На стоянке Стрелка близ Нижнего Тагила в Горбуновском торфянике найдены прекрасные изделия из дерева, видимо, распространенные на Урале в неолитическое время. Это полозья нарт, весла (значит, были и лодки), ковши с ручками в виде птичьих голов, сосуды, видимо, ритуальные, в виде фигурки лося и др. Особенно следует подчеркнуть значение находки лыж: ведь они делали возможной охоту, составлявшую главное занятие населения и зимой. К середине III—началу II тысячелетий до н. э. относятся неолитические поселения Северной Оби, похожие на уральские. Они расположены в приозерьях, обычно на мысах. Жилищами служили огромные землянки, площадью иногда до 600 к в. м. Обычны оббитые и шлифованные долота, ножи, стрелы, позже топоры. Главным занятием было рыболовство. Сосуды первоначально яйцевидные, позднее — плоскодонные. На р. Томи известны наскальные рисунки, изображающие приседающих в танце человечков, а также медведя, волка, журавля, уток и других животных.
Неолит Прибайкалья делят на три культуры. Наиболее ранняя из них представлена могильниками исаковского типа IV — начала III тысячелетия до н. э. Исаковские погребения встречаются небольшими группами по 5—6 могил. В кремневой индустрии наблюдаются палеолитические традиции — здесь обычно большие каменные скребла. Микролиты часто использовались как наконечники копий. Некоторые предметы сделаны из ископаемой мамонтовой кости. Украшения делали из костей и зубов диких животных. Сосуды полуяйцевидные. В могилах обычен охотничий инвентарь — копья, луки, колчаны, стрелы, ножи. Преобладала охота на таежного зверя, некоторое значение имело рыболовство.
Поселения и могильники серовской культуры относятся к III тысячелетию до н. э. Обработка камня, кости, изготовление посуды достигло большого совершенства. Вслед за полированием камня, появившимся еще в исаковское время, стало обычным и сверление. Широко распространились изделия из зеленого нефрита. Одежда шилась из шкур, найдены шилья и иглы в костяных футлярах. В могилах обычны копья, луки, стрелы и кинжалы. Замечателен серовский лук, упругость которого была увеличена роговыми накладками. Такой лук посылал стрелу дальше и с большей силой, чем лук без накладок. В хозяйстве преобладала охота, подчиненное значение имело рыболовство. Рыбу ловили сетями и с помощью искусственной приманки — натуралистично сделанных каменных рыб. Использовались также гарпуны и рыболовные крючки. Население этого времени совершало перекочевки, по селений серовской культуры открыто много. Женщины были равноправными членами коллектива, имущественное равенство не поколеблено. В женских погребениях, как и в мужских, находят луки, стрелы, копья, тесла.
Название третьей культуры ангарского (или прибайкальского) неолита дал китойский могильник (середина III — начало II тысячелетий до н. э.). Могилы заключают костяки, посыпанные охрой. При погребенных находят многочисленные рыболовные крючки. Рыбу ловили не только крючками, были и сети. Серовских луков уже нет. Рыболовство главенствует. Часты тесла и ножи из зеленого нефрита. В китойских могильниках впервые можно отметить неоднородность погребений по количеству и качеству инвентаря. Изредка встречаются особенно богатые погребения. Бедные захоронения обычно находятся на периферии кладбища. Все это свидетельствует о зарождении неравенства внутри рода. В одном могильнике найдено скульптурное изображение головы мужчины с бородой и косой, возможно предка или военачальника. Нефрит, которым богато Прибайкалье, был основой богатства местных племен — этот камень и изделия из него широко распространились в результате обмена. В женских погребениях по-прежнему обычно оружие — род был еще материнский.
В то время, когда в Прибайкалье господствовала неолитическая техника, некоторые племена уже открыли металлургию. В неолите все более заметной становится неравномерность развития хозяйства и культуры отдельных районов, начавшаяся в палеолите. Некоторые районы в силу ряда причин уходят в своем развитии вперед, здесь скорее приходят к обработке металла, к крупным социальным изменениям. В других же районах в то же самое время господствует еще неолитическое хозяйство. Неолитические культуры лесной полосы Восточной Европы сохраняли свой отсталый облик вплоть до I тысячелетия до н. э., культуры Сибири — еще дольше.
