Концепция линейных социальных изменений представлена, прежде всего, идеей социального прогресса. Прогресс – процесс поступательного развития, движения вперед. В социологии значительные разработки по теории прогресса были сделаны представителями школы эволюционизма. Г. Спенсер, который трактовал эволюцию как основополагающий и единый принцип всей реальности – природы и общества, определил прогресс как последовательное усложнение структуры социальных систем с одновременным усилением дифференциации и специализации ее отдельных функциональных подсистем и элементов. Развитием этого направления стали работы Э. Дюркгейма (1858-1917) и его теория разделения труда, а также исследования представителей структурно-функционального направления в социологии (Т. Парсонс (1902-1979), Р. Мертон (1910-2003)). Они рассматривают социальную эволюцию как последовательную перемену типов социальной организации сообществ со все более дифференцирующимися социальными институтами и их функциями. Эволюционисты объясняли движущие силы социального прогресса главным образом потребностью сообществ в адаптации к природным условиям и к динамично меняющимся историческим обстоятельствам своего существования. Близкая к эволюционистам марксистская школа аргументировала неизбежность социального прогресса саморазвитием производительных сил и производственных отношений общества. С позиций функционалистов и современных социальных синергетиков источником прогресса является реализация свойственной всякой открытой динамичной системе (каковой является человеческое общество) тенденции к структурному и организационному саморазвитию и расширению функций.
Вместе с тем, очевидно, что сложные социальные системы не могут постоянно развиваться в одном направлении с постоянным совершенствованием и дифференциацией своих функций. В социальных науках менее исследована ситуация обратного движения, регресса. Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержание регресса составляют процессы деградации, понижения уровня организации системы, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Регресс включает также механизмы застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Регресс может иметь различные конкретные проявления. Регресс системы может наступить в результате общего постепенного регресса всех ее элементов, в результате быстрого регресса ряда ведущих элементов системы, в результате истощения основной группы элементов системы в пользу относительного прогресса другой группы элементов и т.п. Между прогрессом и регрессом существует сложная многосторонняя связь; с одной стороны, отдельные регрессивные изменения происходят в рамках общего прогрессивного развития системы; с другой стороны, при нарастании регрессивных изменений системы в целом отдельные ее составляющие сохраняют прогрессивное направление развития.
Возможность регресса заложена в самой противоречивой сущности социального развития. Поступательное развитие одних явлений и элементов часто сопровождается упадком и деградацией других. Деградация одного элемента системы не прерывает кумулятивного процесса развития в рамках более общей системы и зачастую является одной из его необходимых предпосылок.
Поступательное развитие социальных систем может смениться неподвижностью, застойными явлениями в отдельных элементах и подсистемах или во всей системе в целом. В этом случае говорят о стагнации (от лат. stagnation – неподвижность), когда социальная система по сути прекращает свое развитие. Чаще всего этот термин используется в экономике; где стагнация – это состояние экономической системы, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода. Стагнация сопровождается увеличением численности безработных, снижением уровня заработной платы и уровня жизни населения, а также выражается в нулевых или незначительных темпах роста, неизменной структуре экономики, ее невосприимчивости к инновациям, научно-техническому прогрессу. Состояние стагнации было характерно для экономики и социального развития США в 1930-х годах и для Советского Союза в конце 80-х годов ХХ века. Однако стагнационные процессы могут проявляться и в современных социальных системах. Так, например, стагнация возникает в результате господства монополистических объединений, устраняющих конкуренцию, классический двигатель развития экономики, что ведет к стагнации в области производства, хронической недозагрузке предприятий, массовой безработице и распространению стагнации на другие элементы социальной системы.
2. Концепции циклических социальных изменений
Концепции циклических социальных изменений имеют давнюю историю. В записях Геродота (V в. до н.э.) дана первая циклическая схема политических режимов: монархия – тирания – олигархия – демократия – охлократия [2, с.188]. Известное еще с античности представление о цикличности социальных процессов положено в основу концепций социального развития Дж. Вико, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
Примером циклической теории социального развития может служить концепция Питирима Сорокина, изложенная им в фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика». Тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры – искусство, образование, этику, законодательство, военное дело, П.Сорокин (1889-1968) предложил разделить ее на два противоположных, несовместимых типа – умозрительный и чувственный.
- Умозрительная культура характеризуется следующими признаками и убеждениями:
1) реальность по своей природе духовна;
2) потребности и цели людей в основном духовны;
3) обществом прилагаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов.
- Принципы и убеждения второго чувственного типа культуры прямо противоположны:
1) реальность по своей природе материальна;
2) потребности и цели людей чисто плотские и чувственные;
3) для удовлетворения этих целей используется внешнее окружение.
Промежуточная, идеалистическая культура по П. Сорокину представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и духовна.
По мнению Сорокина «Большинство социокультурных изменений имеют характер постоянно изменяющихся, периодически повторяющихся процессов». Диагноз, поставленный Сорокиным западной цивилизации, весьма неблагоприятен. С его точки зрения, чувственная фаза, в которой она пребывала в течение нескольких столетий, достигла крайней степени насыщения, что вызывает множество негативных, патологических явлений и приводит к общему культурному упадку. Однако в более отдаленной перспективе логика социального процесса, о которой говорил П. Сорокин, дает основания к оптимизму. Новая умозрительная фаза неизбежна.
Циклические теории социальной динамики могут питать в равной степени как крайний пессимизм, так и предельный оптимизм, поскольку, согласно логике цикла, рано или поздно неизбежно появятся высшая и низшая точки развития [2, с. 197-201].
Таким образом, социальный процесс может протекать циклически, последовательно проходя через такие состояния социальной системы, которые в точности совпадают с прежними. Или процесс может идти по спирали, когда последовательные состояния, хотя в основе своей схожи, но не идентичны. Продолжительность цикла может быть короткой или длинной. Циклы могут быть ритмичными и неритмичными. В первом случае интервалы между фазами цикла равны; во втором – неравны. Циклы могут различаться по количеству фаз: две (война и мир, бум и упадок), три (возникновение, зрелость, упадок), несколько или множество, например, в жизненном цикле (рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть).
Ю.М. Плотинский в своей работе «Модели социальных процессов» приводит список систем и подсистем, для которых разработаны модели жизненного цикла:
- социокулътурные системы — цивилизация, этнос, институт, общественное движение, организация, группа, семья, индивид;
- элементы и подсистемы социокультурных систем — хозяйственный уклад, технологический уклад, стиль в искусстве, мода, научная специальность, новые товары, инновации во всех сферах жизни общества, модели.