Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени.




· Мировоззние НВ сформировалось под влиянием промышлой, научной, соцой и филосой революций. Если в античный и средневекый мир был замкнут и все было предопределено, то в новое время мир размыкается, становся открытым. Центром мира становится сам человек и его способности.
Центр – Европа и Англия.
Переход от феодализма к капитализму.
С 17в. Начинается активное производство, происходит ряд буржуазных революций во Франции и Англии. Господствующей формой сознания становится наука.
Для эпохи нового времени характерно наукоцентризм. В центре располагается наука.
3 основных понятия:
1. природа (главный объект познания)
2. наука (инструмент)
3. польза (цель)

81. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание –сила».

Цель научного знания, по Бэкону, в принесении пользы человеческому роду. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание-сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Наука – это средство, а не цель сама по себе, ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей.

82. Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону.

Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит "наведение"). естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением, причем главное значение имеют именно исключения.

83. Учение об «идолах» - заблуждениях, ошибках, препятствующих познанию.

Условием реформы науки должно быть также очищение разума от заблуждений. Философ различает четыре вида заблуждений или препятствий на пути познания – четыре вида «идолов» (ложных образов) или признаков. Это «идолы рода» (обусловлены природой людей), «идолы пещеры» (ошибки некоторых групп людей), «идолы площади» (общение посредством слов) и «идолы театра» (подчинение ума ошибочным воззрениям).

84. Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую».

Он считает, что познание следует начинать со всеобщего радикального сомнения. Я могу сомневаться в существовании всего, кроме существования самого сомнения. Но сомнение – акт мышления. Я непосредственно знаю, что в качестве сомневающегося, мыслящего я не призрак, а существую

85. Суть «картезианского сомнения».

Чтобы отыскать первое и абсолютно истинное положение, считает Декарт, надо сначала усомниться абсолютно во всем. Причем сомневаться означает здесь не колебаться, а отбрасывать, т.е. считать несуществующим все, что дает хотя бы малейший повод к сомнению.

86. Разработка метода познания – дедукции Р. Декартом.

Разум может достигать достоверного знания во всех областях только в том случае, если будет руководствоваться истинным методом. В основу разрабатываемого метода Р. Декарт положил дедукцию. от общего к частному. Создает цепь мышлению.

87. Дуализм Декарта в учение о субстанции: протяженная (материальная) и мыслящая (духовная).

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

88. Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».

Человек человеку – волк, Теория общ. Договора. Человек с рождения ищет выгоду и пользу. Война всех против всех - описывающее естественное состояние общества до заключения «общественного договора» и образования государства.

89. Сенсуализм Д. Локка. Идея «tabula rasa» («чистая доска»). «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах».

Вещи - это комбинации ощущений; существовать, значит быть воспринимаемым. прирожденные идеи вообще не существуют. Некоторые истины, считает Локк, получаются из идей сразу же, только ум преображает их в утверждения. чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рационализму Р. Декарта. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении,

90. Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) – ключевое понятие философской системы Лейбница

Любая вещь – субстанция. Каждая вещь, или субстанция, или сила, есть единица бытия, или «монада» (от греч. monas – единица, простая сущность). Монада не материальна, а духовная единица бытия, своего рода духовный атом, бесконечное собрание душ. Отсюда и философский идеализм. Мир живой и одушевленный, каждое вещество состоит из бесконечного множества живых существ – монад. И хотя каждая монада отражает Вселенную, но это происходит не потому, что Вселенная воздействует на нее, а потому, что бог дал ей такую природу. Все существует в гармонии и создается видимость взаимодействия. Лейбниц считал, что его теория – монадология – дает прекрасное доказательство существованию бога. Он ввел понятие предустановленной гармонии.

91. Учение об единой субстанции (природе) Б. Спинозы.

существует одна субстанция, которая и есть причиной самой себя. Понятие «причина самой себя» (causa sui) – является важнейшим понятием метафизики Спинозы. Он пишет: «Под причиной самой себя я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе как существующее»[2]. Можно сделать вывод о совершенности субстанции, о том, что кроме нее ничего более совершенного быть не может.

92. Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв.

Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно!

93. Механистический материализм и натурфилософия XVIIIв.: представители.

Д. Локка, Д. Толанда, Ф.М.Вольтером, Ж.Ж.Руссо, Д. Дидро, М.Д. Аламбером, П. Гольбахом, Ж. Ламетри. И. Гердер, молодой И. Кант.

94. Идеи деизма в философии Просвещения XVIIIв.

Термин получил распространение в протестантских кругах, в частности у социниан, которые употребляли его, чтобы обозначить свое отличие от атеистов.

Решая проблему отношения Бога и мира, деисты старались избегать опоры на религиозную догматику и откровение. По И. Канту, «у деистов совсем нет веры в Бога, а есть только признание первоначального существа или высшей причины». Согласно Д. Дидро, деист тот, кто верит в Бога, но отрицает всякое Откровение. В качестве первопричины Бог создал неизменные законы, которым следует мир. В то же время, по мнению деистов, Бог имманентно не присутствует в творении, будучи совершенно отличен от него, как часовщик отличен от сделанных и заведенных им часов.

95. Натурфилософия Д. Дидро – выдающегося философа-материалиста XVIIIв., автора идеи создания «Энциклопедии».

исходит из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме нее и вне ее нет ничего. В материалистическом учении о природе он внес некоторые черты и идеи диалектики. В органической природе он усматривает идею развития, связь протекающих в природе процессов.Особое внимание привлекла Дидро проблема материалистического истолкования ощущений. Он был сторонником мысли о всеобщей чувствительности материи и в «Разговоре Даламбера с Дидро» доказывал, что различия в психике человека и животных не противоречат мысли о том, что способность ощущать есть всеобщее свойство материи.Животное – инструмент, обладающий способностью ощущения. Люди же тоже инструменты, но одаренные способностью ощущения и памятью. Наши чувства – «клавиши», по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе.

96. Географический детерминизм Монтескье

характер всех внутренних законов того или иного государственного образования зависит от менталитета людей в нем проживающих, от духа нации. В свою очередь дух нации определяется климатом и географическим положением, географическими условиями, образом жизни, качеством почвы, религией обычаями, нравами. Поэтому Монтескье заявлял, что законы одного народа в редких случаях могут быть пригодными для другого народа.

97. Философия Ламетри. «Человек – машина».

Человек отличается от других высших животных лишь степенью развития ума. Однако человека изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование механики тела человека автоматически приведет к раскрытию сущности его чувственной и мыслительной деятельности.

98. Немецкая классическая философия – идеалистическое и материалистическое направление, их представители.

Иммануил Кант, Иоган Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Андреас Фейербах.

99. Философия И. Канта – основоположника немецкой классической философии: основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»

Вещь в себе (нем. Ding an sich; англ. thing-in-itself; фр. chose en soi; лат. cosa in se), но́умен (греч. νούμενον «постигаемое» от νοέω «постигаю») — философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия. По другому толкованию «вещь в себе» — это нечто, сущность и смысл которого известны только умопостигающему. Ноумен - возможная, но недостижимая для человеческого опыта объективная реальность, синоним понятия «вещь в себеъ. феномен – это предмет возможного опыта и эмпирического познания, явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания (пространство и время). Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что человек, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1336 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.