Естественно, что в то время, когда в земледельческих странах уже появилась легенда об умирающем и воскресающем боге, верования и обряды в лесной полосе определялись охотничье-рыболовецким хозяйством. Они реально воплотились в произведения неолитического искусства, дошедшие до нас.
К этой эпохе относятся многочисленные наскальные изображения и скульптуры (мелкая пластика), изображающие животных и людей. Некоторые из них лишь незначительно отличаются от произведений палеолитического и мезолитического искусства. Преобладали старые традиции, хотя можно отметить и влияние передовых областей.
В лесной полосе Евразии отмечают несколько очагов неолитического искусства. Первый очаг охватывает север Восточно-Европейской равнины. На береговых гранитных скалах Онежского озера и берегах р. Выг и у г. Беломорска точечной техникой выбиты силуэтные изображения людей, лосей, лодок, солярных знаков и пр. Одни лодки коротки и широки, другие — узкие и длинные речные суда. Часты сцены охоты, из которых выделяется охота на белух с лодок с гарпуном. Имеются изображения сражений. В наскальных рисунках Белого моря есть древнейшие изображения лыжников. Наиболее ранние из наскальных изображений находятся в урочище Бесовы Следки, они датируются III тысячелетием до н. э.
Наряду с монументальным искусством в этом же районе следует отметить мелкую пластику, к которой относится скульптур» из Оленеостровского могильника, например резная, в виде головы лося, рукоять кинжала, фигурки людей. На стоянках Сарнате и Модлона сохранились деревянные скульптуры.
Второй очаг расположен на Урале. Здесь тоже есть наскальные изображения, но нанесенные краской. Изображены лоси, птицы, люди, солярные знаки. Рисунки контурные, а не силуэтные, и их сопровождают комбинации орнамента. Кремневые фигурки здесь редки, а деревянная скульптура хорошо известна благодаря находкам в торфяниках, где найдены огромные грубые идолы и изящные деревянные сосуды в виде птиц и животных (Шигирский и Горбуновский торфяники.
Третий очаг находится в Сибири: на Среднем Енисее, Ангаре и Верхней Лене. Там в поздненеолитическое время делали каменные фигурки рыб и наскальные рисунки с теми же сюжетами. Одни выполнены краской, другие — гравировкой. Композиций и фигур людей здесь меньше.
Но и для неолитического времени обычны области, где росписи и скульптура отсутствуют. Вероятно, что искусство здесь приняло иные формы, например отразилось в росписи сосудов, что нам хорошо известно, или в вышивках одежды, что удается проследить крайне редко.
Считают, что возникновение росписей или статуэток отражает представления о полезности данного действия для общества, т. е. искусство по-прежнему теснейшим образом связано с магией, с производственной деятельностью людей. «Картинные галереи» под открытым небом, видимо, играли роль святилищ.
Все эти изображения не одновременны. Наиболее позднему этапу развития неолитического искусства принадлежат, видимо, сюжеты с солярными и лунарными знаками, а также с фантастическими животными, пожирающими солнце, которые встречаются на прибрежных скалах Онежского озера. Подобные изображения появляются в других местах уже в эпоху бронзы как отражение скотоводческих и земледельческих культов. Существует предположение о заимствовании северными племенами идеологических представлений с юга, но такой процесс вряд ли был возможен при различии экономической основы охотничье-рыболовецкого севера и скотоводческо-земледельческого юга. Думают, что возникновение на Онежском озере культа солнца и луны тоже вытекало из экономической базы общества. Ведь северяне должны были рано научиться ориентироваться в таком большом озере во время охоты и рыбной ловли. Отсюда может проистекать космический культ.
Неолит завершил каменный век и подвел человечество к порогу новой эпохи. Неолит был временем становления и начала распространения производящего хозяйства. Создаются предпосылки для возникновения металлургии, тесно связанной с производящими отраслями хозяйства.
