделить существенные среди них.

‘ормой и ступенью познани€ сущности €вл€етс€ закон. «акон Ц это существенна€ св€зь, раскрыта€ и описанна€ наукой на определЄнном уровне познани€ сущности.

“аким образом, познание сущности конкретных предметов идЄт от €влени€ к сущности, от сущности одного пор€дка к сущности другого пор€дка, то есть от познани€ менее глубокой к познанию более глубокой сущности. ¬ этом закономерном движении познани€ обнаруживаетс€ многопор€дковый характер сущности.

—одержание и форма. ѕод содержанием понимаетс€ все наход€щеес€ в предмете (процессе): его существенные св€зи, компоненты и его несущественные св€зи, компоненты.

ѕод формой понимаетс€ как внешнее выражение содержани€, так и внутренний способ взаимосв€зи компонентов содержани€ (в последнем случае форма близка по сути структуре).

ƒиалектику формы и содержани€ раскрывают следующие положени€.

Х ≈динство формы и содержани€. Ћюбой материальный предмет, процесс есть единство формы и содержани€. —ледовательно, нет бесформенного содержани€, как нет и бессодержательной формы.

2. ѕротиворечивость формы и содержани€. ‘орма и содержание Ц диалектические противоположности. ќтношени€ между ними могут быть охарактеризованы:

а) как гармони€ Ц соответствие формы содержанию, а содержани€ форме и как следствие этого - оптимальность развити€ предмета;

б) как дисгармони€ Ц несоответствие формы содержанию и наоборот, при котором возникают деформации в функционировании и развитии предмета;

в) как конфликт Ц несовместимость формы с содержанием, а содержани€ с формой, при которой предмет не может больше развиватьс€ в прежнем качестве.

“аким образом, развитие предмета есть единство и борьба его противоположных сторон Ц формы и содержани€. ѕричем содержанию присуща тенденци€ к посто€нному изменению, форме Ц тенденци€ не мен€тьс€, оставатьс€ прежней. ѕротиводействие данных тенденций обнаруживаетс€ в противоречии между новым содержанием и старой формой. ƒанное противоречие в природе разрешаетс€ как бы автоматически, а в обществе человек должен быть готов к самосто€тельному его решению, искать форму, соответствующую содержанию.

3. –азнородность взаимовли€ни€ формы и содержани€. —одержание в процессе своих изменений может измен€ть форму. ‘орма же может сдерживать или способствовать развитию содержани€ (если речь идЄт о внешней форме) и измен€ть содержание, если происход€т изменени€ во внутренней форме предмета (его структуре).

4. ¬ариативность выражени€ содержани€ формой. ќдно и то же содержание может быть выражено в различных формах. «десь важно выдел€ть: формы, соответствующие содержанию; не соответствующие содержанию и несовместимые с содержанием. ¬ одной и той же форме может выражатьс€ разное содержание.

—оотнос€ категории Ђсодержаниеї и Ђформаї в гносеологическом плане мы исходим из того, что поскольку содержание относитс€ к внутренней стороне предмета, постольку познаЄтс€ оно через своЄ про€вление во вне, через форму. »зучение форм становитс€ важной познавательной задачей, так как позвол€ет представить развитие любого процесса как последовательную смену его форм. «десь важно иметь представление о разнообразии тех форм, в которых может протекать процесс, о том, какие формы соответствуют конкретному этапу развити€, какие оптимальны, а какие будут сдерживать развитие; о том, каковы перспективы развити€ процесса в той или иной форме. Ќо как бы не было важно изучение форм, не следует забывать, что изучаетс€ форма в св€зи с решением задачи оптимизации развити€ содержани€.

÷елое и часть.  атегори€ Ђцелоеї характеризует предмет в определенной св€зи составл€ющих его частей и обладающим в силу этого интегративными свойствами.

 атегори€ Ђчастьї характеризует такой компонент содержани€, без которого предмет не может существовать как целое.

¬ диалектике целого и части следует учитывать следующие положени€.

1. Ќесводимость целого к сумме частей. ÷елое обладает свойствами, отсутствующими у каждой из частей в отдельности и у всех частей вместе. ÷елое есть нечто большее в качественном отношении, чем сумма качеств всех частей, хот€ количественно целое равно сумме частей.   наличию у целого новых, интегративных свойств приводит взаимодействие частей, способ св€зи между ними.

2. Ћюба€ часть несет в себе черты качественной определенности целого. “ак, при развитии человека как части социального целого (общества) следует учитывать, что он существует в рамках качественной определенности целого, то есть развиваетс€ как общественный человек.

3. „асти вли€ют на целое. Ќапример, от частей зависит функционирование целого: если организм рассматривать как целое, то дисфункци€ его части (жизненно важного органа) приведЄт к нарушению в работе целого.

