Лекции.Орг


Поиск:




Г) борьба за коммунистическую мораль — борьба за атеизм




 

У предыдущего поколения задача сводилась к свержению буржуазии. Тогда главной задачей была критика буржуазии, развитие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания, уменья сплотить свои силы. Перед новым поколением стоит задача более сложная. Мало того, что вы должны объединить все свои силы, чтобы поддержать рабоче-крестьянскую власть против нашествия капиталистов. Это вы должны сделать. Это вы прекрасно поняли, это отчетливо представляет себе коммунист. Но этого недостаточно. Вы должны построить коммунистическое общество. Первая половина работы во многих отношениях сделана. Старое разрушено, как его и следовало разрушить, оно представляет из себя груду развалин, как и следовало его превратить в груду развалин. Расчищена почва, и на этой почве молодое коммунистическое поколение должно строить коммунистическое общество. Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы.

Вот задача ваша, которой вы должны руководствоваться в деле образования, воспитания, подъема всего молодого поколения. Вы должны быть первыми строителями коммунистического общества среди миллионов строителей, которыми должны быть всякий молодой человек, всякая молодая девушка. Без привлечения всей массы рабочей и крестьянской молодежи к этому строительству коммунизма вы коммунистического общества не построите.

Здесь я естественно подхожу к вопросу о том, как мы должны учить коммунизму, в чем должна состоять особенность наших приемов.

Я здесь остановлюсь прежде всего на вопросе о коммунистической морали.

Вы должны воспитать из себя коммунистов. Задача Союза молодежи — поставить свою практическую деятельность так, чтобы, учась, организуясь, сплачиваясь, борясь, эта молодежь воспитывала бы себя и всех тех, кто в ней видит вождя, чтобы она воспитывала коммунистов. Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.

Но существует ли коммунистическая мораль? Существует ли коммунистическая нравственность? Конечно, да. Часто представляют дело таким образом, что у нас нет своей морали, и очень часто буржуазия обвиняет нас в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль. Это — способ подменять понятия, бросать песок в глаза рабочим и крестьянам.

В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность?

В том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы. Или вместо того, чтобы выводить эту мораль из велений нравственности, из велений бога, они выводили ее из идеалистических или полуидеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога.

Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов.

Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата.

Старое общество было основано на угнетении помещиками и капиталистами всех рабочих и крестьян. Нам нужно было это разрушить, надо было их скинуть, но для этого надо создать объединение. Боженька такого объединения не создаст.

Такое объединение могли дать только фабрики, заводы, только пролетариат, обученный, пробужденный от старой спячки. Лишь тогда, когда этот класс образовался, тогда началось массовое движение, которое привело к тому, что мы видим сейчас,— к победе пролетарской революции в одной из самых слабых стран, три года отстаивающей себя от натиска буржуазии всего мира. И мы видим, как, пролетарская революция растет во всем мире. Мы говорим теперь на основании опыта, что только пролетариат мог создать такую сплоченную силу, за которою идет раздробленное, распыленное крестьянство, которая устояла при всех натисках эксплуататоров. Только этот класс может помочь трудящимся массам объединиться, сплотиться и окончательно отстоять, окончательно закрепить коммунистическое общество, окончательно его построить.

Вот почему мы говорим: для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата.

А в чем состоит эта классовая борьба? Это — царя свергнуть, капиталистов свергнуть, уничтожить класс капиталистов.

А что такое классы вообще? Это то, что позволяет одной части общества присваивать себе труд другого. Если одна часть общества присваивает себе всю землю, мы имеем классы помещиков и крестьян. Если одна часть общества имеет фабрики и заводы, имеет акции и капиталы, а другая работает на этих фабриках, мы имеем классы капиталистов и пролетариев.

Нетрудно было прогнать царя — для этого потребовалось всего несколько дней. Не очень трудно было прогнать помещиков,— это можно было сделать в несколько месяцев, не очень трудно прогнать и капиталистов. Но уничтожить классы несравненно труднее; все еще осталось разделение на рабочих и крестьян. Если крестьянин сидит на отдельном участке земли и присваивает себе лишний хлеб, т. е. хлеб, который не нужен ни ему, ни его скотине, а все остальные остаются без хлеба, то крестьянин превращается уже в эксплуататора. Чем больше оставляет он себе хлеба, тем ему Выгоднее, а другие пусть голодают: «чем больше они голодают, тем дороже я продам этот хлеб». Надо, чтобы все работали по одному общему плану на общей земле, на общих фабриках и заводах и по общему распорядку. Легко ли это делать? Вы видите, что тут нельзя добиться решения так же легко, как прогнать царя, помещиков и капиталистов. Тут надо, чтобы пролетариат перевоспитал, переучил часть крестьян, перетянул тех, которые являются крестьянами трудящимися, чтобы уничтожить сопротивление тех крестьян, которые являются богачами и наживаются на счет нужды остальных. Значит, задача борьбы пролетариата еще не закончена тем, что мы свергли царя, прогнали помещиков и капиталистов, а в этом и состоит задача того порядка, который мы называем диктатурой пролетариата.

Классовая борьба продолжается; она только изменила свои формы. Это классовая борьба пролетариата за то, чтобы не могли вернуться старые эксплуататоры, чтобы соединилась раздробленная масса темного крестьянства в один союз. Классовая борьба продолжается, и наша задача подчинить все интересы этой борьбе. И мы свою нравственность коммунистическую этой задаче подчиняем. Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов.

Коммунистическая нравственность это та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации, против всякой мелкой собственности, ибо мелкая собственность дает в руки одного лица то, что создано трудом всего общества. Земля у нас считается общей собственностью.

Ну, а если из этой общей собственности я беру себе известный кусок, возделываю на нем вдвое больше хлеба, чем нужно мне, и излишком хлеба спекулирую? Рассуждаю, что, чем больше голодных, тем дороже будут платить? Разве я тогда поступаю, как коммунист? Нет, как эксплуататор, как собственник. С этим нужно вести борьбу. Если оставить так, то все скатится назад, к власти капиталистов, к власти буржуазии, как это бывало не раз в прежних революциях. И, чтобы не дать снова восстановиться власти капиталистов и буржуазии, для этого нужно торгашества не допустить, для этого нужно, чтобы отдельные лица не наживались на счет остальных, для этого нужно, чтобы трудящиеся сплотились с пролетариатом и со-, ставили коммунистическое общество. В этом и состоит главная особенность того, что является основной задачей союза и организации коммунистической молодежи.

Старое общество было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие — либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент,— словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет.

Если я хозяйничаю на этом участке земли, мне дела нет до другого; если другой будет голодать, тем лучше, я дороже продам свой хлеб. Если я имею свое местечко, как врач, как инженер, учитель, служащий, мне дела нет до другого. Может быть, потворствуя, угождая власть имущим, я сохраню свое местечко, да еще смогу и пробиться, выйти в буржуа. Такой психологии и такого настроения у коммунистов быть не может. Когда рабочие и крестьяне доказали, что мы умеем своей силой отстоять себя и создать новое общество, вот здесь и началось новое коммунистическое воспитание, воспитание в борьбе против эксплуататоров, воспитание в союзе с пролетариатом против эгоистов и мелких собственников, против той психологии и тех привычек, которые говорят: я добиваюсь своей прибыли, а до остального мне нет никакого дела.

