Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема II. ¬ажность веры в ангелов, ее суть и доказательства




 

¬ажность веры в ангелов

¬ера в ангелов Ц один из столпов веры в исламской религии, и человек не станет верующим, пока он не уверует в ангелов. ќб этом упоминаетс€ в писании јллаха, и об этом сообщил ѕророк, e, в своей —унне.

¬севышний сказал: Ђѕосланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от √оспода. ¬се они уверовали в јллаха, ≈го ангелов, ≈го писани€ и ≈го посланниковї (аль-Ѕакъара, 285).

“аким образом, јллах сообщил, что вера в ангелов и остальные столпы веры Ц это часть откровени€, ниспосланного ѕосланнику. јллах приказал ему и его последовател€м верить в них, и они покорились этому приказу.

¬ другом а€те говоритс€: ЂЅлагочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Ќо благочестив тот, кто уверовал в јллаха, в ѕоследний день, в ангелов, в писание, в пророковї (аль-Ѕакъара, 177).

јллах подчеркнул, что вера в эти столпы €вл€етс€ свидетельством благочести€. Ѕлагочестие же Ц это пон€тие, объедин€ющее в себе все хорошее, и это значит, что перечисленные воззрени€ лежат в основе всех праведных де€ний и €вл€ютс€ столпами веры, от которых берут начало все ее ответвлени€.

Ќар€ду с этим ¬еликий и ћогучий јллах сообщил, что вс€кий, кто не верует в эти столпы, €вл€етс€ неверующим в јллаха: Ђј кто не уверовал в јллаха, ≈го ангелов, ≈го писани€, ≈го посланников и ѕоследний день, тот впал в глубокое заблуждениеї (ан-Ќиса, 136).

јллах назвал тех, кто отрицает упом€нутые столпы веры, неверующими и глубоко заблудшими людьми. ¬се это означает, что вера в ангелов €вл€етс€ важным столпом веры, и что неверие в них выводит раба из лона »слама.

ќб этом же свидетельствует —унна. ясным подтверждением этого €вл€етс€ известный хадис о ƒжибриле, переданный имамом ћуслимом в Ђас-—ахихеї со слов ”мара бин аль-’аттаба: Ђ ак-то мы сидели около посланника јллаха, e, и тут к нам подошел человек в совершенно белой одежде и с жгучими черными волосами. Ќа нем не было следов путешестви€, но никто из нас его не знал. ќн уселс€ пр€мо напротив ѕророка, уперс€ колен€ми в его колени и, положив ладони на бедра, сказал: Ђќ ћухаммад! –асскажи мне об исламеї. ѕосланник јллаха, e, сказал: Ђ»слам Ц это когда ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме јллаха, и что ћухаммад Ц посланник јллаха, совершаешь намаз, выплачиваешь зак€т, постишьс€ в рамадане и совершаешь хадж к ƒому, если можешь добратьс€ до негої. Ђѕравильної, Ц сказал мужчина. ћы же удивились тому, что он сначала спросил его, а затем сам же подтвердил его правдивость. «атем он сказал: Ђ–асскажи мне о вереї. ѕророк сказал: ЂЁто когда ты веришь в јллаха, ≈го ангелов, ≈го  ниги, ≈го посланников и ѕоследний день, а также веришь в предопределение с его добром и зломї. Ђ» это правильної, Ц сказал мужчина. «атем он сказал: Ђ–асскажи мне об ихсанеї. ѕророк, e, сказал: ЂЁто когда ты поклон€ешьс€ јллаху так, словно ты видишь ≈го, и хот€ ты не видишь ≈го, ќн видит теб€ї. Ђ–асскажи мне о „асеї, Ц попросил человек. ѕророк, e, сказал: Ђ—прашиваемый сведущ не более спрашивающегої. Ђ“огда расскажи мне о его признакахї, Ц попросил мужчина. Ђ–абын€ родит свою госпожу, а босые, голые и обездоленные пастухи овец будут соперничать в постройке домовї, Ц ответил он. ѕосле этого человек удалилс€, а € еще долго сидел р€дом с ѕророком. «атем он спросил мен€: Ђ”мар, знаешь ли ты, кто спрашивал мен€?ї. я ответил: Ђјллаху и ≈го посланнику это ведомо лучшеї. ќн сказал: Ђѕоистине, сам ƒжибрил пришел к вам, чтобы научить вас вашей религииї. [96]

¬ этом важном хадисе упоминаютс€ все основы и ступени религии. Ёто Ц уникальный метод обучени€ исламу дошел до нас в форме диалога между лучшим среди ангелов Ц ƒжибрилом и ѕророком ћухаммадом, лучшим из людей и посланником из рода человеческого. ѕоэтому мусульманам следует удел€ть должное внимание этому важному хадису и опиратьс€ на него в процессе обучени€ и преподавани€ религии, как поступали ранние мусульмане, да будет доволен ими јллах. Ќар€ду с другими вещами в хадисе упом€нуты ангелы и отмечено, что вера в них €вл€етс€ одним из столпов веры. — этой целью он процитирован в этой главе. ј лучше всего об этом известно јллаху!

