Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Систематизация теологии Оригеном

Различительный признак теологии, отделяющий ее от любой нетеологической формы теоретизирования по поводу религии [Лекция 3.3] - наличие специфической предметно-дисциплинарной структуры. Определение теологии a posteriori как предполагающее осмысление этой авторефлексии в качестве "дискурса Церкви" [Лекция 2.2]. Характеристика данной рефлексии как теоретической [Лекция 1.1] - исходный пункт для периодизации теологии как теоретической дисциплины знания.
4.1. Прямые аналогии с историей становления философских дисциплин. Единичность случаев совпадения начала соответствующего философского дискурса с его "самоосознанием" и дисциплинарной идентификацией (этика). Норма - наличие многих промежуточных стадий. Онтологический дискурс начиная с Парменида и "онтология" как результат структуризации метафизики в XVII в., эстетические воззрения начиная с Аристотеля и "эстетика" в вольфианской систематизации философии XVIII в., аксиологические идеи начиная со стоиков и "аксиология" как философская специализация с начала XX вв. (ср. "философско-религиозные" воззрения начиная с античности и "философия религии" со второй половины XVIII в. [Лекции 1.1, 3.2]). Закономерная стадиальность авторефлексии теологии в систематизации теологических дисциплин в аналогичной исторической последовательности. Первая стадия: II - XVII вв.
Начальные школы преподавания богословия. Александрийская школа при Клименте: первый опыт тематизированного преподавания богословия. Четыре ступени богословских дисциплин - то, что соответствует апологии христианского учения и жизни ("Протрептик"), христианской этике ("Педагог"), догматике ("Строматы") и библеистике, каждая из которых преподавалась на своем курсе [Лекция 2.2]. Концепция этой последовательности: восхождение по ступеням христианского познания истины (Педагог I.1). Сходный "богословский состав" в сочинениях Оригена и, вероятно, в его преподавании: "Истинное слово" против Цельса и апологетика, "О началах" и догматика, сочинение по аскетике, библейская текстология ("Гекзаплы"), экзегеза книг Ветхого и Нового Заветов (схолии, гомилии, комментарии)64. Предварение пастырского богословия в школе бл. Августина.
Петр Абеляр (1079 - 1142): первый опыт разработки теологии как "рациональной дисциплины", содержащей дифференциацию методов богопознания. Задачи теологии до Абеляра - апологетическая и "положительная", после Абеляра - также логическая (обоснование системы богословского знания и ее "дедуцирование") и критическая65. Этика и логика как методологические стадии богопознания. Первый опыт "Введения в теологию" (introductio ad theologiam). Догматические проблемы - "О единстве и троичности Бога", "Теология высшего блага", "Христианская теология"; этические - "Этика или познай самого себя" (с начальным различением этической теории и практики); пастырско- канонические - "Любому ли настоятелю принадлежит право связывать и разрешать?" (ср. экзегетические - схолии к книге Пророка Иеремии и т.д.).
Четыре книги "Сентенций" Петра Ломбардского (ок.1100 - 1160), обобщающие результаты святоотеческого богословия под углом зрения католической доктрины [см. Введение]. "О таинстве Троицы" и "О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом"- догматическая тематика (о Боге-Троице, троичной терминологии, о творении мира невидимого и видимого и о человеческой душе как образе и подобии Божием, о грехопадении человека, свободе воли и благодати). "О воплощении Слова" - догматическо-этическая (христология, основные христианские добродетели и заповеди). "О таинствах" - догматическо-эсхатологическая.
Догматическая, этическая и апологетическая проблематика у Фомы Аквинского в "Сумме против язычников" (1259 - 1264). "Сумма теологии" (1265 - 1273): о Боге как таковом, о Св. Троице, о Божественном действии в мире (догматическая проблематика), об антропологии и этике (нравственно-богословская), о Воплощении, Искуплении, церковных таинствах (догматическая).
Основные предметы теологии в немецких университетах к началу XVII в.: богословие "схоластическое", полемическое, нравоучительное. Логическая обоснованность трехчастного куррикулума преподавания теологии - основные задачи богословия как апология и распространении христианской истины, ее раскрытие и "разработка" ее применения в жизни.
4.2. Новый период (с XVII в.): научно-критическая эксплицитная дисциплинарная идентификация предметностей богословского дискурса с целью создания системы богословских наук. Три основных стимула: 1) успехи в отделении метафизики от богословия и в структуризации предметов самой метафизики, в которую включается и "естественная" теология во второй схоластике (cр. грандиозные "Метафизические рассуждения" (1597) Ф. Суареса66) и в университетской немецкой философии XVII в.; 2) претензии религиозных рационалистов на построение теологии "в пределах одного только разума" (ср. "естественная религия")67, побуждавшие противопоставить им научно построенную теологию "основающуюся на Откровении"; 3) конкуренция протестантской и католической теологии. Наиболее убедительные способы деления предметов метафизики у немецких философов. Р.Гоклений (1613): рациональная натурфилософия, онтология, рациональная теология (theologia rationis); И. Микраэлий (1653): метафизика общая (онтология) и метафизика специальная (рациональная теология, пневматология и антропология) - схема, популярная и в XVIII в.; И.Б. дю Хальде (1678): онтология, этиология68, философская теология (theologia naturalis)69.