Техника обработки камня достигла чрезвычайно высокого развития и в дальнейшем дополняется лишь некоторыми, хотя и важными, но уже не меняющими его. общего характера приемами. Появляется глиняная посуда, значительно расширившая хозяйственные возможности человека. Глиняные горшки были необходимы не только как кухонный инвентарь, но и как хранилища продуктов, а в некоторых случаях и как тара при их транспортировке. Люди изобрели ткачество, стали носить удобную тканую одежду и употреблять ткани в хозяйстве.
Развиваются представления об окружающей среде, в том числе о небесных светилах.
Достигает зенита родовой строй, который в дальнейшем уже будет клониться к закату, накапливать предпосылки разложения.
РАЗДЕЛ II БРОНЗОВЫЙ ВЕК
ГЛАВА 5 ЭНЕОЛИТ
Неолит исчерпал возможности принципиального улучшения каменных орудий. В бронзовом веке хотя и появляются некоторые новые приемы обработки камня, все же с появлением металлургии камень потерял значение единственного сырья для изготовления наиболее важных орудий. Будущее открывалось перед металлом, а камень уходил в прошлое.
В изучении истории появления металла с самого начала немалая роль принадлежит методам естественных наук, когда было открыто, что древнейшие металлические орудия были сделаны именно из меди без искусственных примесей. Но только недавно в число этих методов были включены приемы металлографические, причем металлографическому анализу были подвергнуты многочисленные серии древнейших металических изделий. Это дало весьма ощутимые научные результаты. Прежде всего оказалось неверным господствовавшее предположение о коренном различии ранней и развитой металлургии, т. е. металлургия меди оказалась частью металлургии бронзы. Поэтому эпоху, когда появлялись орудия из меди, следует считать первым этапом бронзового века.
Первый период эпохи металла называют энеолитом. Это слово состоит из латинского энеус — медь и греческого литое — камень. Некоторые предпочитают термин «халколит», где обе составные части взяты из греческого языка. В обоих случаях термин переводится как меднокаменный век. Этим хотели подчеркнуть, что в энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные. Это действительно так: даже в развитом бронзовом веке продолжают производить многочисленные орудия из камня. Из него делали ножи, стрелы, скребки для обработки шкур, вкладыши серпов, топоры и многие другие орудия. Время преобладания металлических инструментов было еще впереди.
Не может считаться решенным вопрос о месте возникновения древнейшей металлургии. Одни полагают, что она возникла во многих местах примерно в одно и то же время, другие — что был единый центр, откуда новое открытие распространилось по всем странам, где была возможна металлургия. Ведь металлургия не могла бы возникнуть в стране, где не было природных запасов меди, самородной или в руде. Если же взглянуть на карту распространения медных руд, то можно увидеть, что мест, где имеются такие запасы, крайне мало. Следует также отметить, что медные руды залегают в основном в горных районах. Один из таких районов примыкал к ареалу древних переднеазиатских цивилизаций, заходя в наше Закавказье. Считают, что переднеазиатский металл проникал на Балканы, а оттуда достигал правобережья Днепра. На территории Восточной Европы можно указать лишь уральскую и карпатскую меднорудные зоны; в Азиатской части — Тянь-Шань и Алтай.
Различают четыре этапа развития металлургии. На первом этапе медь принимали за разновидность камня и обрабатывали ее как камень — техникой двусторонней оббивки. Это было начало холодной ковки. Сравнительно скоро узнали преимущество ковки нагретого металла.
Каким образом открыли металл, можно только догадываться. Не исключено, что человека привлек красный цвет самородной меди, недаром из нее раньше всего выковывают украшения. Некоторые разновидности медных руд в природе также красивы, например малахит, из которого сначала делали украшения, а потом стали использовать как медную руду. Может быть случай, когда изделия из самородной меди попали в огонь, расплавились а при остывании приняли новую форму, привел к открытию плавления меди. Археологи-металловеды напоминают по этому поводу слова Л. Пастера, что случай помогает подготовленному уму. Как бы то ни было, плавление самородной меди и отливка простых изделий в открытые формы составляет содержание второго этапа открытия древней металлургии. Он подготовил следующий, наиболее важный этап, который знаменуется выплавкой меди из руд. Открытие выплавки датируют VI тысячелетием до н. э. Считают, что оно произошло в Передней Азии.