 

—уть веры в ангелов

¬ера в ангелов содержит несколько постулатов, признание которых необходимо дл€ того, чтобы раб по-насто€щему уверовал в ангелов.

1. Ќеобходимо признавать их существование и реальность, что подтверждаетс€ упом€нутыми ранее текстами о том, что вера в ангелов €вл€етс€ одним из столпов веры. Ѕез убежденности в этом вера не может быть правильной.

2. Ќеобходимо верить в то, что ангелов очень много, и что их точное количество не известно никому, кроме ¬севышнего јллаха, о чем также свидетельствуют св€щенные тексты: Ђ¬оинство твоего √оспода не знает никто, кроме Ќегої (аль-ћуддассир, 31).

—мысл этого а€та в том, что воинство јллаха, состо€щее из ангелов, настолько велико, что знает его только √осподь. ќб этом говорили некоторые ранние толкователи.

ј в длинном хадисе о ночном путешествии, переданном аль-Ѕухари и ћуслимом со слов ћалика бин —аасы, сообщаетс€, что ѕророк, e, сказал: Ђ«атем передо мной возник ƒом наполненный, и € спросил: Ђ„то это такое, ƒжибрил?ї. ќн ответил: ЂЁто Ц ƒом наполненный.  аждый день в него заход€т семьдес€т тыс€ч ангелов, которые никогда уже не вернутс€ в него после того, как выйдут оттудаї. [97]

¬ Ђас-—ахихеї ћуслима также приводитс€ хадис јбдуллаха бин ћасТуда о том, что посланник јллаха, e, сказал: Ђ¬ тот день приведут √еенну, у которой будет семьдес€т тыс€ч поводьев, за каждое из которых будут т€нуть семьдес€т тыс€ч ангеловї. [98] Ёти два хадиса указывают на многочисленность ангелов, и если каждый день в ƒом наполненный (Ђаль-Ѕейт аль-ћамурї)[99] вход€т семьдес€т тыс€ч ангелов, которые уже не возвращаютс€ туда после того, как выйдут оттуда, и если √еенну в ƒень воскресени€ будут волочить столько ангелов, то что можно подумать обо всех остальных ангелах, которым поручено заниматьс€ другими делами. ¬оистину, их количество не известно никому, кроме ¬севышнего и ¬себлагого јллаха.

3. Ќеобходимо признавать их высокое и славное положение перед √осподом и ту милость, которую јллах оказал им. ¬севышний сказал: Ђќни говор€т: Ђћилостивый вз€л —ебе сынаї. ѕречист ќн! ќни же (ангелы) Ц почитаемые рабы. & ќни не опережают ≈го своими речами и поступают согласно ≈го велени€мї (аль-јнбийа, 26-27);

ЂЕв руках посланцев & благородных и покорныхї (јбаса, 15-16).

¬еликий и ћогучий јллах в этих а€тах сообщил, что ќн оказал ангелам милость и почтение. ќн также сказал о них: ЂЕнаход€щиес€ возле твоего √оспода прославл€ют ≈го ночью и днем, и им это не наскучиваетї (‘уссылат, 38).

јллах отметил, что ангелы наход€тс€ возле Ќего, и это велика€ честь дл€ них.  роме того, они занимают положение рабов, которым не наскучивает поклонение их √осподу.

ѕомимо этого, ¬севышний неоднократно кл€лс€ ангелами, и это тоже свидетельствует об их славном положении перед Ќим: Ђ л€нусь выстроившимис€ в р€ды, & гон€щими упорно, & читающими напоминание!ї (ас-—аффат, 1-3);

Ђ л€нусь различающими твердо & и передающими Ќапоминаниеї (аль-ћурсалат, 4-5).

¬ писании јллаха очень много примеров того, как јллах выразил почтение ангелам разными способами и в разных контекстах. ќни €сны каждому размышл€ющему человеку, и признание этого €вл€етс€ категоричным требованием шариата. ј лучше всего об этом известно јллаху!