Начальная инициатива лютеранских богословов в структуризации "богословской теологии" как системы научно организованного знания. Георг Калликст (1586 - 1656), последователь Мелахтона [см. Введение], впервые четко отделивший "теологию" от "веры", и его "Конспекты нравственного богословия" (1634) - различение theologia dogmatica как исследование положений вероучения и theologia moralis как исследование христианской нравственности70 (христианская этика как объединяющий фактор, призванный сбалансировать конфессиональные конфронтации). Г. Альтинг, автор "Исторического богословия" (1635): постановка вопроса о целесообразности различения теологии догматической и исторической (богословское осмысление Св. Писания и истории Церкви). Л.Ф. Рейнхарт, автор "Свода христианского догматического богословия" (1659): выяснение предметности догматического богословия как важнейшей из богословских наук наряду с богословием "церковным" (дидактическое, "положительное"), истолковательным, историческим и апологетическим. Появление к этому же времени деления на "теоретическую теологию" и "практическую науку" в богословии. Иезуит Дионисий Петавий, автор "О богословских догматах" (1644 - 1650): систематизация догматов Церкви как предмет догматического богословия. Основной итог классификационной работы - отделение систематической теологии от исторической, а в рамках систематической различение догматического и нравственного богословия.
Устойчивость этих принципов деления до критики их "рационализма" Ф. Шлейермахером (1768 - 1834) с позиций христианской "философии жизни" [см.. Лекция 1.1], а также экклезионизма - рассмотрение теологического знания в перспективе задач и функций Церкви (не "преподавния христианской религии")71. Последователи Шлейермахера. А. Неандер (1789 - 1850), "отец новейшей церковной истории": задача богословского образования - образование христианской жизни (Lebensgestaltung) в человеке, поскольку он формируется в церкви, а не просто усвоение определенных истин (ср. Баумгартен-Крузий). Конкретный результат данной тенденции - введение в круг теологических дисциплин осмысление и организацию "правил церковных искусств" (praktische Theologie). Противоположная тенденция (не без влияния немецкой классической философии) - стремление ввести в теологию "христианскую философию", прежде всего христианскую философию истории и культуры (spekulative Theologie). Попытки синтеза обеих тенденций.
"Синтетическая" классификация теологических дисциплин у Л. Пельта (1848, 1862). Предмет теологии - научное самосознание Церкви как осознание ею своего самосозидания, отсюда "приоритет в последовательности" за исторической теологией. Историческая теология: 1) "Библейская теология Ветхого и Нового Завета" (каноника - изучение сложения корпуса библейских текстов, исагогика - введение в библейские книги, герменевтика - их филологическо-богословское истолкование), 2) "Историко-церковная теология" (история церкви; история догматов; история церковной нравственности, литературы и искусства; источниковедение, церковная география и хронология72); 3) "Церковная статистика" (изучение образовавшихся конфессий и деноминаций и их сложившихся символов веры, а также их географии). Переход от "церковной статистики" к систематической теологии. Систематическая теология: (1) "Теологическое учения об первопринципах или основах" образовавшихся форм христианства (учение о церковном предании; "систематическая символика"73; полемика - учение об этических и догматических искажениях в истории церкви); (2) "Тетическая теология" как наука о догматическом и этическом содержании этих принципов (догматика - изучение основной истины Царства Божия, этика - изучение осуществления ее в христианской жизни); (3) "Христианская философия" - система знаний о Боге и божественном в контексте целостного человеческого знания (спекулятивная теология, которая зарождается в мистике, эксплицируется в тео-софии, утверждается в "критике", оформляется в "умозрении", прежде всего в философии истории, представляя христианство как высшую религию, научную систему и завершение культуры). Переход от систематики к практической теологии: осуществление "спекулятивного" идеала в жизни церкви. Практическая теология: (1) "Принципы практической теологии" (от раскрытие того, как человек приходит к Богу через Самого Бога до обоснования церковной организации как условия этого процесса); (2) "Церковное право и церковное управление" (церковная "политика" и душепопечительство);