Вот в чем состоит ответ на вопрос, как должно учиться коммунизму молодое подрастающее поколение.

Оно может учиться коммунизму, только связывая каждый шаг своего учения, воспитания и образования с непрерывной борьбой пролетариев и трудящихся против старого эксплуататорского общества. Когда нам говорят о нравственности, мы говорим: для коммуниста нравственность вся в этой сплоченной солидарной дисциплине и сознательной массовой борьбе против эксплуататоров. Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда.

Задачи союзов молодежи, т. 41, стр. 307—313

 

Нас не пугали поражения в ходе великой революционной войны против царизма, против буржуазии, против всемирно-могущественных империалистских держав.

Нас не испугают гигантские трудности и неизбежные в начале труднейшего дела ошибки, ибо дело переработки всех трудовых навыков и нравов — дело десятилетий. И мы даем друг другу торжественное и твердое обещание, что мы готовы на всякие жертвы, что мы устоим и выдержим в этой самой трудной борьбе,— борьбе с силой привычки,— что мы будем работать годы и десятилетия не покладая рук. Мы будем работать, чтобы вытравить проклятое правило: «каждый за себя, один бог за всех», чтобы вытравить привычку считать труд только повинностью и правомерным только оплаченный по известной норме труд. Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех», правило: «каждый по своим способностям, каждому по его потребностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд.

Мы сдвинули с места глыбу неслыханной тяжести, глыбу косности, невежества, упорства в отстаивании привычек «свободной торговли» и «свободной» купли- продажи человеческой рабочей силы, как любого другого товара. Мы начали колебать и разрушать самые закоренелые предрассудки, самые твердые, вековые, заскорузлые привычки.

От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко Всероссийскому субботнику-маевке, т. 41. стр. 108—109

 

Когда народ голодает, когда безработица свирепствует все более грозно, — каждый, кто укрывает лишний пуд хлеба, каждый, кто лишает государство пуда топлива, является величайшим преступником.

В такое время — а для истинно коммунистического общества это верно всегда — каждый пуд хлеба и топлива есть настоящая святыня, повыше тех святынь, которыми морочат головы дуракам попы, обещающие царствие небесное в награду за рабство земное. А чтобы сбросить всякий остаток поповской «святости» с этой настоящей святыни, надо овладеть ею практически, надо добиться на деле правильного распределения ее, надо собрать все без изъятия, все до конца излишки хлеба в общегосударственные запасы, надо очистить всю страну от спрятанных или несобранных излишков хлеба, надо твердой рабочей рукой добиться крайнего напряжения сил для увеличения добычи топлива и величайшей экономии его, величайшего порядка в его подвозе и потреблении.

О голоде, т. 36, стр. 363

 

Рабочий никогда не был отделен от старого общества китайской стеной. И у него сохранилось много традиционной психологии капиталистического общества. Рабочие строят новое общество, не превратившись в новых людей, которые чисты от грязи старого мира, а стоя по колени еще в этой грязи. Приходится только мечтать о том, чтобы очиститься от этой грязи. Было бы глубочайшей утопией думать, что это можно сделать немедленно. Это было бы утопией, которая на практике только отодвинула бы царство социализма на небеса.

Нет, мы беремся за устройство социализма не так. Мы беремся, стоя на почве капиталистического общества, борясь со всеми теми слабостями, недостатками, которые имеются и у трудящихся, которые тянут пролетариат книзу. В этой борьбе много сепаратистских старых мелкособственнических привычек и навыков и еще имеет место старый лозунг: «каждый за себя, один бог за всех». Этого было слишком достаточно в каждом профессиональном союзе, на каждой фабрике, которая думала сплошь да рядом только о себе, а об остальном — пусть позаботится господь бог да начальство. Это мы видели, это мы испытали на своем горбу, это нам стоило стольких ошибок, стольких тяжелых ошибок, что этот опыт мы теперь учитываем и говорим товарищам: мы вас предостерегаем от всех самочинных действий в этой области самым решительным образом. И мы говорим: это будет ие строительство социализма, это будет то, что мы все поддадимся слабостям капитализма.

Доклад на II Всероссийском съезде профсоюзов, т. 37, стр. 449—450

 

В. М. МОЛОТОВУ

т. Молотову. Если память мне не изменяет, в газетах напечатано письмо или циркуляр ЦК насчет 1 мая, и там сказано: разоблачать ложь религии или нечто подобное.

Это нельзя. Это нетактично. Именно по случаю пасхи надо рекомендовать иное:

не разоблачать ложь,

а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии.

Надо издать дополнительно письмо или циркуляр*. Если Секретариат не согласен, то в Политбюро.

Ленин

Написано между 9 и 21 апреля 1921 г.

т. 52, стр. 110.

* 21 апреля 1921 года в «Правде», в дополнение к ранее опубликованному циркуляру, ЦК РКП (б) опубликовал письмо, в котором предлагалось при праздновании 1 Мая «ни в коем случае не допускать каких-либо выступлений, оскорбляющих религиозное чувство массы населения».

 

Г. В. ЧИЧЕРИНУ

т. Чичерин!

Я вполне согласен с Вами*. Составьте или поручите составить проект такого циркуляра (нельзя ли включить в него всю речь Нариманова или хотя бы рекомендацию ее — это хуже, чем все).

Внесите в Цека.

Это необходимо.

Ленин

Написано 31 марта 1921 г.

т. 52, стр. 120

* Имеется в виду полученное В. И. Лениным письмо Г. В. Чичерина в ЦК РКП (б), в котором он предлагал обратиться к партийным организациям республик и областей с мусульманским населением с особым циркуляром о необходимости при проведении антирелигиозной пропаганды соблюдать тактичность и не оскорблять религиозных чувств мусульман. В своем письме Чичерин упоминал об одном из выступлений H. Н. Нариманова: «В свое время тов. Нариманов давал очень ценные указания агитаторам на Востоке именно по этому вопросу. Его речь к муллам о разделении церкви и государства есть образец тактичного подхода к мусульманской публике». В письме Чичерина Ленин сделал подчеркивания тех мест, где предлагалось издание циркуляра и характеризовалась речь Нариманова (Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС).

 

В ОРГБЮРО ЦК*

Я за исключение из партии участвующих в обрядах.

30/V.

Ленин

Написано 30 мая 1919 г.

т. 50, стр. 330

* В письме под заголовком «Дань предрассудкам», адресованном в Оргбюро ЦК РКП (б), E. М. Ярославский запрашивал членов Оргбюро, возможно ли оставление в партии лиц, участвующих в религиозных обрядах

 

В. А. АВАНЕСОВУ

Заместителю народного комиссара

Рабоче-Крестьянской инспекции тов. Аванесову

19/IV. 1921 г.

Предлагаю Вам немедленно организовать комиссию в составе представителей Рабоче-Крестьянской инспекции, Наркомтруда и Наркомзема для изучения прилагаемых при сем постановлений и резолюций I Всероссийского съезда сектантских сельскохозяйственных и производительных объединений (коллективов) и представления доклада в Совет Народных Комиссаров*.

