5 сентября. Наша группа уже почти приблизилась к срединной части южного побережья озера Иссык-Куль. Эти места нам с Людмилой немного знакомы ещё по 1984 году, когда мы здесь отдыхали на турбазе "Тамга". Запомнились походы в горы, вглубь ущелий, к водопадам, восхождение на Пик Будённого, один из многочисленных бесснежных трёхтысячников. И ещё одно место запало в память. Оно должно находиться не слишком далеко от дороги и поэтому вполне реально будет завтра совершить туда радиальный заезд.
Вечером во время ужина объявляем о нашем намерении. Рассказываем всем, специально для французов делая паузы, чтобы Эльвира успевала переводить, об интересном камне, находящемся в ущелье, недалеко от турбазы "Тамга". На этом камне нанесены древние тибетские письмена и называется он Тамга-Таш.
Изображение этого камня имелось на оборотной стороне карты района озера Иссык-Куль, купленной нами в Бишкеке, и это помогло понять французам суть нашего предло-жения. На вопрос, сколько километров составит радиалка, ответить, честно говоря, затруднился. Вспомнил, что шли мы от турбазы до камня не очень долго, и сказал: "Думаю, что не больше двадцати километров по плохой дороге или даже по горной тропе".
Эльвира тоже вспомнила, что слышала рассказы о нахождении в районе этого камня "места выхода космической энергии", и что там можно получить хороший заряд для организма. Будучи далёким от понимания сути такого рода "энергий", шучу: "21 год назад мы были у камня и хорошо зарядились там. Как видите, наши батарейки до сих пор не сели. Вот завтра зарядимся ещё раз, и хватит нам лет на пятьдесят!"
Выразили желание посетить камень и воочию полюбоваться древними письменами две пары. Доминик и Франсуаза, потому что Франсуаза очень интересуется всем древним
и всевозможными энергиями. Она даже закончила какие-то курсы по этому направлению и у себя на родине пытается применять полученные знания на практике. Франсуа и Николь, потому что Франсуа веломарафонец, ходил Париж-Брест-Париж и, несмотря на то, что ему уже далеко за шестьдесят, его батарейки в полном порядке. Кому-то из остальных наших друзей показалось, что будет тяжело, отмотав по жаре 20 километров без асфальта, к вечеру догонять группу; другие посчитали, что лучше резервы времени, имеющиеся в пути, посвятить купанию в Иссык-Куле. Каждый по-своему был прав.
Утром все пары независимо друг от друга просыпаются, завтракают, собираются и выходят на маршрут. Все знают, что ехать сегодня предстоит 80 километров, и каждый прохождение этого пути планирует сам, исходя из своих возможностей и интересов.
- 14 -
Готовы и мы. Выкатываем тандем к трассе. Табалды стоит у машины и держит в руках гадюку. Говорит, что поймал её у тропы, ведущей к Иссык-Кулю. Дал её рассмотреть, а Людмиле даже интересно было её потрогать. Затем Табалды перешёл на другую сторону дороги, отошёл подальше и отпустил змею, которая тут же скрылась в груде камней.
Выезжаем. От места нашей стоянки до турбазы "Тамга" километров пятнадцать. Через некоторое время догоняем тандемы Доминика и Франсуа. Едем вперёд, объяснив, что будем ждать их, когда мы найдём нужный поворот направо. Едем, по пути спрашивая у чабанов об интересующем нас камне. Все указывают на ущелье, у которого расположена Тамга, без дальнейших уточнений: "Поднимайтесь вверх по ущелью и спрашивайте людей. Они покажут".
Подъезжаем к турбазе, которая, кажется, не работает. Семейная пара, продающая здесь молоко, айран и кумыс, объяснила, что нужно сейчас по любой дороге ехать на юг. "Там все дороги сойдутся в одну. Езжайте, люди покажут". Без особых надежд на появление в нужном месте и в нужное время этих мифических людей, возвращаемся чуть назад к замеченному ранее повороту. Почти сразу подъезжают тандемы Доминика и Франсуа.
По разбитой грунтовке уходим на юг от основной дороги. Грунтовка не только разбита и размыта дождями, но изобилует частыми и крутыми подъёмами и спусками. Чаще других ведут свой "лежачий" тандем руками Доминик и Франсуаза. Поджидаем их на поворотах, где пропадает прямая видимость. Дорога не "сошлась в одну", а стала разветвляться во множество направлений. Куда хочешь, туда и езжай! Так можно ненароком попасть на пастбище, на молочную ферму, в скрытый меж холмов посёлок.