(3) "Теории церковных искусств" (искусство богослужения - литургика, искусство проповеди - гомилетика, искусства педагогики, катехизации, миссионерской деятельности и христианского образования)74.
Некоторые методологические тенденции, характерные для немецкой систематизации богословских дисциплин в XIX в. Обобщение самой классификации богословских наук (в контексте определения задач теологии как таковой) в специальную пропедевтическую метадисциплину "теологическая энциклопедия" (см. Введение) - иногда со статусом третьей систематической дисциплины (наряду с догматикой и этикой)75; специальное место, уделяемое "спекулятивной теологии" (см. выше) и "теологии христианских памятников" (всестороннее изучение памятников христианской архитектуры и искусства и их богословское осмысление). Общая западная тенденция к рубежу XIX - XX вв.: потребность включать в систему богословских дисциплин также "естественную теологию" [Лекция 3.2] (сохранявшуюся и в составе философской метафизики - см. выше) в качестве апологетики, основного богословия, "фундаментального богословия". Дискуссии относительно целесообразности этого новшества и способов его инкорпорирования в систему богословских дисциплин.
4.3. Основные способы деления теоретических дисциплин в русском богословии, опиравшиеся на немецкий преимущественно опыт в преподавании введения в богословские науки76. "Учебный" принцип деления митр. Макария (Булгакова) и его последователей:
Дисциплины основные Дисциплины вспомогательные
1) предварительные:
герменевтика введение в книги Св. Писания
экзегетика библейская археология
патристика патрология
символика история символов веры
2) составные:
догматическое богословие история догматов, сравнительная догматика
нравственное богословие
литургика церковная археология, сравнительная литургика
каноническое право история права, сравнительное право
3) прикладные:
пастырское богословие
гомилетика история красноречия
аскетика история аскетизма77

С.С. Глаголев: принцип деления исходя из трех основных вопросов (и "запросов") богословия. Вопрос "Как следует верить?" - богословие теоретическое (догматическое и "основное" - почему надо верить? и как надо верить? включая "сравнительное" - сопоставление вероучительных и духовно-практических "разночтений" православия, католицизма и протестантизма); вопрос "Как верили и верят?" - богословие историческое (библейская и церковная история включая патристику); вопрос "Что нужно делать, чтобы жить по вере и приводить к ней других?" - богословие практическое (нравственное, литургическое, церковное право, пастырское, гомилетика, аскетика)

Интересна позиция и другого выдающегося учителя христианской церкви III в. - Оригена. Прежде всего, необходимо заметить, что если Тертуллиан в основном шёл по пути осмысления и объяснения уже имевшихся воззрений церкви, то Ориген часто позволял себе развивать концепции, которые не находили прямого подтверждения в Писании. Мысль Оригена устремлялась в бесконечные пространства непознанного, рисуя временами замысловатые, но исключительно внутренне логичные картины мироздания. Однако необходимо заметить, что в целом не следует преувеличивать умозрительность теологии Оригена. Его важной особенностью было прекрасное владение Писанием и постоянное апеллирование к нему. Временами Оригена отличает даже некоторый буквализм в понимании Библии, хотя это и плохо вяжется со стереотипом, что Ориген был больше философом, чем собственно богословом. Например, Ориген отрицательно относился к молитвам, обращённым к Иисусу Христу. «Если же мы разумеем, что такое молитва (προσευχη), то, конечно, никогда и никто не будет обращаться с молитвами ни к какому творению, даже и к самому Христу, но только к Богу, [Господу] вселенной и Отцу, к Которому… наш Спаситель как Сам молился, так и нас научил молиться». Из анализа аргументации этого вывода видно, что она носит именно строго библейский, но никак не отвлечённо философский характер [7] Конечно, можно заподозрить, что за этой аргументацией незримо присутствуют философские «неоплатонические», или же стоические убеждения, подспудно или даже прямо обуславливающие мнение Оригена, но это, впрочем, лишь предположение, не имеющее непосредственного подтверждения в данном источнике. Несомненно одно - мысль Оригена здесь строга, логична и чётко подтверждена многими местами Писания.

