Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћетодологическое значение основных законов диалектики. ѕротиворечие Ч источник развити€ научного знани€.




ƒиалектика (греч. διαλεκτική = искусство вести беседу, спор) Ч учение о наиболее общих законах развити€ природы, общества и познани€ и основанный на этом учении универсальный метод мышлени€ и действи€.

ћатериалистическа€ диалектика выражаетс€ в системе принципов, категорий и законов. “ри основных закона диалектики выделил ‘. Ёнгельс в работе Ђƒиалектика природыї.

1) «акон единства и борьбы противоположностей гласит: основу вс€кого развити€ составл€ет противоречие Ч борьба противоположных сторон и тенденций, взаимно обусловливающих и вместе с тем взаимно исключающих друг друга. — точки зрени€ диалектического мышлени€, не бывает противоположностей вне их единства и борьбы. Ётот закон указывает на противоречие как источник движени€ и развити€, наход€щийс€ в самом развивающемс€ предмете. Ётот закон выражает суть, Ђ€дрої диалектики, занимает в ней центральное место, имеет универсальное методологическое значение.

2) «акон перехода количественных изменений в качественные гласит: количественные изменени€ предмета, достигнув определенной пороговой величины (меры), привод€т к перестройке его структуры, в результате чего образуетс€ качественно новый предмет. ѕереход к новому качеству называют словом Ђскачокї. —качок Ч коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или €влени€ в результате количественных изменений. Ётот закон раскрывает наиболее общий механизм развити€.

3) «акон отрицани€ отрицани€ гласит: развитие осуществл€етс€ циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состо€ние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицани€). ѕо √егелю, эти три стадии: тезисЦантитезисЦсинтез. ќтрицание Ч это условие изменени€ объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаютс€, но сохран€ютс€ в новом качестве. ƒиалектическое отрицание называют также словом сн€тие. «акон отрицани€ отрицани€ показывает единство смены и преемственности в развитии, характеризует направление, форму и результат процесса развити€. ѕоскольку отрицание предыдущего отрицани€ происходит путем сн€ти€, оно всегда в какой-то степени восстанавливает то, что отрицалось, возвращает к уже пройденной стадии развити€. ќднако это не простой возврат к исходной точке, а возврат на более высоком уровне. –азвитие имеет вид спирали.


 атегории общего и особенного, целого и части, сущности и €влени€, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического и их методологическое значение.

 атегории Ч наиболее общие и фундаментальные пон€ти€, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношени€ €влений действительности и познани€. ¬ них аккумулирован предшествующий познавательный опыт человечества.

ѕервую систему категорий как основных родов быти€ сущего и основных пон€тий о бытии сущего разработал јристотель. ≈го система включает 10 категорий.

 ант рассматривал категории как основные априорные формы рассудка. ќни €вл€ютс€ определени€ми не вещей самих по себе, а познающего субъекта, структуры его мышлени€.  антовска€ система, включающа€ 12 категорий, во многом сохран€ет свое значение до насто€щего времени.

√егель разработал развивающуюс€ систему категорий, показал их диалектическую взаимосв€зь и взаимопереходы.

¬ марксистской философии система категорий разработана на диалектико-материалистической основе.  атегории трактуютс€ как обобщение познавательного и практического опыта человечества. ƒл€ марксистской диалектики характерно использование парных категорий, отражающих противоположные стороны €влений: общее и особенное, целое и часть, сущность и €вление, абстрактное и конкретное, необходимость и случайность, историческое и логическое и др.

ќбщее и особенное. ќбщее (всеобщее) Ч это форма существовани€ всех особенных и единичных €влений в составе конкретного целого. ¬ марксистской философии общее в мышлении понимаетс€ как форма отражени€ объективного единства многообразных €влений в сознании человека. ќсобенное Ч это предмет как целое в единстве его противоположных моментов Ч единичного и общего. ќсобенное выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное Ч в его единстве с общим. ≈диничное Ч это философска€ категори€, выражающа€ обособленность, индивидуальность, неповторимость вещей, событий. ¬месте с тем, в единичном всегда про€вл€етс€ нечто общее, а общее существует во множестве единичных вещей.

÷елое и часть. Ёти категории, выражают отношение между множеством предметов (или элементов отдельного объекта) и их единством, которое обладает свойствами, отсутствующими у предметов в их разобщенности. ÷елое Ч это единство, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. —войства целого несводимы к свойствам его частей: Ђцелое больше суммы частейї.

—ущность и €вление. —ущность Ч это внутреннее содержание предмета, про€вл€ющеес€ в единстве его многообразных и противоречивых форм; €вление Ч это внешнее выражение сущности предмета.

Ќеобходимость и случайность. Ќеобходимость Ч внутренн€€ объективна€ закономерность возникновени€, существовани€ и развити€ вещей, котора€ непременно должна про€витьс€ в определенных услови€х. —лучайность Ч то, что обусловлено стечением внешних обсто€тельств; то, что может быть, а может и не быть. Ќеобходимость и случайность не бывают в чистом виде. Ќеобходимость часто прокладывает себе дорогу через массу случайностей.

јбстрактное и конкретное. јбстрактное (лат. abstractio = отвлечение) Ч форма познани€, основанна€ на мысленном выделении существенных свойств и св€зей предмета и отвлечении от других его свойств и св€зей. јбстрактному противоположно конкретное (лат. concretus = сгущенный, уплотненный, сросшийс€).  онкретное понимаетс€ в двух смыслах: как непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое и как система научных определений, показывающа€ существенные св€зи и отношени€ вещей. ¬ диалектике восхождение от абстрактного к конкретному Ч это метод познани€, состо€щий в переходе от абстрактного и одностороннего знани€ к все более конкретному воспроизведению предмета в теоретическом мышлении. ѕо словам Ћенина, мышление, Ђвосход€ от конкретного к абстрактному, не отходит Ч если оно правильное.. от истины, а подходит к ней. <Е> ќт живого созерцани€ к абстрактному мышлению и от него к практике Ч таков диалектический путь познани€ истины, познани€ объективной реальностиї.

»сторическое и логическое Ч философские категории, выражающие отношение между конкретной, реальной историей исследуемого предмета или процесса и его мысленным воспроизведением в сознании человека. Ћогическое и историческое наход€тс€ в единстве. Ћогическое как отображение исторического, основано на историческом (в конечном счете, историческое первично, а логическое вторично). ќднако вс€кое историческое исследование предполагает наличие у исследовател€ теоретических, т. е. логических знаний. Ћогическое ¬. ». Ћенин рассматривал как итог, Ђвывод истории познани€ мираї. Ћогическое есть вместе с тем Ђисправленноеї историческое, очищенное от случайностей и вобравшее в себ€ всеобщее. Ќо логический процесс, как писал ‘. Ёнгельс, все же совершаетс€ Ђсоответственно законам, которые дает сам действительный исторический, процесс...ї Ћогический метод исследовани€, по Ёнгельсу, Ђ€вл€етс€ не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностейї.

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 541 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1388 - | 1351 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.