Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Организация социальной власти и правила поведения в первобытном обществе




Глава 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Понятие юридической науки

Любая наука представляет собой определенную сферу человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о реальной действительности. Все науки условно разграничиваются на естественные (биология и т.п.), технические (механика и т.п.) и общественные или гуманитарные науки (политология, юриспруденция и т.п.).

Юридической науке присущи следующие основные черты.

1. Она представляет собой самостоятельную отрасль обществознания, специальную гуманитарную науку, которая зародилась в древнем мире и превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий существенное влияние на различные сферы общественной жизни. Платон писал, что «из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах»

2. Ее объектом служит государственно-правовая действительность, а именно: государство, право, правосознание, юридическая практика и другие явления правовой системы общества, взятые в развитии и взаимодействии.

3. В литературе юридическая наука нередко рассматривается в качестве одной из форм общественного сознания. Это верно, но лишь отчасти. Как и любая человеческая деятельность (хотя и довольно специфическая), юридическая наука - это единство материального и духовного, объективного и субъективного, общего и индивидуального.

4. Указанное нельзя забывать при характеристике юридической науки как особой формы духовного производства, которое направлено на теоретическое освоение мира, приращение новых юридических знаний. Важнейшая цель юридической науки - это дать максимально объективное знание о правовой действительности и способах (средствах, методах, формах и пр.) ее практического преобразования. «Науку часто смешивают со знанием, - писал В.О. Ключевский, - это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и умение пользоваться знанием»

5. Как специальная разновидность человеческой деятельности, юридическая наука представляет собой органическое единство процесса деятельности по получению знания и результата этой деятельности - системы уже приобретенных на данный момент юридических знаний. В этом (результативном) аспекте юридическую науку можно рассматривать как особую разновидность социально-правовой памяти, теоретически аккумулирующей правовой опыт прошлого и настоящего.

6. Юридическую науку составляет не простая совокупность, сумма, а органически единая, цельная система знаний.

7. Научные юридические знания отличаются, как правило, достоверностью и аргументированностью.

8. Юридическая наука составляет неотъемлемую часть правовой системы и правовой культуры общества, способствуя сохранению и передаче накопленных правовых достижений и ценностей, обеспечивая прогресс в различных областях общественной жизни и становлении личности.

9. Основными целями (задачами) юридической науки являются познание, описание, объяснение и предсказание развития юридических процессов и явлений, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов и закономерностей.

Юридическая наука, как и любая другая наука, находится «в движении», развитии. Происходит постоянное изменение ее структуры, форм организации и функционирования, принципов и методов познания, понятий, категорий, теоретических схем и конструкций, гипотез и учений.

Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Организация социальной власти и правила поведения в первобытном обществе

Причины и условия происхождения государства и права

Основные теории происхождения государства и права

Организация социальной власти и правила поведения в первобытном обществе

В науке большинство ученых придерживаются мнения, что в первобытном обществе не было ни государства, ни права. Однако были власть, принуждение и определенные нормы, регулирующие поведение людей.

Основу социальной организации данного общества составлял род, поскольку объединение людей осуществлялось на действительном или предполагаемом кровном родстве.

К основным чертам родовой организации общества относятся следующие.

1. Это был личный, а не территориальный союз людей. Нередко отдельные рода объединялись в племена и союзы племен, что в принципе не изменяло характер общественной власти и основные ее институты. Власть принадлежала и исходила от всей родовой общины.

2. Высшим органом власти было родовое собрание, которое занималось хозяйственными и военными делами, разрешало споры, воспитывало и наказывало соплеменников.

3. Определенными властными полномочиями обладали вожди и старейшины, которые избирались на родовом собрании из наиболее авторитетных и опытных членов рода (племени). Они осуществляли оперативное руководство повседневными делами. Из наиболее искусных и опытных в военном деле людей избирались военноначальники, которые также выполняли соответствующие властные функции.

4. Социальную и экономическую основы власти в первобытном обществе составляли совместная (родовая, племенная и т.п.) собственность на средства производства, равное участие всех членов рода в производительном труде и распределении продуктов труда. Разделение людей, их трудовых и иных функций существовало по естественным (половому, возрастному и т.п.) принципам. Старейшины и военачальники, кроме своих «специфических» функций наравне с другими родичами занимались хозяйственными и иными делами.

5. Власть в первобытном обществе опиралась на авторитет, уважение и традиции. В необходимых случаях она обеспечивалась и мерами принуждения. Провинившегося родича, например, могли лишить пищи или даже жизни, изгнать из рода и т.д. Однако принуждение выражало волю большинства или, как правило, всех членов рода (племени).

6. Специального аппарата, органов управления и принуждения, выполняющих соответствующие властные функции, в родо-племенной организации общества еще не было. Для данной эпохи характерно общественное самоуправление и непосредственные формы демократии (общественный характер власти, выборность и сменяемость старейшин и военачальников и т.п.).

7. Хозяйственные, семейные, военные и иные отношения в родовом обществе регулировались первобытными обычаями и табу, которые а) складывались постепенно и в течении длительного времени, б)являлись привычными для людей, в) существовали в их сознании, г) выражали волю и интересы всего рода (племени), д) в необходимых случаях обеспечивались мерами принуждения, которые исходили от большинства или всех членов рода (племени).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 471 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2285 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.