Но что полагал Ориген о рассматриваемом здесь вопросе? Прежде всего, необходимо отметить, что именно он ввёл ту грекоязычную терминологию, которую впоследствии использовали каппадокийские отцы:

ουσια

/ | \

υποστασις υποστασις υποστασις

Однако эти понятия у Оригена носят ярко выраженный синонимический характер, они взаимозаменяемы (это отличает Оригена от каппадокийцев). Впрочем, до Василия Великого, эти термины традиционно были почти что взаимозаменяемыми, в частности, Плотин, который широко пользовался ими, не проводил между ними чёткого разграничения, хотя и придавал каждому из них особое значение[8]. Несмотря на то, что у Оригена присутствуют элементы тринитарной системы, для его богословской картины также в некотором смысле характерен так называемый субординационизм. Сын и Св. Дух не являются тварными существами, они вместе с Отцом принадлежат к сфере божества и составляют поклоняемую Троицу, однако, Ориген утверждает, что Сын и Св. Дух отнюдь не равны Отцу. Сын и Дух лишь отражения, а Отец - выше и превосходнее их. Все свойства в Отце первоначальны и принадлежат Ему в цельном виде, во всей полноте их идеального содержания, Ему одному и не могут быть переданы другим. В Отце всё первоначально и непроизводно[9].

Таким образом, двигаясь всё ближе к первоисточникам раннего христианства, мы обнаруживаем, что учение о равенстве Отца, Сына и Духа отсутствовало в творениях таких крупных учителей как Тертуллиан и Ориген. Несмотря на то, что как у Тертуллиана, так и у Оригена Сын и Дух выводятся за рамки тварного, качественно отличаются от всего, что существует вне их, они не приобретают такого же величия и высшей степени божественности, какой обладает Отец. Составляя вместе божественную Троицу и обладая общей природой (substantia, φυσις) ипостаси Троицы не равны по полноте божества, которое в высшем и непостижимом виде содержится только в Отце.

 