Срок 26 апреля.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. Ульянов (Ленин)

т. 52, стр. 157

* 4 мая 1921 года В. А. Аванесов прислал в Совнарком свой доклад, в котором разбирал постановления и резолюции I Всероссийского съезда сектантских сельскохозяйственных производительных объединений (съезд состоялся 19—26 марта 1921 года). Аванесов показал, что решения съезда противоречат политике Советского государства, и предлагал выработать меры, чтобы оградить население в центре и на местах от вредного влияния сектантов. В связи с антисоветской позицией съезда сектантских сельскохозяйственных объединений Малый СНК на своем заседании 16 мая поручил Наркомату юстиции совместно с Наркомземом и ВЧК в недельный срок дать на места соответствующие указания.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Агностицизм (от греч. а — отрицание и gnosis — знание) — разновидность идеалистической философии, отрицает возможность познания мира, ограничивая роль науки познанием явлений, считая невозможным познание сущности предметов и закономерностей развития действительности. Для современного агностицизма характерны проповедь мистицизма и иррационализма, отказ от научного познания. Глубокую критику агностицизма дали Ф. Энгельс в книге «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» и В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм».— 10.

2 Позитивизм как философское направление возник во Франции в 30-х годах XIX века как реакция на французский материализм и атеизм XVIII столетия. Его основатель Огюст Конт отождествлял позитивизм с научным мышлением, основная задача которого — описание и упрощение связей данных опыта. Конт выступал против теологии, но вместе с тем доказывал необходимость «новой религии».—10.

3 Имманенты, имманентная школа в философии — одно из наиболее реакционных субъективно-идеалистических направлений буржуазной философии конца XIX — начала XX века. Наиболее известные его представители — Шуппе, Шуберт-Зольдерн, Ремке, Леклер — утверждали, что бытие «имманентно» сознанию, т. е. что мир не существует независимо от сознания, а находится внутри него или тождествен с ним. Исходя из своих идеалистических позиций, имманенты пытались доказать реальность бога и бессмертие души; идеалистическая философия имманентов резко критиковалась В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». К началу XX в. имманентная школа в философии выродилась во множество мелких направлений, которые до настоящего времени продолжают заниматься проповедью религии.— 11.

4 «Revue generale des sciences pures et appli.quees» («Всеобщее обозрение теоретических и прикладных наук») — французский журнал, выходящий в Париже с 1890 года.— 12.

5 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 20, стр. 51.—16.

6 Фидеизм (от лат. fides — вера) — учение, дающее предпочтение вере перед наукой, заменяющее знание верой. Фидеистические воззрения типичны для идеализма. В этом смысле Ленин называет философский идеализм рафинированной формой фидеизма. Фидеистические взгляды широко распространены в современной буржуазной идеалистической философии.— 17.

7 Теизм (от греч. theos — бог) — религиозная концепция, исходящая из существования личного бога, внешнего по отношению к миру, сотворившего мир и управляющего им. Теистическими являются все современные догматические религии, в том числе христианство, иудаизм.— 17.

8 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 20, стр. 43.— 21.

9 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 21, стр. 361.— 26.

10 В. И. Ленин имеет в виду работы К. Маркса «Тезисы о Фейербахе» (1845), Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888) и «Введение к английскому изданию» (1892) работы «Развитие социализма от утопии к науке» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 3, стр. 1—4; т. 21, стр. 269—317; т. 22, стр. 294—320).— 27.

11 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 22, стр. 302—305; т. 21, стр. 284.— 27.

12 Сениор, Нассау Уильям (1790—1864) — английский вульгарный экономист, защищавший интересы фабрикантов. К. Маркс подверг его резкой критике в I томе «Капитала» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 235—240).— 28.

13 См. письмо Маркса Кугельману от 5 декабря 1868 г. (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 32, стр. 482—485).— 31.

14 Католицизм — одно из основных направлений в христианской религии, отличающееся толкованием некоторых догматов вероучения и организацией церкви, которая строится по принципу строгой централизации и иерархии; центром ее является государство Ватикан, а главой — римский епископ — папа. В католицизме «организован человеческий опыт» периода ранних ступеней развития общества, т. е. вера в сверхъестественные силы. Этот «опыт» приспособлялся католической церковью вначале к условиям феодального общества, а затем — капиталистического. 13 феодальном обществе католицизм был важнейшим средством идеологического порабощения трудящихся, освящавшим феодальную эксплуатацию; католическая церковь жестоко преследовала освободительные движения народных масс, выступавшие в силу исторических условий в форме религиозных ересей. По мере развития капиталистических отношений в Западной Европе католицизм в ряде стран утратил свое господствующее положение, позиции католической церкви и папства были сильно подорваны. Но с победой буржуазии католицизм связал свою судьбу с капитализмом, стал активно бороться против социалистического движения, завоевал прочные позиции и получил поддержку реакционной буржуазии, в том числе и некатолической. В феодальном обществе католическая церковь была крупнейшим феодалом, в буржуазном — она стала крупнейшим капиталистом. В капиталистических странах существует широкая сеть массовых католических организаций и политических партий, с помощью которых католическая церковь, Ватикан воздействуют на общественную жизнь, уделяя особое внимание пропаганде религии среди рабочих в целях отвлечения их от классовой борьбы. Космополитическая по своему существу, тесно связанная с буржуазией, католическая церковь в капиталистических странах является одной из крупнейших религиозных организаций современности.— 33.

15 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. 1956, стр. 257—258,— 39.

16 «Deutsch-Französische Jahrbücher» («Немецко-французский Ежегодник») — журнал, издававшийся в 1844 году в Париже под редакцией К. Маркса и А. Руге. Вышел один (двойной) номер,— 39.

17 Неокантианство — реакционное направление в буржуазной философии, проповедующее субъективный идеализм под лозунгом возрождения философии Канта; возникло в середине девятнадцатого столетия в Германии, где в это время возрос интерес к кантианству.

В настоящее время представители неокантианства группируются вокруг издающегося в Западной Германии (Кельн) журнала «Kantstudien» («Кантианские исследования»),— 40.

18 Имеется в виду применение И. Дицгеном термина überschwenglich, который означает; преувеличенный, чрезмерный, безмерный; например, в книге «Kleinere philosophische Schriften», St., 1903, стр. 204 («Мелкие философские работы». Штутгарт, 1903), Дицген пишет, применяя этот термин: «абсолютное и относительное разделено не безмерно». См. также И. Дицген «Сущность головной работы человека». М., 1907, стр. 88; о мере различия между духом и чувственным миром.— 42.

19 См. Д. И. Писарев. «Промахи незрелой мысли». Соч., т. 3, 1956, стр. 147—151.— 43.

20 «Заграничная Газета» — еженедельная газета на русском языке, издавалась группой русских эмигрантов в Женеве с 16 марта по 13 апреля (н. ст.) 1908 года. На страницах газеты велась пропаганда «богостроительства и махизма» (статьи А. Богданова, А. В. Луначарского).— 49.

21 «Образование» — ежемесячный литературный, научно-популярный и общественно-политический журнал; выходил в Петербурге с 1892 по 1909 год. В 1902—1908 годах в журнале сотрудничали марксисты.— 49.

22 Как видно из письма Ленина А. И. Ульяновой-Елизаровой от 6(19) декабря 1908 года, первоначальное выражение в рукописи «Луначарский даже «примыслил» себе боженьку» было смягчено по. цензурным условиям. В этой связи Ленин писал: «Примыслил боженьку — придется заменить: «примыслил себе... ну, скажем мягко, религиозные понятия» или в этом роде».— 54.

