Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этапы работы над натюрмортом

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РИСУНКУ

Учитель художественной школы

3 класса

Пресненского района г. Москвы

Киркина Кристина Алексеевна

30 ноября 2015 года

 

Тема урока:

Рисунок натюрморта из предметов быта средствами линейной перспективы

Вид занятия:

рисунок

Цели урока:

1. формировать знания о композиционном решении изображения;

2. развивать умение анализировать форму предметов;

3. формировать навыки конструктивного мышления;

4. осваивать законы изобразительной грамоты

 

Задачи урока:

1. научить компоновать группу предметов в листе;

2. выявлять объем средствами линейной перспективы

 

Оборудование для учителя: предметы для натюрморта (стакан, коробка, яблоко), предметный стол, две драпировки

Оборудование для учеников: лист А3, карандаш B-4B, ластик, ластик-клячка, 3-4 кнопки.

План урока.

 

1. Организационная часть. 1 мин.

2. Объяснение задач урока. 4 мин.

3. Практическая часть. Упражнение. 10 мин.

4. Этапы работы над натюрмортом:

o 1 этап. 15 мин

o 2 этап. 15 мин

o 3 этап. 50 мин

o 4 этап. 20 мин

5. Просмотр работ учащихся. 10 мин.

6. Уборка класса. 5 мин.

Ход урока.

Организационная часть.

 

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов, а так же правильность посадки учеников.

Объяснение задач урока.

 

– Ребята, расскажите, что такое натюрморт.

 

– Натюрморт – это особый жанр в живописи и графике. В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов объединенных в единую композиционную группу.

 

– Какие задачи стоят перед художником при изображении натюрморта?

 

– Задачей художника является правдиво изобразить с натуры форму и характер предметов - это значит передать с помощью конструкции, перспективы, цветовых отношений, пропорции, объём, материальность, пространственное положение предметов и их характер в натюрморте..

 

– Какие средства художественной выразительности являются основными в рисунке?

 

– Линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы.

 

– Сегодняшним заданием будет линейный рисунок натюрморта. То есть вы должны показать объём и пространство с помощью линии. Вы уже неоднократно рисовали натюрморты из одного или группы предметов. Скажите, с какими трудностями пришлось вам столкнуться при рисовании натюрморта?

 

– Бывает сложно разместить (закомпоновать) предметы в листе, особенно если их несколько.

– Предметы то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают», приходится все стирать и начинать заново!

– Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит.

 

– Вот видите, сколько сложностей подстерегает вас, при рисовании натюрморта. Это происходит, потому что вы рисуете каждый предмет в отдельности! Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя видеть и воспринимать натуру целиком.

 

Прежде чем приступить к рисунку натюрморта, я предлагаю выполнить короткое упражнение, которое поможет вам, научиться компоновать группу предметов.

Практическая часть.

Упражнение: композиционное размещение изображения на листе бумаги (квадрат, вертикальный, горизонтальный формат)

Для начала, давайте рассмотрим натюрморты и определим, формат необходимый для каждого из них.

1) квадрат; 2)вертикальный; 3)горизонтальный;

После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный или квадрат), попробуйте, закомпоновать каждый из натюрмортов в выбранный вами формат. Для этого на листе бумаги начертите квадрат, и два прямоугольника. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно оставить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места (время выполнения упражнения 10-15 мин.).

После выполнения упражнения приступаем к рисунку натюрморта, следуя этапам работы над натюрмортом.

 

Этапы работы над натюрмортом

При рисовании натюрморта придерживаются общих правил последовательного изображения предметов по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему». Условно процесс работы над натюрмортом:

Й этап.

Выбор формата: расположение листа вертикально или горизонтально;

· Начинают рисунок группы предметов с обобщённого наброска всей группы без выделения отдельных предметов;

· Предметы не должны быть больше натурального размера

· Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали.

· Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы.

· Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение.

Й этап.

· Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого предмета.

· Передача характера формы предметов, их пропорций. Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Стоит воспользоваться методом «обрубовки» формы изображаемого предмета.

· Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине.

· Определить уровень горизонта (уровень глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов.

· Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены.

· Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.

Й этап.

v Построение параллелепипеда (коробка)

§ Начинаем с прямоугольника основания. Обозначаем четыре точки и соединяем их четырьмя линиями.

§ Из точек основания проводим вертикальные линии – рёбра.

§ Завершаем построение обозначив четыре точки и, соединив их четырьмя линиями, получаем верхнее основание прямоугольника.

v Построение цилиндра (стакан)

§ Изображение геометрического тела, расположенного на горизонтальной плоскости в обычном вертикальном положении, следует начинать с построения его основания.

§ Изображение цилиндра следует начинать с определения основных пропорциональных величин – диаметра оснований и высоты.

§ Ось вращения тела всегда перпендикулярна к плоскостям кругов основания. При прорисовывании окружности в квадратах их вертикальные и горизонтальные оси попадают своими концами в середины сторон квадрата, т.е. в точки касания окружности со сторонами поверхности цилиндра.

§ В каркасе цилиндра нижнее основание шире верхнего, следовательно, ближняя высота поверхности цилиндра больше, чем дальняя.

§ Ширина нижнего эллипса чуть больше ширины верхнего.

§ Прорисовка краёв формы образующей поверхности, соединяющей оба круга.

v Построение шара (яблоко)

§ Строим куб

§ Определяем центр куба, находим центры боковых рёбер куба

§ Проводим большую и малую ось

§ Намечаем горизонтальные оси для построения вспомогательных окружностей в перспективе

§ Строим вспомогательные окружности в перспективе

§ Проводим замкнутую кривую – контур шара.

 

· Проверять в работах учеников:

o соотношения предметов друг с другом

o видимые соотношения величин

o величины углов между основаниями двух видимых граней (перспективные ракурсы)

o нижнее основание цилиндра должно быть шире верхнего, ближняя высота поверхности цилиндра больше чем дальняя

o ширина нижнего эллипса относительно верхнего чуть больше (ненамного)

o эллипсы не должны быть похожи на фигуры из двух дуг с острыми углами по краям

Й этап.

Прорабатываем линию тоном по правилу линейной перспективы (линия ближе – шире и толще, дальше – уже и тоньше). В процессе работы сравниваем линейные отношения предметов (который из предметов ближе, который дальше). Выявление главного, выразительного, «собирание» натюрморта в единое целое.

 

Просмотр работ учащихся.

Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим критериям:

1. Композиция в листе.

2. Пропорции и характер предметов.

 

Уборка кабинета: Учащиеся убирают свои рабочие места, вытирают табуретки, дежурный подметает класс, выносит мусор.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Краткие теоретические сведения. Аутентификация (Authentication) - процедура проверки подлинности заявлен­ного пользователя, процесса или устройства | Розділ 11. Мікробіологічна діагностика ешерихіозів
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2404 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2255 - | 1995 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.