Наконец, четвертый этап соответствует уже той эпохе, которую называют бронзовым веком в узком смысле слова. На этом этапе изобретают искусственные сплавы на медной основе, т. е. бронзы.
Древние рудники хотя и редки, но все же известны археологам и, сколько возможно, изучены. Месторождения меди, видимо, открывали по внешним признакам — они выдают себя, например, выступающими на поверхности земли зелеными пятнами окислов. Такие признаки древние рудокопы несомненно знали. Однако не всякая медная руда была пригодна для выплавки меди. Для этого не годились сульфидные руды, так как древний металлург не умел отделить медь от серы. В дело шли так называемые окисленные руды, в использовании которых тоже существует трудность: в большинстве они перекрыты мощными залежами бурой железной руды. Это еще более сужало круг и без того редких меднорудных залежей. В тех местах, где не было высококачественных руд, использовали небогатые медистые песчаники, например на Среднем Поволжье, но это было позже.
Руды, если было возможно, разрабатывали открытой ямой, как, например, на Бакр-Узяке в Северном Казахстане (Бакр-Узяк по-башкирски — Медный Лог), Древний карьер Еленовского месторождения на речке Киимбай, как оказалось, снабжал медью огромную территорию вплоть до Дона. На Алтае известен Белоусовский рудник. В нем найден скелет рудокопа с кожаным мешком, в котором была руда. При добыче руды использовались каменные молоты, которые встречаются в таких рудниках. Подобные находки очень редки, но они свидетельствуют, что глубокие разработки рудных месторождений существовали еще в бронзовом веке.
Установлено, что применять металл первыми начали, как правило, племена, основу хозяйства которых составляло земледелие или скотоводство, т. е. производящие отрасли. Это вполне согласуется с активным характером деятельности металлурга. Металлургия в известном смысле может рассматриваться как отрасль производящего хозяйства.
Древнейшие в мире металлические вещи найдены при раскопках в Чатал-Уюке (Анатолия). Они датируются рубежом VII— VI тысячелетий до н. э. В Двуречье металл узнали в VI тысячелетии, в Египте — вV тысячелетии. На территории СССР древнейшие находки датируются V—IV тысячелетиями до н. э.
Еще недавно считали, что мягкая от природы медь не выдерживала соперничества с камнем, и полагали, что в этом причина малой распространенности медных орудий. Действительно, медное лезвие в работе тупится, но каменное выкрашивается Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Опыты, проделанные в специальной археологической лаборатории показали, что производственные процессы, выполненные параллельно инструментами из обоих материалов, быстрее завершались медными орудиями, несмотря на их мягкость Следовательно, малая распространенность медных орудий объясняется не их плохими рабочими качествами, а редкостью самого металла, высокой стоимостью меди. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие колющие и режущие орудия — ножи, шилья. Топоры и другие орудия ударного действия не делали еще и потому, что не знали упрочняющего действия наклепа (проковки).
Открытие металла способствовало раз витию обмена между удаленными странами: ведь производить медь могли только там, где имелись медные руды Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества изобретается колесо. В эту эпоху, открывающую бронзовый век, широко распространяется земледелие, которое у ряда племен становится основной формой хозяйства. Оно господствует на огромной территории от Египта до Китая. Это земледелие в основном мотыжное, но уже тогда начинает развиваться и подсечное земледелие невозможное без металлического топора. Главное содержание прогресса в энеолите — изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг, а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования.
В южных областях Туркмении продолжа ло развиваться земледельческое хозяйство. Кроме территории джейтунской культуры, занимавшей юго-запад Туркмении, в V— IV тысячелетиях до н. э. земледелие охватило и ее юго-восток, т. е.была освоена вся территория, пригодная для этого вида хозяйства. История этой сравнительно небольшой и узкой полосы, зажатой между Копет-Дагом и Каракумами, оказала большое влияние на всю последующую историю среднеазиатских племен.