23 «Вопросы философии и психологии» журнал идеалистического направления, издавался в Москве с ноября 1889 по апрель 1918 года (с 1894 года — Московским психологическим обществом). В журнале печатались статьи по философии, психологии, логике, этике, эстетике, критические заметки и разборы учений и сочинений западноевропейских философов и психологов, обзоры философских книг и иностранных философских журналов и другие материалы. В журнале принимали участие в 90-е годы «легальные марксисты» П. Б. Струве и С. Н. Булгаков, а в годы реакции А. Богданов и другие махисты. С 1894 года журнал выходил под редакцией Л. М. Лопатина.— 56.

24 «Союз русского народа» — крайне реакционная, черносотенная организация монархистов; образовалась в октябре 1905 года в Петербурге для борьбы с революционным движением. «Союз» объединял реакционных помещиков, крупных домовладельцев, купцов, чинов полиции, духовенство, городское мещанство, кулаков, деклассированные и уголовные элементы. Во главе «Союза» стояли В. А. Бобринский, А. И. Дубровин, П. А. Крушеван, H. Е. Марков 2-ой, В. М. Пуришкевич и др. Печатными органами «Союза» были газеты «Русское Знамя», «Объединение» и «Гроза». Отделения «Союза» были открыты во многих городах России. «Союз» отстаивал незыблемость царского самодержавия, сохранение полукрепостнического помещичьего хозяйства, дворянских привилегий. Его программным лозунгом был монархический националистический лозунг времен крепостного права — «православие, самодержавие, народность». Главным методом борьбы против революции «Союз» избрал погромы и убийства. Члены его при содействии и попустительстве полиции открыто и безнаказанно избивали и убивали из-за угла передовых революционных рабочих и представителей демократически настроенной интеллигенции, разгоняли и расстреливали митинги, организовывали еврейские погромы, вели бешеную травлю нерусских национальностей. После разгона II Думы «Союз» распался на 2 организации: «Палату Михаила Архангела» во главе с Пуришкевичем, которая выступала за использование III Думы в контрреволюционных целях, и собственно «Союз русского народа» во главе с Дубровиным, продолжавший тактику открытого террора. Обе черносотенные организации были ликвидированы во время Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года. После Октябрьской социалистической революции бывшие члены этих организаций принимали активное участие в контрреволюционных мятежах и заговорах против Советской власти,— 56.

25 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 23, стр. 21.— 59.

26 Буддизм (по имени своего легендарного основателя Гаутамы Будды, «Просветленного») — одна из наиболее распространенных — наряду с христианством и исламом — религий современности. Возник в Индии в VI веке до н. э. в период появления ранних государственных образований и являлся демократическим учением по сравнению с господствовавшей религией брахманизма: делению общества на касты буддизм противопоставлял идею равенства людей, но равенства лишь в смысле одинаковых для всех возможностей достижения «спасения». Ранний буддизм избегал отвечать на «метафизические» вопросы о природе мира, об отличии души от тела и т. п., уделяя главное внимание этическим проблемам. Сущностью человеческой жизни буддизм считает страдание, обусловленное чувственными влечениями и незнанием истины, а свою цель видит в избавлении человека от страданий, в просветлении, достижении высшей мудрости и вечного блаженства («нирваны»). Путь, ведущий к «нирване»,— моральное самоусовершенствование, обособление от внешнего мира, непротивление злу насилием и т. п. Раннему буддизму была свойственна стихийная диалектика, представление о мире как совокупности процессов. Универсальным законом вселенной буддизм считает закон причинно-следственной связи, который он, однако, интерпретирует в религиозном плане. Согласно буддизму, состояние, в котором рождается человек, обусловлено его поведением в прошлых рождениях, хорошие и дурные поступки человека влияют на последующие поколения. Это влияние передается через некие духовные и материальные элементы («дхармы»), из комбинаций которых якобы состоят все вещи. Впоследствии преимущественное развитие получили такие стороны буддизма, как агностицизм, пессимизм, отказ от активной деятельности, учение о непротивлении злу насилием и т. п. Стихийная диалектика превратилась в релятивизм, в «теорию моментальности», согласно которой вещи как таковые существуют в продолжение только одного «неделимого момента» времени.

Различные школы буддизма получили широкое распространение на Цейлоне, в Бирме, Китае, Японии и других странах Востока. В XIX веке буддизм оказал влияние на ряд философов Западной Европы и США (А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, А. Бергсона и других), использовавших отдельные стороны буддизма в своей реакционной субъективно-идеалистической философии.— 62.

27 «Монист» («The Monist»)—американский философский журнал идеалистического направления, пропагандировавший религиозное мировоззрение; выходил в Чикаго с 1890 по 1936 год.— 62.

28 «Открытая Трибуна» («The Open Court») —журнал религиозного направления, издавался в Чикаго с 1887 по 1936 год.— 62.

29 «Жизнь» — литературный, научный и политический журнал; издавался в Петербурге с 1897 по 1901 год; в журнале сотрудничали «легальные марксисты» (М. Н. Туган-Барановский, П. Б. Струве и др.), передовые писатели и критики (А. М. Горький, А. П. Чехов, В. В. Вересаев и др.). «Жизнь» была закрыта правительством в июне 1901 г.; издание ее было возобновлено за границей в апреле 1902 года социал-демократической группой «Жизнь» (В. Д. Бонч-Бруевич и др.).

Группа «Жизнь» допускала отклонения от социал-демократических воззрений и тактики в сторону христианского социализма и анархизма. В декабре 1902 года группа прекратила свое существование, издательство было ликвидировано.— 71.

30 Номинализм и реализм — два направления в средневековой философии. Номиналисты, во взглядах которых проявлялась материалистическая тенденция, утверждали реальность лишь единичных вещей и отрицали объективное существование общих понятий (универсалий), рассматривая их как произвольное порождение человеческого мышления и языка. Реалисты считали, что общие понятия существуют реально и предшествуют существованию единичных вещей. Средневековый реализм был философской базой католицизма. Номинализм и реализм в средневековой философии вели упорную борьбу друг с другом, которая являлась выражением борьбы двух тенденций в философии — материалистической (номинализм) и идеалистической (реализм).— 71.

31 К. Маркс. Капитал (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, стр. 199).— 73.

32 См. В. И. Ленин. Соч., 5 изд., т. 18, стр. 221.— 74.

33 Мистицизм — одна из форм религиозно-идеалистического мировоззрения, суть которого сводится к утверждению о возможности непосредственного общения с божеством, сверхъестественными силами. Мистицизмом пропитаны все религиозные учения, а также в той или иной форме идеалистические школы и направления. Возникновение мистицизма связано с древними религиями Востока. Наибольшее развитие мистическая философия получила в неоплатонизме и неопифагореизме в период разложения рабовладельческого общества. Мистицизм всегда враждебен науке и, как правило, играет реакционную роль в обществе.— 80.