Различительный признак теологии, отделяющий ее от любой нетеологической формы теоретизирования по поводу религии [Лекция 3.3] - наличие специфической предметно-дисциплинарной структуры. Определение теологии a posteriori как предполагающее осмысление этой авторефлексии в качестве "дискурса Церкви" [Лекция 2.2]. Характеристика данной рефлексии как теоретической [Лекция 1.1] - исходный пункт для периодизации теологии как теоретической дисциплины знания.
4.1. Прямые аналогии с историей становления философских дисциплин. Единичность случаев совпадения начала соответствующего философского дискурса с его "самоосознанием" и дисциплинарной идентификацией (этика). Норма - наличие многих промежуточных стадий. Онтологический дискурс начиная с Парменида и "онтология" как результат структуризации метафизики в XVII в., эстетические воззрения начиная с Аристотеля и "эстетика" в вольфианской систематизации философии XVIII в., аксиологические идеи начиная со стоиков и "аксиология" как философская специализация с начала XX вв. (ср. "философско-религиозные" воззрения начиная с античности и "философия религии" со второй половины XVIII в. [Лекции 1.1, 3.2]). Закономерная стадиальность авторефлексии теологии в систематизации теологических дисциплин в аналогичной исторической последовательности. Первая стадия: II - XVII вв.
Начальные школы преподавания богословия. Александрийская школа при Клименте: первый опыт тематизированного преподавания богословия. Четыре ступени богословских дисциплин - то, что соответствует апологии христианского учения и жизни ("Протрептик"), христианской этике ("Педагог"), догматике ("Строматы") и библеистике, каждая из которых преподавалась на своем курсе [Лекция 2.2]. Концепция этой последовательности: восхождение по ступеням христианского познания истины (Педагог I.1). Сходный "богословский состав" в сочинениях Оригена и, вероятно, в его преподавании: "Истинное слово" против Цельса и апологетика, "О началах" и догматика, сочинение по аскетике, библейская текстология ("Гекзаплы"), экзегеза книг Ветхого и Нового Заветов (схолии, гомилии, комментарии)64. Предварение пастырского богословия в школе бл. Августина.
Петр Абеляр (1079 - 1142): первый опыт разработки теологии как "рациональной дисциплины", содержащей дифференциацию методов богопознания. Задачи теологии до Абеляра - апологетическая и "положительная", после Абеляра - также логическая (обоснование системы богословского знания и ее "дедуцирование") и критическая65. Этика и логика как методологические стадии богопознания. Первый опыт "Введения в теологию" (introductio ad theologiam). Догматические проблемы - "О единстве и троичности Бога", "Теология высшего блага", "Христианская теология"; этические - "Этика или познай самого себя" (с начальным различением этической теории и практики); пастырско- канонические - "Любому ли настоятелю принадлежит право связывать и разрешать?" (ср. экзегетические - схолии к книге Пророка Иеремии и т.д.).
Четыре книги "Сентенций" Петра Ломбардского (ок.1100 - 1160), обобщающие результаты святоотеческого богословия под углом зрения католической доктрины [см. Введение]. "О таинстве Троицы" и "О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом"- догматическая тематика (о Боге-Троице, троичной терминологии, о творении мира невидимого и видимого и о человеческой душе как образе и подобии Божием, о грехопадении человека, свободе воли и благодати). "О воплощении Слова" - догматическо-этическая (христология, основные христианские добродетели и заповеди). "О таинствах" - догматическо-эсхатологическая.
Догматическая, этическая и апологетическая проблематика у Фомы Аквинского в "Сумме против язычников" (1259 - 1264). "Сумма теологии" (1265 - 1273): о Боге как таковом, о Св. Троице, о Божественном действии в мире (догматическая проблематика), об антропологии и этике (нравственно-богословская), о Воплощении, Искуплении, церковных таинствах (догматическая).
Основные предметы теологии в немецких университетах к началу XVII в.: богословие "схоластическое", полемическое, нравоучительное. Логическая обоснованность трехчастного куррикулума преподавания теологии - основные задачи богословия как апология и распространении христианской истины, ее раскрытие и "разработка" ее применения в жизни.
4.2. Новый период (с XVII в.): научно-критическая эксплицитная дисциплинарная идентификация предметностей богословского дискурса с целью создания системы богословских наук. Три основных стимула: 1) успехи в отделении метафизики от богословия и в структуризации предметов самой метафизики, в которую включается и "естественная" теология во второй схоластике (cр. грандиозные "Метафизические рассуждения" (1597) Ф. Суареса66) и в университетской немецкой философии XVII в.; 2) претензии религиозных рационалистов на построение теологии "в пределах одного только разума" (ср. "естественная религия")67, побуждавшие противопоставить им научно построенную теологию "основающуюся на Откровении"; 3) конкуренция протестантской и католической теологии. Наиболее убедительные способы деления предметов метафизики у немецких философов. Р.Гоклений (1613): рациональная натурфилософия, онтология, рациональная теология (theologia rationis); И. Микраэлий (1653): метафизика общая (онтология) и метафизика специальная (рациональная теология, пневматология и антропология) - схема, популярная и в XVIII в.; И.Б. дю Хальде (1678): онтология, этиология68, философская теология (theologia naturalis)69.
