Азербайджанской Республики
Азербайджанский Государственный
Аграрный Университет
Кафедра: Истории Азербайджана, философии и права.
Лекционные материалы по истории Азербайджана
Преподаватель: Алиева Фазиля Байрамовна
Гянджа - 2015
Тема 1.
Вопросы источниковедения.
Первобытнообщинный строй в Азербайджане.
План:
1. Источники до письменности. Клинопись и античная литература.
2. Древние стоянки людей в Азербайджане.
3. Первобытнообщинный строй в Азербайджане.
Литература:
1. История Азербайджана (с древнейших времён до начало ХХ века) под редакцией Играра Алиева. Баку «Элм», 1995 г.
2. К.Г.Алиев. Античные источники по истории Азербайджана. Баку, «Элм», 1987 г.
История (от греч. «historia» – рассказ о прошедшем, об узнанном) - это наука, изучающая прошлое человечества: как жили народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас.
Исторические источники, позволяющие изучать жизнь человека с древнейших времён, делятся на две группы:
1.Вещественные или материальные источники. Сюда относятся стоянки первобытных людей, захоронения и могильники, а также обнаруженные в результате археологических раскопок орудия труда, предметы быта, украшения и т.п.
2.Письменные источники. К ним относятся иероглифы, клинописные таблички и другие письменные памятники. Наиболее древние письмена относятся ко второй половине IV тысячелетия до н.э.
Количество письменных источников ограничено, количество вещественных -
почти безгранично. Земля хранит в себе почти неисчерпаемый «архив» вещественных памятников.
В клинописях и летописях правителей государств Двуречья (Шумера, Аккада, Древний Ваваилон), Ассирии, Урарту отражены племена и древние государственные образования на территории Азербайджана, их политические и экономические отношения, завоевательные походы друг против друга. После похода А.Македонского на Восток, информация о Древнем Азербайджане отразилась в трудах историков и географов Древней Греции и Древнего Рима. В частности: Геродот, Страбон, Плиний Младший, Тицит, Солин.
В период средневековья информация об Азербайджане увеличивалась благодаря: византийским (Менандр, Агафий, Прокопий), албанским (Моисей Каланкантуйский «История Агван»), арабским (Табари, Хамави, Масуди) историкам – названия городов и государств, политические события, территория, народ, язык.
Сохранились эпиграфические надписи на скалах – на албанском, пехлевейском (древнеиранский), греческом и римском языках. В последний период средних веков увеличивались письменные источники об Азербайджане, а трудах Газвини, Нахчывани, Битлиси, Челеби.Об Азербайджане в трудах истории Азербайджана нового времени особенно ценны в трудах азербайджанских историков – Мирза Адыгезал Карабаги и Мирзы Юсифа Карабаги (о Карабахском ханстве), Аббасгулу ага Бакиханова («Гюлюстани Ирем»-«Райский цветник»-история Дагестана и Северного Азербайджана с древнейших времён до начала XIX в.).
В начале 50-х гг.началось серьёзное изучение каменного века на территории республики. Обследование пещер в окрестностях Авейдага, в гроте Дамджылы в Казахском р-не выявили первые достоверные палеолитические материалы – каменные изделия, относящиеся к эпохе мустье и позднему палеолиту. Палеолитические материалы были обнаружены в пещерах Дашсалахлы и Таглар.
В 1960 г. началось исследование Азыхской пещеры. Открытие Азыхской пещеры – несомненно, событие эпохальное. Благодаря Азыхской пещере, выявленной куручайской культуре, целого ряда стоянок древнекаменного века, открытых в последнее время, историю нашу мы можем начинать с эпохи самой древности - более чем миллион лет назад.
Азыхская пещера расположена в юго-западной части Азербайджана, близ иранской границы, около города Физули, в Куручайской долине, на юго-восточном склоне Малого Кавказа. То есть, именно в том регионе, который в 1993 году был оккупирован армянами и удерживается до сих пор под оккупацией с помощью войск.Азыхская пещера находится на высоте 900 м над уровнем моря, относится к пещерам коридорного типа, общей протяжённостью 230 м, площадью около 1250 кв.м. Пещера состоит из шести соединенных между собой камер.
