Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пути решения глобальных проблем современности.




Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.

Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;

Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;

Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;

Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

2. Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию.
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.

Особенности элитарной культуры:

сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;

· способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;

· способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;

· наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;

· жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;

· индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;

· созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;

· использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;

· смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс».

Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

3. Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября 1917 по август 1991. После победы Октябрьской революции Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма - свободу, равенство, братсво, счастье, солидарность. То, что не удалось сделать западному миру, следую по буржуазно-капиталистическому пути, решила совершить новая Россия, избрав пролетарско-социалистический путь развития.

Революционные события в России стали также вызовом марксизму, поскольку противоречили его фундаментальным положениям, согласно которым та или иная общественная формация не уходит с исторической сцены до тех пор, пока не исчерпает свой потенциал прогрессивного развития. Капитализм в России того времени не только не исчерпал свои возможности, но еще только складывался и не достиг даже зрелого состояния.

В военно-экономической области Советский Союз, в который Россия преобразовалась в 1922 году, стал второй мировой державой - после США. Такого уровня он достиг прежде всего благодаря успехам научно-технического прогресса. Однако этот прогресс в полной мере проявил себя главным образом в военной области. Созданные здесь новейшие, высокие технологии не получили должного распространения в гражданских отраслях производства, за исключением космоса.

В результате Сов союз не смог в 60 - 70-е годы модернизировать экономику, перевести ее на постиндустриальную основу. где главную и решающую роль играют высокие технологии. Все это отрицательно сказалось на эффективности производства и темпах развития экономики. Советский союз начал все ощутимее проигрывать в социально-экономическом хозяйстве, которое становилось для советского общества неким камнем преткновения или даже проклятьем. Политика оказалась самой неблагополучной и уязвимой областью строящегося социалистического общества. Сталинские репрессии 30-40-х готов, грубые нарушения прав человека легли темным пятном на Советское государство.

Строительство новой культуры также сопровождалось крайностями и перегибами. С одной стороны, здесь имеются впечатляющие успехи и достижения, которые наиболее ярко проявлись в развитии науки. Благодаря этому Советский Союз первым запустил искусственный спутник Земли, первым построил атомную электростанцию, первым изобрел лазер и т. д. Советский Союз создал эффективную систему образования, которая признана одной из лучших в мире. Во многом по этой причине Россия из страны сплошной неграмотности очень быстро стала одной из самых образованных стран мира. Благодаря созданию широкой сети библиотек и музеев, низким ценам на книги, посещение театра, кино и выставок, в Советском Союзе сложились самые благоприятные условия для приобщения к культуре подавляющего большинства населения. Все это дало большой положительный результат. Глубокие внутренние противоречия, трудности и сложности, допущенные серьезные просчеты, крайности и ошибки, неблагоприятные внешние условия и многое другое - все это в конечном счете привело к провалу попытки построения социалистического общества и культуры.

В развитии советского периода можно выделить три основных этапа:

1) 1917 - 1932 гг. В центре его находился поиск новой культуры и путей ее построения, проходившей на фоне широкого культурного плюрализма. Гл события - гражданская война, НЭП, коллективизация. Борьба с церковью и религией. Национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и др. Ликвидация безграмотности. Массовая эмиграция русской интеллигенции.

2) 1932 - 1956 Процесс построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тоталитаризма. Культ личности Сталина. Прогресс науки. Репресси против ученых

3) 1956 - 1991 Исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму с человеческим лицом, демократизации культуры и общественной жизни. Снимается железный занавес постепенно. Разоблачение культа личности Сталина. Оздоровление нравственного климата. Улучшается положение религии. Достижения в науке, художественной культуре. 1985 г - перестройка.

Основные достижения культуры России советского периода. Было создано много музеев, такие, как Музей игрушки, Музей мебели, быта 19 и других веков, Морозовского фарфора и т. д. Всего только за пять лет 1918 - 1923 было создано 250 новых музеев.1925 - введено всеобщее начальное образование. Возникла сеть кружков ликбеза. В России 20-х годов существовало множество самых разных литературно-художественных течений, школ и группировок. В одной только Москве насчитывалось более 30. Реализм в живописи представляли художники-передвижники.

