И те же самые йоги, которые могут в течение долгих периодов не есть, не пить и не спать, могут, если захотят, без всяких неприятных последствий съесть столько, сколько не съедят десять человек. Обыкновенно они не едят никакого мяса. И переваривают свою пищу как бы сознательно. Они утверждают, что при помощи "третьего глаза", которым они обладают, т. е. при помощи психического зрения, они могут видеть все, что происходит в их внутренних органах. И у нас нет никаких оснований утверждать, что это невозможно, раз открытие и применение рентгеновских лучей доказало нам, что все прозрачно.
Некоторые из хатха-йогов обладают необыкновенным зрением. И они не только могут замечать предметы на огромном расстоянии, но могут также видеть в абсолютной темноте, и, например, без малейшего проблеска света в совершенно темной комнате подымают с пола булавку. Это не будет казаться нам таким странным, когда мы вспомним, что в атмосфере даже совершенно темной комнаты есть невидимый свет. И если мы научимся пользоваться этим атмосферическим светом, неощутимым для обыкновенного глаза, нет таких оснований, почему бы мы не могли видеть вещи в темноте. Йоги понимают это и знают метод, при помощи которого сила зрения может быть развита. Что касается различения предметов на большом расстоянии, то этому поверить совсем не так трудно, раз мы знаем, что есть люди, которые могут невооруженным глазом видеть спутники Юпитера.
Часть хатха-йоги, относящаяся к развитию зрения называется "тратака-йога". Этой науке известно между прочим, как излечивать болезни глаз, смотря на какой нибудь предмет и проделывая в это время упражнения дыхания. Этот же самый способ применяется для усиления зрения. Безусловно, проверенные сведения о хатха-йогах говорят нам, что такая практика дает поразительно благоприятные результаты, если упражнения проделываются правильно под непосредственным руководством опытного учителя хатха-йоги.
Йог, который полностью прошел науку зрения, может очаровать или свести с ума другого человека, при помощи своих оптических сил. Способы гипнотизма или месмеризма, которыми пользуются йоги, подтверждают это утверждение. Йог может читать мысли другого человека, смотря ему в глаза, потому что для йога глаза говорят все, что есть на уме. Могут спросить: как йоги приобретают все эти силы и способности? И йоги отвечают на это, что они не пользуются никакими силами извне. Силы эти находятся в спящем состоянии в каждом человеке, и йоги путем долгой практики научаются владеть ими. Они говорят: - "что существует во вселенной (в макрокосме), существует также в человеческом теле (в микрокосме)". Т. е. они хотят сказать, что эти тонкие силы существуют потенциально в наших собственных организмах, и, если мы тщательно изучим нашу природу, мы будем в состоянии знать все силы и все законы, которые управляют вселенной.
Хатха-йоги учат лечить болезни при помощи дыхательных упражнений, регулирования диеты и установления правильных привычек ежедневной жизни. Но йога не утверждает, что физическое здоровье это то же самое, что духовность. Наоборот, она говорить нам, что если бы здоровое тело было признаком духовности, тогда дикие животные и дикари, которые наслаждаются прекрасным здоровьем, были бы в высшей степени духовны. Главная идея йогов относительно физического здоровья заключается в том, что болезни тела являются препятствием на пути духовного развития, и здоровое тело представляет в высшей степени благоприятные условия для нахождения в этой жизни высших духовных истин. Поэтому люди, не обладающее хорошим здоровьем, не должны начинать практики хатха-йоги и должны сначала исправить свое здоровье по методам, указываемым учителями йоги.
При практике хатха-йоги прежде всего должны соблюдаться строгие диетические правила. Все острое, кислое, пряное или горячащее, горчица, спиртные напитки, рыба, мясо, творог, сметана, масляное печенье, морковь, лук, чеснок, должно быть изгнано. Точно так же нужно избегать пищи, которая была раз приготовлена, потом остыла и опять разогрета. Рис, ячмень, пшеница, молоко, сахар, мед и масло - вот пища хатха-йога. Жизнь в гостиницах и питание в ресторанах и столовых, входящие в обычай в больших городах, очень неблагоприятна для практики хатха-йоги, потому что пища, которая готовится сразу на тысячи людей, не может быть достаточна чиста. Кроме того ресторанные кушанья вообще не могут одинаково подходить для всех людей и легко вызывают болезни и расстройство пищеварения. Кто хочет наслаждаться полным здоровьем, должен очень заботливо относиться к тому, что он ест. Затем он должен соблюдать все правила гигиены относительно чистоты тела, свежего воздуха и чистой воды. Он не должен жить в чересчур жарко отапливаемом доме, не должен позволять себе искусственные возбуждающие средства, особенно вино, пиво и кофе. Привычка к чрезмерному потреблению кофе, это - серьезная угроза здоровью западных народов. Уже многие страдают сильнейшими нервными расстройствами, явившимися в результате этой привычки, которая ни для кого не проходит бесследно.
Кто хочет практиковаться в хатха-йоге, должен прежде всего найти себе учителя, хатха-йога, который приобрел полный контроль над своим физическим телом. И, найдя учителя, ученик должен вести жизнь в полном согласии с предписаниями учителя. Он должен жить в уединенном месте, в таком климате, где не бывает внезапных перемен погоды. Он должен быть строгим вегетарианцем и воздерживаться от всякого рода напитков, возбуждающих нервную систему. Он должен следить за тем, чтобы никогда не наполнять свой желудок чрезмерным количеством пищи. Должен соблюдать законы нравственности и полную воздержанность во всем. Он должен научиться контролировать свои чувства, держать свое тело в чистоте и очищать свой ум, возбуждая в нем мысли сочувствия и любви по отношению ко всем живым существам.
Начинающий изучать хатха-йогу должен стремиться постепенно победить трудности различных положений тела и членов. Эти положения называются по санскритски асана. Всего в "хатха-йоге" описываются восемьдесят четыре положения тела. Каждое из этих положений, соединяемое со специальными дыхательными упражнениями, развивает некоторые силы, скрытые в нервных центрах и в различных органах человека. Другая цель практики асана заключается в том, чтобы удалить тамас, элемент, который создает ощущение тяжести в теле и делает его малоподвижным и плохо поддающимся велениям воли: затем освободить организм человека от последствий прежних болезней, простуды, катаров, ревматизма и т. п. Некоторые из этих упражнений усиливают деятельность желудка и печени, тогда как другие регулируют деятельность других органов тела и постоянное беспокойство членов, которые часто бывают препятствиями к подчинению тела уму, могут быть легко удалены практикой асаны.