Остальную часть Средней Азии занимали охотничье-рыболовецкие племена, в частности кельтеминарской неолитической культуры. Их связи с югом были вначале эпизодические, но впоследствии стали постоянными, что повлияло на распространение уже в бронзовом веке производящих форм хозяйства.
Энеолитические племена Средней Азии называют анаускими, по остаткам поселения у аула Анау, рядом с Ашхабадом. Наибольшее и важнейшее энеолитическое поселение — Намазга-тепе у ст. Каахка. Термином «тепе» называют холмы, иногда огромные, состоящие из культурных напластований. Здесь некогда существовали поселения с глинобитными домами. Когда такие дома разрушались, люди не разбирали их, а выравнивали площадку и строили на ней дом. Поэтому уровень почвы здесь быстро повышался и образовывался холм. Тепе характерны не только для Средней Азии, но и для других районов глинобитного строительства, где люди долго жили на одном месте, например для Месопотамии, Кавказа. Наслоения Намазга-тепе образовали холм высотой в 32 м. Его напластования делят на шесть слоев, нумерация которых идет снизу вверх: внизу лежит первый слой, вверху — шестой. Для характеристики культуры привлекаются материалы многих поселений того же типа.
Первый слой, или Намазга-I, относится к концу V — началу IV тысячелетия до н. э. Существовавшее здесь поселение наследовало и развивало традиции неолитической культуры Джейтуна. Земледельческое хозяйство в нем несомненно. Скотоводство вытесняет охоту, встречаются кости коровы, свиньи и козы. Глиняные пряслица становятся обычной находкой почти на каждом поселении. Находят первые медные вещи — украшения, ножи, шилья, иглы, есть даже плоское тесло. Металлографический анализ показывает, что эта медь не самородная, а выплавленная из руд. Но первый этап металлургии здесь не прослеживается. Видимо, эта медь была привозной. Очень важно, что племена анауской культуры знали отжиг — нагревание после холодной ковки для снятия межкристаллических напряжений, делавших металл хрупким. На рубеже V и IV тысячелетий становятся известны предметы, полученные литьем вдвусторонней форме, но нет уверенности, что они изготовлены здесь, на месте, а не привезены.
Техника земледелия прежняя — лиманное орошение и мотыжная обработка. Обрабатываемая площадь растет. Поля засевали ячменем и пшеницей. Дома сложены не из глиняных блоков, а из сырцового кирпича (высушенного на солнце). Так на территории СССР появляется кирпич. Дома в большинстве все еще однокомнатные. Рядом с домами расположены амбары и другие хозяйственные постройки.
Появляются весьма крупные поселки (например, Намазга-тепе) площадью свыше 10 га. Сосуды плоскодонные и расписаны краской. На верхней части сосудов изображались криволинейные треугольники и ромбы. Роспись на большой территории сходна, что говорит о единстве культуры.
Намазга-П относится к IV тысячелетию до н. э. На ручьях и небольших реках появились подпорные плотины — первый шаг к поливному земледелию. Медные изделия литые, часто крупные: пробойники, ножи, топоры, копья. Меди стало больше, а каменных орудий — меньше. Есть каменные вкладыши серпов, стрелы, зернотерки, ступки, булавы. Глиняные миски, чашки, кувшинчики обжигались в специальных печах, открытых раскопками. Роспись сосудов восточной территории анауской культуры одноцветна, а западной — многоцветна. В росписи преобладают треугольники, ромбы, иногда встречаются изображения козлов и человеческие фигурки.
Из поселений лучше всего изучены небольшие. Они еще примитивны и близки джейтунским, но уже несколько подняты над окружающей местностью благодаря образовавшимся наслоениям. Дома по-прежнему однокомнатные, с плоскими крышами. Поселок был окружен стеной, сделанной из сырцового кирпича. В центре поселка находился обширный дом, стены которого расписаны в два цвета. В доме помещался очаг-жертвенник. Это было родовое святилище и место собраний рода. Почиталась богиня-мать. Обычны статуэтки широкобедрых и полногрудых женщин.