Именно в такой посёлок из нескольких домов и привела нас дорога, превратившаяся к этому времени в узкую каменистую тропу. Жалея покрышки тандема, стараюсь вести его по плотной травке, растущей вдоль тропы. А зря! В ней-то и сидят колючки, которым "по барабану" всякие там знаки "Protection", красующиеся на теле покрышки. Ловлю прокол.
Пока меняем камеру, из соседнего дома вышла женщина и объяснила, что на Тамга-Таш мы идём правильно, что беспокоиться не надо, люди нам покажут, куда идти. Затем она зашла в дом и вышла с яблоками и помидорами в руках, предложив их нам. Вежливые французы стали отказываться, но мы сумели их убедить, что так не принято здесь! Хозяйка может обидеться. Благодарим за дары, вовсе не лишние в жаркую погоду и выходим из посёлка.
Тропа вышла на склон ущелья и поскакала вниз к шумящей реке Тамга. Где-то выше и будет искомый камень. Продвигаемся где верхом, а где и пешком. Через два с половиной километра упираемся в добротный дом, стоящий на берегу реки. Из окна выглядывает молодой мужчина, выходит и представляется лесником. Узнав, что мы хотим посетить Тамга-Таш, предлагает оставить тандемы у его дома и дальше идти пешком. "Не волнуйтесь, - говорит, - здесь у меня все, кто на чём приехал, оставляют. И лошадь, и ишака, и "Мерседес", и "Джип". Бывают и велосипеды. Но таких, как у вас, ещё не было. Идите по дороге вдоль речки, перейдёте её по бревну, а дальше люди скажут, куда идти". Говорю парню, что был здесь 20 лет назад, но дорогу к камню забыл. Парень оживился! "Тогда, наверное, Вы видели моего деда! Тогда он был здесь лесником!"
- 15 -
Идём вдоль речки, вскоре выходим к месту, где через русло перекинуто массивное, стёсанное сверху бревно. Доминик галантно помогает соотечественницам преодолеть препятствие. Через сотню метров попадаем в посёлок из двух домов. Из одного из них вышла пожилая женщина. Совершенно уверенная в том, о чём мы будем спрашивать, говорит: "Сейчас я дам вам девочку, внучку мою, она отведёт вас на Тамга-Таш". Из двери тут же выскакивает девчушка, лет пяти-шести и, не слова не говоря, дует вверх по тропе так, что мы едва поспеваем за ней. Эта горная козочка не просто бежит, а бежит вприпрыжку, и приплясывает на ходу. А спешащие за ней, чтобы не отстать и не потеряться, тренированные дяди и тёти, едва переводят дыхание.
Через полтора километра девочка внезапно останавливается и показывает на щель в густом кустарнике, растущем вдоль ручья. Будь я один, ни за что бы не догадался туда заглянуть! Действительно, перешагнув через ручей, видим заветный камень.
Все стали дружно благодарить девчонку. Даём ей печенье, конфеты, орехи. Спрашиваем, как её зовут? Но по-русски она не понимает. Мне, кажется, хватило запаса из тех, нескольких незабытых слов, чтобы похвалить девчонку на её родном языке.
Вот он, камень двухметровой высоты, одиноко стоящий на небольшой горной поляне. Молнией, или ещё каким-либо образом он рассечён на две части. Согласно бытующей легенде, это великий Манас рассёк его своим мечом. На поверхности камня со стороны озера выбиты непонятные полуметровые знаки. Это буквы санскрита, языка, на котором впервые начало писать человечество. Видим, что сама надпись исполнена очень непросто. Буквы не нарисованы на камне, не выбиты в нём. Они выпуклые! Значит, для создания надписи древние мастера обрабатывали большую площадь поверхности камня, убирали лишнее так, чтобы буквы стали объёмными. Следовательно, они обладали хорошим, прочным инструментом и глубокими знаниями. И это за 800 лет до нашей эры!
Само словосочетание «Тамга-Таш» означает «Чёткий отпечаток на камне». Надпись на тибетском языке читается так: «Ом Мани Падни Хум». Точный перевод этого
изречения утерян. В буддизме используется в качестве мантры - постижении Истины. Иногда переводится так: "Созерцай! Сокровища в цветке лотоса!"
