Они имеют одинаковую божественную природу, но выполняют каждый Свою роль. Это можно проиллюстрировать на примере человеческих взаимоотношений:
▪ Хотя муж и жена равны по значимости друг другу, но функционально, муж имеет власть над женой, и она должна подчиняться ему. 1Кор 11:3
▪ Все возрожденные люди являются равными перед Христом по значимости. Не имеет значение пол, возраст, социальное положение, духовный статус, духовные дары. Но функционально члены церкви подчиняются пастырям и учителям, более духовным лидерам. 1Пет 5:5
Участие Троицы в процессе спасения:
- Отец спланировал спасение и послал Сына в мир. Ин 3:16
- Сын повиновался и совершил искупление. Ин 6:38
- Дух Святой послан Отцом и Сыном для того, чтобы призвать человека ко спасению. Ин 15:26
СЫН |
4. АТРИБУТЫ БОГА
Атрибут (лат. attribuo «придаю, наделяю») — неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни представляться.
Атрибуты Бога - это совершенства, которые составляют сущность Бога. Это важнейшие, вечные характеристики, которые являются сторонами характера Бога. Атрибуты представляют собой неотъемлемые качества Бога, показанные в Писании и в деяниях Бога в библейской истории. Описанные характеристики в равной мере свойственны Отцу, Сыну и Святому Духу.
САМОДОСТАТОЧНОСТЬ (независимость)
Самодостаточен — вечен, независим, свободен. Бог является причиной собственного существования и существования других существ. Бог ни в чем и ни в ком не нуждается. Бог счастлив Сам в Себе.
Ин.5:26, Деян. 17:25; Пс. 49:10-12, Иов. 41:3, Исх. 3:14, Дан.4:31-32
Бог не нуждается ни в нас, ни в остальном творении, и все же мы и остальное творение может прославлять Его и приносить Ему радость.
ПРОБЛЕМА – неправильное понимание Бога среди современных христиан. Некоторые христиане думают, что Бог в них нуждается!
Применение:
Самодостаточность Бога несет спасение от человекоцентризма, упования на себя, лжи и гордыни. Все больше зависимости от Господа!
ВЕЗДЕСУЩИЙ
Бог бесконечен в отношении пространства (без границ). Бог не ограничен ничем, Он не имеет пределов и границ. Все творение ограничено, Бог — безграничен. Он не ограничен ни пространством, ни временем, но это не значит, что Бог распределен по всему миру по частям.
3 Цар. 8:27; 2 Пар. 6:18; Пс. 138:7–11; Ис. 57:15; 66:1; Иер. 23:23–24; Деян. 17:24–27
У. Грудем: «У Бога нет размера или пространственных характеристик; Он всюду присутствует во всей полноте, однако в разных местах действует по-разному»
Бог не только находится повсюду; Он присутствует во всей полноте в каждом месте. Это называется безмерностью Бога. Верующие в Нью-Йорке наслаждаются полнотой присутствия Бога в той же мере, что и верующие в Киеве. Божья безмерность свидетельствует, конечно, не о Его размерах, а о Его способности присутствовать повсюду и во всей полноте. Итак, нельзя нигде скрыться от присутствия Бога. Вездесущность не ограничена, ни пространством, ни скоростью перемещения, ни темнотой. Это предупреждение для грешников и утешение для верующих, которые могу везде ощущать Его защиту. Хотя Он присутствует во всех точках Вселенной одновременно, Он не растворен во Вселенной и не сливается с ней.
Применение:
- В эту самую минуту ты окружен присутствием Божьим. Его присутствие обнимает тебя даже тогда, когда ты идешь в магазин или на работу, ибо Бог везде. Ты не можешь оказаться там, где нет Бога (Пс. 138:7–12)
- Мы хранимы! Источник поддержки — в понимании того, что Бог пребывает везде. Где бы ты ни был, ты как христианин имеешь Руководителя, Защитника, Отца, Друга; тебе всегда будет оказана своевременная и действенная помощь. Бог — твой истинный Руководитель: «Буду руководить тебя, око Мое над тобою… Там рука Твоя поведет меня» (Пс. 31:8; 138:10). «Удержит меня десница Тво я» (Пс. 138:10).
ВЕЧНЫЙ
«Вечен» означает «беспределен в отношении времени, не имеющий начала и конца Своего существования. Он был, есть и будет всегда.