Идея асаны станет понятна для читателя из следующих описаний.
I. Сесть на полу, скрестив ноги и положив левую ступню на правую ляжку, а правую ступню на левую ляжку, держа при этом тело, как и голову, на одной прямой линии.
II. Сидя в этом положении, держать правой рукой большой палец правой ноги, а левой рукой - большой
палец левой ноги, при этом руки должны идти из-за спины и перекрещиваться за спиной одна с другой.
III. Сидя прямо на ровном месте. крепко зажать ступни каждой ноги между ляжкой и икрой другой ноги.
IV. Принять положение I, просунуть руки между ляжками и икрами и, поставив ладони твердо на пол, приподнять тело от земли.
V. Сидя на полу, вытянуть вперед ноги и держать большие пальцы каждой ноги руками, не сгибая колен ног.
VI. Приняв это положение, коснуться колен лбом. Эта асана возбуждает деятельность желудка, укрепляет и освобождает человека от многих болезней.
VII. Держась руками за большие пальцы ног, как этого требует положение V, оставить одну руку вытянутой, а другую протянуть к уху, т. е. держать pуки, как бы натягивая лук.
VIII. Упереться ладонями плотно в землю и поднять вес тела на локтях, прижимая локти к бокам. Затем поднять ноги над землей, держа их прямыми и вытянутыми на одном уровне с головой. Эта асана, согласно хатха-йоге, излечивает болезни желудка, селезенки и печени, а также все расстройства пищеварения, желчь и малокровие. Вообще она усиливает способности пищеварения.
IX. Лечь на спину на полу, вытянувшись во всю длину и держа голову на одном уровне с телом. Эта асана прогоняет усталость и приносить отдых и спокойствие уму.
Изучающий хатха-йогу, овладев, согласно указаниям учителя, некоторыми из этих и подобных им положений, переходит к изучению дыхательных упражнений. Изучение асана без учителя-йога абсолютно невозможно, так как только йог может знать последовательный порядок изучения восьмидесяти четырех положений. При этом порядок меняется, соответственно индивидуальности ученика. А всякое нарушение правильного порядка ведет к гибельным последствиям. Насколько трудно изучение дыхания, можно судить по тому, что положение I считается одним из наиболее удобных для дыхательных упражнений человека, который хочет приобрести полный контроль над своим дыханием. Этому положению сопутствует спокойное обращение крови и тихое дыхание.
Ученик йоги должен сначала практиковать дыхание животом, втягивая воздух через обе ноздри и считая время дыхания и выдыхания. Постепенно учитель покажет ему, каким образом задерживать дыхание, вдыхая и выдыхая. После практики этого внутреннего и внешнего задерживания дыхания в течение нескольких недель ученик перейдет к чередующемуся дыханию. Он будет учиться вдыхать воздух в течение четырех секунд через левую ноздрю и выдыхать в течение четырех секунд через правую ноздрю, - и затем, изменив порядок, вдыхать через правую и выдыхать через левую. Переменное дыхание очистит нервы человека и подготовит его к дальнейшим дыхательным упражнениям. Дальше делают так: ученик втягивает воздух через одну ноздрю в течение четырех секунд, задерживает дыхание на шестнадцать секунд и выдыхает через другую ноздрю, считая восемь секунд. Это упражнение, если его производить регулярно в течение трех месяцев, создаст новые нервные токи и разовьет целительные силы, скрытые в организме.
Йог, который хочет излечить себя от какого-нибудь расстройства или болезни, соединяет это высшее дыхательное упражнение с различными положениями тела, которые имеют прямое отношение к пораженному органу или к расстроенной части системы. Особенно он стремятся разбудить, привести в действие и направить на больное место целительные силы, запас которых находится внизу спины.
Затем хатха-йога описывает различные способы очищения внутренних органов и путей. Некоторые из этих способов в высшей степени благодетельны для людей, страдающих хроническими головными болями или простудами, катарами, диспепсией, бессонницей и пр. Но, конечно, эти способы не должны применяться без руководства опытного учителя-йога. Так питье холодной воды через нос, по учению йогов, устраняет головную боль и хронический насморк. Затем хатха-йоги очищают носоглоточную область, пропуская мягкие ленты в ноздри и вытягивая их через рот. Для этого они учатся вытягивать ленту или шнурок в одну ноздрю и выпускать его из другой. Согласно хатха-йоги, это очищает голову, делает зрение более острым и уничтожает все болезни головы и шеи.
Очень подробно в хатха-йоге описываются способы очистки пищеварительного канала.
Затем йоги лечат бессонницу, принимая положение IX и в то же время делая глубокие вдыхания, каждый раз надолго задерживая в себе воздух.
О йогах, прошедших весь курс упражнений, рассказывают удивительные вещи. Например, они могут глотать свой язык, закрывая дыхательное горло и останавливая дыхание, и могут возвращать его в прежнее состояние. О людях, которые могут проглотить поднятый кверху язык, в йоге говорится, что они освобождены от старости и от смерти, победили сон, голод, жажду и стали выше времени. И сила полного хатха-йога на самом деле изумительна. Он может делать по своему желанию многое, что нам кажется совершенно невозможным. Он господин физических законов.
Здоровье и долгая жизнь являются непосредственным результатом практики хатха-йоги. Но для истинного искателя абсолютной истины методы хатха-йога имеют ценность только, поскольку они ведут к достижению способности сверхчувственного познания. И такой искатель истины скажет, что если человек будет жить пятьсот лет, и за это время не достигнет состояния божественного сознания, он мало чем отличается от дуба, который может пережить много поколений людей, достигнуть огромной величины и все-таки остаться дубом. И человек, умерший тридцати лет от роду, но ощутивший свое единство с Божеством, достиг бесконечно большего, чем другой, обладающий прекрасным здоровьем, долговечностью, сверхнормалъными психическими силами и даром исцеления болезней; потому что первый выразил на земле образ Бога и может указывать путь к спасению человечества. Поэтому упражнения хатха-йоги должны продолжаться только до тех пор, пока ищущий света не достигнет раджа-йоги, которая единственно может вести душу к божественному сознанию и к полному освобождению.