34 «Вехи» — сборник статей видных кадетских публицистов, представителей контрреволюционной либеральной буржуазии — Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, М. О. Гершензона, А. С. Изгоева, Б. А. Кистяковского, П. Б. Струве и С. Л. Франка; вышел в А1оскве весной 1909 года. В своих статьях, посвященных русской интеллигенции, «веховцы» пытались опорочить революционно-демократические традиции освободительного движения в России, взгляды и деятельность В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, II. А. Добролюбова, Д. И. Писарева; клеветали на революционное движение 1905 года и благодарили царское правительство за то, что оно «своими штыками и тюрьмами» спасло буржуазию «от ярости народной». Критический разбор и политическую оценку сборника кадетских черносотенцев В. И. Ленин дал в статье «О «Вехах»» (см. Соч., 5 изд., т. 19, стр. 167—175). Сравнивая программу сборника «Вехи» и в философии и в публицистике с программой черносотенной газеты «Московские Ведомости», Ленин называл его «энциклопедией либерального ренегатства», «сплошным потоком реакционных помоев, вылитых на демократию».— 81.

35 Московские Ведомости» — газета, издававшаяся с 1756 г. Московским университетом первоначально в виде небольшого листка. С 1863 г. газета перешла в руки М. Н. Каткова и стала монархо-националистическим органом, проводившим взгляды наиболее реакционных слоев помещиков и духовенства.

С 1905 г.—.один из главных органов черносотенцев. Выходила до Великой Октябрьской социалистической революции.— 83.

36 Большевистский Центр был избран большевистской фракцией V (Лондонского) съезда РСДРП в 1907 году.— 85.

37 Ленин имеет в виду свою статью «Марксизм и ревизионизм», напечатанную в сборнике «Карл Маркс» (1818—1883), в которой он впервые в печати заявил о том, что в ближайшем будущем в ряде статей или в отдельной книге выступит против «неоюмистских» и «необерклианских» ревизионистов — А. А. Богданова, В. А. Базарова и др. (см. Соч., 5 изд., т. 17, стр. 15— 26).— 85.

38 Это письмо А. В. Луначарскому не разыскано; возможно, о нем упоминает В. И. Ленин в письме от 13 февраля 1908 года (Соч., 5 изд., т. 47, стр. 135).— 86.

39 Отзовизм — оппортунистическое течение, возникшее среди большевиков. Прикрываясь революционными фразами, отзовисты (А. Богданов, Г. А. Алексинский, А. В. Соколов (С. Вольский), А. В. Луначарский, М. Н. Лядов и другие) требовали отзыва социал-демократических депутатов из III Государственной думы и прекращения работы в легальных организациях. Отзовисты причиняли огромный вред партии. Их политика вела к отрыву партии от масс, к превращению ее в сектантскую организацию, неспособную собрать силы для нового революционного подъема. Ленин разоблачил отзовистов как «ликвидаторов наизнанку» и объявил отзовизму непримиримую войну. Критике отзовизма посвящены также статьи Ленина «По поводу двух писем», «По поводу статьи «К очередным вопросам»», «Ликвидация ликвидаторства», «О фракции сторонников отзовизма и богостроительства», «Карикатура на большевизм» и др. Часть отзовистских лидеров (Богданов, Луначарский) вместе с меньшевиками-ликвидаторами (Валентинов, Юшкевич) выступали в печати с нападками на теоретические основы марксизма — диалектический и исторический материализм. Луначарский стал проповедовать богостроительство— необходимость создания новой религии, соединение социализма с религией. Весной 1909 года отзовисты, ультиматисты и богостроители создали инициативную группу по организации антипартийной школы на острове Капри (Богданов, Алексинский, Луначарский и др.). Фактически эта школа являлась центром антипартийной фракции. В июне 1909 года Совещание расширенной редакции «Пролетария» приняло решение, что «большевизм, как определенное, течение в РСДРП, ничего общего не имеет с отзовизмом и ультиматизмом», и призвало большевиков вести самую решительную борьбу с этими уклонениями от революционного марксизма. Вдохновитель отзовизма Богданов был исключен из рядов большевиков.— 88.

40 Богостроительство — враждебное марксизму религиозно-философское течение, которое возникло в период столыпинской реакции среди части партийных интеллигентов, отошедших от марксизма после поражения революции 1905—1907 годов. Богостроители (А. В. Луначарский, В. Базаров и др.) проповедовали создание новой, «социалистической» религии, пытались примирить марксизм с религией. Совещание расширенной редакции «Пролетария», состоявшееся 8—17(21—30) июня 1909 года, осудило богостроительство и в особой резолюции заявило, что большевистская фракция ничего общего не имеет с «подобным извращением научного социализма». Критику богостроительства В. И. Ленин дал в книге «Материализм и эмпириокритицизм» и в письмах к А. М. Горькому.— 88.

41 В. И. Ленин имеет в виду французского дипломата конца XVIII — начала XIX века Талейрана.— 89.

42 Письмо Ленина вызвано появлением в газете «Русское Слово» № 219 от 22 сентября 1913 года статьи А. М. Горького «О карамазовщине» с протестом против инсценировки Московским Художественным театром реакционного романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Буржуазная пресса выступила в защиту пьесы Достоевского. Горький ответил новой статьей «Еще о карамазовщине», которая была напечатана в № 248 «Русского Слова» от 27 октября 1913 года. В больших выдержках, но без заключительного абзаца ответ Горького был перепечатан 28 октября (10 ноября) в газете «Речь» № 295. На следующий день эта статья Горького, включая также и заключительный абзац, полностью процитированный Лениным в письме, была перепечатана ликвидаторской «Новой Рабочей Газетой» № 69.— 95.

43 Богоискательство — реакционное, религиозно-философское течение, возникшее в России в начале XX в. и получившее особенно широкое распространение в годы столыпинской реакции в 1907—1910 гг. в среде контрреволюционной буржуазной интеллигенции. Богоискатели (Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Н. А. Бердяев и др.), поставив задачей борьбу с социализмом, марксизмом и рабочим движением, использовали для этой цели христианскую религию, подновляя и подчищая ее. Суть богоискательства сводилась к призывам искать бога: «нравственных идеалов добра, красоты и совершенства» и вносить это «новое религиозное сознание в религиозную стихию русского народа». Ленин, подвергнув богоискательство критике, показал, что по своей сущности оно не отличается от богостроительства и прочих форм «религиозных исканий».— 95.

44 Христианский социализм — религиозно-политическое течение, возникшее в противовес научному социализму и рабочему движению, основным исходным пунктом которого является утверждение, что все социалистические принципы были якобы провозглашены христианством.

Христианский социализм выступает против революционной борьбы пролетариата за социализм, проповедуя как средство достижения социализма «религиозно-нравственное совершенствование людей на основе христианской любви, классового мира и классового сотрудничества». В России активная пропаганда христианского социализма относится к периоду первой русской революции. Царизм, правящие классы использовали христианский социализм для проповеди отказа от классовой борьбы. Такой характер носила деятельность попа Гапона. В. И. Ленин вскрыл ошибочность и несостоятельность системы взглядов христианского социализма, назвав его худшим видом «социализма».— 98.

45 «Миссионерское Обозрение» — ежемесячный богословский журнал, издававшийся церковными кругами, выходил с 1896 по 1898 год в Киеве, с 1899 по 1916 год — в Петербурге.

Редактор-издатель — В. М. Скворцов. Журнал объединял наиболее реакционные круги духовенства, отличавшиеся мракобесием и находившиеся в тесном союзе с полицией, вел борьбу против сектантов.— ПО.