В 1968 г. группа учёных под руководством Мамедали Гусейнова (1922-1994) обнаружила в пещере часть кости нижней челюсти древнего человека, жившего на территории Азербайджана. Учёные определили, что челюсть принадлежала женщине 18-22 лет, которая жила приблизительно 350-400 тысяч лет назад. В челюсти сохранился один зуб, который имел в отличие от зубов современных людей 4 корня. Учёные назвали этого человека «азыхским человеком». По утверждению французского палеонтолога Люмлейна, челюстная кость Азыха — четвертый самый древний человеческий остаток, когда-либо найденный в истории. Первый был обнаружен Луисом Ликеем, его женой Мэри и сыном Ричардом в ущелье Олдувай, Танзания. Второй, в Кении; а третий — во Франции. «Азыхантроп» также является самым древним человеческим остатком, когда-либо идентифицированным на территории бывшего Советского Союза. Поэтому Азербайджан занесён на карту «Древнейшие жители Европы».
Археологам Азербайджана удалось обнаружить некоторые памятники мезолита и неолита в Казахском районе и зоне Гобустана, а также около Гянджи (только неолит).
Без Гобустана вообще нельзя представить себе нашу историю. Гобустан – настоящий музей под открытым небом, волшебный и таинственный край.
Это удивительно своеобразная картинная галерея.
Огромно значения письменных источников по истории Азербайджна. Этот вид источников можно разбить на две группы:
1)документальные, к каковым относятся шумеро - аккадские, ассирийские, урартские, древнеперсидские и иные клинописные тексты, а в более поздние времена – различного рода документы, надписи и т.д. на персидском, турецком, русском и др.языках.
2)повествовательные, к каковым относятся сочинения древнегреческих, латинских историков, а для эпохи средневековья и нового времени – персидских, турецких, немецких, французских, английских и др. авторов.
Некоторые данные о Южном Азербайджане можно извлечь и из Библии. Важным источником является Авеста.
Одним из самых бесценных памятников в деле изучения нашей прошлой истории также является дастан «Китаби Деде Горгуд». Из этого дастана следует, что огузские тюрки жили на обширных пространствах, начиная от Железных ворот – Дербента и по всему Южному Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку.
Огузы являются предками ныне живущих во многих краях тюркских народов, в том число азербайджанцев.
Подлинные события из жизни Огузов, передаваясь из уст в уста, обогатились и превратились в эпос. Этот дастан описывает один из древних периодов истории нашего народа.
Дастан «Китаба Деде Горгуд» повествует о героической борьбе нашего народа против чужеземцев. В нём ярко отражена борьба нашего народа против армянских и грузинских феодалов и их покровителей. Армянские и грузинские феодалы и их покровители названы в дастане «неверными в чёрных одеяниях».
Дастан «Китаби Деде Горгуд» доказывает, что уже тогда они хотели, что бы тюрки, уничтожая друг друга, ослабили себя.
Повествуя о разных происшествиях, Деде Горгуд преследовал цель, чтобы слушавшие его тюрки, поверив хитростям «неверных», не сделались друг другу врагами и призвать их не поддаваться на хитрости врагов.
Из дастана следует, что у оседлых огузов были развиты земледелие, скотоводство, ткачество и другие отрасли.
Основным занятием огузов являлось хлебопашество. У огузов имелись водяные мельницы.
У огузов были развиты также садоводство, виноградарство, виноделие. У них имелись стада верблюдов, «табуны великолепных коней». Во время меджлисов «в тысяча мест расстилали шелковые ковры».
Азербайджанские купцы торговали с отдалёнными странами. В торговле они использовали золотые монеты – алтун ахча.
Когда огузы попадали в трудное положение, они обращались к Танры, связывая свои надежды с Аллахом – «создателем мира из ничего». В тяжёлые минуты они «выносили священную книгу» - Коран, клали на него руку и клялись. Это показывает, что огузы уже приняли ислам, который сплотил азербайджанские племена.
Основным источником об Албании является произведение «История Албании» Моисея Каланкатуйского – албанского историка. Он утверждает, что «всё правобережье Куры от излучины Аракса до нынешней Акстафы принадлежало албанам. Албании принадлежали и южные области Дагестана».
Он писал: «Албанская страна, расположенная среди высоких Кавказских гор, в изобилии располагает многими природными богатствами. Величественная река Кура, медленно протекающая по территории этой страны, несёт с собой крупные и мелкие рыбы и, наконец, впадает в Каспийское море. На расположенных вдоль неё равнинах с обильным зерном и виноградом, нефтью и солью, шёлком и хлопком имеются также бесчисленные маслинные деревья. В горах добывается золото, серебро, медь и охра. Из диких зверей здесь можно встретить льва, пантеру и онагра (дикого осла), из многочисленных видов птиц – орла, сокола и др. Столицей её является Партав (Барда)».