Раджа-йога
Хатха-йога, как мы уже видели, целиком посвящена приобретению контроля над функциями тела и установлению господства ума над физическими силами. Идеал, к которому она стремится, это создание абсолютно здорового человека, вполне приспособленного к преодолению внутренних физических препятствий и препятствий, создаваемых внешними условиями, которые стоят на пути духовного достижения. Раджа-йога, наоборот имеет дело исключительно с умом и с психическими силами и может быть поэтому названа наукой прикладной психологии. Цель её заключается в том, чтобы удалять препятствия, создающиеся в самом уме, и дать человеку вполне урегулированный, здоровый ум. Главная цель тренировки раджа-йоги состоит в развитии и укреплении воли в способности к контролю, и управлять умом и его силами. Раджа-йога ведет человека ищущего истину по пути "концентрации" и "медитации", т.е. по пути сосредоточения ума и упорных размышлений на высокие темы, к той самой цели, к какой стремятся все религии мира.
Этот путь называется раджа-йога или царский метод (раджа значит царь), потому что сила концентрации ума и сила воли не только выше всех физических сил, но являются необходимым условием для приобретения всех других сил и способностей. Человек, который обладает сильным урегулированным умом, хорошо развитой волей и обладает способностью к концентрации, т. е. умением сосредоточивать свой ум на желаемом предмете, может стать господином физической природы и в короткое время достигнуть постижение истины. Раджа-йога учит, как это может быть совершено. Изучение раджа-йоги приветствовали и одобряли все мыслители, приходившие в соприкосновение с индийскими раджа-йогами, как в древности, так и в наше время. Эту форму йоги знали и объясняли Пифагор, Платон и неоплатоники Плотин и Прокл, затем гностики и христианские мистики средних веков. И даже в наше время она в значительной степени входит в религиозную практику католических монахов. Спиноза, Кант, Шопенгауэр, Эмерсон проводили те же самые идеи, которые составляют раджа-йогу. Они находили, что нет тайны выше той, которая заключается в человеческой душе, и которая может быть раскрыта. Живые примеры йогов показывают нам, что путем правильной работы над собой, может быть достигнуто это раскрытие высших сил, а вместе с тем может быть приобретена власть над всеми силами природы. Раджа-йоги утверждают, что кто приобрел власть над своим умом, тот может управлять всеми явлениями природы.
Раджа-йога учит, что ум есть главная сила природы, и, что когда его способности правильным образом сконцентрированы и сосредоточены на желаемом объекте, - истинная природа этого объекта не может остаться скрытой. Пользуясь методом йогов, мы вместо того, чтобы пользоваться физическими инструментами и аппаратами, можем направить свои умственные силы, какими уже обладаем, на интересующий нас вопрос и сосредоточить их в фокусе на желаемом объекте, тогда мы легко можем узнать все, что касается данной вещи или данного явления.
Это явление может быть физическое, душевное или духовное. Умеющий концентрировать свои силы ум йога можно сравнить с электрическим прожектором, отыскивающим в темноте нужный ему предмет. Бросая лучи своего ума на отдельный объект, все равно, какой бы он ни был, опытный оккультист освещает нужные ему факты и узнает о них все, что только можно узнать. Способность умственного постижения обыкновенных людей не так глубока, потому что их умственные силы разбрасываются в разные стороны, как световые лучи обыкновенной лампочки. Но если уметь сосредоточивать ум на желаемом предмете внутреннем или внешнем, то это дает полное знание, которое не может быть достигнуто никакими другими средствами.
Человек, который усвоит эту идею, поймет, что сила сосредоточения ума бесконечно выше силы чувственного восприятия, или каких бы то ни было точных аппаратов. Если мы сможем развить в себе силу концентрации, учась направлять по нашему желанию умственные способности, заставляя ум обращаться в самого себя и отбрасывать все из внешних впечатлений, что может мешать нам, мы достигнем огромных результатов. Мы можем тогда направить нашу концентрированную умственную энергию к нашему высшему "Я", осветить, так сказать, истинную природу своей индивидуальности, которая тогда раскроется нам. И мы поймем тогда, что наше неизменное "Я" есть душа всего, т. е. то же самое, что основная реальность всей вселенной. Мы тогда признаем, что божественное существо, которое мы в своем невежестве представляли, как бы отдельным от нас, совсем не находится вдали от нас, не живет вне нас, но есть наше собственное "Я", заключенное внутри нас. Мы поймем также, что дух один, что он проникает все, и что он есть абсолютная истина, проявляющаяся во всех феноменах и объектах. Это знание освобождает душу от цепей незнания.
Философия раджа-йоги учит, что внешний мир существует только в своем отношении к внутренней природе каждого индивидуума, она учит, что феноменальный мир, мир чувственного восприятия, есть для ума то же самое, что ум сам для себя. Внешнее есть только отражение внутреннего. То, что мы получаем, то, что мы приобретаем, есть только подобие или отражение того, что мы сами даем. Умственные феномены являются только действиями неведомых сил, которые не могут быть открыты ни органами чувств, ни инструментами, какие бы ни изобретал человеческий ум. Мы можем сколько хотим стремиться узнавать эти тайные силы при посредстве нашего чувственного восприятия, но мы никогда не достигнем никаких удовлетворительных результатов. Последователи раджа-йоги понимают это и поэтому придают очень мало ценности инструментам и аппаратам а, вместе с тем они совсем не полагаются на свое чувственное восприятие, но стараются приобрести все нужное им знание при помощи сил сосредоточения ума. Наука "раджа-йога" указывает разные ступени, которые ведут к достижению этого идеала, она ясно и точно обрисовывает процессы и методы, при помощи которых может быть развита сила сосредоточения. Но эта наука совсем не требует, чтобы изучающий ее принимал что нибудь на веру, или признавал какой-нибудь авторитет отдельных лиц или писаний. Она просто излагает известные факты и просит интересующихся производить опыты и извлекать из этих опытов свои заключения.
