Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Учение Фомы Аквинского о праве и государстве




Фома Аквинский (1225/1226-1274) – итальянский ка­толический философ, доминиканский монах.

Основные работы: «Сумма теологии» (1265-1274), «О правлении государей» (1266).

 

«Сумма» (лат. summa – итог) – созданный схоластикой жанр философской литературы, огромный по объему и стро­гий по композиции обзорно-итоговый труд.

 

Словарь научных трудов Фомы Аквинского содержит 13 000 000 терминов (весь русский язык, по данным Ин­ститута русского языка, насчитывает 440 000 слов).

Логическое основание политико-правового учения. На Фому Аквинского оказал большое влияние Аристотель. Фома Аквинский предложил синтез католической веры и философии Аристотеля. По остроумному замечанию одно­го из исследователей, Фома Аквинский обратил Аристоте­ля в христианство и крестил его.

Содержание правового учения. Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал следующие характеристики за­кона:

• «закон есть не что иное, как некое установление разу­ма в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе»;

• «закон относится к тому, что составляет основу чело­веческих поступков, поскольку для них он является прави­лом и мерилом»;

• «любой закон направлен к общему благу»;

• «закон вызывает движение к цели».

Классификация законов. Существуют четыре вида зако­нов, три из которых представляют собой иерархию (табл. 3).

1. Вечный закон (lex aeterna) – естественный божествен­ный закон, рациональный проект Бога, который знаком только самому Богу и блаженным святым: «замысел управ­ления вещами, существующий у Бога как государя вселен­ной, имеет значение закона». Вечный закон нигде не запи­сан, а обнародован Богом в устной форме божественного слова и адресован твари внимающей.

2. Естественный закон (lex naturalis) – отражение Бо­жьего закона человеческим разумом, это «печать боже­ственного света на нас». Человек как разумное создание частично может постигать lex aeterna. Это «свет естествен­ного разума, с помощью которого мы различаем, что хоро­шо, а что плохо». Естественный закон представляет собой некие моральные предписания, провозглашенные разумом в результате размышления о природе человека, живущего в обществе. Этот закон предписывает все то, что соответ­ствует существованию человеческого рода: союз мужчины и женщины, воспитание детей и др.

Как обнародуется естественный закон? Он «обнародо­ван уже тем, что Бог вложил его в умы людей так, чтобы те познали его естественным путем».

3. Человеческий позитивный закон (lex humana) – фео­дальное право того времени. Этот закон представляет со­бой «частные распоряжения, выработанные человеческим разумом»: исходит из факта несовершенства людей, поэто­му является самым несовершенным в иерархии законов; служит человеку в достижении его земных целей; нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; призван четко определить естественный закон (как должны заключаться браки, каковы санкции за совер­шенное правонарушение).

Проблема непогрешимости человеческих позитивных за­конов. Фома Аквинский полагал, что «человеческие законы не могут обладать той непогрешимостью, которая отличает выводы наук, подкрепленные доказательствами».

Соотношение человеческого позитивного закона и есте­ственного закона. Человеческий позитивный закон должен соответствовать lex naturalis: «каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы». Иначе это не закон, а «порча закона», и та­кому закону можно не подчиняться. Принудительное осуще­ствление такого закона – признак тирании. Однако Фома де­лает оговорку: такой закон может считаться обязательным, если необходимо пресечь беспорядок.

4. Позитивный божественный закон (lex divina) – со­держится в Библии. Он адресован «твари читающей» и только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверхприродному, что является актуальным для верующего христианина.

Таблица 3.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 593 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2359 - | 2118 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.