Внимательно осматриваем камень. А как интересно было бы посмотреть сегодня на людей, которые высекли на камне эти буквы! Наверное, в этом ущелье было поселение представителей далёкого Тибета. Ведь не одиночки же занимались этим делом!
- 16 -
Возможно, и ещё где-то сохранились их следы. Но нет сомнения в том, что надпись эта была сделана в целях продвижения идей буддизма, занимавшего в те времена передовые позиции в мире.
В районе камня чистота. Или её кто-то поддерживает, а быть может, люди, посетившие это место и проникшись уважением к истории человечества сами не сорят? По крайней мере, надписей типа: "Здесь был Петя", в поле зрения не попадалось.
Обходим камень, осматриваем его со всех сторон. И вокруг красиво! Снизу едва доносится шум от речки Тамга, издалека сверкающей пенными струями. А на юге встали стеной на фоне ясного неба пики белоснежных вершин. Делаем на память несколько фотоснимков, гуляем по поляне.
Франсуаза медленно и сосредоточенно обходит поляну. Не отвлекаем её. Наверное, чтобы почувствовать трудноуловимую космическую энергию, нужно как следует сосредоточиться. Франсуаза подошла к камню, прижалась к нему спиной, а затем грудью. Предложила всем повторить это. Исходя из принципа, что хуже не будет, все вместе прижимаемся к камню. Кажется, только её муж, Доминик, проигнорировал предложение, а может быть, он просто был занят своим фото-аппаратом. Но, как бы то ни было, каждый из нас сосредоточился, успокоился, подумал о своём.
Покидаем камень Тамга-Таш. Быстро, вслед за нашей шустренькой проводницей спускаемся к посёлку. Благодарим за помощь её добрую бабушку, желаем ей здоровья. Переходим речку по бревну и, задержавшись немного у дикой урючины усыпанной спелыми плодами, выходим к дому лесника. Поделившись впечатлениями и поблагодарив за участие, садимся на тандемы и по более укатанной дороге снова спускаемся к речке.
Уже полдень. Пора обедать. Располагаемся на поляне и начинаем готовиться к приёму пищи. С нами надёжный друг - термос с кипятком. Будет и лапша быстрого приготовления, и чай. У французов своя интересная технология. Они заполняют пластиковую коробку нарезанными овощами, орехами, ещё чем-то, заливают майонезом и соусом, закрывают крышкой и долго трясут. Получается нечто вроде весьма калорийного салата, очень вкусного.
Доминик и Франсуаза считают нужным сочетать приятное с полезным. Обедать они отправились в речку. Сели на торчащие из-под воды камни, ноги опустили в воду. Жарко, и только так сегодня можно охладиться.
Вижу, как по узкому металлическому мостику переходит речку женщина. В широкополой шляпе, с сумкой в одной руке, с палкой в другой. Поздоровались с ней и разговорились. Оказалось, что она из Бишкекского Общества буддийской культуры и занимается изучением надписей на камнях в этом ущелье. В её сумке оказались схемы расположения камней с надписями. Оказывается, она знает ещё при похожих на Тамга-Таш камня, один из них нашла сама и уверена в том, что в этих местах есть неизвестные до сих пор камни с надписями на санскрите. Сказала, надпись на последнем камне состоит из девяти строк. Показала многочисленные зарисовки знаков, рассказала о возможном их толковании. Палка же ей нужна для того, чтобы отгонять змей, нередко встречающихся ей на пути по камням и кустарнику.
- 17 -
Мы не спросили имена друг друга. Я не решился спросить разрешения сфотографи-ровать её вместе с развёрнутыми материалами изучения надписей на камнях. Она сказала, что полностью понимает и поддерживает людей ведущих здоровый образ жизни и нас объединяет стремление к продвижению светлых идей.
Заканчиваем обед, переходим речку и удачно выбрав направление, по относительно ровной дороге скатываемся к озеру Иссык-Куль. Это дорога длиной 7 километров была бы намного лучше того пути, который нам пришлось преодолеть для того, чтобы добраться до камня Тамга-Таш.
Теперь, до вечера нам предстоит ехать по следам нашей команды до места ночёвки. Надеемся, что управимся засветло. По мобильному телефону сообщаю Эльвире, что мы уже на трассе и не имеем проблем.