46 «Орловский Вестник» — ежедневная общественно-политическая и литературная газета умеренно-либерального направления, выходила в Орле с 1876 по 1918 год.— 111.

47 «Вера и Разум» — богословско-философский журнал, издававшийся с 1884 по 1916 год при Харьковской духовной семинарии, выходил два раза в месяц. Журнал занимал крайне реакционную позицию и яростно выступал против демократического движения и прогрессивной мысли.— 113.

48 «Свободное слово» — издательство, печатавшее за границей (Англия, Швейцария) произведения Л. Н. Толстого, запрещенные царской цензурой, и брошюры, направленные против преследования сектантов царским правительством.

Издательство выпускало с 1899 по 1901 год журнал «Свободная Мысль», а с 1901 по 1905 год журнал «Свободное Слово».—114.

49 Клерикализм (от лат. clericalis — церковный)—реакционное политическое направление, добивающееся руководящей роли церкви и духовенства в общественно-политической жизни общества. Возникновение и формы правления клерикализма различны на разных этапах развития общества. В России клерикализм до 1905 года существовал в скрытой форме; после революции 1905 г., когда реакционным силам потребовались иные методы борьбы, клерикализм приобрел открыто воинствующий характер.

В современных условиях клерикализм приобретает все большее значение в арсенале борьбы империализма с прогрессивными силами.—116.

50 Христианские демократы — представители христианско-демократических партий светских организаций, контролируемых католической церковью. После второй мировой войны стали правящими партиями в ряде стран Западной Европы. Христианские демократы являются верными защитниками господства буржуазии, выступают в поддержку политики, проводимой правящими кругами капиталистических стран.— П6.

51 Имеется в виду заметка «Первая стадия выборов» в газете «Речь» № 261 от 23 сентября (6 октября) 1912 года.— 122.

52 Речь идет о так называемом третьеиюиьском государственном перевороте. 3(16) июня 1907 года был издан царский манифест о роспуске II Государственной думы и об изменениях в избирательном законе. Новый закон намного увеличивал представительство в Думе помещиков и торгово-промышленной буржуазии и в несколько раз сокращал и без того небольшое число представителей крестьян и рабочих. Третьеиюньский государственный переворот положил начало периоду столыпинской реакции.— 124.

53 Октябристы — члены партии «Союз 17 октября», образовавшейся в России после опубликования царского манифеста 17 октября 1905 года. Это была контрреволюционная партия, представлявшая и защищавшая интересы крупной буржуазии и помещиков, хозяйничавших по-капиталистически; возглавляли ее известный промышленник А. И. Гучков и крупный помещик М. В. Родзянко.— 124.

54 Кадеты — члены конституционно-демократической партии, ведущей партии либерально-монархической буржуазии в России. Партия кадетов была создана в октябре 1905 года; в состав ее входили представители буржуазии, земские деятели из помещиков и буржуазные интеллигенты. Видными деятелями кадетов были П. Н. Милюков, С. А. Муромцев, В. А. Маклаков, А. И. Шингарев, П. Б. Струве, Ф. И. Родичев и др. Для обмана трудящихся масс кадеты присвоили себе фальшивое название «партия народной свободы», на самом деле они не шли дальше требования конституционной монархии. Своей главной целью кадеты считали борьбу с революционным движением и стремились поделить власть с царем и помещиками-крепостниками. После победы Октябрьской социалистической революции кадеты выступали непримиримыми врагами Советской власти, принимали активное участие во всех вооруженных контрреволюционных выступлениях и походах интервентов. Находясь после разгрома интервентов и белогвардейцев в эмиграции, кадеты не прекращали своей антисоветской контрреволюционной деятельности.— 130.

55 «...обещанных 17 октября» — имеется в виду манифест 17 октября 1905 г., опубликованный русским царем Николаем II в дни наивысшего подъема революции. Обнародованием этого манифеста царизм пытался выиграть время, чтобы собрать силы для разгрома революции. В манифесте царь обещал дать народу «незыблемые основы гражданской свободы: действительную неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союза». После объявления царского манифеста 17 октября 1905 г. председатель совета министров С. Ю. Витте и министр внутренних дел П. Н. Дурново в ряде циркуляров и телеграмм губернаторам и градоначальникам, несмотря на официально объявленные свободы, требовали силой оружия разгонять митинги и собрания, закрывать газеты, принимать решительные меры против союзов, в административном порядке отправлять в ссылку всех лиц, заподозренных r революционной деятельности и т. п.—130.

56 «Голос Москвы» — ежедневная газета, орган октябристов, контрреволюционной партии крупной промышленной буржуазии и крупных помещиков; выходила в Москве с 1905 по 1915 год.— 131.

57 Имеется в виду книга «Статистика землевладения 1905 г. Свод данных по 50-ти губерниям Европейской России». Спб., изд. Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1907,— 136.

58 «Лейпцигская народная газета» («Leipziger Volkszeitung») — немецкая социал-демократическая ежедневная газета. Выходила с 1894 по 1933 год.— 138.

59 Речь идет о восстании в Индии, начавшемся в 1857 году. Восстание носило национально-освободительный характер; было подавлено в 1859 г. английскими войсками.— 140.

60 Англо-бурская война (октябрь 1899 — май 1902 г.), в результате которой две южноафриканские республики—Трансвааль и Оранжевая — стали колониями Великобритании.— 140.

61 Ленин имеет в виду статью Ф. Энгельса «Берлинские дебаты о революции» из «Новой Рейнской газеты» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 5, стр. 63—65).— 141.

62 Это изречение принадлежит великому немецкому поэту И. В. Гете,— 143.

63 Брошюра «Новый фабричный закон» написана Лениным в сибирской ссылке летом 1897 года. Напечатана в 1899 г. в Женеве группой «Освобождение труда».— 151.

64 Письма, о которых говорит В. И. Ленин,— это корреспонденции большевика С. И. Гусева из Петербурга, напечатанные в № 4 газеты «Вперед» от 31(18) января 1905 г. под заглавием «Письма петербургских социал-демократов».— 158.

65 Речь идет о центральном органе германской социал-демократии — газете «Vorwärts» («Вперед»),— 159.

66 В. И. Ленин полемизирует с передовицей, помещенной новоискровской редакцией в газете «Искра».— 161.

67 «Рассвет» — социал-демократический листок для сектантов; издавался в Женеве В. Д. Бонч-Бруевичем на основе решения II съезда РСДРП. Первый номер вышел в январе 1904 года. Совет партии на заседании 5(18) июня 1904 г. высказался против дальнейшего издания листка в качестве партийного органа (хотя за Бонч-Бруевичем и было оставлено право издавать листок от себя лично). Осенью 1904 г. издание «Рассвета» было прекращено. Всего вышло 9 номеров.— 164.

68 Угрюм-Бурчеев — сатирический образ градоначальника, выведенный М. Е. Салтыковым-Щедриным в произведении «История одного города» и ставший нарицательным обозначением реакционеров, тупых и ограниченных сановников.—172.

69 Приведенные слова взяты из «Тезисов о Фейербахе» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 3, стр. 4).—174.