Нет ничего таинственного в системе раджа-йоги. Наоборот она объясняет законы, управляющие, так называемыми, таинственными силами и делает понятными условия, при которых происходят непонятные вещи. Она говорит, что пока нам неизвестно истинное начало явлений, они всегда будут казаться нам таинственными. Основываясь на логике и разуме, наука "раджа-йога" раскрывает загадки вселенной и указывает каждой индивидуальной душе тот путь, по которому идут все религии; её принципы в высшей степени моральны и возвышают душу. Она помогает понять истинную цель жизни и описывает путь, по которому эта цель может быть достигнута при всех условиях. Раджа-йога учит нас, что мы не должны так много думать о том, что случится после смерти, и что мы должны стараться как можно больше извлечь пользы из настоящего и раскрыть в себе внутренние силы, которыми мы уже обладаем. Она непрерывно нам напоминает о том факте, что внутреннее развитие, достигнутое в этой жизни, будет служить основанием нашего дальнейшего внутреннего прогресса. Если мы достигнем в себе развития каких нибудь сил до нашей смерти, эти силы никогда не будут потеряны; они остаются с нами, куда бы мы ни пошли после смерти. Это еще больше подчеркивает разницу между внутренним приобретением и внешним, которое имеет ценность только до порога смерти. Единственная вещь, которую мы можем унести с собой, из этой жизни, это наш характер, опыт и знания, достигнутые при образовании и раскрытии нашего внутреннего "Я". Это наше реальное обладание, истинная собственность, и "раджа-йога" стремится помочь нам развить в себе внутренние силы, главная цель которых заключается в том, чтобы образовать характер и дать человеку знание божественной природы его души. Для того чтобы следовать методам раджа-йоги, совсем не необходимо принадлежать к какой-нибудь тайной организации. Нужно только исполнять указания истинного раджа-йога, который всегда бывает чист и прост, ум которого свободен от сомнений и который не привязан к объектам феноменальной плоскости.
Практика раджа-йоги распадается на восемь ступеней.
Первые четыре - те же самые, как и в хатха-йоге. Первая и вторая "Яма" и "Нияма" включают в себя все этические законы и управляют нашей моральной природой. Строгое исполнение этих законов необходимо для дальнейшей практики раджа-йога. Все основные начала этики, изложенные Буддой, и все истины, заключенные в Нагорной проповеди, входят в содержание этих первых уроков раджа-йоги. Человек, начинающий практически изучать раджа-йогу, должен жить строго моральной и чистой жизнью, иначе он не подвинется по своему пути и никогда не достигнет высших истин, т. е. не поймет божественной сущности, заключенной в нем самом. Поэтому неофит должен помнить, что чистота и моральность есть краеугольный камень всей раджа-йоги.
Первые шаги изучения йоги требуют сознания человеком необходимости выполнения элементарных моральных правил: не убивать, не красть, не лгать, быть воздержанным, уметь прощать, обладать твердостью характера, милосердием ко всему живому, простотой, уверенностью, чистотой. Всякая идея убийства должна быть совершенно оставлена не только в реальной жизни, но даже в мыслях человека; точно так же он не должен лгать мысленно или думать о возможности воспользоваться чем-нибудь чужим. Твердость характера - необходимое условие, потому что начинающему йогу придется встретиться с огромным количеством препятствий на пути к своему духовному совершенству, и он не должен начинать изучения йоги, смотря на это, как на преходящее развлечение, не должен ничего делать для удовлетворения своего временного любопытства, а должен идти по своему пути с терпением и настойчивостью, пока не ощутит приближение к высшим идеалам.
Следующий шаг требует господства над собой, умения переносить все тяжелое, внутреннего довольства, веры в высшее существо, милосердия, настойчивости в изучении и отдания себя божественной воле. Все физические упражнения, необходимые для поддержания тела в должном состоянии, относятся к третьей ступени. Здоровье это необходимая вещь для достижения высшего знания. Люди, страдающие от какой-нибудь болезни, не могут сделать свой ум достаточно твердым, не могут с достаточной настойчивостью фиксировать свое внимание на истинах духовной плоскости. Они не могут этого сделать просто потому, что, как их сознательный ум, так и подсознательный, невольным образом сосредоточены на их болезни, их внимание направлено на больные части тела. Начинающий должен обладать здоровым телом и хорошо уравновешенным умом. Собираясь тренироваться практически, он избирает какую-нибудь "асану" или положение тела, в котором он может сидеть долгое время, не шевелясь и не чувствуя боли или страдания в каких-нибудь частях тела. В практике раджи-йоги нет необходимости обращать особенно большое внимание на положение тела, нужно только следить за тем, чтобы в моменты умственного напряжения, особенно во время практики дыхания в сидячем положении, спина была бы совершенно пряма.
"Пранаяма", или дыхательные упражнения составляют следующую четвертую ступень. Правильно производимые дыхательные упражнения уничтожают много чисто физических препятствий, стоящих на пути изучения йоги: слабость тела, лень, скуку; они необыкновенно сильно помогают приобретению контроля над эмоциями, над органами чувств, над нервными центрами и уничтожают беспокойное состояние ума. Всякий человек, который начнет проделывать правильно эти дыхательные упражнения, приобретет удивительную власть над своим умом и телом. Кто страдает от тревоги, от беспокойства, от нервности, от бессонницы, уже через несколько дней после начала правильных дыхательных упражнений получит замечательные результаты. Люди, изучившее науку о дыхании, знают, каковы эти результаты. Но главная цель "пранаямы" это - развитие силы концентрации, т. е. способности сосредоточения ума.
Следующая ступень заключается в том, чтобы научиться обращать ум внутрь самого себя. Это называется "пратья-хара"; если человек может отвлечь свой ум от внешних объектов, направить его на что-нибудь внутри самого себя и держать ум под строгим контролем воли, то он исполнит все, чего требует эта ступень.
"Пратья-хара" служит приготовлением к "концентрации". Прежде чем человек будет способен сосредоточивать должным образом свою мысль на желаемом объекте, он должен научиться собирать свои разбросанные умственные силы. Этот процесс собирания сил ума и удерживания их от разбрасывания в разные стороны есть именно то, что йоги называют "пратья-хара".