Начальная инициатива лютеранских богословов в структуризации "богословской теологии" как системы научно организованного знания. Георг Калликст (1586 - 1656), последователь Мелахтона [см. Введение], впервые четко отделивший "теологию" от "веры", и его "Конспекты нравственного богословия" (1634) - различение theologia dogmatica как исследование положений вероучения и theologia moralis как исследование христианской нравственности70 (христианская этика как объединяющий фактор, призванный сбалансировать конфессиональные конфронтации). Г. Альтинг, автор "Исторического богословия" (1635): постановка вопроса о целесообразности различения теологии догматической и исторической (богословское осмысление Св. Писания и истории Церкви). Л.Ф. Рейнхарт, автор "Свода христианского догматического богословия" (1659): выяснение предметности догматического богословия как важнейшей из богословских наук наряду с богословием "церковным" (дидактическое, "положительное"), истолковательным, историческим и апологетическим. Появление к этому же времени деления на "теоретическую теологию" и "практическую науку" в богословии. Иезуит Дионисий Петавий, автор "О богословских догматах" (1644 - 1650): систематизация догматов Церкви как предмет догматического богословия. Основной итог классификационной работы - отделение систематической теологии от исторической, а в рамках систематической различение догматического и нравственного богословия.
Устойчивость этих принципов деления до критики их "рационализма" Ф. Шлейермахером (1768 - 1834) с позиций христианской "философии жизни" [см.. Лекция 1.1], а также экклезионизма - рассмотрение теологического знания в перспективе задач и функций Церкви (не "преподавния христианской религии")71. Последователи Шлейермахера. А. Неандер (1789 - 1850), "отец новейшей церковной истории": задача богословского образования - образование христианской жизни (Lebensgestaltung) в человеке, поскольку он формируется в церкви, а не просто усвоение определенных истин (ср. Баумгартен-Крузий). Конкретный результат данной тенденции - введение в круг теологических дисциплин осмысление и организацию "правил церковных искусств" (praktische Theologie). Противоположная тенденция (не без влияния немецкой классической философии) - стремление ввести в теологию "христианскую философию", прежде всего христианскую философию истории и культуры (spekulative Theologie). Попытки синтеза обеих тенденций.
"Синтетическая" классификация теологических дисциплин у Л. Пельта (1848, 1862). Предмет теологии - научное самосознание Церкви как осознание ею своего самосозидания, отсюда "приоритет в последовательности" за исторической теологией. Историческая теология: 1) "Библейская теология Ветхого и Нового Завета" (каноника - изучение сложения корпуса библейских текстов, исагогика - введение в библейские книги, герменевтика - их филологическо-богословское истолкование), 2) "Историко-церковная теология" (история церкви; история догматов; история церковной нравственности, литературы и искусства; источниковедение, церковная география и хронология72); 3) "Церковная статистика" (изучение образовавшихся конфессий и деноминаций и их сложившихся символов веры, а также их географии). Переход от "церковной статистики" к систематической теологии. Систематическая теология: (1) "Теологическое учения об первопринципах или основах" образовавшихся форм христианства (учение о церковном предании; "систематическая символика"73; полемика - учение об этических и догматических искажениях в истории церкви); (2) "Тетическая теология" как наука о догматическом и этическом содержании этих принципов (догматика - изучение основной истины Царства Божия, этика - изучение осуществления ее в христианской жизни); (3) "Христианская философия" - система знаний о Боге и божественном в контексте целостного человеческого знания (спекулятивная теология, которая зарождается в мистике, эксплицируется в тео-софии, утверждается в "критике", оформляется в "умозрении", прежде всего в философии истории, представляя христианство как высшую религию, научную систему и завершение культуры). Переход от систематики к практической теологии: осуществление "спекулятивного" идеала в жизни церкви. Практическая теология: (1) "Принципы практической теологии" (от раскрытие того, как человек приходит к Богу через Самого Бога до обоснования церковной организации как условия этого процесса); (2) "Церковное право и церковное управление" (церковная "политика" и душепопечительство); (3) "Теории церковных искусств" (искусство богослужения - литургика, искусство проповеди - гомилетика, искусства педагогики, катехизации, миссионерской деятельности и христианского образования)74.
Некоторые методологические тенденции, характерные для немецкой систематизации богословских дисциплин в XIX в. Обобщение самой классификации богословских наук (в контексте определения задач теологии как таковой) в специальную пропедевтическую метадисциплину "теологическая энциклопедия" (см. Введение) - иногда со статусом третьей систематической дисциплины (наряду с догматикой и этикой)75; специальное место, уделяемое "спекулятивной теологии" (см. выше) и "теологии христианских памятников" (всестороннее изучение памятников христианской архитектуры и искусства и их богословское осмысление). Общая западная тенденция к рубежу XIX - XX вв.: потребность включать в систему богословских дисциплин также "естественную теологию" [Лекция 3.2] (сохранявшуюся и в составе философской метафизики - см. выше) в качестве апологетики, основного богословия, "фундаментального богословия". Дискуссии относительно целесообразности этого новшества и способов его инкорпорирования в систему богословских дисциплин.
4.3. Основные способы деления теоретических дисциплин в русском богословии, опиравшиеся на немецкий преимущественно опыт в преподавании введения в богословские науки76. "Учебный" принцип деления митр. Макария (Булгакова) и его последователей:
Дисциплины основные Дисциплины вспомогательные
1) предварительные:
герменевтика введение в книги Св. Писания
экзегетика библейская археология
патристика патрология
символика история символов веры
2) составные:
догматическое богословие история догматов, сравнительная догматика
нравственное богословие
литургика церковная археология, сравнительная литургика
каноническое право история права, сравнительное право
3) прикладные:
пастырское богословие
гомилетика история красноречия
аскетика история аскетизма77