70 Трудовики (Трудовая группа) — группа мелкобуржуазных демократов в Государственных думах, состоявшая из крестьян и интеллигентов народнического толка. Фракция трудовиков образовалась в апреле 1906 г. из крестьянских депутатов I Государственной думы. Трудовики выдвигали требования отмены всех сословных и национальных ограничений, демократизации земского и городского самоуправления, осуществления всеобщего избирательного права для выборов в Государственную думу. Аграрная программа трудовиков исходила из народнических принципов «уравнительности» землепользования. В Государственной думе трудовики колебались между кадетами и социал-демократами. В 1917 г. Трудовая группа слилась с партией «народных социалистов», активно поддерживала буржуазное Временное правительство. После Октябрьской социалистической революции трудовики выступали на стороне буржуазной контрреволюции.— 181.

70а Конвент — национальное собрание, высший представительный орган в период французской буржуазной революции конца XVIII в. Был создан в результате народного восстания 1792 г., свергнувшего монархию. Конвент был наиболее демократическим буржуазным представительным учреждением.— 183.

70б В. И. Ленин приводит таблицу доли голосов, полученных партиями на выборах в рейхстаг в 1912 г. в Германии.— 200.

71 «Господин купон»-— образное выражение, принятое в Петербурге в 80-х и 90-х годах XIX в. для обозначения капитала и капиталистов. Выражение «господин купон» впервые употребил Глеб Успенский в очерках «Грехи тяжкие».— 199.

72 Ленин имеет в виду и цитирует «Манифест Коммунистической партии» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 4, стр. 448—449).— 204.

73 Аскетизм (от греч. askesis — упражнение, подвиг) — образ жизни, характерной чертой которого является отказ от жизненных благ, удобств и удовольствий. Идеологи религии придают аскетизму исключительно большое значение, рассматривая его как путь к совершенству, как великий подвиг. Среди аскетических подвигов церковь особенно воспевает «девство», отшельничество, монашество. Проповедь аскетизма отрывает человека от общественной среды, отвлекает его от борьбы за переустройство негодных условий жизни. Квиетизм (от лат. quies — покой) — религиозно-нравственное воззрение, проповедующее пассивность, непротивление злу, созерцательность, отказ от собственных желаний и полное подчинение «божественной воле». Идейно примыкает к аскетизму. Квиетизм составляет характерную черту всего религиозного мировоззрения, но наиболее ярко выражается в буддизме, брахманизме, суфизме и христианстве. Призывы к отказу от борьбы, проповеди квиетизма всегда играли реакционную роль в борьбе трудящихся с эксплуататорским строем.— 205.

74 «Новое время» — ежедневная газета, выходила в Петербурге с 1868 по 1917 г.; принадлежала разным издателям и неоднократно меняла свое политическое направление, с 1905 г. — орган черносотенцев.— 206.

75 Совещание ЦК РСДРП с партийными работниками (по конспиративным соображениям названное «летним») проходило 23 сентября — 1 октября (6—14 октября) 1913 г. в деревне Поронян (около Кракова), где в то время жил В. И. Ленин. Это было второе после Пражской конференции расширенное совещание ЦК, которое подвело итог работы большевистской партии за время после Краковского совещания ЦК и определило новые задачи партии.

Совещанием руководил В. И. Ленин. Он открыл его вступительной речью, выступил с отчетным докладом о работе Центрального Комитета, с докладом по национальному вопросу, о предполагавшемся созыве международного социалистического конгресса в Вене. Кроме того, Ленин выступал в прениях почти по всем вопросам порядка дня, вел запись выступлений делегатов местных партийных организаций, вносил свои предложения, составлял и редактировал проекты резолюций..— 216.

76 Бунд («Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России») был организован в 1897 г. на учредительном съезде еврейских социал-демократических групп в Вильно; объединял преимущественно полупролетарские элементы еврейских ремесленников западных областей России. На I съезде РСДРП (1898) Бунд вошел в состав РСДРП «как автономная организация, самостоятельная лишь в вопросах, касающихся специально еврейского пролетариата» («КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. I, 1954, стр. 14). Бунд являлся носителем национализма и сепаратизма в рабочем движении России. В апреле 1901 г. IV съезд Бунда постановил изменить организационные отношения с РСДРП, установленные I съездом РСДРП. Съезд заявил в своей резолюции, что рассматривает РСДРП как федеративное соединение национальных организаций и Бунд должен входить в нее как федеративная часть. На II съезде РСДРП, после того как было отвергнуто требование Бунда признать его единственным представителем еврейского пролетариата, Бунд вышел из партии. В 1906 г. на основании решения IV (Объединительного) съезда партии Бунд вновь вошел в состав РСДРП. Внутри РСДРП бундовцы постоянно поддерживали оппортунистическое крыло партии («экономистов», меньшевиков, ликвидаторов), вели борьбу против большевиков и большевизма. Программному требованию большевиков о праве наций на самоопределение Бунд противопоставлял требование культурно-национальной автономии. В годы столыпинской реакции и нового революционного подъема Бунд занимал ликвидаторскую позицию» активно участвовал в создании антипартийного Августовского блока. Во время первой мировой войны (1914—1918) бундовцы стояли на позициях социал-шовинизма. В 1917 г. Бунд поддерживал буржуазное Временное правительство, боролся на стороне врагов Октябрьской социалистической революции. В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны руководители Бунда сомкнулись с силами контрреволюции. Одновременно с этим среди рядовых членов Бунда наметился перелом в пользу сотрудничества с Советской властью. В марте 1921 г. Бунд самоликвидировался, часть его членов была принята в РКП (б) на общих основаниях.— 222.

76а Имеется в виду съезд Австрийской социал-демократической партии, происходивший в г. Брюнне (Австрия) с 24 по 29 сентября 1899 г. (н. ст.). Центральным вопросом порядка дня съезда был национальный вопрос. На съезде были предложены две резолюции, выражавшие разные точки зрения: 1) резолюция ЦК партии отстаивала в общем территориальную автономию наций и 2) резолюция комитета Южно-славянской с.-д. партии, отстаивавшая экстерриториальную культурно-национальную автономию. Съезд единогласно отклонил программу культурно-национальной автономии и принял компромиссную резолюцию, признававшую национальную автономию в пределах австрийского государства (см. статью В. И. Ленина «К истории национальной программы в Австрии и в России», т. 24, стр. 313—315).

Ленин отмечает, что на съезде были выдвинуты два довода против программы культурно-национальной автономии: первый — что она повела бы к усилению клерикализма и второй — что «ее результатом было бы увековечение шовинизма, внесение его в каждую маленькую общину, в каждую маленькую группу» — цитируются официальные протоколы Брюннского съезда, стр. 92.— 222.

77 СЕРП — Социалистическая еврейская рабочая партия — мелкобуржуазная националистическая организация; образовалась в 1906 году. В основу программы СЕРП было положено требование национальной автономии евреев, создания экстерриториальных еврейских парламентов-сеймов, полномочных решать вопросы политического устройства евреев в России. СЕРП была близка эсерам и вместе с ними вела борьбу против РСДРП.— 223.

78 См. работу В. И. Ленина «О праве наций на самоопределение» (т. 25, стр. 255 — 320).— 223.

79 В. И. Ленин приводит цитату из романа Н. Г. Чернышевского «Пролог» (см. Н. Г. Чернышевский. Поли. собр. соч., т. XIII, 1949, стр. 197).— 228.