Затем следует сосредоточение или концентрация. Если человек правильным образом прошел пять подготовительных ступеней, то уже первые опыты концентрации мысли дадут ему удивительные результаты, но в то же время люди, не прошедшие должным образом подготовительного пути, найдут изучение концентрации необыкновенно трудным. Необходимо подготовить почву для того, чтобы получить хорошие результаты.
Медитация или размышление есть седьмая ступень. Через нее человек переходит в состояние "самадхи", которое иногда называют сверхсознательным. Это состояние самадхи есть восьмая ступень школы раджа-йоги. В этом состоянии развивается шестое чувство восприятия, раскрывается духовное зрение, и душа становится лицом к лицу с божественным существом, живущим в ней самой. Человек, достигший состояния самадхи, чувствует и ощущает, что его истинное "Я" есть одно с вездесущим духом, и он получает тогда все откровение и все внушение свыше, какие только могут дойти до человеческой души. Многие думают, что откровение идет из какого-нибудь высшего источника, но йоги знают, что откровение или внушение свыше есть раскрытие высшего "Я" в самом человеке, и они знают, как бесконечно много духовных истин раскрывается душе, достигшей восьмой ступени раджа-йоги. Для того чтобы достигнуть состояния высшего сознания, нужны непрерывные усилия, настойчивость и упорство в упражнениях. То, что раскрывается в этом состоянии, не может быть достигнуто ни интеллектом в его обычном состоянии и никакими умственными способностями. Поэтому и говорится, что истину нельзя постигнуть, читая писания, или воспринимая их только умом. Истина приходит сама к человеку, достигшему высокого сознания. Кто жаждет истины, кто стремится к познанию вечной реальности вселенной, кого не удовлетворяет знание, приобретенное путем умственного восприятия и работы ума, тот должен стремиться достигнуть состояния самадхи, потому что только через это состояние он может раскрыть те тайны, которые влекут его к себе. Но прежде чем у человека явится возможность приблизиться к этому состоянию, он должен пройти все перечисленные ступени пути раджа-йоги, должен своим терпением и настойчивостью преодолевать все препятствия, который будут возникать на его пути.
Есть много препятствий к достижению состояния самадхи. Горе, печаль, болезни, умственная неподвижность или лень, сомнения, хотя бы временное прекращение борьбы за достижение самадхи, ленивое состояние тела и ума, жажда земных вещей, ложное знание, неспособность сосредоточивать ум, неправильное дыхание, хотя бы временный переход на низшую ступень сравнительно с достигнутой, - все это останавливает человека. И, раз остановившись, снова пойти вперед гораздо труднее. Но всех этих препятствий легко избежать при условии правильных регулярных упражнений под руководством учителя йога. Если человек начнет практиковаться сам по себе без всяких указаний, кроме тех, которые даны в некоторых книгах, с ним могут произойти очень неприятные вещи, и он может сильно расстроить свою нервную систему и умственную деятельность. Но если у него есть опытный учитель, который будет направлять его и указывать способы преодоления всех препятствий и опасностей, то это не покажется ему трудным и он скоро достигнет своей цели и назначения. Некоторые из сил, развивающиеся у человека, благодаря практике дыхания и благодаря другим упражнениям, слишком сильны, чтобы ими мог пользоваться неопытный человек. Они не только могут повредить ему временно, но могут довести его до полного сумасшествия. Таких случаев было очень много среди людей, которые пытались практически изучать "раджа-йогу", без помощи настоящего "гуру", или духовного учителя.
Победив все препятствия на своем пути, человек почувствует в конце концов, что он приближается к цели, которую себе ставит раджа-йога. Когда им будет достигнута возможность сверхсознательного постижения, все сомнения для него навсегда прекратятся. Он будет в состоянии ответить сам на все вопросы относительно природы души, его искание истины на земле прекратится, он найдет настоящий путь к познанию истины, его ум будет очищен, душа будет освобождена от рабства, незнания и самообмана. Истинный йог никогда не может пасть жертвой соблазнов мира, и никогда его не отведет от его пути что бы то ни было земное. Вся вселенная будет ему казаться состоящей из одного божественного существа, и он всегда будет чувствовать свое тело и свой ум только орудиями всемогущей воли, проявляющейся в бесконечности форм. Достигнув таким образом духовной силы и просветления, он победит самого себя и станет господином природы даже в этой жизни.
"Только тот достигает счастья на земле, только тот побеждает мир, кто достигает возможно полной власти над своим умом и телом, чья душа спокойна, чьи глаза видят во всем божество, для кого все - одно божественное существо, которое есть бесконечность существования, знания и света".
Карма-йога
Одно из значений слова "йога", есть "правильность в работе". Чтобы сделать это значение более точным и определенным, к нему прибавляется санскритское слово "карма", которое происходит от корня "кри", что значить действовать. Взятое в буквальном смысле слово "карма" значит "действие" и относится ко всем действиям ума и тела. Где есть активность какого бы то ни было рода - там есть карма. Всякое действие человека и внутреннее, и внешнее есть карма.
Но мы знаем, что всякое действие вызывает противодействие. Ни одно действие нельзя отделить от результатов, ни одну причину нельзя отделить от следствия. Поэтому второе значение слова карма охватывает все противодействия, все реакции или результаты действия. Цепь причин и следствий, известная нам под названием закона причинности, так же называется "карма". Йоги учат, что всякое действие ума и тела управляется законом кармы или законом причинности. Мы подчинены этому закону и живем в этом мире с безначального прошлого, пожиная плоды наших собственных усилий и действий, как приятные, так и неприятные.
И когда дальше мы подумаем, что всякое действие оставляет свой отпечаток на душе, и что этот отпечаток является зерном нового действия, быть может, в далеком будущем, мы поймем третье значение слова карма. В этом смысле слово карма включает в себя соединенные результаты всех прежних действий, которые являются как бы семенами будущей деятельности. Поэтому характер человека, представляющий собою результат всего, что он раньше делал, и что с ним было в его предыдущих жизнях, также может быть назван кармой. В этом смысле будущая жизнь есть сумма или результат всех умственных и физических действий настоящей жизни.