4. Ќеобходимо верить в то, что одни ангелы превосход€т других, и что не все они занимают одинаковое положение перед јллахом, поскольку на это указывают св€щенные тексты. ¬севышний сказал: Ђјллах избирает среди ангелов и людей посланников. ¬оистину, јллах Ц —лышащий, ¬ид€щийї (аль-’адж, 75);

ЂЌи ћесси€, ни приближенные ангелы никогда не посчитают дл€ себ€ унизительным быть рабами јллахаї (ан-Ќиса, 172).

јллах сообщил, что среди ангелов есть избранные посланцы и приближенные, и это указывает на их превосходство над остальными ангелами. Ћучшими среди ангелов €вл€ютс€ приближенные ангелы и ангелы, несущие “рон, а самыми достойными среди приближенных ангелов €вл€ютс€ трое, имена которых упом€нуты в мольбе ѕророка, e, которой он открывал ночную молитву: Ђќ јллах, √осподь ƒжибрила, ћикаила и »срафила, “ворец небес и земли, ¬едающий сокровенное и €вноеЕї. [100]

—амый достойный среди этих трех ангелов Ц ангел ƒжибрил, в об€занности которого входит донесение откровени€. ≈го слава и достоинство тоже определ€ютс€ его об€занност€ми. јллах отметил его в —воем писании так, как не отмечал других ангелов, нарек его самыми славными именами и описал его самыми прекрасными качествами. ƒух Ц одно из его имен, о котором упом€нул ¬севышний: Ђ¬ерный ƒух (ƒжибрил) сошел с ним ( ораном)ї (аш-Ўуара, 193);

Ђ¬ эту ночь ангелы и ƒух (ƒжибрил) нисход€т с дозволени€ их √осподаї (аль- адр, 4).

Ёто им€ упом€нуто и в сочетании с именем ¬севышнего јллаха, что также €вл€етс€ честью дл€ ангела. ¬севышний сказал: Ђћы же послали к ней Ќашего ƒуха (ƒжибрил), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человекаї (ћарь€м, 17).

ќно же упом€нуто в сочетании со словом Ђсв€тойї: Ђ—кажи, что —в€той ƒух (ƒжибрил) принес его ( оран) от твоего √осподаї (ан-Ќахль, 102).

—огласно наиболее достоверному толкованию, арабское слово Ђаль-кудусї, означающее Ђсв€тостьї, относитс€ к эпитетам јллаха.

ќписыва€ качества этого ангела, ¬севышний также сказал: ЂЁто Ц слова благородного посланца, & обладател€ силы при ¬ладыке “рона, могущественного, & которому там (на небесах) повинуютс€, доверенногої (ат-“акуир, 19-21);

ЂЌаучил его обладающий могучей силой & и прекрасным сложением (или благоразумием). ќн вознесс€ (или выпр€милс€) & на наивысшем горизонтеї (ан-Ќаджм, 5-7).

јллах назвал его благородным посланцем, обладающим силой и прекрасным сложением, занимающим высокое положение перед своим √осподом, которому повинуютс€ на небесах и которому доверено откровение.

5. Ќеобходимо любить ангелов и избегать враждебности по отношению к ним, поскольку ¬севышний сказал: Ђ¬ерующие мужчины и жен≠щины €вл€ютс€ помощниками и друзь€ми друг другуї (ат-“ауба, 71).

Ётот а€т распростран€етс€ и на ангелов, потому что они тоже €вл€ютс€ верующими и посто€нно повинуютс€ своему √осподу, как об этом сообщил нам јллах: Ђќни не отступают от повелений јллаха и выполн€ют все, что им веленої (ат-“ахрим, 6).

¬еликий и ћогучий √осподь поведал и о том, что ангелы люб€т ≈го посланника и верующих: Ђ≈сли же вы станете поддерживать друг друга против него (ѕророка), то ведь ему покровительствует јллах, а ƒжибрил (√авриил) и праведные верующие €вл€ютс€ его друзь€миї (ат-“ахрим, 4).

ќн также сказал: Ђќн Ц “от,  то благословл€ет вас, и ≈го ангелы также благословл€ют вас, чтобы вывести вас из мраков к светуї (аль-јхзаб, 43);

Ђ¬оистину, к тем, которые сказали: ЂЌаш √осподь Ц јллахї, Ц а потом были стойки, нисход€т ангелы: ЂЌе бойтесь и не печальтесьЕї (‘уссылат, 30).