80 Речь идет о нападках Бунда на Екатеринославский комитет партии, выпустившего прокламацию, в которой разъясняется социал-демократическое отношение к сионизму и антисемитизму, за то, что в этой прокламации не упоминается Бунд.— 230.

81 Имеется в виду переведенная на еврейский язык брошюра К. Каутского «Социальная революция».— 231.

82 Вакуфные земли — земли в областях с мусульманским населением, не подлежавшие продаже и передаче из одних рук в другие. Доходы с вакуфных земель находились в распоряжении главным образом мусульманского духовенства.— 232.

83 Свобода совести — одно из важнейших общедемократических прав человека. Уже в проекте программы РСДРП, написанном В. И. Лениным и опубликованном в № 21 газеты «Искра» (1 июня 1902 г.), выдвигалось требование отделения церкви от государства и школы от церкви, полного равноправия всех граждан, независимо от пола, религии и расы. Требование неограниченной свободы совести и отделения церкви от государства вошли в программу РСДРП, принятую II съездом партии. Ленин неоднократно разъяснял содержание социал-демократического лозунга свободы совести в статьях «Самодержавие колеблется», «К деревенской бедноте», «Социализм и религия» и др., разоблачая лицемерие обещаний царского правительства о даровании «свободы вероисповедания» и «веротерпимости» и называя их «жалкой игрой и недостойной ложью».

Требуя, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, В. И. Ленин в своих работах различал буржуазное и пролетарское понимание свободы совести. Сам по себе лозунг свободы совести был одним из требований буржуазно-демократической революции. Он был провозглашен буржуазией, когда она вела борьбу за власть, против господства феодалов и феодальной церкви. Однако этот лозунг практически получил лишь частичное осуществление, приняв форму веротерпимости. «Буржуазная свобода совести,— писал Маркс,— не представляет собой ничего большего, как терпимость ко всем возможным видам религиозной свободы совести» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 19, стр. 30).

Коммунистическая партия, напротив, стремится освободить совесть от религиозного дурмана и наряду со свободой религии провозглашает свободу атеизма, атеистической пропаганды.

До Октябрьской революции свобода совести оставалась политическим лозунгом партии. В печати, в устной агитации и пропаганде, в частности с трибуны Государственной думы, большевики неустанно требовали отделения церкви от государства как необходимой и важнейшей гарантии осуществления полной свободы совести. Свержение царизма и установление власти Временного правительства не решило этой задачи. Только Октябрьская революция обеспечила полную свободу совести. 23 января (5 февраля) 1918 г. был опубликован декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Основными условиями действительной свободы совести, являются:

Полное отделение церкви от государства. Государство не вмешивается во внутренние дела церкви (догматические и канонические), обеспечивает беспрепятственное выполнение религиозных обрядов, если они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права, честь и достоинство граждан, на их здоровье и жизнь.

Советское государство, гарантируя свободу вероисповедания, предусматривает ответственность за нарушение законодательства о культах. Церковь не имеет права владеть собственностью, снимается с государственного бюджета, действия государственных и общественных организаций не сопровождаются религиозными церемониями, отменяется религиозная клятва. Запрещаются принудительные сборы в пользу религиозных объединений. Церковь лишается права вмешиваться в государственные дела. Социалистическое государство пресекает всякие попытки использовать религию и церковь во враждебных народу политических целях.

Обеспечивается гарантированное равенство всех граждан в правах, независимо от того; являются они верующими или нет. Никто не имеет права ущемлять законные права верующих как советских граждан, провозглашенные в Конституции СССР (право на труд, на отдых, на образование и т. д.). Из всех официальных документов исключаются указания на религиозную принадлежность граждан. Регистрация актов гражданского состояния производится только государственными органами.

Обеспечивается свобода антирелигиозной пропаганды. Коммунистическая партия одной из своих важнейших задач считает формирование у трудящихся научно-материалистических взглядов, повышение их сознательности и культурного уровня и поэтому ведет решительную борьбу с темнотой, невежеством, религиозными предрассудками, используя различные формы убеждения и идейного воздействия, все методы и виды устной и печатной пропаганды.

Религия во всех ее формах объявляется частным, личным делом верующего, делом его совести. Каждый гражданин свободен исповедовать какую угодно религию, менять религиозные убеждения или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом. Какое-либо преследование инакомыслящих совершенно исключается. В СССР нет господствующего вероисповедания: все веры, церкви, религиозные общины равны перед законом и обязаны соблюдать закон; православные, католики, лютеране, мусульмане, буддисты, иудеи, баптисты, молокане, адвентисты и др. пользуются одинаковыми правами.

По религиозным мотивам гражданам запрещается уклоняться от исполнения гражданских обязанностей.

Школа отделяется от церкви, запрещается организованное обучение детей религии. Религия несовместима с наукой, поэтому государство не может допустить, чтобы дети в школах воспитывались в духе религиозной идеологии.

Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

Социалистическое государство не только провозглашает права граждан на свободу совести, но и гарантирует их. Такой гарантией является социалистический общественный строй, сосредоточение всей полноты власти в руках трудящихся.— 237.

84 См. Ф. Энгельс. «Эмигрантская литература» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 18, стр. 514).— 240.

85 См. К. Маркс. «К критике гегелевской философии права. Введение» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 1, стр. 415).— 243.

86 См. Ф. Энгельс. «Эмигрантская литература» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 18, стр. 510—517).— 243.

87 См. Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 20, стр. 328—330).— 244.

88 Имеется в виду «Введение» Ф. Энгельса к брошюре К. Маркса «Гражданская война во Франции» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 22, стр. 195).— 245.

89 Энциклопедисты — группа французских просветителей XVIII в.— философов, естествоиспытателей, публицистов, объединившихся для издания «Encyclopedie ou Dictionnaire raisonne des sciences, des arls et des metiers» (1751 —1780) («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»). Ее организатором и руководителем был Дени Дидро, его ближайшим помощником — Жан Лерон Даламбер. Активное участие в издании «Энциклопедии» принимали Поль Анри Гольбах, Клод Адриан Гельвеций, Вольтер, в первых томах сотрудничал Жан-Жак Руссо. «Энциклопедия» объединила широкий круг специалистов в различных областях знания, авторами статей были естествоиспытатели Бюффон и Добантон, экономисты Тюрго и Кенэ, инженер Буланже, врач Бартез, лесничий Леруа, поэт и философ Сен-Ламбер и др. Большую роль в издании «Энциклопедии» сыграл ее фактический секретарь Л. де Жокур. Сотрудники «Энциклопедии» придерживались различных взглядов как в науке, так и в политике; однако их объединяло отрицательное отношение к феодализму и произволу церкви, ненависть к средневековой схоластике. Ведущую роль среди энциклопедистов играли материалисты, активно выступавшие против идеалистической философии. Энциклопедисты были идеологами революционной буржуазии, они сыграли решающую роль в идейной подготовке буржуазной революции конца XVIII в. во Франции.— 245.

90 «Пролетарий» — нелегальная газета, основанная большевиками после IV (Объединительного) съезда партии, издавалась с 21 августа (3 сентября) 1906 по 28 ноября (11 декабря) 1909 г. под редакцией В. И. Ленина, являлась центральным органом большевиков. В газете опубликовано свыше 100 статей и заметок

В. И. Ленина.— 253.

91 Панисламизм — религиозно-поли





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 290 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

1024 - | 837 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.