Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Самостоятельная работа учащихся.

План-конспект урока по композиции

Учитель художественной школы

Класса

Пресненского района г. Москвы

Киркина Кристина Алексеевна

Вид занятий: Композиция

Тема урока: Знакомство с композицией.Ритм в композиции

Цель урока: Создание ритма. Организация плоскости листа путем чередования различных элементов.

Задача урока: Ознакомить учащихся с предметом "композиция". Дать элементарные понятия ритма.

Оборудование:

Для учителя: репродукция картины «Сватовство майора» Федотов; наглядные пособия (различные ритмические схемы; организация листа в одной плоскости); композиционные схемы на основе геометрических фигур на примере картин: Рубенса «Снятие с креста», Вишнякова «Портрет Ксении Тишининой», Рембрандта «Возвращение Блудного сына»; магниты

Для ученика: бумага, гуашь, кисти, губка (поролон), трафарет, тряпки, палитра пластиковая, кнопки

План урока:

Организационный момент. Вступление. 5 мин.

Раскрытие темы. 20 мин.

Самостоятельная работа учащихся. 50 мин.

Итог урока. 15 мин.

 

 

Ход урока

Организационный момент. Вступление.

Проверить готовность учащихся, установить дисциплину в классе, отметить отсутствующих.

— Здравствуйте, ребята! Как называется наш сегодняшний предмет?

— Композиция.

— Вы когда-нибудь слышали о композиции?

— Да.

— Где встречается композиция?

— В музыке, литературе, математике…

— Правильно. Как мы можем пронаблюдать, «композиция» достаточно обширное понятие, которое охватывает разные сферы деятельности. Но сегодня я бы хотела обсудить с вами композицию в изобразительном искусстве. Посмотрите на картину Федотова «Сватовство майора» и опишите, что вы здесь в первую очередь видите?

— Убегающую невесту, которую держит женщина.

— Правильно потому, что художник при помощи средств художественной выразительности направил ваш взгляд в самый пик событий, на главного персонажа. И наш взгляд скользит, начиная от центра композиции, а затем переходя к остальным элементам, на которых художник менее концентрируется, но тем не менее они гармонично вписываются в картину, подобно музыке, о которой мы обмолвились ранее – точно так же как многие инструменты в оркестре не мешают главному инструменту, а только аккомпанируют ему. Итак, из этого следует, что основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. Но для чего же она нам нужна, как вы думаете ребята?

 

— С помощью знаний композиции художник может правильно и убедительно преподнести свой замысел зрителю.

 

— Именно. Композиция ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

 

Раскрытие темы.

— У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сложную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения.

Запишите, пожалуйста: *1. «средства композиции включают : формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность», Это и есть средства художественной выразительности, которые мы будем изучать на уроках композиции.

Я бы хотела начать с ритма. Запишите тему «Ритм». Как вы думаете, что это такое?

— Он встречается в музыке, это равномерное чередование каких-либо звуков.

— Хорошо, а теперь подумайте, где мы встречаемся с ритмом в природе?

— Волны, которые набегают на берег. Лепестки цветков. Зёрна в колосе спелой ржи.

— А действия, которые выполняет человек?

— Бег, прыжки, подтягивания, рисование, кладка кирпичей…

— Да. И как мы можем пронаблюдать, ритм всегда подразумевает движение.

— Но ритм в жизни и в искусстве - это не одно и тоже. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

— В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать (запишите, пожалуйста)*2: активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный ритм.

Посмотрите на картинки «рис.3»:

Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуются как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Что бы ответить себе на этот вопрос, понаблюдайте за картинками. Взгляд переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении, верно?

Динамичность композиционной схеме придает сочетание резких вертикальных, угловатых или округлых линий.

*3. Запишите, пожалуйста, существуют правила передачи движения:

· если на картине используется одна или несколько диагональных линий;

· эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;

· для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

— А теперь, ребята, обращая внимание на наглядные пособия (рис 2 и 3) и записи, которые мы только что сделали, попробуйте сформулировать, какими могут быть правила передачи покоя?

— На картине отсутствуют диагональные направления.

— Верно, запишите, пожалуйста.

— Если перед движущимся объектом нет свободного пространства.

— Именно. Запишите, ребята.

— Если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия.

— Именно, записываем. А теперь скажите мне, какими словами можно охарактеризовать композицию справа и слева на данной иллюстрации?

— Уравновешенная и неуравновешенная.

— Верно, ребята. А теперь запишите четвёртым пунктом здесь же: «статичная композиция — уравновешенная».

— А что мы можем пронаблюдать на этой картинке?

— Симметрия и асимметрия.

— Запишите в четвёртом пункте правил передачи покоя запишите через запятую: «симметричная». А теперь пронаблюдаем за композиционными схемами на примере картин: Рубенса «Снятие с креста», Вишнякова «Портрет Ксении Тишининой», Рембрандта «Возвращение Блудного сына». Что вы здесь видите?

 

— Круговую, треугольную и овальную композиционные схемы.

— Верно. А теперь так же пометьте в четвёртом пункте: «образует простые геометрические фигуры».

— А теперь скажите: какие выводы мы можем с вами сделать о преобладании вертикальных и горизонтальных ритмов, ребята?

— Можно сделать заключение, что преобладание горизонталей придает картине покой, наличие вертикалей вносит в нее напряженность, диагонали поддерживают движение.

Самостоятельная работа учащихся.

Далее учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы.

Преподаватель выдает листы формата А3, трафареты с элементами фигуры птицы (туловище, крылья) <Рисунок 4> губки, тряпки.

Сначала учащиеся покрывают поверхность листа гуашью — делают фон. Как правило — это изображение неба в верхней части и в нижней части — элементы пейзажа (крыши домов, деревья, поле и т. д.) <Рисунок 5>.

· Следить за правильной компоновкой пейзажа в листе

· Следить за правильностью колористического решения

Затем на высохшей поверхности листа при помощи трафарета наносятся изображения птиц в различных позах. Учащиеся могут варьировать изображение крыльев, направление движения птиц и т. д. Создается ритм. Чередуются расположение птиц в листе (выше, ниже и т. д.), расположение крыльев, цвет и тон. <Рисунок 6>

· Прививать ребятам видение задумки целиком. Следить, как у ребят получается решать композицию пятном на начальной стадии, не давать углубляться в нюансы до решения правильной композиции, отвечающей задаче урока

· В ходе расположения птиц, следить за пониманием законов ритма, понимания изображения движения в листе. В случае ошибок помочь восполнить пробелы в понимании новой темы.

· Следить за колористическим решением пятен, следить за контрастом.

· Следить за тем, чтобы работа была акцентирована на движении птичек, а не на чём-либо другом

В дальнейшем изображение птиц дополняется деталями (глаза, перья и т. д.).

· Следить за тем, чтобы детали не сделали работу дробной

По окончанию занятия проводится просмотр и анализ выполненных работ. Учащиеся раскладывают их на столах и выявляют наиболее удачные работы, так же принимают участие в анализе работ. < Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10>.

· Отметить насколько работы отвечают главной задаче урока — пониманию ритма, решению композиционного центра

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В чому полягає основний принцип культури Відродження? | II. Основные секции конференции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 745 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2293 - | 2241 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.