Понятие информатики и информационного общества
В связи с постоянным ростом объемов информации, наступило информац. общество – это процесс создания оптимальных условий для удовлет. информац. потребностей: хранение, переработка и передача инф. Черты: приоритет инф., информ. экономика, информ единство, свободный доступ к инф. Информационным обществом можно назвать США, Японию и зап. страны. Информатика - область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и других средств вычислительной техники. Широкий круг задач, разнообразная структура: фундамен. наука (теория), отрасль производства (разработка технол), приклад. наука (изуч. закономер).
Понятие файла. Операции над файлами.
Файл — именованная область внешней памяти. Файлы предназначены для хранения информации с возможностью ее последующего извлечения. Разные системы предоставляют различные операции, позволяющие сохранять и извлекать информацию. Далее рассматриваются наиболее распространенные системные вызовы, относящиеся к работе с файлами. Открыть, удалить, закрыть, копировать, переименовать, найти. Получить и установить атрибуты.
Кодирование текстовых данных
Цель кодирования– замена названия объекта на условное обозначение. Выполняется для уменьшения объема регистрируемой информации и, возможно, для защиты от несанкционированного доступа. Код – система условных обозначений или сигналов. Длина кода – количество знаков, используемых для представления кодируемой информации. Кодирование данных – это процесс формирования определенного представления информации. Декодирование – расшифровка кодированных знаков, преобразование кода символа в его изображение. Двоичное кодирование – кодирование информации в виде 0 и 1. Входные данные могут быть различных типов, поэтому важно выбрать унифицированную форму их представления в ЭВМ. В вычислительной технике принята система двоичногокодирования основанная на двоичной системе счисления (цифры 0 и 1). Отсюда и название «bit» (BinaryDigit– двоичная цифра). двоичнаялогика– «да – нет», «черное – белое», «правда – ложь». Способ записи текстовой информации заключается в нумерации алфавита (или символов языка) и хранении полученных целых чисел наравне с обычными целыми числами. Для кодирования букв и других символов, используемых в печатных документах, необходимо закрепить за каждым символом числовой номер – код.
Кодирование графических данных
В видеопамяти находится двоичная информация об изображении, выводимом на экран. Почти все создаваемые, обрабатываемые или просматриваемые с помощью компьютера изображения можно разделить на две большие части – растровую и векторную графику. Растровые изображения представляют собой однослойную сетку точек, называемых пикселами (pixel, от англ. picture element). Код пиксела содержит информации о его цвете. В противоположность растровой графике векторное изображение многослойно. Каждый элемент векторного изображения – линия. Каждый элемент векторного изображения является объектом, который описывается с помощью математических уравнении. Сложные объекты (ломаные линии, различные геометрические фигуры) представляются в виде совокупности элементарных графических объектов. Графическое изображение при его увеличении может быть представлено в виде мельчайших точек, которые образуют характерный узор – растр. Таким образом, любое изображение можно закодировать с помощью координат точек, имеющих индивидуальную яркость. Любое черно-белое изображение можно передать с помощью 256 градаций серого цвета (от белого до черного), тем самым яркость каждой точки черно-белого изображения можно закодировать 8-разрядным двоичным числом – одним байтом. Для кодирования цветных графических изображений применяется принцип декомпозиции (разложения) цвета на основные составляющие: красный, зеленый и синий. Этот принцип базируется на том, что любой цвет можно получить путем смешения трех указанных цветов. Система кодирования по первым буквам названий основных смешиваемых цветов называется системой RGB и описывает поведение аддитивной цветовой модели, свойства которой иллюстрируют при помощи цветовых кругов.
5. История развития вычислительной техники:
Первым устройством, предназначенным для облегчения счета, были счеты. 1642 г. — французский математик Блез Паскаль сконструировал первую механическую счетную машину «Паскалина», которая могла механически выполнять сложение чисел. 1673 г. — Готфрид Вильгельм Лейбниц сконструировал арифмометр, позволяющий механически выполнять четыре арифметических действия. 1941 г. — немецкий инженер Конрад Цузе построил небольшой компьютер на основе нескольких электромеханических реле. 1 943 г. — в США на одном из предприятий фирмы IBM Говард Эйкен создал компьютер под названием «Марк-1». Он позволял проводить вычисления в сотни раз быстрее, чем вручную (с помощью арифмометра), и использовался для военных расчетов. 1943 г. — в США группа специалистов под руководством Джона Мочли и Проспера Экерта начала конструировать компьютер ENIAC на основе электронных ламп. 1947 г. — Экертом и Мочли начата разработка первой электронной серийной машины UNIVAC (Universal Automatic Computer). 1949 г. — английским исследователем Морнсом Уилксом построен первый компьютер, в котором были воплощены принципы фон Неймана. 1980-е гг. — 4-е поколение ЭВМ, построенное на больших интегральных схемах. Микропроцессоры реализовываются в виде единой микросхемы, Массовое производство персональных компьютеров. 1990-е гг. — 5-е поколение ЭВМ, сверхбольшие интегральные схемы. Процессоры содержат миллионы транзисторов. Появление глобальных компьютерных сетей массового пользования. 2000-е гг. — 6-е поколение ЭВМ. Интеграция ЭВМ и бытовой техники, встраиваемые компьютеры, развитие сетевых вычислений.