В 623 г.византийский император, завладев некоторыми областями Азербайджана вступил в Албанию, где он намеревался зимовать. Вот что писал по этому поводу М.Каланкатуйский: «Когда греческая армия прибыла в несметном количестве, она расположилась лагерем близ быстрого потока, на окраине села Каланкайтук. Она попрала и опустошила прекрасные виноградники и поля, через которые проходила. Выступив оттуда, они расположились лагерем у потока Трту (Тертер), близ деревни Дивтакан».
Ранний период развития человеческого общества называется первобытным обществом. Первобытное общество, по сравнению с другими периодами, существовало наиболее продолжительное время. Первобытнообщинный строй археологической наукой условно делится на три периода: каменный век, период бронзы и период железа.
Азербайджан является одним из древнейших очагов культуры (наличие источников питьевой воды, богатство растительного и животного мира, наличие естественных пещер) позволили первобытным людям поселиться здесь с древнейших времён.
Больше всего останков самого древнего человека найдено в 1931 г. в Восточной Африке (Кения, Танзания). На основе этих находок учёные определили, что первые люди проживали 2-3 млн. лет назад.
В Азербайджане первые человеческие стада появились 1,5 млн. лет назад. Стоянки древних людей в Азербайджане были обнаружены в Карабахе, Газахе, Нахчыване, Кяльбаджаре, Лерике, Ярдымлы.
Древний этап каменного века называется периодом палеолита. Палеолит, являющийся первой ступенью первобытного общества, делится на 3 стадии: нижний палеолит, средний палеолит, верхний палеолит.
Нижний палеолит охватывает со времени появления человека на Земле до 100 тыс. лет тому назад. Образ жизни человека этого периода изучен на основе материалов, выявленных в Карабахе в Азыхской пещере.
В пещере пластах самого древнего периода были найдены грубые каменные орудия труда первобытных людей. Эти орудия были изготовлены из обычного булыжника. Первобытные люди этими орудиями пользовались при разделке туши животных, убитых ими во время охоты.
Позже были изготовлены разнообразные тесаки, ножи, скрёбла и другие орудия. Такие орудия были выявлены в нижних пластах Азыхской пещеры. В пещере также были найдены и кости различных давно вымерших диких животных.
Первобытные люди в основном охотились на мелких животных и детёнышей крупных животных. Люди занимались также сбором злаков диких растений и ягод. Люди присваивали готовые продукты природы. Такое хозяйство (охота и собирательство) называлось присваивающим хозяйством.
Первобытные люди жили в виде небольших групп, отрядов. Такие небольшие коллективы называются первобытными человеческими стадами или ранними общинами. Ранние общины образовались не сознательно, а вынуждено, из-за беспомощности человека перед силами природы. Такие коллективы были непостоянными. Они часто распадались, а потом вновь образовывались. Древнейшие общины образовались на ранней стадии развития первобытнообщинного строя и продолжали существовать до появления племенной общины.
Употребление огня в быту древних людей стало значительным событием в их жизни. Вначале они употребляли огонь, появившийся в результате удара молнии, самовоспламенения органических веществ и извержений вулканов. Позже люди научились получать огонь путём трения сухих кусков дерева, а также кремневых камней. В Азыхской пещере обнаружены следы очага, возраст которого 700 тыс. лет. У очага древние люди согревались, защищались от хищных зверей, на нём готовили пищу. Древний человек постепенно освоил и навыки строительства. Люди постепенно осознали окружающую среду, возникли религиозные представления, появились зачатки первобытного искусства. На некоторых черепах медведей, найденных в Азыхской пещере, начертаны определённые знаки. Это связанно с возникновением простых религиозных обрядов, тотемических представлений (верование в животных).
В конце периода нижнего палеолита появились новые виды орудий труда. Орудия в основном изготовлялись из кремня, базальтового камня и обсидиана. Изготовляли зубчатые остроконечники, скребки, резцы и другие орудия.
Средний палеолит начался приблизительно 100 тыс. лет назад и продолжался до 40 тысячелетия до н.э. Этот период назван также периодом культуры Мустье (Мустье – название местности во Франции), где впервые были выявлены орудия труда характерные для данного периода.
В пещерах Таглар в Карабахе, Газма в Нахчыване, Дамджылы в Газахе наши археологи выявили много образцов материальной культуры периода среднего палеолита.
Тагларская пещера - пещера, где обитал человек каменного века (эпохи Мустье). Расположена в Нагорном Карабахе на юге села Мецтаглар, на левом берегу реки Куручай.
