Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Концепция линейных социальных изменений




Концепция линейных социальных изменений представлена, прежде всего, идеей социального прогресса. Прогресс – процесс поступательного развития, движения вперед. В социологии значительные разработки по теории прогресса были сделаны представителями школы эволюционизма. Г. Спенсер, который трактовал эволюцию как основополагающий и единый принцип всей реальности – природы и общества, определил прогресс как последовательное усложнение структуры социальных систем с одновременным усилением дифференциации и специализации ее отдельных функциональных подсистем и элементов. Развитием этого направления стали работы Э. Дюркгейма (1858-1917) и его теория разделения труда, а также исследования представителей структурно-функционального направления в социологии (Т. Парсонс (1902-1979), Р. Мертон (1910-2003)). Они рассматривают социальную эволюцию как последовательную перемену типов социальной организации сообществ со все более дифференцирующимися социальными институтами и их функциями. Эволюционисты объясняли движущие силы социального прогресса главным образом потребностью сообществ в адаптации к природным условиям и к динамично меняющимся историческим обстоятельствам своего существования. Близкая к эволюционистам марксистская школа аргументировала неизбежность социального прогресса саморазвитием производительных сил и производственных отношений общества. С позиций функционалистов и современных социальных синергетиков источником прогресса является реализация свойственной всякой открытой динамичной системе (каковой является человеческое общество) тенденции к структурному и организационному саморазвитию и расширению функций.

Вместе с тем, очевидно, что сложные социальные системы не могут постоянно развиваться в одном направлении с постоянным совершенствованием и дифференциацией своих функций. В социальных науках менее исследована ситуация обратного движения, регресса. Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержание регресса составляют процессы деградации, понижения уровня организации системы, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Регресс включает также механизмы застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Регресс может иметь различные конкретные проявления. Регресс системы может наступить в результате общего постепенного регресса всех ее элементов, в результате быстрого регресса ряда ведущих элементов системы, в результате истощения основной группы элементов системы в пользу относительного прогресса другой группы элементов и т.п. Между прогрессом и регрессом существует сложная многосторонняя связь; с одной стороны, отдельные регрессивные изменения происходят в рамках общего прогрессивного развития системы; с другой стороны, при нарастании регрессивных изменений системы в целом отдельные ее составляющие сохраняют прогрессивное направление развития.

Возможность регресса заложена в самой противоречивой сущности социального развития. Поступательное развитие одних явлений и элементов часто сопровождается упадком и деградацией других. Деградация одного элемента системы не прерывает кумулятивного процесса развития в рамках более общей системы и зачастую является одной из его необходимых предпосылок.

Поступательное развитие социальных систем может смениться неподвижностью, застойными явлениями в отдельных элементах и подсистемах или во всей системе в целом. В этом случае говорят о стагнации (от лат. stagnation – неподвижность), когда социальная система по сути прекращает свое развитие. Чаще всего этот термин используется в экономике; где стагнация – это состояние экономической системы, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода. Стагнация сопровождается увеличением численности безработных, снижением уровня заработной платы и уровня жизни населения, а также выражается в нулевых или незначительных темпах роста, неизменной структуре экономики, ее невосприимчивости к инновациям, научно-техническому прогрессу. Состояние стагнации было характерно для экономики и социального развития США в 1930-х годах и для Советского Союза в конце 80-х годов ХХ века. Однако стагнационные процессы могут проявляться и в современных социальных системах. Так, например, стагнация возникает в результате господства монополистических объединений, устраняющих конкуренцию, классический двигатель развития экономики, что ведет к стагнации в области производства, хронической недозагрузке предприятий, массовой безработице и распространению стагнации на другие элементы социальной системы.

2. Концепции циклических социальных изменений

Концепции циклических социальных изменений имеют давнюю историю. В записях Геродота (V в. до н.э.) дана первая циклическая схема политических режимов: монархия – тирания – олигархия – демократия – охлократия [2, с.188]. Известное еще с античности представление о цикличности социальных процессов положено в основу концепций социального развития Дж. Вико, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

Примером циклической теории социального развития может служить концепция Питирима Сорокина, изложенная им в фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика». Тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры – искусство, образование, этику, законодательство, военное дело, П.Сорокин (1889-1968) предложил разделить ее на два противоположных, несовместимых типа – умозрительный и чувственный.

- Умозрительная культура характеризуется следующими признаками и убеждениями:

1) реальность по своей природе духовна;

2) потребности и цели людей в основном духовны;

3) обществом прилагаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов.

- Принципы и убеждения второго чувственного типа культуры прямо противоположны:

1) реальность по своей природе материальна;

2) потребности и цели людей чисто плотские и чувственные;

3) для удовлетворения этих целей используется внешнее окружение.

Промежуточная, идеалистическая культура по П. Сорокину представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и духовна.

По мнению Сорокина «Большинство социокультурных изменений имеют характер постоянно изменяющихся, периодически повторяющихся процессов». Диагноз, поставленный Сорокиным западной цивилизации, весьма неблагоприятен. С его точки зрения, чувственная фаза, в которой она пребывала в течение нескольких столетий, достигла крайней степени насыщения, что вызывает множество негативных, патологических явлений и приводит к общему культурному упадку. Однако в более отдаленной перспективе логика социального процесса, о которой говорил П. Сорокин, дает основания к оптимизму. Новая умозрительная фаза неизбежна.

Циклические теории социальной динамики могут питать в равной степени как крайний пессимизм, так и предельный оптимизм, поскольку, согласно логике цикла, рано или поздно неизбежно появятся высшая и низшая точки развития [2, с. 197-201].

Таким образом, социальный процесс может протекать циклически, последовательно проходя через такие состояния социальной системы, которые в точности совпадают с прежними. Или процесс может идти по спирали, когда последовательные состояния, хотя в основе своей схожи, но не идентичны. Продолжительность цикла может быть короткой или длинной. Циклы могут быть ритмичными и неритмичными. В первом случае интервалы между фазами цикла равны; во втором – неравны. Циклы могут различаться по количеству фаз: две (война и мир, бум и упадок), три (возникновение, зрелость, упадок), несколько или множество, например, в жизненном цикле (рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть).

Ю.М. Плотинский в своей работе «Модели социальных процессов» приводит список систем и подсистем, для которых разработаны модели жизненного цикла:

- социокулътурные системы — цивилизация, этнос, институт, общественное движение, организация, группа, семья, индивид;

- элементы и подсистемы социокультурных систем — хозяйственный уклад, технологический уклад, стиль в искусстве, мода, научная специальность, новые товары, инновации во всех сферах жизни общества, модели.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 781 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2781 - | 2343 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.