"Карма-йога" есть та часть науки "йоги", которая рассматривает три рода идей, заключенных в слове карма, объясняет философию человеческой деятельности и дает методы, при помощи которых каждая индивидуальная душа может создать для себя выход из колеса причин и следствий, уйти от закона причинности, которыми мы все связаны, и достигнуть абсолютной свободы, которая есть высшая цель жизни. Это освобождение от колеса жизней может быть достигнуто только правильной деятельностью ума и сердца, о чем говорят нам в различных словах разные религии. Путь "карма-йоги", путь наиболее подходящий для тех, кто не принадлежит ни к какой вере, у кого нет в душе свойств, заставляющих других молиться или поклоняться какому-нибудь личному Богу.
"Карма-йога" учит, что причина страданий, горя, болезней и несчастья, ложащихся такими темными тенями на нашу земную жизнь, заключается в наших собственных действиях. Мы всегда пожинаем плоды того, что посеяли. Причины всего лежат в нас самих; мы не можем обвинять в наших страданиях ни наших родителей, ни злые силы, но должны смотреть внутрь самих себя, чтобы найти там источник того, что мы переживаем. Эта часть йоги описывает те формы деятельности, которые могут освободить человека, она объясняет тайные знания, которые разобьют его цепи, уничтожат его страдания, дадут ему свободу, мир и счастье, как на земле, так и после смерти. "Карма-йога" говорит нам, что всякое действие, совершаемое из желания результатов этого действия, привязывает душу к этому результату, и что поэтому всякое такое действие становится источником нового рабства. Тайна правильного труда или правильной деятельности, которой учит карма-йога, заключается в том, чтобы работать ради работы, а не ради результатов. Если этот принцип применять ко всем действиям нашей жизни, тогда всякая совершаемая нами работа будет помогать нашему движению по пути к последнему освобождению души. Кто делает свое дело, понимая эту тайну работы, тот становится совершенно не эгоистическим и доходит до сознания своего реального "Я", Бессмертного и Божественного.
Согласно "карма-йоге", истинное "Я" в нашем сознании принимает бесконечное разнообразие форм, и мы отождествляем его то с нашей волей, то с нашими желаниями Мы совершаем работу для достижения каких-нибудь целей и говорим, что этого хочет Я. Этим созданием какого-то единства со своим телом мы пытаемся обогатить это узкое ограниченное "Я" всем тем, что мы можем приобрести из "не-Я". Но это несовершенное знание себя или, вернее сказать, полное незнание себя есть причина эгоизма. Из эгоизма естественным путем получаются все желания и стремления к результатам, которые заставляют нас жить подобно рабам. Карма-йога показывает нам путь, при помощи которого человек может осознать свое истинное "Я", и расширением своего узкого земного "Я" может как бы включить в себя всю вселенную. Когда человек достигнет этого, он будет жить в мире, работая и действуя не из эгоистических мотивов, но стремясь к благу человечества. И при этом в свою работу он будет вкладывать столько же энергии и страстности, сколько он вкладывал бы в нее, если бы совершал ее для себя. Человек, понявший истинную природу отношений своего "Я" к миру, никогда не будет искать удобств, удовольствий и удовлетворения желаний своей маленькой личности, что теперь составляет цель всех его интересов и усилий. Он будет стремиться к благу всех и всего.
Поэтому всякий человек, кто хочет изучить карма-йогу, должен стараться ясно понять философию труда и должен помнить, что всякое действие тела и ума непременно будет иметь известные результаты, которые рано или поздно отразятся на делающем. Он должен помнить, что если в действие или в труд включается хотя бы малейшее желание результатов, это создает семя будущих действий подобного же рода. Человек должен ясно понимать, что всякое действие непременно создает противодействие. Если все действия человека будут в полной гармонии с моральными и физическими законами, которые управляют нашей жизнью, тогда и противодействия, отражаясь на дальнейшем, будут приносить ему только добро, мир, покой, здоровье и счастье; но если наоборот эти законы нарушаются, тогда и результаты будут очень дурные, будут создавать беспокойство, болезни, несчастья.
Человек, вступивший на путь карма-йоги, никогда не должен дурно думать о другом, потому что даже в мыслях попытки принести вред другому прежде всего приносят вред ему самому. Всякая мысль создает известного рода вибрации, которые как бы раскрывают наш ум для влияния других умов, находящихся в состоянии подобном нашему. Поэтому, если мы несем. в себе злую мысль, мы привлекаем к себе злые мысли других умов, и они влияют на нас, усиливают наше тяжелое душевное состояние, укрепляют нас в наших злых мыслях. Злыми мыслями мы не только раскрываем свой ум для влияния живущих на земле злых людей, но как бы приходим в соприкосновение со всеми злыми мыслями прошлого, со всем злом мира, сохраняющимся в астральной атмосфере. Обратные результаты получаются, если человек старается держать в уме добрые мысли. Тогда он привлекает к себе подобные же мысли других и все добро мира. Это объясняет, почему злой человек или совершающий злое дело с каждым днем становится все хуже и хуже, а добрый человек становится все лучше и лучше. Последователь карма-йоги поймет, что во всей вселенной есть только одно Существо или Дух во всех живых существах; он сознает право всех на жизнь и никогда не будет в состоянии нанести кому-нибудь вред, даже мысленно. Такой йог делается совершенно неэгоистичным и его влияние на мир становится необыкновенно светлым.
Кто желает практиковать "карма-йогу", тот должен прежде всего перестать стремиться к каким бы то ни было плодам своей работы, должен научиться работать ради работы, держа в уме идею, что своей работой он платит долг своим родителям, обществу, стране и всему человечеству. Он должен сознавать, что перед ним поставлена задача, которую он выполняет совсем не ради награды или результатов, вложенных в самую работу, а просто ради того, чтобы достигнуть опыта и раскрыть свои скрытые силы и способности. Истинный последователь "карма-йоги", кроме того, сознает, что во всех действиях обыденной жизни действует не его истинное "Я". Он понимает, что всякая умственная и физическая деятельность есть просто результат действия сил природы. Поэтому он никогда не скажет, что какая-нибудь работа хорошо или плохо совершена его истинным "Я". Он заставляет свой ум, свой интеллект, свое чувственное восприятие работать непрерывно, но в своей душе он все время помнит, что это действует не он, что он является только как бы свидетелем всей этой работы, что он только познающее лицо, а не действующее. Глубоко отдаваясь этим идеям, он освобождает себя от закона кармы, освобождает себя от обратного влияния результатов своих собственных действий, заново связывающих обыкновенных людей. Он совершенно не обращает никакого внимания на успех или неуспех в своей жизни. Он старается делать лучшее, что он может, старается вкладывать во все усилия столько энергии, сколько в нем есть. Но, исполняя свой долг до последней возможности, он не огорчается, если видит неудачу, и только говорит себе, что он сделал все, что мог, при данных обстоятельствах, и сохраняет при этом полное спокойствие и мир души и ума, даже перед лицом поражения.
