Первые международные военные трибуналы были учреждены после Второй мировой войны, однако они создавались одними государствами для суда над руководителями других государств. Нередко Нюрнбергский и Токийский процессы называют судом победителей над побежденными.
Из значительного числа конвенций по борьбе с преступностью лишь две (о геноциде и апартеиде) предусматривают возможность создания международного уголовного суда.
Колоссальные человеческие жертвы, грубейшие нарушения международного гуманитарного права во время конфликтов на территории бывшей Югославии и в Руанде побудили Совет Безопасности учредить в 1993 и 1994 гг. два международных уголовных суда: Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января по 31 декабря 1994 года. Сами наименования Трибуналов дают представление об их юрисдикции – персональной, территориальной, временной.
К юрисдикции Трибунала для бывшей Югославии его Устав отнес «серьезные нарушения международного гуманитарного права». Речь идет об общепризнанных обычных нормах о защите жертв вооруженного конфликта, как они отражены в Женевских конвенциях 1949 г., и о правилах ведения войны, как они отражены в VI Гаагской конвенции 1907 г. и приложениях к ней. К юрисдикции Трибунала отнесены также геноцид и преступления против человечности.
Поскольку Трибунал для Руанды учрежден для рассмотрения преступлений, совершенных в ходе вооруженного конфликта немеждународного характера, то применимое гуманитарное право имеет иной объем, чем в случае Трибунала для Югославии. Здесь на первом месте стоит геноцид, затем идут преступления против человечности, а также общепризнанные нормы о защите жертв войны в соответствии с общей для всех ст.3 Женевских конвенций 1949 г. и II Дополнительным протоколом к этим конвенциям 1977 г., который содержит нормы, относящиеся к международным конфликтам немеждународного характера.
Субъектами уголовной ответственности являются физические лица, которые участвовали в планировании, подготовке или совершении преступлений. Принципы ответственности аналогичны принципам Устава МВТ. Трибуналы и национальные суды обладают параллельной юрисдикцией в отношении судебного преследования лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права. Это значит, что суды любого государства, а не только того, на территории которого преступления совершены, вправе рассматривать дела таких лиц.
Несмотря на некоторые неудачи Международных трибуналов, их учреждение и деятельность оказали существенное влияние на становление международного судоустройства и международного уголовно-процессуального права.
17 июля 1998 г. в Риме проходила Дипломатическая конференция полномочных представителей 160 государств под эгидой ООН. Большинством голосов (120 против 7, 21 государство воздержалось) Конференция приняла Статут Международного уголовного суда.
Суд учрежден как постоянный орган, обладающий юрисдикцией в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества. К таким преступлениям отнесены: преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии. Свои функции Суд может осуществлять на территории любого государства-участника Статута, а на основе специального соглашения – и на территории любого иного государства. Международный суд не подменяет уголовные суды государств. Его юрисдикция являются дополняющей (когда государство не желает или не способно осуществить расследование или уголовное преследование должным образом).
Суд обладает международной правосубъектностью.
Специальный суд по Сьерра-Леоне является «смешанным трибуналом», учрежденным соглашением между правительством Сьерра-Леоне и ООН в 2002 году. В нем работают как международные судьи, так и судьи Сьерра-Леоне. В 2006 году Совет Безопасности одобрил соглашение между ООН и Ливаном о создании Трибунала, в котором будут судить виновных в убийстве 14.02.2005 г. в Бейруте бывшего ливанского премьер-министра Рафика Харири и еще 22 человек. Этот Трибунал наделен также юрисдикцией по делам тех лиц, которые обвиняются в совершении других нападений в Ливане в период с 1 октября 2004 года по 12 декабря 2005 года или в любой последующий период, установленный ООН и Ливаном с согласия Совета Безопасности.
В июне 2003 года Генеральной Ассамблеей ООН было одобрено соглашение о создании так называемых «чрезвычайных судебных палат» в рамках существующей судебной системы Камбоджи для привлечения к ответственности за геноцид, осуществленный в Камбодже Пол Потом против своего народа. Смешанному трибуналу в Камбодже было поручено вести расследование и рассмотреть дела над лидерами «красных кхмеров», виновных в организации геноцида против собственного народа с 17 апреля 1975 года по 6 января 1979 года. В состав «чрезвычайных палат» вошли международные и местные судьи и прокуроры.
ТЕМА