Палеолитическая пещерная стоянка Газма, расположенная неподалеку от селения Тананам Шарурского района, открытая в 1983 году известным азербайджанским ученым Мамедали Гусейновым, к сегодняшнему дню уже достаточно хорошо изучена. Особый интерес здесь представляют IV—VI слои, содержащие каменные артефакты периода мустье, следы охотничьей и хозяйственной деятельности человека того времени. Представленные здесь предметы материальной культуры, такие как кремниевые орудия труда и охоты, свидетельствуют о высоком уровне развития человека на той стадии.
Самыми результативными оказались раскопки на стоянке Дамджыллы, где были обнаружены образцы материальных культур периода мезолита, мустье и неолита.
С 1963 года в пещере велись археологические раскопки и были обнаружены более 7 тыс. каменных орудий и более 2 тыс. костей животных. После первого слоя были обнаружены глиняная посуда средних веков, бронзового века и энеолита. В пределах же 2-6 слоёв обнаружены образцы Мустьерской культуры. В инвентаре пещеры обнаружены многочисленные заготовки для изготовления орудий, красного, черного, коричневого, серого, белого цветов и различных оттенков. Раскапывалась пещера М. М. Гусейновым[1].
В эпоху среднего палеолита появился новый тип человека. Человек этого периода называется неандертальским человеком (Неандерталь название местности в Германии. Впервые здесь обнаружен череп человека этого периода).
Возникла вера в загробную жизнь. Расширились вера в магию, в животных, формы религиозных представлений, связанных с силами природы.
Начиная со времён среднего палеолита родовая община уступила место племенной общине.
Верхний палеолит начался приблизительно 40 тыс. лет назад и продолжался до 12 тысячелетия до н.э. В этот период климат стал умеренным, значительные изменения произошли в растительном и животном мире, а также в общественной жизни древних людей.
В период верхнего палеолита первобытные люди жили в пещерах, защищались от опасностей природных явлений и нападений хищников. Материальные свидетельства этого периода больше всего выявлены в палеолитических стоянках в Карабахской и Газахской зонах.
В период верхнего палеолита вымер ряд видов животных, например, гигантский олень, пещерный медведь и др. Люди больше всего охотились на Кавказского оленя, газеля, косулю, горного козла (тура) и др. животных. Среди орудий труда, использованных древними людьми, особенно часто встречаются скрёбла, проколки, орудия с зазубринами и орудия треугольной формы.
В эпоху верхнего палеолита на территории Азербайджана завершилось формирование человека современного типа, т. е. «человека разумного» (Homo Sapiens). Человек достиг высокого уровня физического и умственного развития. Развивались мышление и речь. На этой стадии развития первобытного общества вначале люди объяснялись между собой простыми жестами (кинетическим языком – движением рук, губ и т.д.). Однако таким способом они не могли общаться на дальнем расстоянии и в темноте. Активизация трудовой деятельности, развитие мышления способствовали возникновению звуковой речи.
Звуковая речь первоначально состояла из отдельных слов, простых речевых оборотов, связанных с хозяйственной жизнью.
Постепенно возникла звуковая речь, выражающая более сложное мышление – средство разговорного общения.
Родовую общину сменила племенная община. Её основу составляла кровнородственная общность людей. Такая общность людей называлась родоплеменным строем. В период существования родового племенного строя люди объединялись на основе родства по материнской линии. В жизни племени женщины играли важную роль.
Они занимались воспитанием детей, сбором плодов и растений, поддерживали огонь, готовили пищу. Поэтому этот период в истории назвали матриархатом.
Начиная с 12-тысячелетия до н.э. в развитии племенной общины на территории Азербайджана наступает новый период. Этот период, названный мезолитом или периодом среднего каменного века, продолжался до VIII тыс.до н. э. В этот период климат был более благоприятен для жизни. Люди, объединившиеся в племена, в основном занимались охотой, собирательством и рыболовством.
В эпоху мезолита были изобретены лук и стрела. С помощью оружия люди могли охотиться на животных с дальнего расстояния. Они сумели увеличить запасы пищи и начали одомашнивать диких животных. Вначале они держали детёнышей этих животных в качестве запаса питания. Таким образом, была заложена основа первобытного скотоводства.
В эпоху мезолита зародились и зачатки земледельческих навыков. Увеличение запаса мяса лишь частично удовлетворяло потребность людей в пище, и они в качестве запаса продуктов питания хранили часть собранных злаков диких растений. Тогда же люди постепенно выяснили, что эти злаки можно употреблять и как семена для искусственного выращивания. Так возникло первобытное земледелие. Землю обрабатывали орудиями из камня и кости с заострённым концом (мотыгой).