Цель "карма-йоги" заключается в том, чтобы научить человека жить и действовать в мире, как господин, а не как раб. Обыкновенные смертные беспрекословно повинуются своим желаниям и страстям, следуя за ними и подчиняясь им. У них нет никаких вопросов и нет способности отличать реальное от нереального. Но тот, кто избирает путь "карма - йоги", стремится к абсолютному контролю над своими желаниями и страстями, стремится управлять силами, проявляющимися через эти источники и направлять их к высшему идеалу жизни, к освобождению души.
Исполняя все обязанности жизни, последователь карма-йоги делает все из любви к людям и ко всему миру. Эта любовь является единственным мотивом всех действий его ума и тела. И что бы он ни делал, он всегда делает это в силу любви. Он понимает, что чувство долга есть цепи, но что работа, совершенная из чувства любви, освобождает душу, приносит ей мир и покой и в результате достижение счастья.
Все великие духовные вожди мира были последователями "карма-йоги". Они действовали для человечества из любви к нему и показывали на себе, как на примере, что правильная деятельность может освободить человека. Будда не проповедовал никакого поклонения личному Богу, но наоборот утверждал истину, что люди не верящие в личного Бога и не чувствующие стремления поклоняться ему, могут достигнуть высшей цели всех религий, следуя путем "карма-йоги".
Бхакти-йога
"Бхакти-йога" учит, что конечная цель всех религий может быть достигнута путем любви и поклонения личному Богу, Который есть Творец всей феноменальной вселенной и сил, управляющих ею. Эта форма йоги ведет к тому же самому, к чему ведут и другие, но она особенно подходит для людей, у которых сильно развито чувство любви и благоговения. Она предназначена для людей склонных к поклонению, благочестивых и набожных, сознающих свою собственную слабость перед лицом Всевышнего и стремящихся преклониться перед Ним, ощущая Его вне себя.
Эти люди прибегают к Высшему Существу, просят Его помощи и молятся о прощении грехов, совершенных вследствие незнания великих и духовных законов, управляющих нашей жизнью. Все дуалистические религиозные системы, подобно христианству, иудаизму, магометанству, проводящие идею поклонения личному Богу, сознательно или бессознательно проповедуют бхакти-йогу и направляют своих последователей по этому пути.
Слово "бхакти" значит "благоговейное поклонение", преданность, a йога в этом случае значит единение индивидуальной души с Богом. Из этого вытекает, что "6хакти-йога" есть метод благоговейного отношения, при помощи которого достигается истинное общение души с Высшим Божеством. Эта форма йоги показывает, какой род преданности и любви к Богу лучше всего приведет душу в наиболее близкое отношение к божественному существу. Она объясняет, как обыкновенные чувства человеческого сердца, если их направить к Богу, могут стать средством достижения духовного единства человеческого сознания с душой вселенной. "Раджа-йога" говорит нам, что желания, страсти, любовь, ненависть, гордость, гнев должны быть абсолютно побеждены, прежде чем может быть достигнуто внутреннее совершенство. Человек, изучающий "раджа-йогу", должен не только непрерывно следить за своим умом, но должен также постоянно практиковать восемь ступеней, описанных выше, если он хочет достигнуть своего высшего идеала. Бхакти-йога учит иначе. Мы узнаем из нее, что все желания и страсти, как добрые, так и злые, могут быть направлены к Богу, тогда вместо того, чтобы привязывать душу к мирским вещам и к земным отношениям, они делаются средством достижения божественного сознания и абсолютного освобождения от эгоизма и злобы.
Последователь "бхакти-йоги" должен, насколько возможно ближе, чувствовать Бога к своей душе и смотреть на Него не только как на властителя вселенной, но относиться к Нему как к самому близкому существу, как к отцу, к матери, брату, сестре, другу или к ребенку. Даже ту любовь, которая существует между мужем и женой, человек может развить в своем сердце по отношению к Богу. Такой человек, любящий Бога, чувствует себя как бы опьяненным вином божественной любви, и когда все сердце и душа бхакти-йога отданы Богу, он чувствует себя как бы уносимым горячим потоком, который преодолевает все препятствия, смывает все горе и выливается в океан Божества. Когда человек полон такими чувствами, для него нет в мире вещей, влекущих его к себе, у него нет никаких других мыслей, других желаний, других слов, нет ничего, кроме того, что он любит больше всего Вездесущего Божества. Он всецело отдается ему и отдает свою волю в руки Всемогущего. Он трудится, совершенно не думая о результатах действий своего тела и ума, трудится только для того, чтобы доставить удовольствие своему возлюбленному. Мотивом его действий является одна любовь, и при помощи этой любви он разбивает и сбрасывает с себя цепи эгоизма, выходит из закона кармы и делается свободным. Таким образом, истинный бхакти-йог, всегда находясь в гармонии с бесконечным, теряет чувство "Я", перестает говорить мой, мне, а вместо этого говорит ты, твое желание, твоя воля.
"Бхакти-йог" никогда не забывает своего отношения к Возлюбленному. Его ум концентрирован и направлен в одну точку. Поэтому медитация делается очень легкой для него. Истинное благоговение или непрерывная память о божественных идеалах сама собой ведет его к непрерывной медитации и в результате непременно приводит душу в состояние самадхи, где душа ощущает Бога и сливается с ним без помехи земных мыслей, чувств, идей и ощущений. Становясь как бы мертвой для чувственных феноменов, душа живет на духовной плоскости, на плоскости божественного сознания. Куда бы такой йог ни бросил свой взгляд, он видит везде присутствие Божества, и во все моменты своей жизни наслаждается безграничным миром и счастьем. В силу этих причин бхакти-йога считается самой легкой из всех. То, чего раджа-йога достигает годами медленной практики и упражнений, "бхакта" совершает в очень короткое время, отдаваясь своей любви и преданности к Богу. То, что карма-йог находит трудным, почти неисполнимым, бхакти достигает сразу, отдавая плоды всего своего труда и всей своей деятельности Божественному источнику всей деятельности и цели всех стремлений.
