Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современная постановка проблем «познания».




1.Место теории познания в философии и человеческой культуре. Предметное поле теории познания. Традиционная теория познания как виртуальный* конструкт. Основные принципы научной теории познания. 2.Субъект познания* и объект познания*-главные категории традиционной теории познания. Виртуальность субъективно - объективных отношений и субъекта познания. 3.Главные стратегии решения теоретико-познавательных проблем (агностицизм, эпистемологический реализм, скептицизм, натурализм, «платонический» имманентизм).

Отражение любой реальности в сознание человека происходит в форме знания*, следовательно основной задачей курса теории познания является ответ на вопрос: «Что значит знать». Люди всегда занимались приобретением нового знания. В своем развитии человечество преодолело трудный путь познания от поверхностного знакомства с предметами, явлениями окружающей действительности к сущностному их освоению. Результатом процесса перехода от поверхностного знания об объекте к его сущности является открытие закономерностей развития, природы, общества и мышления. Закономерность - связь явлений, процессов, которые носят существенный, повторяющийся имманентно-присущий объекту характер. Эти закономерности изучают 15000 наук и каждая из них формулирует свои законы, которые являются образами соответствующей закономерности, которую изучает конкретная наука. В результате познавательной и преобразующей деятельности человек стремится органично вписаться в окружающий мир. Знание человечества представляют систему включающую в себя как опыт отдельных индивидуумов унаследовавших от предшествующих поколений или приобретенный лично так и социальную память народа закрепленную в достижениях культуры и искусства. Поиски каналов получения знания человека(органы чувств - их 5),раскрытие законов функционирования знания(законы формальной и диалектической логики) и сведение их в единую теорию привели к появлению теории познания дающей знание о самом знании. В ФЭС дается определение: теория познания (или гносеология*, или эпистемология) есть раздел философии,в которой изучается природа познания, возможности, отношение знания к реальности, исследуются предпосылки познания, выявляются условия его правдоподобия. Оценивая истинность полученного знания человек вводит критерии истинности, которые дают ему возможность оценить практическую значимость полученного знания о себе, о мире в целом и о человеческом обществе. Но одновременно на путях постижения истины человек допускает ошибки причины возникновения и преодоления, которые также изучает познание. Совокупность ответов полученных на вопросы,которые ставит перед собой человек позволяют ответить на вопрос о сущности знания, которое нужно определить:знание есть результат процесса познания, действительности. Этот результат проверен общественной исторической практикой, степень его правдоподобия доказана логикой и представляет собой относительно верное отражение объективной и субъективной действительности в голове человека в различных формах мысли. Знание выступает, как умение владеть этими формами мысли на практике. Знание человека по своей природе отличается от того, что обнаруживается у животных. Отличаются они своей социальной обусловленностью,т.е.знание является человеческим феноменом. У человека знание выступает в различных формах: 1.Повседневное (житейское) знание; 2.Научное знание; 3.Художественное знание. Повседневное (житейское) знание - опирается на обыденное, индивидуальное сознание и здравый смысл человека. Научное явление - формой «общественного сознания» характеризуется понятийным мышлением. Художественное знание - дает отражение мира в виде эстетических образов и зависит от художественного вкуса человека. В рамках теории познания надо различать «субъект познания» и «объект познания».Под «субъектом познания» будем понимать отдельного человека или группу людей определенной численности, т.е.субъект познания иерархичен. А под «объектом познания»-фрагмент действительности (материальная или духовная) на который направлено внимание субъекта познания практическое или познавательное. Под практической будем понимать материальную деятельность на основе гносеологических образов, а под познанием - духовную деятельность. В процессе познания субъект познания и объект вступают в субъективно-объективное отношение, в рамках которого они друг без друга не существуют. В социальном познании человек может выступать одновременно как субъект и, как объект познания, если его познавательная деятельность рефлекторно направлена на самого себя. Основы диалектико - материалистической теории познания сформулированны в трех гноссиологических выводах:1.Существуют вещи не зависимо от нашего сознания, ощущения, вне нас.2.решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет. Различие есть просто между тем, что познано и тем, что еще не познано.3.В теории познания, как и во всех других областях науки следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать каким образом из не знания является знанием, каким образом не полное, не точное знание становится более полным и более точным.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 285 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.