Т. о. в период мезолита была заложена основа перехода от присваивающего труда к производящему.
В Азербайджане быт и хозяйственная жизнь людей эпохи мезолита изучена на основе памятников Гобустана. Здесь люди начали жить приблизительно с 12 тысячелетия до н. э. Они занимались охотой, рыболовством и собирательством. В эпоху мезолита значительно развивалось первобытное искусство. На скалах Гобустана сохранились изображения, отражающие магические, тотемические представления древних людей, их религиозные обряды, сцены охоты на различных диких животных и т.д. Здесь изображения женщин и различных животных выполнены с большим мастерством.
В эпоху мезолита люди верили в загробную жизнь и при погребении умерших рядом с трупом клали различные предметы быта.
В VII тыс. до н.э. в истории первобытного общества начался новый период – период неолита. Производящее хозяйство возникло в период неолита. Люди уже не столь зависели от природы и сами начали производить нужные им продукты. В хозяйственной жизни людей основное место занимали скотоводство и земледелие.
В эпоху неолита люди обжигали глиняные сосуды, занимались ткачеством, освоили шлифовку и сверление каменных орудий.
В истории человечества эти новшества именуются неолитической революцией.
В этот период люди вели оседлый образ жизни, занимались также охотой и рыболовством. Орудия труда изготавливались в основном из кремня и обсидиана.
В памятниках неолитического периода в Нахчыване, окрестностях Гянджи, вблизи Тебриза, в Гобустане, Газахском районе были выявлены каменные мотыги, вкладыши серпов, молоты, топоры и различные пластинчатые орудия труда.
Особым разнообразием отличаются орудия труда неолитической стоянки, расположенной вблизи Гянджи. Среди них имеются кремневые ножевидные пластинки, скребки и орудия, изготовленные из обсидиана. Этими орудиями пользовались во время сева, жатвы, при рубке, резке и т.д.
В истории человечества период энеолита охватывает VI-IV тысячелетия до н.э. В этот период люди впервые познакомились с металлом и стали готовить орудия из меди. Однако в эпоху энеолита металл пока ещё не получил широкого распространения. В период энеолита в Азербайджане население увеличивалось и люди заселили более обширную территорию в Гянджа-Газахской, Миль-Карабахской, Муганской, Нахчыванской зонах, а также в окрестностях озера Урмия и вблизи Тебриза.
Поселения были основаны на берегах рек, в благоприятных для земледелия и скотоводства местах. Жилые здания и хозяйственные сооружения имели круглую форму и были возведены из сырцового кирпича и глинобита (сырой глины, которую в стене клали слоями). Дома были небольшими. Для отопления помещений и приготовления пищи в середине помещений или у стены был сложен очаг. В таких жилищах жили семьи, основанные на парном браке. Эти семьи, работавшие на землях общины, жили за счёт доли при дележе собранного урожая.
Население в эпоху энеолита занималось изготовлением керамических сосудов, обработкой камня и кости, ткачеством и другими промыслами.
Землю в это время вспахивали мотыгой. Поэтому земледелие этого периода называется «мотыжным земледелием». Хлеб жали составными серпами, которые имели вставные каменные зубчатые вкладыши-резцы. Запасы зерна хранили в больших глиняных кувшинах, ямах.
В то время в Азербайджане древние земледельцы выращивали несколько сортов пшеницы и ячменя.
Разводили крупный и мелкий рогатый скот. В эпоху энеолита были уже приручены почти все нынешние домашние животные. В конце V тысячелетия до н.э. в Азербайджане началось приручение лошади. В Джалилабадском районе при раскопках поселения Аликомектепе были обнаружены кости прирученных лошадей.
Аликомектепе — поселение, относящееся к эпохе энеолита, расположенное у села Учтепе Джалилабадского района Азербайджана.
Согласно исследованиям Ф. Р. Махмудова, найденная при раскопках, многочисленная глиняная посуда является, второй крупной находкой на территории памятника. В ходе раскопок было найдено более 300, покрытых краской, образцов глиняной посуды. Эти изделия были покрыты монохромными рисунками. Большая часть коричневых и красных рисунков представляют собой треугольники, ромбы, прямые и кривые линии. Многие изделия из Аликомектепе считаются изделиями местного производства.
Ремесленники производили глиняную посуду, орудия труда из камня, кости и меди, разнообразные предметы быта и украшения.
Население в ту эпоху занималось также ткачеством.