С.С. Глаголев: принцип деления исходя из трех основных вопросов (и "запросов") богословия. Вопрос "Как следует верить?" - богословие теоретическое (догматическое и "основное" - почему надо верить? и как надо верить? включая "сравнительное" - сопоставление вероучительных и духовно-практических "разночтений" православия, католицизма и протестантизма); вопрос "Как верили и верят?" - богословие историческое (библейская и церковная история включая патристику); вопрос "Что нужно делать, чтобы жить по вере и приводить к ней других?" - богословие практическое (нравственное, литургическое, церковное право, пастырское, гомилетика, аскетика)

Интересна позиция и другого выдающегося учителя христианской церкви III в. - Оригена. Прежде всего, необходимо заметить, что если Тертуллиан в основном шёл по пути осмысления и объяснения уже имевшихся воззрений церкви, то Ориген часто позволял себе развивать концепции, которые не находили прямого подтверждения в Писании. Мысль Оригена устремлялась в бесконечные пространства непознанного, рисуя временами замысловатые, но исключительно внутренне логичные картины мироздания. Однако необходимо заметить, что в целом не следует преувеличивать умозрительность теологии Оригена. Его важной особенностью было прекрасное владение Писанием и постоянное апеллирование к нему. Временами Оригена отличает даже некоторый буквализм в понимании Библии, хотя это и плохо вяжется со стереотипом, что Ориген был больше философом, чем собственно богословом. Например, Ориген отрицательно относился к молитвам, обращённым к Иисусу Христу. «Если же мы разумеем, что такое молитва (προσευχη), то, конечно, никогда и никто не будет обращаться с молитвами ни к какому творению, даже и к самому Христу, но только к Богу, [Господу] вселенной и Отцу, к Которому… наш Спаситель как Сам молился, так и нас научил молиться». Из анализа аргументации этого вывода видно, что она носит именно строго библейский, но никак не отвлечённо философский характер [7] Конечно, можно заподозрить, что за этой аргументацией незримо присутствуют философские «неоплатонические», или же стоические убеждения, подспудно или даже прямо обуславливающие мнение Оригена, но это, впрочем, лишь предположение, не имеющее непосредственного подтверждения в данном источнике. Несомненно одно - мысль Оригена здесь строга, логична и чётко подтверждена многими местами Писания.

Но что полагал Ориген о рассматриваемом здесь вопросе? Прежде всего, необходимо отметить, что именно он ввёл ту грекоязычную терминологию, которую впоследствии использовали каппадокийские отцы:

ουσια

/ | \

υποστασις υποστασις υποστασις

Однако эти понятия у Оригена носят ярко выраженный синонимический характер, они взаимозаменяемы (это отличает Оригена от каппадокийцев). Впрочем, до Василия Великого, эти термины традиционно были почти что взаимозаменяемыми, в частности, Плотин, который широко пользовался ими, не проводил между ними чёткого разграничения, хотя и придавал каждому из них особое значение[8]. Несмотря на то, что у Оригена присутствуют элементы тринитарной системы, для его богословской картины также в некотором смысле характерен так называемый субординационизм. Сын и Св. Дух не являются тварными существами, они вместе с Отцом принадлежат к сфере божества и составляют поклоняемую Троицу, однако, Ориген утверждает, что Сын и Св. Дух отнюдь не равны Отцу. Сын и Дух лишь отражения, а Отец - выше и превосходнее их. Все свойства в Отце первоначальны и принадлежат Ему в цельном виде, во всей полноте их идеального содержания, Ему одному и не могут быть переданы другим. В Отце всё первоначально и непроизводно[9].

Таким образом, двигаясь всё ближе к первоисточникам раннего христианства, мы обнаруживаем, что учение о равенстве Отца, Сына и Духа отсутствовало в творениях таких крупных учителей как Тертуллиан и Ориген. Несмотря на то, что как у Тертуллиана, так и у Оригена Сын и Дух выводятся за рамки тварного, качественно отличаются от всего, что существует вне их, они не приобретают такого же величия и высшей степени божественности, какой обладает Отец. Составляя вместе божественную Троицу и обладая общей природой (substantia, φυσις) ипостаси Троицы не равны по полноте божества, которое в высшем и непостижимом виде содержится только в Отце.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критерии оценки состояния здоровья. | Использование справки Windows XP
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 590 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.