¬ социальной философии, например, диалектика целого и части актуальна как проблема взаимодействи€ общества и личности. –ешение этой проблемы осуществл€етс€, исход€ из общей диалектики целого и части: общество и личность Ц начала соотносительные, но не совпадающие, одно не может быть сведено к другому. ѕри гармоничном развитии одно не может быть поглощено другим: Ђгражданин не должен уничтожать человека, ни человек гражданинаї (см.: Ѕелинский ¬.√. —тихотворени€ ћ. Ћермонтова// »збр. филос. произв. в 2 т.Ц ћ., 1948. Ц “. 1. - —. 266.).

ѕри познании целого и частей необходимо учесть, что целое не может быть изучено вне изучени€ частей, а части Ц вне изучени€ целого, т. к. знание о предмете как целом предполагает знание о его част€х, а выделить части предмета невозможно без знани€ целого.

ћетод познани€ целого может быть рассмотрен как взаимосв€зь двух сторон: 1) диалектического расчленени€ целого и восхождение от конкретного целого (предмета) к абстрактному представлению о част€х и 2) диалектического синтеза целого как процесса восхождени€ от абстрактного представлени€ о част€х к конкретному представлению целого. “аким образом, в начале познани€ целое предстаЄт как чувственно-воспринимаемое, нерасчленЄнное, эмпирически конкретное; в результате познани€ целое Ч это уже не эмпирически конкретное, а конкретное в мышлении, содержащее знание о целом.

— категори€ми Ђчастьї и Ђцелоеї св€зана проблема целостности как обобщенной характеристики уникальности каждой вещи. »де€ целостности нередко рассматриваетс€ в качестве общефилософского принципа, отражающего важную сторону существовани€, развити€ и познани€ мира.

—истема, структура, элемент. ƒанными категори€ми предмет характеризуетс€ со стороны своей организации.  атегорией система в предмете подчеркиваетс€, что его действительность характеризуетс€ целостностью, единством элементов, прочными внутренними св€з€ми между ними. ѕредмет может представл€ть собой множество систем, в каждой из которой есть свои элементы. Ёлемент существует в рамках одной конкретной системы как ее атомарный компонент, символизирующий предел его делимости. —труктура Ц способ взаимосв€зи между элементами системы.

¬ категориальном р€ду Ђсистема Ц структура Ц элементї категори€ Ђэлементї противоположна категори€м Ђсистемаї и Ђструктураї. Ёлемент и система противоположны как субстраты, различающиес€ по уровню организации и по субстратным свойствам (исходные свойства элементов отличны от интегральных свойств системы). Ёлемент и структура противоположны как субстрат и отношение между субстратами. ѕротивоположность элементов и структуры указывает на два пути развити€ системы: 1) изменение ее элементов; 2) изменение ее структуры.

јнализ действительности сквозь призму категорий Ђсистемаї, Ђструктураї, Ђэлементї позволил сделать вывод о системности мира. —огласно принципу системности, объективна€ реальность представл€ет собой многообразие систем, элементы которых также €вл€ютс€ системами. ѕринцип системности ориентирует познание на получение системного, а не фрагментарного знани€ о мире.

 атегории единичное и общее характеризуют предмет как со стороны его уникальности, так и со стороны схожести с другими предметами. Ђ≈диничноеї Ц категори€, отражающа€ в предмете только ему присущие, неповторимые свойства и признаки. Ђќбщееї Ц категори€, характеризующа€ в предмете те его признаки, свойства, которые объедин€ют его с множеством других предметов. —в€зь между общим и единичным в предмете выражаетс€ категорией Ђособенноеї.

≈диничное, особенное, общее Ц соотносимые категории, отражающие различные, но взаимосв€занные аспекты развити€ предмета. –азвива€сь, предмет измен€етс€ во всех трех аспектах. Ќо в зависимости от природы рассматриваемого образовани€ в нем преобладает тот аспект развити€, которым характеризуетс€ способ его существовани€. “ак, у животного преобладает общее Ц родова€ программа поведени€. „еловек развиваетс€ при взаимодополнительности процессов социализации и индивидуализации.

√лавное в диалектике единичного, особенного, общего состоит в том, что они существуют в тесной взаимосв€зи как ст?роны реального предмета, процесса, €влени€. “ак, гениальность есть, с одной стороны, высшее про€вление индивидуальности (единичного), с другой Ц высшее про€вление общего (разумной природы людей), нашедшие гармоничную св€зь (особенное) в конкретном человеке (отдельное).

 атегории Ђпричинаї и Ђследствиеї характеризуют развитие со стороны его определенной упор€доченности: одно €вление (событие) вызывает к жизни другое, €вл€€сь его причиной. ƒанные категории конкретизируют причинную св€зь между €влени€ми. явление может быть названо причиной другого €влени€ при наличии следующих признаков: 1) если оно порождает, вызывает другое €вление, предшеству€ ему по времени; 2) если акт порождени€ Ђнечтої не случаен, а происходит с необходимостью. — учетом этих признаков причина - это €вление, с необходимостью порождающее другое €вление (или с необходимостью вызывающее изменени€ в существующем €влении). —ледствие Ц это то, что возникает под воздействием причины.