В начале эпохи энеолита женщины по-прежнему продолжали играть важную роль в обществе. Женщину считали продолжательницей рода, хранительницей семейного очага, символом плодородия, благополучия, изобилия, её обожествляли. При раскопках памятников этого периода вместе с другими находками встречаются и женские статуэтки. В жизни общества в это время значительную роль стал играть также Совет старейшин.
Особое внимание в то время уделялось погребальному обряду. Умерших хоронили на территории поселения, между жилыми зданиями и даже внутри жилищ.
При захоронении трупы окрашивали красной краской или обсыпали их охрой, что символизировало кровь.
В период энеолита в жизни населения Азербайджана определенное место занимали различные религиозные верования и магические обряды. Некоторые наскальные изображения Гобустана связаны с магией и религиозными обрядами.
На последнем этапе энеолитического периода (первая половина IV тыс.до н.э.) начался новый период развития металлообработки, была заложена основа перехода к эпохе бронзы.
Со второй половины IV тыс.до н. э. период энеолита заменил период бронзы. В Азербайджане этот период продолжался до конца II тыс. до н. э. На территории Азербайджана залежи медной руды были известны с древнейших времён. Орудия, изготовленные из чистой меди, были непрочными. Постепенно люди научились производить более качественный металл – бронзу. Бронза была новым металлом, который получил путём добавления в состав меди мышьяка, сурьмы, никеля, а позже – олова.
Поскольку в это время большинство орудий труда, оружия, предметов быта и украшения было изготовлено из бронзы, данный период назвали периодом бронзы.
Бронзовый период в истории развития первобытного общества занимает очень важное место. В это время применение мужского труда, требующего большой физической силы (плужное земледелие, занятие скотоводством и металлообработкой), повысило положение мужчины в обществе, господством женщины (матриархат) сменилось господством мужчины (патриархат). В период бронзы возникли новые отрасли хозяйства, происходило имущественное и социальное неравенство. В это время в Азербайджане образовались этнокультурные общности – большие племена и племенные союзы.
Бронзовый век в Азербайджане прошёл через несколько этапов. Археологи эти этапы именуют ранним, средним и поздним этапами бронзы.
Ранний этап бронзового века - начался во второй половине IV тыс. до н.э. и продолжался - до конца III тыс. до н.э. Для этого периода в Азербайджане характерна Кура-Аразская культура.
Жизнь людей эпохи ранней бронзы в Азербайджане изучена на основе богатых материалов, найденных в Карабахе, Нахчыване, Хачмазе, Газахе, Гобустане, приурмийской зоне и др.
В это время в Азербайджане увеличивалась численность населения. Поселения располагались вблизи водоёмов, часто на берегах рек, в местах, благоприятных для защиты от нападения врагов. Жилые дома периода ранней бронзы были округлой формы и сооружены из сырцовых кирпичей на каменном фундаменте.
Для исполнения религиозных обрядов были сооружены специальные культовые здания. В Хачмазском районе в поселении Саркартепе были обнаружены остатки большого, округлой формы культового здания. У стены этого здания был сооружён алтарь (мехраб-спец. сооружение) для поклонения.
Остатки таких культовых сооружений-святилищ выявлены в поселениях Бабадервиш в Газахском районе и Кюльтепе вблизи Нахчывана.
В период ранней бронзы произошло общественное разделение труда, то есть земледелие и скотоводство отделились друг от друга.
В начальных стадиях эпохи бронзы мотыжное земледелие сменилось пахотным (плужным). Расширились посевные площади, возникло искусственное орошение. Вспашка земли сохой увеличила объём производства. При вспашке пользовались тягловой силой животных. При жатве хлеба начали употреблять бронзовые серпы. Зерно хранили в специальных ямах и больших хозяйственных кувшинах. Для обмолота зерна употребляли каменные ступы и зернотёрки.
Существенный прогресс произошёл в развитии скотоводства. В результате увеличения поголовья мелкого рогатого скота, а также использования лошади в хозяйстве возникла новая форма скотоводства – отгонное скотоводства. В весеннее, летнее время домашний скот пасли на горных пастбищах, а осенью, когда наступили холода, скот возвращали в зимовья. Скотоводческие племена обогащались быстрее.
Население Азербайджана эпохи ранней бронзы занималось гончарным делом, металлообработкой, ткачеством и другими. Больше всего развивалось гончарное дело. Особое внимание уделялось форме и художественному оформлению изготовляемых глиняных сосудов.
