В 1940-х годах в ходе дебатов между сторонниками либертарианства в разных проявлениях, с одной стороны, и регулирования медиа с другой, постепенно сформировалась теория социальной ответственности. И на сегодняшний день западные СМИ исповедуют теорию социальной ответственности, в рамках которой постулируется не только необходимость извлечения прибыли и удовлетворения спроса, но и забота о благосостоянии общества, то есть, согласно данной теории, журналисты не просто поставляют на рынок особый товар, но отстаивают общий интерес и несут ответственность за свои действия. Таким образом она представляет собой компромисс между мнением о необходимости правительственного контроля и поддержкой свободы прессы.
Основным для этой концепции является утверждение Макуэйла, что «СМИ должны быть социально ответственными, в противном случае кто-то должен заставить их быть таковыми». Данная теория обязана своим происхождением инициативе американцев – комиссии по Свободе Прессы. Основная идея состоит в том, что условия свободного рынка оказались не в состоянии обеспечить свободу прессы и ожидаемые блага для общества.
Наиболее полная формулировка концепции социальной ответственности масс-медиа, как ее понимает американская традиция, содержится в отчете 1946 года, подготовленном общественной Комиссией по свободе прессы. Согласно этому отчету, средства массовой информации представляют собой «форум для обмена мнениями и критики» и поэтому обязаны давать «полное, правдивое, понятное и доступное описание ежедневных событий», отстаивать цели и ценности общества в целом и избегать поощрения насилия, преступности и публичных беспорядков». Данные идеи легли и в основу Международного кодекса профессиональной журналистской этики, принятого ЮНЕСКО. Таким образом, в западных масс-медиа внутрикорпоративные нормы приобрели «руководящий и направляющий» статус.
Требования подразумевают прежде всего, что репортер обязан быть объективным, т.е. занимать по отношению к освещаемым им событиям беспристрастную (отстраненную и незаинтересованную) позицию и при этом давать максимально точную картину реальности. Иными словами, требование объективности включает в себя два аспекта: нейтральность позиции и фактическую точность. В соответствии с требованием нейтральности репортер не имеет права становиться на чью-либо сторону, проявлять личную заинтересованность и обязан осветить все возможные точки зрения на предмет.
Кроме того, здесь предполагается что, журналисты, сознавая свою ответственность перед обществом, сами выработают принципы и нормы корпоративного поведения и будут следить за тем, чтобы они соблюдались всеми членами корпорации. Государство тем самым получит возможность сохранить позицию невмешательства, полностью положившись на социальную вменяемость корпорации и ее способность наказывать за отклоняющееся поведение моральными санкциями. Согласно концепции социальной ответственности «правительство должно вмешиваться, только когда необходимость велика, а ставки высоки, и даже тогда оно должно вмешиваться осторожно». Очевидно, что в теории социальной ответственности делается попытка совместить три разных принципа: личной свободы и выбора; свободы медиа; долга медиа перед обществом.
Основными принципами данной теории являются:
Медиа должны принимать и выполнять определенные обязательства по отношению к обществу. Эти обязательства устанавливаются в соответствии с высокими профессиональными стандартами информативности, правды, точности, объективности и баланса
Принимая и применяя эти обязательства, медиа должны саморегулироваться в пределах законодательства и установленных институтов
Медиа должны избегать того, что может привести к преступлению, насилию, общественному беспорядку или ущемлению интересов меньшинств
Медиа должны быть плюралистичны и отражать разнообразие общества, обеспечивая доступ для различных точек зрения и право на ответ
Общество и публика вправе ожидать высоких стандартов представления, и вмешательство в деятельность медиа не оправдано защитой общественного блага.
Журналисты и профессионалы медиа должны нести ответственность как перед обществом, так и перед работодателями и рынком.
Эта концепция послужила основой для многих этических кодексов как российских, так и зарубежных:
Международный кодекс профессиональной журналистской этики, принятый ЮНЕСКО
Декларация принципов поведения журналистов (МФЖ)
1954 год, 86 год - изменения
Общество профессиональных журналистов "Кодекс этических норм"
Союз журналистов "Кодекс профессиональной этики российских журналистов"