30-е годы отмечены ликвидацией неграмотности. К концу 30-х годов насчитывалось около 1800 научно-исследовательских институтов. Многие советские ученые - Павлов, Жуковский, Чаплыгин, Лебедев, Иоффе получили мировую известность. Дарованы миру были роман Мастер и Маргарита Булгакова, Ювенальное море, Котлован, Чевенгур Платонова, Реквием Ахматовой, Шолохов Тихий дон. В годы войны литература пережила новый подъем (Ахматова, Берггольц, Твардовский, Сурков, Тихонов, Шолохова, Симонова, Исаковского, Полевого, Фадеева. Высокими достижениями отмечено развитие музыки - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Хренников, Свиридов, Ковалевский. Шостакович седьмую симфонию посвятил героическим защитникам Ленинграда. Широкую популярность имели песни композиторов Александрова, Соловьева-Седого, Блантера, Новикова, Дунаевского, Мокроусова, Фрадкина. Песня Лебедева-Кумача и Александрова стала настоящим гимном война - Священная война. Расцвет переживает детская литература - Маяковский, Маршак, Чуковский, Михалков, Гайдар, Барто, Кассиль, Олеша.

1964 - академики Басов и Прохоров награждаются за создание лазера. Наша страна первой начинает использовать атомную энергию в мирных целях. 1954 - начинает работать первая атомная электростанция, 1957 - пущен первый атомный ледокол Ленин.

1957 - запуск спутника Земли, открывший эру в освоении космоса. 1961 - космический полет Гагарина. К 60-м годам уже введена система всеобщего среднего образование.

Розов В поисках радости, Традиционный сбор. Солженицын Один день Ивана Денисовича. Рыбоков Дети Арбата.Дудинцев - Белые одежды. Фильм Покаяние Абуладзе.

Фильмы - Летят журавли Калатазов, Баллада о солдате Чухрая, Судьба человека Бондорчука. Тарковский Андрей Рублев, Зеркало, Жертвоприношение.

Поэзия - Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский.Удивитнельного успеха достигла деревенская проза. В этом жанре трудулись Абрамов, Астафьев, Можаев, Белов, Носов.

Авторская песня - Высоцкий, Окуджава, Галич.

Советский театр - Современник, Театр на Таганке, Театр на Малой Бронной. Своим успехом советский театр обязан прежде всего творчеству режиссеров Любимова, Ефремова, Эфроса.

Изобразительное искусство: Реализм - Платонов, Томский, Оссовский, Моисеенко, Коржев, Яблонская, Ромадин, Глазунов, Шилов. Линию русского авангарда продолжают в своем творчестве Сидур, Калинин.

Продолжают успешно работать ярко заявившие о себе в 60-е годы художники Попков, Салахов, Андронов, Жилинский, Стожаров, Волков. В 70-е годы получают широкую известность группа молодых художников - Назаренко, Нестеров, Булгаков, Ситников, Орлов.

В скульптуре творят Аникушин, Комов, Клыков. Социально-экономические проблемы и трудности, рост бездуховности, симптомы нравственной болезни находят выражение в творчестве Шукшина, Трифонова, Распутина, Вампилова, Розова, Володина, Битова, Айтманова.

XX век стал серьезным вызовом тем, кто предполагал, что есть универсальные стандарты прогресса. Как правило, с позиций различных социальных, национальных, этнических, конфессиональных интересов одни и те же события, явления получали различную оценку. Любая правящая элита склонна считать прогрессивным лишь то, что соответствует ее интересам, реакционным — то, что противоречит им. Неоднократно в истории делались попытки рассматривать прогресс с точки зрения высших интересов человечества. Однако те, кто брали на себя смелость судить об их содержании, чаще всего толковали их в духе собственных интересов или абстракций, не имеющих отношения к реальным проблемам мирового развития.