Из бронзы изготавливали орудия труда, оружие, предметы украшения и быта. Некоторые ремесленники изготавливали и золотые изделия. С развитием овцеводства расширилось ткачество.
В период ранней бронзы умерших хоронили за пределами поселений, некоторые могилы имеют насыпь в виде холмов. Они называются курганами. В это время появились кремации (сожжение трупов) и коллективного захоронения.
С начала бронзового века роль мужчины в хозяйстве постепенно возросла. Военные отряды состояли из мужчин, из них избирались военачальники. Добившись преимущества в военном деле и хозяйстве, теперь мужчины стояли также во главе семьи и племени.
Период средней бронзы начался в конце III-начале II тыс. до н.э. Эта стадия продолжалась до середины II тыс.до н.э. В период средней бронзы возросло социальное и имущественное неравенство, расширились связи между племенами, возникли крупные поселения.
В это время некоторые поселения в Нахчыване и окрестностях озера Урмия развивались до уровня ранних городских центров Древнего Востока.
Такие центры возникли на важных торговых путях и были укреплены мощными оборонительными стенами.
Кюльтепе II, Оглангала в Нахчыване, Гёйтепе на берегу озера Урмия, Узерликтепе в Карабахе являются такими поселениями городского типа. Древний город, Нахчыван, возникший в эпоху средней бронзы, был известен уже 3500 лет назад. Этот город в Азербайджане был центром одного из ранних городов-государств.
Население занималось земледелием, скотоводством, различными отраслями ремесла. Возникли такие отрасли хозяйства, как садоводство и огородничество, виноградарство и виноделие.
Развитие скотоводства в этот период создало условия и для продуктового обмена между племенами. Скотоводческое население меняло мясные и молочные продукты, шерсть и шкуры на хлеб и ремесленные изделия.
В результате превращения ремесла в отдельную отрасль хозяйства в период первобытного общества произошло второе большое общественное разделение труда, т.е. ремесло отделилось от других отраслей хозяйства, о чём свидетельствуют также обнаруженные на поселении Кюльтепе II близ Нахчывана целый квартал гончаров и гончарные обжиговые печи. Гончары изготавливали красивые и прочные глиняные сосуды. Их украшали рисунками, различными красками.
Развитие происходило и в отрасли металлообработки. Расплавленный металл заливали в специальные формы и изготовляли различные орудия труда, оружие, предметы украшения. Но продолжали изготовлять из обсидиана и кремня вкладыши составных серпов, наконечники стрел, а из мрамора - булавы, топоры. Из камня изготовляли также ступы, зернотёрки, сосуды и др.
Охота и рыболовство были вспомогательными отраслями хозяйства. Во время охоты пользовались луком и стрелой, копьём, рогаткой, ловушками.
В период средней бронзы племена, проживающие на территории Азербайджана, объединились в большие племенные союзы. Мелкие племена, близкие по своему происхождению, вынуждены были объединиться вокруг богатых и сильных племён.
Состоятельные представители и вожди племени присваивали большую часть имущества, принадлежавшего общине.
Когда умирали богатые члены племени, их хоронили вместе с богатой домашней утварью и оружием. А в могилы бедных членов клали незначительное имущество.
В Азербайджане на последнем этапе эпохи бронзы начался распад первобытнообщинного строя. Существенное обновление, происходившее в жизни общества в эпоху поздней бронзы, ещё более усилилось в период раннего железа. Период раннего железа охватывает XI-VIII века до н.э. Изобретение более совершенного по сравнению с бронзой железа, изготовленные из него орудия труда и оружие способствовали дальнейшему развитию общества.
В Азербайджане в эпоху поздней бронзы и раннего железа были построены оборонительные сооружения, циклопические (циклопами в древнегреческой мифологии названы одноглазые великаны неимоверной силы). По преданию, в древности крепости, сооружённые из больших каменных глыб, были возведены этими циклопами. Поэтому эти крепости называются «циклопическими сооружениями».
В период поздней бронзы лошадь широко использовалась в качестве верхового и тяглового животного, появился обряд поклонения ей.
Верблюдов использовали в качестве верхового и вьючного животного. Использовали шерсть, молоко и мясо верблюда.
Выращивали несколько видов пшеницы, ячменя, проса и других злаковых культур. Запасы зерна хранили в больших глиняных хозяйственных кувшинах и ямах.
В связи с применением искусственных оросительных сетей расширились площади садов и огородов. Развивались также виноградарство и виноделие.
Широкое использование железа началось с VII в. до н.э. Из среды ремесленников выделилась группа ремесленников-торговцев. Они в основном занимались продажей готовой продукции, позже стали профессиональными торговцами.
