Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идея невежества как причины религии.




ЛЕКЦИЯ №1.

Предмет «философии религии»

План.

1. Понятие "философия религии" как составной части историко-философского процесса.

2. Религия как социально-историческое явление. Социальные, исторические, гносеологические и психологические основы процесса развития религии.

3. Структура религиозной системы и ее элементы. Понятия "религиозная вера" и "религиозное чувство".

4. Функции религии.

5. Религиозная культура и мораль. Место религии в развитии духовной культуры общества.

 

Вопрос 1. Понятие «философии религии».

Философия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотрения религию, а ее осмысление - составная часть историко-философского процесса. Философия религии как специальная область философствования складывается в 18 - 19 вв., благодаря трудам английского.философа Д. Юма. (Гольбах, Кант, Фихте, Соловьев).

Зарождение и развитие происходит в рамках западного просвещения (содержание обусловлено рационализмом и свободомыслием, а последующем переходит к иррационализму).

Содержание философии религии:

- философские понятия;

- установление логики религиозных систем и учений;

- философские концепции многообразны, где интерпретация религии осуществляется на основе какого-то субординирующего принципа: натурализма, прагматизма, материализма, неотомизма, персонализма, экзистенциализма и т.д.

Философия религии - мышление, в котором религия выступает как источник и база построения мышление, где объект - религия.

Задача философии религии - объяснить выполнение религией своей роли духовной формы жизни в данной культуре (например: вопросы этики веры).

Проблемы, которые изучает философия религии:

ü изучение сущности религии;

ü разработка философского понятия «религия» и раскрытие возможных принципов подхода к ее определению;

ü анализ особенностей религиозного мировоззрения, онтологии, гносеологии, мышления и языка;

ü раскрытие содержания теистических учений о Боге, обоснований его бытия;

ü выявление специфики и содержания религиозной философии.

Предмет философии религии – это отражение и философский анализ религиозного феномена как духовно-практического явления, с рассмотрением таких мировоззренческих проблем человечества: онтологических, антропологических, аксиологических и гносеологических проблем мировоззрения.

Специфика предмета философии религии состоит в том, что берутся за основу изучения нереальные, объективные структуры и закономерности мира, окружающего мира человека (как в естественно-научных дисциплинах), а такие гносеологические аспекты, как «религиозная вера», «сверхъестественное», «чудо», «Бог» и т.п. Это свидетельствует о том, что предмет философии религии имеет методологическое значение в познавательном процессе человека для сопоставления религиозных и других систем знаний, в ходе обеспечения и эффективного функционирования как практического, так и духовного потенциала человечества.

Религиозная вера – совокупность религиозных представлений и образов в сознания верующих, их уверенность в реальном существовании сверхъестественного (Бог, потусторонний мир и т.п.).

Сверхъестественное – это сверхчувственная реальность, необъяснимая разумом, иррациональное, неподдающееся научному объяснению область непознанного, имеющая таинственный и символический смысл (потусторонний мир, бессмертие души, чудесное исцеление, воскресение из мертвых); наделение свойством реальности существ, которые являются продуктом воображения, фантазии, веры человека (в язычестве – лешие, русалки, черти; в христианстве – Бог как абсолютное совершенство, высший разум, всемогущий, всевидящий, всезнающий).

Религиозное чувство – это чувство верующих, в основе которого лежит представление о всемогущем милосердном Боге, помогающим людям в их добрых делах и наказывающем за грехи. Это чувство благоговения, одновременно страха и священного трепета. Появлению и закреплению религиозного чувства способствует величественная архитектура храмов, художественно выполненные иконы, картины на библейские сюжеты, церковные пения и музыка, театрализованные представления, демонстрация чудесных явлений, святых мощей.

Существует ряд идей, в которых философы рассматривают причины возникновения религии.

1. Натуралистическая идея ( Эпикур, Лукреций, Демокрит, Боккаччо ). Религия - порождение грозных сил природы, в виде:

- обоготворения явлений природы

- почитание сил природы

- олицетворение отдельных явлений (демонизм)

- сил, их производящих (политеизм)

- аллегории звездного неба

Лукреций: «Религия - чрезвычайно вредное, пагубное для человека явление».

Лукиан: «Боги - те же люди, вознесенные человеческой фантазией на Олимп», (обличает ничтожество этих существ, как жалких людей и даже животных: ложь и хвастовство)

Идея невежества как причины религии.

П. Гольбах: «Сверхъестественное - это причины явлений, которые не понимает человек».

3. Психологическая идея страха: Петроний, Спиноза, Ванини, Гольбах, Гоббс. Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

Причины страха:

- разъяренные стихии природы

- общественные явления (Спиноза) - неумение составить план, игра фортуны, боязнь неблагоприятных событий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 473 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.