Толщина напластований слоев Намазга-I и Намазга-II составляет 8 м. Слой Намазга-III имеет переходный характер. Медные вещи становятся большими. Найден медный меч с загнутой рукоятью — характерная ранняя форма. Наконечники стрел оставались каменными. Многочисленны бусы из кости и камня, в том числе халцедоновые. Найдены глиняные колеса моделей реально существовавших повозок, что вероятно отражает существование упряжных животных. Применение тяглового скота должно было значительно повысить производительность земледелия.
В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. территория поселения Намазга-тепе выросла до 100 га. Поселки состояли из больших многокомнатных домов, разделенных узкими улочками. В каждом доме имелось до 15 комнат, в том числе склады, закрома. Возле домов размещались большие хозяйственные дворы. Такой дом занимала родовая община — провозвестница начала распада родового строя. Наряду с женскими статуэтками встречаются мужские. Совершенствуется роспись сосудов. Помимо сложных геометрических рисунков изображаются козлы, барсы, птицы, иногда люди. Орлы и барсы — это мотивы одновременных иранских керамических росписей, появление которых, возможно, объясняется проникновением в Среднюю Азию населения из Ирана. В свою очередь, анауская роспись на сосудах известна и в Пакистане. В среднеазиатском энеолите иногда встречаются гробницы с ложными сводами, что объясняют влиянием Месопотамии.
Период Намазга-III заканчивается в середине III тысячелетия до н.э.
Вопрос о происхождении энеолитической культуры Закавказья пока не вполне ясен. В Закавказье нигде не обнаружены металлические изделия, относящиеся к первым шагам производства меди. Металлургия там появляется сразу развитой. Полагают, что она принесена каким-то населением из Передней Азии или Анатолии. Культура пришлого населения наложилась на местную неолитическую культуру.
Территория знеолитической культуры Закавказья охватывала его центральную часть, достигая Черного моря и Дагестана, а на юге — озера Ван. Поселки располагаются в долинах рек и лишь очень редко — на возвышенных местах. Близость к рекам, к местам с увлажненной почвой объясняется земледельческим характером хозяйства. Земледелие доказывается находками землеобрабатывающих орудий — каменных и костяных мотыг, зернотерок, вкладышей серпов, наконец, зерновыми ямами у жилищ. Кроме ячменя и пшеницы разводили виноград. На трех поселках отмечены следы искусственных рвов, вероятно, оросительного назначения, как это можно заключить по иловым отложениям на их дне. Придомное скотоводство было подсобным видом хозяйства; в стаде преобладал крупный рогатый скот. Второстепенное значение имела охота. Часты находки шариков для пращей.
Поселки обитались длительное время, и на них образовался культурный слой. Так, на одном из главных памятников закавказского энеолита Кюль-тепе (у Нахичевани) мощность нижних энеолитических слоев составляет 8 м, а над ними расположена еще девятиметровая толща слоев бронзы. Дома на поселениях глинобитные или из сырцового кирпича, круглые, с конической крышей, с очагом у самой стены. Все они однокомнатные, небольшие.
Керамика в бассейне р. Куры грубая, с нарезным или налепным орнаментом, а в бассейне Аракса более совершенная, горшки желтые, часто лощеные, иногда с росписью.
Наряду с многочисленными кремневыми орудиями, обычно микролитического облика, производились различные изделия из кости и рога. Медные предметы, мелкие кованые бусы, шилья, ножи встречаются редко.
В религиозных представлениях значительную роль играл культ богини плодородия, которому соответствуют находки статуэток женщин и животных, а также символические изображения женской груди. На поселениях иногда встречаются кладбища, могилы которых содержат как отдельные, так и коллективные (до четырех человек) захоронения.
Ряд предметов позволяет утверждать их переднеазиатское происхождение. В Закавказье они пришли в обмен на местные изделия и сырье, например на обсидиан, имеющийся на Кавказе и встречающийся в археологических памятниках Передней Азии. В Закавказье привозили расписную посуду, печати, бирюзу, а иногда и изделия из металла. Южный Кавказ оказывается втянутым в орбиту влияния древневосточных цивилизаций.