—ледовательно, ангелы люб€т верующих, помогают им, поддерживают их и мол€т дл€ них прощени€, и поэтому верующие тоже должны любить их. ¬севышний јллах предостерег от враждебности по отношению к ангелам и сказал: Ђ≈сли кто враждует с јллахом и ≈го ангелами, посланниками, ƒжибрилом (√авриилом) и ћикаилом (ћихаилом), то ведь јллах €вл€етс€ врагом неверующихї (аль-Ѕакъара, 98).

јллах сообщил, что враждебность по отношению к ангелам вызывает гнев јллаха и ≈го враждебное отношение к рабу. ѕричина же этого в том, что они действуют только в соответствии с ≈го приказами и повелени€ми, и если кто-либо враждует с ними, то он фактически враждует со своим √осподом.

6. Ќеобходимо верить в то, что ангелы €вл€ютс€ всего лишь одними из творений јллаха, что они не способны создавать, управл€ть вселенной или распор€жатьс€ судьбами. јнгелы Ц одни из воинов јллаха, они поступают согласно ≈го велени€м. ј управление всем происход€щим во вселенной находитс€ в –уках одного јллаха, и никто не раздел€ет с Ќим этой власти.

 роме того, ангелам нельз€ посв€щать обр€ды поклонени€, потому что поклонение должно быть всецело посв€щено только их “ворцу, “ворцу всех творений. Ќикто не раздел€ет с Ќим господства и божественности, и нет подобных ≈му в прекрасных именах и качествах. –азъ€сн€€ все это, ¬севышний сказал: Ђ≈му также не подобает приказывать вам признавать анге≠лов и пророков своими господами. –азве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?ї (јль »мран, 80);

Ђќни говор€т: Ђћилостивый вз€л —ебе сынаї. ѕречист ќн! ќни же (ангелы) Ц почитаемые рабы. & ќни не опережают ≈го своими речами и поступают согласно ≈го велени€м. & ќн ведает их прошлое и будущее. ќни заступаютс€ только за тех, кем ќн доволен, а сами трепещут от страха перед Ќим. & ј тому из них, кто скажет: Ђя €вл€юсь богом нар€ду с Ќимї, Ц возда€нием будет √еенна. “ак ћы воздаем беззаконникамї (аль-јнбийа, 26-29).

ѕречистый √осподь сообщил, что люд€м не было приказано поклон€тьс€ ангелам. ƒа и как им может быть приказано такое, если это €вл€етс€ неверием в ¬еликого јллаха?! «атем ¬севышний изобличил порочность за€влений о том, что ангелы Ц это дочери јллаха. ќн бесконечно далек от этого, они же Ц почтенные рабы, которые стали такими благодар€ тому, что јллах оказал им милость. ќни выполн€ют ≈го приказы и трепещут от страха перед Ќим, они не могут даже заступитьс€ за кого-либо, если он не €вл€етс€ приверженцем единобожи€, которым доволен јллах. ј завершаетс€ этот отрывок разъ€снением того, что возда€нием за обожествление ангелов €вл€етс€ √еенна, и из этого становитс€ €сно, что они Ц всего лишь зависимые рабы, вс€ мощь и сила которых зависит от их √оспода и —оздател€.

7. Ќеобходимо верить в каждого из ангелов, имена которых упом€нуты в  оране и —унне. –ечь идет о ƒжибриле, ћикаиле, »срафиле, ћалике, ’аруте, ћаруте, –идване, ћункаре, Ќакире и других ангелах, имена которых встречаютс€ в св€щенных текстах. —юда же относ€тс€ ангелы, которые названы по своим качествам, например, готовый наблюдатель, и ангелы, которые названы по своим об€занност€м, например, ангел смерти и ангел гор. »ногда в св€щенных текстах упоминаютс€ об€занности целых групп ангелов. Ёто касаетс€ ангелов, несущих “рон; благородных писцов; тех ангелов, которым поручено оберегать творени€; и тех, кому поручено оберегать зародыши и материнские утробы; и тех, кто совершает обход вокруг ƒома наполненного; и тех, которые странствуют по свету; и многих других, о которых сообщили јллах и ≈го посланник, e.

¬ каждого из этих ангелов необходимо верить в отдельности, в соответствии с тем, что говоритс€ в св€щенных текстах об их именах, качествах, об€занност€х и судьбах. Ѕолее подробно об этом, если на то будет вол€ јллаха, мы поговорим в следующем исследовании. «десь же мы в общем коснулись убеждений, которые необходимо иметь в отношении благородных ангелов в свете шариатских текстов. ј лучше всего об этом известно јллаху ¬севышнему!

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 303 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1272 - | 1119 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.