В то же время с учетом обострения глобальных проблем современности, нерешенность которых угрожает самим основам мировой цивилизации, можно утверждать, что существует определенный универсальный критерий оценки действий политических лидеров: их способность отразить объективно существующие интересы выживания человечества, как минимум, не нанести вреда миру, хрупкость и уязвимость которого все больше заявляет о себе.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Академизм - художественное направление, основанное на догматическом следовании классическим образцам как идеальным и непревзойденным. В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях XVI - XIX вв. Академизм следовал внешним формам классического искусства ан­тичности и Возрождения, насаждал условные, идеализированные образы, отвлеченные нормы красоты.

Ампир (от франц.— императорский) - художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в. Ориентирован на римскую античность. Массивные, монументальные формы и богатый декор, опиравшиеся на художественное наследие античности, служили воплощению идей государственного могуще­ства и военной силы.

Анимизм (от лат.- душа, дух) - одна из форм первобытной религиозности (наряду с магией, фетишизмом, тотемизмом). Ани­мизм предполагает: 1) веру, что души отдельных людей продолжают существовать после смерти; 2) одухотворенность сил и явлений природы.

Арабеска - особый вид орнамента, состоящего из сочетаний геометрических фигур и стилизованных изображений растений (растительного орнамента). В декоративный узор орнамента часто включался эпиграфический элемент: надпись с цитатой из Корана или благопожеланием. Геометрические фигуры арабески обычно представляют собой бесчисленные комбинации разнообразных многоугольников, вокруг которых пере­плетаются стилизованные изображения растений и буквенных со­четаний (арабской вязи).

Артефакт (от лат.- искусственно сделанный) - предмет искусственного происхождения.

Аскетизм - 1) религиозное учение о необходимости борьбы с «чувственными влечениями» тела для достижения нравственного совершенства и общения с божеством; 2) крайняя степень воздер­жания, отречение от жизненных благ.

Базилика (от греч.- царский дом) - прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами или столбами на ряд продольных галерей (нефов). В античную эпоху базилика - административное здание, в Средние века - основной тип христианского храма.

Барельеф - один из видов рельефа. Фигуры выступают над плоскостью меньше чем наполовину своей толщины (в горельефе рельефное изображение возвышается над плоско­стью больше, чем наполовину своего объема).

Барокко (итал. - вычурный) - стиль в европейском искусстве (XVI -середина XVIII в.). Отличался декоративной пыш­ностью, вычурностью и живописностью.

Веды - общее название священного писания брахманизм; включают четыре сборника: Ригведи, Самаведи, Яджурведи, Атхарваведи.

«Венеры» палеолитические - женские статуэтки из камня, кос­ти, глины. Образ женщины - праматери, символа плодородия, хранительницы оча­га.

Возрождение - эпоха в истории и культуре XIV - XVI вв. в Италии, с конца XV до нач. XVII в. в других странах Западной Европы.

Гармонизация - понятие, раскрывающее характер взаимосвязей процессов и явлений в мире, определяющее отношения сбалансированности, подвижного равновесия в природе, социуме, во внут­реннем мире человека, в культуре.

Гармония - эстетическая категория, выражающая связь, стройность, соразмерность частей в системе.

Герметизм - направление в поэзии (преимущественно итальянской) 20-х - 30-х гг. XX в., отличавшееся трагическим мироощущением, замкнутостью.

Гравюра (от франц. - вырезать) - произведение графического искусства, выполненное посредством печатания с доски. Делится в основном на станковую и книжную.

Гуманизм (от лат. - человечный) - признание ценности челове­ка как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм эпохи Возрождения - движение, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, феодальному закрепощению личности.

Гуманизация - понятие, характеризующее свойство новой культуры, когда приоритетными в развитии культуры становятся личность, ее индивидуальность и ценности, благодаря которым личность может самореализоваться в этой культуре.

Идеология - система идей, представлений, понятий, имеющая общественную значимость и выраженная в различных формах общественного сознания (в политике, морали, науке, искусстве, религии).

Икебана - традиционный японский букет; искусство аранжировки цветов.