¬ диалектике причины и следстви€ следует учитывать, что одна и та же причина при одинаковых услови€х вызывает одно и то же следствие. ѕри изменении условий, в которых осуществл€етс€ причинно-следственна€ св€зь, одна и та же причина может вызвать разные следстви€.

јнализ развити€ существенно дополн€етс€ за счет вы€влени€ необходимого и случайного, действительного и возможного в развитии.

Ќеобходимость следует рассматривать на двух уровн€х. Ќа уровне сущности необходимость отражает тенденцию развити€ сущности предмета. Ќа уровне существовани€ предмета она выражает тенденцию развити€ предмета, исход€ из изменений его сущности.

—лучайность можно рассматривать как отклонение от тенденции развити€, не св€занное с изменени€ми в сущности предмета. ѕоскольку необходимость "пробивает" себе дорогу сквозь богатство содержани€ предмета (внутренний ее путь) и одолева€ противодействие предметов, имеющих другие тенденции изменений (внешний ее путь), постольку случайность может характеризоватьс€ соответственно как форма про€влени€ и как форма дополнени€ необходимости.

ѕодобное понимание необходимости и случайности предполагает наличие различных возможностей дальнейшего развити€ предмета. ¬озможность - диалектическа€ противоположность действительности.  атегори€ действительность отражает все осуществившеес€ и существующее в насто€щем как результат развити€. ¬озможность Ч это характеристика развити€ с точки зрени€ его перспективы, дальнейшего осуществлени€ в различных вариантах. –азличают реальные и формальные возможности. –еальные возможности развити€ предмета, как правило, наход€тс€ в русле его необходимых изменений, выража€ собой дальнейшее становление сущности предмета. „тобы воплотитьс€ в жизнь, реальна€ возможность должна стать конкретной, то есть иметь дл€ своего осуществлени€ необходимые услови€. »з этого следует, что реальна€ возможность содержит в себе ситуативный элемент абстрактности, который дл€ ее воплощени€ должен быть устранен. ¬еро€тность есть количественна€ характеристика близости возможности к осуществлению.

‘ормальной признаетс€ така€ возможность, дл€ реализации которой в действительности нет ни сущностных оснований, ни достаточных внешних условий и факторов. »наче, это предельно абстрактна€ возможность. Ќо это Ц возможность и потому она может реализоватьс€. ќднако, исход€ из внутренней тенденции развити€ предмета, ее реализаци€ настолько маловеро€тна, что практически равна нулю. Ќаступление подобной возможности может быть обусловлено лишь случайными внешними факторами. ќна осуществима только в виде случайности как формы дополнени€ необходимости. ”читыва€ данный способ реализации формальной возможности, она всегда предстает в качестве исключени€, подтверждающего правило, согласно которому в действительности воплощаютс€ реальные возможности. Ётим еще раз подчеркиваетс€ главное в диалектической концепции, а именно то, что основным €вл€етс€ внутренний, сущностной источник развити€, который про€вл€ет себ€ на данном уровне анализа развити€ в тенденции осуществлени€ в действительности реальных возможностей.


ѕринципы диалектики
ќсновными принципами диалектики €вл€ютс€:
Х принцип всеобщей св€зи;
Х принцип развити€;
Х принцип системности;
Х принцип причинности;
Х принцип историзма.
¬сеобща€ св€зь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосв€занность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, €влений, процессов.
—в€зи могут быть:
Х внешние и внутренние;
Х непосредственные и опосредованные;
Х генетические и функциональные;
Х пространственные и временные;
Х случайные и закономерные.
Ќаиболее распространенный вид св€зи - внешние и внутренние. ѕример: внутренние св€зи человеческого организма как биологической системы, внешние св€зи человека как элементы социальной системы.
—ущественные св€зи - устойчивые, глубинные св€зи, определ€ющие специфику данного €влени€. «акономерные св€зи - законы, характеризуют необходимую св€зь €влений, ход их развити€.
”ниверсальность принципа развити€ €вл€етс€ фундаментальной основой диалектики. –азвитие представл€етс€ не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развити€ лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, €влению. –азвитие как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса.
—истемность означает, что многочисленные св€зи в окружающем мире существуют не хаотично, а упор€дочены. ƒанные св€зи образуют целостную систему, в которой они располагаютс€ в иерархическом пор€дке. Ѕлагодар€ этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
ѕричинность - наличие таких св€зей, где одна порождает другую. ѕредметы, €влени€, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. ѕричина, в свою очередь, порождает следствие, а св€зи в целом именуютс€ причинно-следственными.
»сторизм подразумевает два аспекта окружающего мира:
Х вечность, неуничтожимость истории, мира;
Х его существование и развитие во времени, которое длитс€ всегда.
Ћишь в системе своих взаимосв€зей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 867 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1455 - | 1326 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.