Владимир Соловьёв - крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать цело-стную мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни чело-века. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантиз-ма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировозрение новейшее достиже-ние естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.
Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединст-ва: «Все едино в боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире».
Окружающий мир по С не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями обра-зуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные су-щества или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в по-следовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное неачало как мировая душа., которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию кото-рая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном им-пульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир – это не только творение бога. Основой мира является «душа мира» – София – связующее звено м/у творцом и творением, при-дающ общность богу, миру и чел-ву.
Мех-м сближ Бога, мира и чел-ва раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и явля-ется целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия. Це-лью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с бо-гом, воплащение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. И Х открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. При-общаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь историче-ский период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объеди-няющим началом станет воплощенный в человеке бог.
В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представ-ляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рацио-нального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве основопологающего прин-ципа цельное знание предполагает в существование абсолютного начала – Бога. Эмпир знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через непосред-ственное созерцание, интуицию.
Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, син-тез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.
Русский космизм
Основателем космизма можно считать Николая Федоровича Федорова –Мыслитель фантастической эрудиции, крайний аскет, полагавший, что иметь какую-либо собственность – грех (свое крошечное жалование библиоте-каря он почти целиком раздавал нуждающимся), Николай Федоров производил огромное впечатление на совре-менников. Остро ощущая свою личную ответственность за всех людей, он стремился преодолеть отвлеченно-теоретический характер философии и науки, горячо ратовал за единство слова и дела, знания и действия. Ни-колая Федорова отталкивала та разобщенность, замкнутость каждого в себе, словом, - то “небратство”, которое царит среди людей. Каждый человек, в сущности, безразличен к судьбе остальных людей и к судьбе ушедших поколений. Общее Дело – дело регуляции людьми стихийных сил природы, дело преображения мира, освоения космоса и, в итоге, обретения людьми бессмертия.
В этом учении Федорова вера в могущество науки и техники сочетается с христианской верой в необходимость для человека помочь Богу в деле спасения мира, а не пассивно ждать Страшного Суда. После прихода Христа, говорит Федоров, дело спасения мира всецело в руках людей. Царство Божие на земле возможно, так же, как и возможно избежать Апокалипсиса, если только приложить усилия всего человечества.
Регуляция природы должна распространить влияние человека “на все миры, на все системы миров до оконча-тельного одухотворения Вселенной”. Федоров писал об управлении метеорологическими процессами для полу-чения высоких урожаев, об использовании солнечной энергии (вместо энергии угля), об освоении электромаг-нитной энергии земного шара (чтобы превратить всю Землю в корабль для полетов в космос), о заселении дру-гих планет, о переделке человеческого организма, о создании “братского” общества без классовых различий, войн, армии и полиции. Конечная цель, по мнению философа, заключается в том, чтобы достичь такого единст-ва, которое сделает невозможным любое разрушение, любую изоляцию, победит саму смерть.
Всем нам приходилось терять близких людей и отчаиваться от осознания своего бессилия вернуть родного че-ловека. Федоров же не мирился с этим и верил в возможность воскрешения всех когда-либо умерших на Земле людей. Ведь, пока человек смертен, сохраняется глубинная основа страдания и зла, корень вражды, разделения и соперничества. Во многом именно из-за частой смены поколений, научный прогресс не сопровождается нрав-ственным. И наконец, просто безнравственно наслаждаться плодами прогресса, основанного на смерти и стра-даниях “отцов”, не стремясь вернуть им долг, - убежден Федоров.
Константин Циолковский – ученый, инженер, изобретатель и философ, один из основателей космонавтики, по-святил свое творчество всестороннему обоснованию неизбежности выхода человека в космическое пространст-во. По его убеждению “прогресс организмов шел непрерывно и не может поэтому остановиться на человеке”. За сознанием и жизнью непременно должны прийти Сверхсознание и Сверхжизнь. А значит, в повестку дня должна быть поставлена проблема космического будущего человечества. Именно освоение бескрайних просторов Все-ленной – путь к предотвращению гибели человеческой цивилизации в результате истощения земных ресурсов.
Вселенная в учении Циолковского предстает в духе пантеизма – как живое, единое, одушевленное целое, раз-вивающееся циклически и никогда не погибающее. Космос – это целостный организм, подобный “добрейшему и разумнейшему животному”. Мыслитель не сомневался, подобно Джордано Бруно, в существовании множества населенных живыми существами миров и ставил задачу разработки “космической этики”, основанной на осозна-нии “круговой поруки” всех нравственных существ за судьбу космоса, на признании необходимости совместного труда людей и “инопланетян” в деле преобразования Вселенной. По Циолковскому, жизнь и разум – фундамен-тальные атрибуты мироздания, а “Смысл” Космоса – в неизбежности появления в нем цивилизаций, творчески и осознанно влияющих на устройство и эволюцию Вселенной.
По убеждению Вернадского, “под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу”. Это понятие – ноосфера– ключевое в учении Вернадского. “Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью”, она включает в себя поток информации, знаний, теорий, изобретений – это новая специфическая “оболочка” Земли, оказывающая на биосферу все большее преобразующее воздействие. В ноосфере преобладает духовное начало, материализующееся в усовершенствованной природе, машинах, оруди-ях, творениях искусства.
Вернадский подчеркивал несовершенство человека, его промежуточный характер (эта мысль созвучна идеям Ницше о Сверхчеловеке): человек “служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее”. Человек – высшая точка эволюции бессознательной, стихийной и, вместе с тем, начало, исходный пункт разумной, направленной дальнейшей эволюции.
Нравственное преображение человека должно идти параллельно с его физическим преображением и его побе-дой над болезнями и смертью. Вернадский выдвигает как ориентир, идею автотрофности (от латинского – “са-мопитание”) человека. Сейчас люди для поддержания своего существования вынуждены поедать других су-ществ, тогда как растения автотрофны – строят свой организм на основе мертвого вещества (газы, соли), при помощи солнечного света делая неживое живым. Цель, поставленная Вернадским перед человечеством и тесно связанная с освоением космоса, - изменить доступные людям формы питания и источники энергии, путем твор-ческого самосозидания.
№26. Онтология- учение о бытие. Проблема бытия. Основные формы бытия.