Импрессионизм (от франц. - впечатление) - художественное направление в искусстве конца XIX - начала XX в., провозгласив­шего особую значимость восприятия, в котором высоко ценится мимолетность впечатления от окружающего мира.

Индивидуализм - один из основных принципов либеральных ценностей, получивших развитие в европейской культуре с антич­ности, когда в центре культурной системы находится личность. Как и всякое культурное явление индивидуализм может проявлять себя в негативных и позитивных формах.

Канон (от греч. - правило, мерило) - 1) совокупность твердо установленных правил и норм творчества; 2) модель художествен­ного произведения; 3) цикл молитв и песнопений утрени.

Керамика (от греч. - глиняный, гончарный) - разновидность художественных изделий из обожженной глины специального со­става и изготовления.

Классицизм (от лат. - образцовый) - стиль в искусстве в XVIII в., зародившийся в французской культуре. Основан на идеях рационализма, выражения возвышенных, героических и нравственных идеалов.

Кубизм - модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в. Выдвигал на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых геометрических форм, разложение сложных форм на простые.

Культ (от лат. - почитание) - 1) религиозная обрядность, совокупность молитв, заклинаний, обрядов и пр., служение божеству; 2) почитание, поклонение.

Культурогенез - процесс возникновения, формирования культуры.

Магия (от греч. - колдовство) - чародейство, волшебство, колдовство. Вера в возможность воздействовать на окружающее с помощью каких-либо действий и сами эти действия.

Массовая культура - обобщенная характеристика господствующего в современном обществе типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распростра­нения с помощью средств массовой коммуникации стандартизо­ванных духовных благ.

Мастаба (от араб. - каменная скамья) - древнеегипетская гробница III тысячелетия до н. э. с прямоугольным основанием и слегка наклоненными стенами.

Мегалиты (от греч. - большой камень) - постройки из каменных глыб III - II тыс. до н. э. Виды: «менгир» (отдельно стоящий камен­ный столб), «дольмен» (столоподобное сооружение из нескольких камней), «кромлех» (камни, поставленные по кругу).

Мезолит - среднекаменный век.

Ментальность, менталитет (от лат.- ум, мышление) - образ мыслей, душевный склад народа, группы, личности. Относительно целостная совокуп­ность мыслей, верований, навыков, которая характеризует духовный мир какого-то сообщества и закрепляется культурной традицией.

Миниатюра - иллюстрация к рукописной средневековой книге, выполненная красками. В дальнейшем это слово получило более широкое значение - маленького предмета, малой формы.

Мистерия - средневековое театрализованное представление на религиозный сюжет.

Мифология (от греч. - предание, сказание, слово) - совокуп­ность мифов; созданные народной фантазией предания о богах, героях, исторических и фантастических событиях.

Модерн - русское наименование художественного стиля (арт нуво) конца XIX - начала XX в., который сложился в европейской и американской художественной культуре; для него характерна попытка преодоления эклектики в искусстве; отличается прихотли­востью, элегантностью, изысканностью.

Модернизм (от франц. - новейший, современный) - сменив­шая модерн художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е гг. XX в., отражающая особенности миропонимания этого времени художественными средствами во многих относительно самостоятельных художественных направлениях: кубизм, конструктивизм, функционализм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм и т. д.

Мозаика (франц. - букв, «посвященное музам») - вид монументального изобразительного искусства, материалом которой являются смальта (глушеное стекло), керамика, натуральные камни и др.

Наскальное искусство - изображения людей, животных, многофигурных композиций на плоских скалах под открытым небом.

Натурализм (от лат. - природа) - направление в искусстве, сложившееся в XIX в., стремившееся к точному и бесстрастному воспроизведению реальности.

Неолит - новокаменный век VII - III тыс. до н. э.

Неф (от лат. - корабль) - часть храма-базилики, отделенная от других колоннами или столбами.

Новелла - небольшая повесть, рассказ.

Ода (от греч.- песнь) - стихотворение торжественно-возвы­шенного характера.

Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение, состоящее из сочетания повторяющихся геометрических, растительных или животных элементов.

Пагода - в буддийской архитектуре многоярусная мемориаль­ная башня. Возводилась в честь деяний святых или знаменитых паломников, а также в ознаменование важных событий, связанных с буддизмом.

Пандус (франц. - легкий спуск) - наклонная поверхность, заменяющая лестницу.

Панно - архитектурно обрамленная часть поверхности стены или потолка, украшенная живописным или скульптурным изобра­жением, а также орнаментом.

Пантеон ( греч.) - 1) у древних греков и римлян храм, посвященный всем богам; 2) общее наименование всех богов того или иного культа; 3) здание, где хранятся останки выдающихся людей.

Парадигма (от греч.— пример, образец) - совокупность убеждений и ценностей, принятых в обществе и обеспечивающих существование общества и культуры.

Парсуна (персона) - портретная живопись конца XVI - XVII вв. в России, стремящаяся к реалистическому воспроизведению нату­ры, но сохраняющая приемы иконописи.

Петроглиф ( от греч. - резной камень) - изображение, высечен­ное, выбитое или процарапанное на камне.

Пещерное искусство - весь комплекс художественных памятников, созданных первобытным человеком в пещерах, использовав­шихся им в качестве жилья или святилищ.

Пиктография - рисунчатое письмо, древнейшая форма письменности: изображение предметов, событий, действий с помощью схематических рисунков.

Пилон (греч. - ворота) - массивные трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм в Египте.

Прекрасное - эстетическая категория как выражение совершенства, высшей эстетико-художественной ценности.

Просветительство - направление в философии и искусстве XVIII - XIX вв., связывающее дальнейший прогресс общества с возможностью построения общества на разумных началах, благодаря образованию.

Простиль - тип античного храма: прямоугольное в плане здание с одним рядом колонн на главном фасаде.

Ратуша - здание, в котором помещается городское управление.

Рационализм - философское направление (в узком смысле сло­ва) и мировоззрение эпохи Просвещения (в широком смысле слова) основанное на убежденности в неограниченных воз­можностях разумной человеческой деятельности.

Реализм (от лат.- действительность) - художественное направление, стремящееся к правдивому художественному изображению действительности с помощью средств традиционного искусства.

Реализм социалистический - творческий метод литературы и искусства, изображения действительности в свете социалистических идеалов. Сложился в нач. XX в., прежде всего в творчестве М. Горького. Получил распространение в 20 - 30-е гг. Термин появился в 1932 г.

Рельеф (от итал. - выступ, выпуклость, подъем) - одна из двух основных форм скульптуры. Занимает промежуточное положение между круглой скульптурой и изображением на плоскости. Особенность рельефа - органическая связь с пло­скостью, которая служит и технической основой изображения, и одновременно фоном.

Ритм - эстетическая категория, обозначающая общую упорядоченность системы с определенным чередованием элементов.

Рококо - причудливый стиль в архитектуре и декоративном искусстве XVIII в., отличавшийся особой утонченностью и орнаментальностью.

Романтизм (от франц. - роман) - идейно-художественное направление, получившее отражение в различных областях науки, литературы и искусства Европы и Северной Америки. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности, при­шедших с наступлением буржуазной эпохи, устремленность к без­граничной свободе, жажду совершенства и обновления, личной и гражданской независимости.

Романтики - представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свобод­ного, индивидуального отношения художника к жизни.

Свод - архитектурная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее форму выпуклой криволинейной поверхно­сти: а) цилиндрический свод образует в поперечном сечении полу­круг; б) крестовый свод образуется путем пересечения двух цилиндрических сводов; в) сомкнутый свод образуется наклонным по заданной кривой продолжением стен; г) купольный (парусный) свод представляет собой полное полушарие.

Семиотика (греч.), или семиология - общая теория (или комп­лекс научных теорий), исследующая свойства знаковых систем или систем знаков, каждое из которых имеет определенное значение.