Усиление власти племенных вождей, сосредоточение в их руках религиозного и военного руководства приводило к обожествлению этих личностей. Такими племенными вождями поклонялись и после смерти; для увековечивания их памяти возводили курганы.
Среди религиозных верований и обрядов того времени широко были распространены поклонение огню, воде, горам, лесам, различным породам деревьев, животным.
Глубокие корни пустила также вера в небесные светила (Луну, звёзды, Солнца).
В конце периода первобытнообщинного строя племена Азербайджана поддерживали торговые связи с соседними странами, торгуя сырьём и готовыми продуктами.
В эпоху раннего железа Азербайджан поддерживал торговые связи с Ассирией. В различных памятниках Азербайджана были найдены изготовленные в Ассирии глазурованные глиняные сосуд, печати, оружие и предметы украшения. Одной из таких находок является обнаруженная в Ходжалы, бусина, на которой клинописью написано имя царя Ассирии (Ададнирари).
Со странами Передней Азии и Ближнего Востока торговые связи поддерживали сухопутным и водным путём. Водным путём торговля велась через реки Кура-Араз и Каспийское море. Об этом наглядно свидетельствуют наскальные изображения различных типов кораблей в Гобустане.
В конце II- начале I тыс. до н. э. ускорился распад первобытного общества. Ещё больше усилилось расслоение населения на бедных и богатых. В этот период на южной территории Азербайджана существовали государственные образования, а в его северной части – крупные племенные союзы. Эти сильные племенные союзы занимали территории, имеющие благоприятные природные условия и плодородные земли.
Внутри племён также происходило сильное расслоение. Сильные семьи, племенные вожди и старейшины, члены Совета племенной общины, авторитетные воины и жрецы прибрали к рукам большие богатства, пастбища, большие стада животных и табуны лошадей. Вблизи Гянджи, в Карабахе и на других территориях были выявлены остатки жилых домов, в которых жили такие семьи. Такие дома состояли из нескольких комнат с приусадебным участком.
В Азербайджане такое расслоение населения хорошо прослеживается по погребениям, принадлежавшим беднякам и богатым представителям общества.
Высокого уровня достигло, развитие искусства. Предметы быта и украшения орнаментировались геометрическими рисунками, изображениями человека, животных и птиц.
Богатые для присмотра за стадом и работы в других отраслях хозяйства пользовались дополнительной рабочей силой. Такая рабочая сила образовывалась за счёт обнищания членов общины и людей, взятых в плен во время межплеменных военных столкновений. Эти люди превращались в рабов. После смерти хозяина вместе с ним хоронили и его насильственно умерщвлённых рабов.
Обнаруженное в погребениях большое количество оружия свидетельствует о том, что в то время военное дело занимало большое место в жизни общества.
С целью защиты от внезапных нападений врагов население строило свои поселения в более безопасных местах. Некоторые поселения во время межплеменных войн были разрушены и сожжены. Победившее племя присоединяло к себе побеждённое племя и присваивало его имущество. При этом большая часть захваченного имущества и пленников доставалась вождю победившего племени и авторитетным военным.
Возникновение крупных племенных союзов, сосредоточение власти в руках отдельных лиц, разделение общества на бедных и богатых и другие факторы в конце II-начале I тыс. до н.э. ускорили распад первобытного общества в северной части территории Азербайджана.
Х Р О Н О Л О Г И Я
1,5 млн. лет назад Нижний палеолит
100 тыс. лет назад в Азербайджане
100 тыс. лет назад Период среднего
40 тыс. лет назад палеолита
Примерно 40 тыс. лет Появление «человека разумного»
назад
Примерно 40 тыс. лет
назад Возникновение родоплеменного строя.
40 тыс. назад
XII тыс.до н.э. Период Верхнего палеолита.
13 тыс.лет назад Переход от оледенения к потеплению
XII тыс до н.э.
VIII тыс.до н.э. Мезолит-средне-каменный век
VII тыс.до н.э. Появление умельцев-камнерезов и кострорезов
VII тыс.до н.э. Неолит-новый каменный век
VI-IV тыс.до н.э. Энеолит-медно-каменный век
Конец V тыс.до н.э. Начало одомашнивания лошади
Вторая половинаIV тыс.до н.э.
до конца II тыс.до н.э. Бронзовый век
III тыс.до н.э. Возникновение ранних государственных
образований на юге Азербайджана
(Луллуби,Кути)
Конец II тыс.до н.э
начало I тыс.до н.э Период раннего железа.