"Бхакти-йога" имеет две степени. Первая ступень называется "гауни" или приготовительной и включает в себя предварительную практику. Вторая называется "пара" и есть состояние высшей любви и благоговения. Начинающий бхакти-йог должен сначала приготовить свое сердце, очистив его от привязанности ко всему земному, к чувственному восприятию, затем, возбудив в нем горячее желание видеть Бога, ощущать Бога, идти к источнику всего знания и достигнуть совершенства и божественного сознания в этой жизни. Он должен быть абсолютно скромен и серьёзен в своих стремлениях. Он должен искать общения с такими же истинно верующими и любящими Бога людьми, жизнь которых чиста, непорочна, и которые отказались от всех мирских отношений и связей и осуществили в этой жизни те истинные отношения и истинные связи, которая каждая индивидуальная душа имеет к Вездесущему Духу. Если он будет настолько счастлив, что встретит настоящего бхакти-йога, он получит от него зерно той пламенной эмоции, которая даст в его сердце пышные побеги и отростки. Строго исполняя данные ему наставления, заботливо следя за тем, чтобы не умерло это семя, брошенное в его душу, давая ему созреть и принести плоды, человек достигнет понимания божественной любви. Прежде всего он должен обладать уважением, любовью и почтением к своему учителю, который открывает его духовные глаза и будит его духовные силы. Когда эти силы начнут действовать, душа проснется от глубокого сна незнания и самообмана.
Гуру или духовный учитель, зная природные наклонности своего ученика, будет советовать ему смотреть на Бога так же, как на Учителя или как на Отца, показывая таким образом ученику способ установить наиболее близкие отношения к Богу. И ученик должен стараться исполнять волю Высшего Существа, смотря на Него, как на существо родное, близкое себе. На этой стадии развития символы, ритуалы, церемонии могут очень много говорить его уму. Он может также повторять имя Бога, которое будет означать особый аспект Божества, выражающий то отношение Бога к индивидуальной душе, которое человек носит в своем сердце. Постоянное повторение этого Имени поможет уму неофита концентрировать свою мысль на Божественном Существе. В течение этого времени он должен избегать тех мест общения и развлечений, которые заставили бы его забыть избранный им идеал. Он должен жить целомудренной, чистой жизнью, стараясь постоянно различать истинное от ложного и стараясь овладевать своими страстями и желаниями, направляя их к Богу. Если он склонен сердиться, он должен сердиться на себя за то, что он еще не достиг своего идеала. Если он склонен к ненависти, он должен ненавидеть свою греховную природу за то, что она преграждает ему путь к истинам бхакти-йоги, мешает ему помнить о его Возлюбленном. Таким образом ему постоянно приходится направлять все даже отрицательные стороны своего характера к положительному идеалу и достигать полного контроля над своей низшей природой.
Путник, идущий по пути бхакти-йоги, должен соблюдать чистоту тела и ума, должен быть правдивым, вести простую жизнь, не наносить вреда ни одному живому существу ни мысленно, ни на деле, он не должен убивать никаких животных для пищи, не должен желать того, что ему не принадлежит. Он должен очень строго исполнять законы нормальной жизни, ведущей к сохранению физического здоровья, должен помнить о всем том, что делает его физически сильным и крепким, точно так же, как ни на одну минуту не должен забывать моральных законов, нарушение которых ослабляет душу и ум.
Пока такой человек думает о Боге, представляя его себе в форме, и верит в то, что Бог находится вне его собственной души и вне вселенной, он очевидно нуждается в этом, и он будет создавать себе умственные картины Бога и поклоняться божественным идеалам в этой форме или он будет иметь перед собой символическую фигуру, подобную кресту, которая будет напоминать ему, в момент молитвенного настроения, о его идеале. Но истинный бхакти-йог никогда не должен смешивать формы или символические фигуры с истинным идеалом. Раз начнется такая ошибка, то она, означая духовное вырождение и религиозное невежество, выражается в форме сектантства, ханжества и фанатизма.
И непрерывно, по мере того, как бхакти-йог приближается к Богу, он поднимается над дуалистическим пониманием и реализует, что его Возлюбленный не только превосходит природу, но существует в самой природе, что природа есть как бы Его тело, что Он живет везде, что Он есть душа всех душ, жизнь всех жизней, что Он есть то Целое, которое мы реализуем всегда только в Его частях. Ощущая все это, бхакти-йог достигнет такого состояния, в котором ему перестанут быть нужными идеи дуализма. Он будет знать тогда, что от самого маленького насекомого до человека все живые существа относятся к "Ишваре" * как часть относится к целому. Поэтому он не будет в состоянии ни убивать, ни наносить вред какому-нибудь живому существу. Понимая, что все, составляющее часть, принадлежите целому, он искренно скажет: "все мое - Твое", и с этого момента в душе йога начнет царить абсолютное самоотречение, и он отдает себя воле "Ишвары", и может сказать в глубине своего сердца: "Да будет воля Твоя". И никогда после он не забудет, что его душа составляет часть "Ишвары". Его отношение к Божеству с этого момента будет состоять в том, что он непрерывно будет помнить о том, что отдал себя в руки Божества, как бы растворился в нем, и в своем благоговейно-молитвенном состоянии он будет необыкновенно живо представлять себя растворенным в Божестве. Что бы он ни делал, что бы он ни создавал своим умом или чувствами, каждое действие будет поклонением Божественному Целому, потому что с этого момента он будет ясно сознавать, что больше не обладает никакими силами, кроме сил, являющихся отражением Бога. Тогда, что бы он ни делал, весь ход жизни станет для него молитвой, и все существование такого бхакти-йога будет как бы непрерывным поклонением Божеству. Его сердце очистится, и всякий эгоизм в нем исчезнет.