Сентиментализм (от франц. - чувство) - течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й половины XVIII - начала XIX вв. Для него характерен культ естественного чувства, природы, идеализация патриархальной буколической простоты.

Символизм - направление в европейском искусстве конца XIX - начала XX вв., в котором стремились с помощью символов выразить идеи, находящиеся за пределами чувственного восприя­тия, отобразить идеальную сущность мира.

Синкретизм (от греч. - соединение) - слитное, органическое единство чего-либо.

Синкретизм первобытный - нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры.

Стиль (от лат. - палочка, стержень) - целостная система организации произведений искусства.

Стиль художественный - 1) устойчивое единство художественно-образных средств в определенный исторический период; 2) ин­дивидуальная авторская манера художественного творчества.

Табу (полинез.) - строгий или ритуальный запрет, налагаемый на какие-ли­бо действия, предмет, слово и т. п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил.

Терраса - архитектурно оформленная открытая или полуоткры­тая площадка, чаще всего примыкающая к зданию.

Тории - священные ворота перед синтоистским храмом.

Тотем (североамер. инд.- «его род») - 1) животное, растение, предмет природы или ее явление, которые у племенных групп служили объектом религиозного поклонения как родоначальник этого рода, носящего имя своего тотема; 2) герб племени с изобра­жением тотема.

Тотемизм - древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается не божеством, а родичем и другом.

Традиционное искусство - искусство, существующее на низших этапах развития у всех народов. Его особенности: преемственность в формах и содержании, непрофессиональный характер, насыщен­ность мифологической символикой, неразрывная взаимосвязь с религиозно-культурным комплексом.

Фетишизм (от португальск. - талисман) - религиозное покло­нение фетишам, предметам, якобы наделенным сверхъестественной магической силой.

Футуризм - авангардное направление в европейском искусстве 1910 -1920-х гг., отрицавшее традиционную культуру, ее нравственные и художественные ценности, стремившиеся создать «искусство будущего».

Харизма (греч. - милость, благодать, божественный дар) - исключительная одаренность; наделенность какого-либо лица (харизматического лидера, пророка, проповедника, политического деятеля) особыми качествами.

Художественность - совокупность сущностных черт произведения искусства, художественного явления: вырази­тельность, уникальность, неповторимость, своеобразие, новизна.

Эвристика (греч.) - в Древней Греции метод обучения путем наводящих вопросов; способствует развитию находчивости и активности; в наши дни - наука о творческом мышлении.

Эклектика (от греч.- выбивающий) - механическое соедине­ние разнородных частей, элементов и признаков. В искусстве - сочетание разнородных стилевых элементов, произвольный выбор стилистического оформления художественного произведения.

Экспрессионизм (от франц.- выражение, выразительность) - 1) направление в искусстве 10 - 20-х гг. XX в.; 2) мировосприятие, основанное на представлении о дисгармонии, неустроенности мира, отчужденности в нем человека.

Энеолит - медно-каменный век.

Эпос - повествовательный род литературы.

Эпоха Просвещения - период распространения в XVIII в. движения «просветителей» во Франции, Англии и других странах идей знания, разума, роли политического, гражданского, юридического равенства.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Предмет и задачи курса «Культурология».

2. Этапы и закономерности развития мировой культурологической мысли.

3. Историческая эволюция взглядов на культуру в Европейской культурологической мысли.

4. Понятие «культура», структура культуры, основные методы культурологических исследований.

5. Функции культуры.

6. Культура первобытного общества.

7. Периоды развития Средневековой культуры Западной Европы.

8. Дороманский, романский и готический художественные стили западноевропейского Средневековья.

9. Характерные особенности эпохи Возрождения.

10. Характерные особенности итальянского Возрождения, периоды развития и представители.

11. Культурно-исторический тип культуры.

12. Европейский и дальневосточный региональный тип культуры.

13. Индийский и арабо-мусульманский региональный тип культуры.

14. Тропично-африканский и латиноамериканский региональный тип культуры.

15. Ранние формы религиозных верований: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

16. Основные задачи курса «Культурология».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.