Большой земледельческий очаг возник в IV тысячелетии до н. э. на территории Молдавии и Правобережной Украины. По поселению у с. Триполье близ Киева эта культура была названа трипольской. Ее территория выходит за пределы СССР в Румынию. Трипольскую культуру считают результатом синтеза племен. Она формировалась на основе местных неолитических культур, среди которых имелись племена с зачатками производящего хозяйства, каковы, например, некоторые варианты бугоднестровской культуры. Другим компонентом были племена пришлые.
Более суровый, чем в Средней Азии и Закавказье, климат наложил отпечаток на облик трипольской культуры. Поливное земледелие, привязывавшее анауские и закавказские энеолитические племена к постоянным земельным участкам, здесь не было обязательным, так как земли орошались обильными, хотя и неравномерными дождями. Но на поля трипольских племен реки не наносили плодородный ил, и плодородие обрабатываемых участков быстро падало. Их часто меняли, а с истощением окружающих поселения пригодных участков трипольцы переселялись в другое место. По этой причине трипольские поселения существовали лишь 30—40 лет каждое. Они не оставили холмов и мощных культурных напластований, хотя остатки их жилищ, как и в Средней Азии, состоят из глины.
Итак, преобладающим типом хозяйства в Триполье было земледелие. Но чисто земледельческих культур не бывает. Трассологический анализ трипольских орудий (трассология — определение специального назначения орудия по имеющимся на нем следам, оставленным тем материалом, который обрабатывался этим орудием) показал, что в Триполье не везде преобладали орудия земледельческие. Оказалось, что среди племен этой культуры были не только земледельческие (хотя они и преобладали), но и скотоводческо-земледельческие, скотоводческо-охотничьи и даже, возможно, охотничье-скотоводческие. Эти варианты хозяйства существовали как одновременно в разных местах, так и в разное время на одном поселении. Например, хозяйство поселения Поливанов Яр в раннее время (нижний слой) земледельческо-скотоводческое, а в более позднее (средний слой) — скотоводческо-земледельческое.
Отмечено, что земледельческое направление наблюдается у жителей тех поселков, где разводили мелкий рогатый скот.
Причину многообразия хозяйства видят в вариантах взаимоотношений поселений и окружающей среды, в культурно-исторических традициях, во взаимодействии с другими культурами.
Типичным примером раннетрипольского поселения второй половины IV тысячелетия до н. э. служит Лука Врублевецкая. В раннем триполье поселения размещались обычно у самого берега реки. Дома расположены в одну линию. Как правило, они представляли собой полуземлянки длиной 8—11 м, иногда даже до 45 м, но ширина их не превышала 4 м, чтобы их было легче перекрывать. Крыша домов двускатная, сделана из жердей и соломы. Невысокие стены обмазаны глиной. Жилища многокомнатные — в каждом отсеке жила отдельная семья. Внутри комнаты был очаг. Здесь же расположены ямы для хранения припасов. В обмазке домов обычны остатки зерен ячменя и проса. По данным трассологического анализа хозяйство было скотоводческо-земледельческим. Земледелие играло существенную роль, хотя и второстепенную. Сеяли пшеницу, ячмень, а также просо, полбу, горох. Часто встречаются вкладыши серпов и роговые мотыги — земледелие было мотыжным. Мотыжное земледелие требовало мягких почв, и трипольцы выбирали преимущественно лессовые участки. Роль охоты еще велика: на поселениях 53% костей диких животных, среди которых есть кости и пушных зверей. Часто находят скребки для обработки шкур. Остатки домашних животных представлены костями свиньи, коровы, реже козы и овцы. Среди каменных орудий встречаются шлифованные топоры и тесла, служившие для обработки дерева.
Керамика плоскодонная, чаще всего украшенная нарезными спиральными узорами. Изредка орнамент наносился краской. Для обжига сосудов уже существовали гончарные печи.