Беркхоф: «Бог – вне времени и выше временных ограничений. Он включает в себя время, а не оно для Него; для Него все бытие – одно неразделимое настоящее. Это совершенство и называется вечностью Бога».
Быт. 21:33; Втор. 33:26–28;Пс. 89:3; Ис. 9:6; 41:4; 1 Тим. 1:17; Отк. 1:4,8
Бог грандиозно величествен. Вечное бытие Бога не может вместиться в разум (мировоззрение) человека. Вечное бытие выходит за рамки понимания человека, как и бескрайняя вселенная, а она всего лишь творение Божье. Вечность можно принять верой, но невозможно вместить в разум (мировоззрение) человека. И это подчеркивает абсолютное превосходство Бога над Своим творением. Это подчеркивает Божественность Бога. Это подчеркивает величие Бога во всех Его проявлениях.
Применение:
- Вечность Бога превосходит сердце человека и вызывает в нем благоговение, трепет и преклонение перед Ним.
- Вечность Бога дает нам спокойствие, уверенность и радость в размышлениях о завтрашнем дне, о всей нашей жизни в будущем, о смерти и о жизни после нее.
ВСЕВЕДУЩИЙ (ВСЕЗНАЮЩИЙ)
Всеведущ — бесконечен в знании. Всеведение означает «абсолютное знание». Богу известно все, что было, есть, будет, все что может или могло быть.
Пс.146:2-5, Евр.4:13, Иов 37:16, Деян.15:18, Пс.138:16
Бог не приобретает знание; Он знает. Он знает все, что происходит в природе и в человеческих сердцах, все сущее в целом и каждое существо в отдельности, все законы – общие и частные, причины и следствия, мысли, тайны, желания, неосознанные побуждения. Ему внятно все: видимое и невидимое, на небе и на земле, у Его престола и в глубине преисподней. Он знает пространство и время, начало и конец, добро и зло, жизнь и конец.
Применение:
- Понимание Божьего всезнания и абсолютной мудрости успокаивает нас, вселяет доверие Богу и дает смирение в том, чтобы принимать Его водительство, которое до конца нам не понятно.
- Зная, что «все обнажено и открыто пред очами Его» Евр.4:13, мы тем более должны трезвиться и бодрствовать.
- Бог всезнающий, Он знает все наши нужды и трудности.
ВСЕМОГУЩИЙ
Бог бесконечен в силе. Он может совершить все. В Библии слова «Всемогущий» и «Вседержитель» встречаются более 50 раз и относятся только к Богу.
Быт.17:1; Исх. 6:3; Иов 42:2; Ис. 40:12; 46:10,28; Дан. 3:17; Отк. 11:17; 19:6
Пример:
Кто-то подсчитал, что объе мвсего мирового океана равен 1 млрд340 млн кубических КМ! Много это или мало? Если всю эту воду взять и расположить над Россией, то высота этого водяного столба будет примерно 140 км. Знаете, на какой высоте летают трансатлантические авиалайнеры? Всего около 10 км. А на какой высоте летают радио и теле-спутники? Всего около 30 км. А высота воды –140 км! Представьте, как это много!
Есть ли ограничения у Божьего всемогущества? Да, есть. Обычно различают естественные ограничения и самоограничение Бога. Естественные ограничения – это, то что Бог не может делать, поскольку это противоречило бы Его природе; так, Бог не может лгать (Тит.1:2), искушаться злом (Иак.1:13), отрицать Сам Себя (2Тим.2:13). Самоограничение Бога обусловлено тем выбором, который Он сделал; оно касается того, что по-видимому не противоречит Его природе и могло бы войти, но не вошло в Божий план. Бог не избавил Своего Сына от страданий; Он не избрал все народы в ветхозаветную эпоху.
Применение:
- Бог силен, решить любую проблему в нашей жизни.
- Бог дает силу для повседневной жизни. Фил.4:13
НЕИЗМЕННОСТЬ
Неизменный означает совершенно не меняющийся, постоянный, остающийся всегда тем же, даже в мелочах.
Бог не изменен в своем бытии, совершенстве, намерениях и обетованиях.
Бытии – Пс. 101:26-28. Бог остается всегда «Тот же». Первое и основное различие между Творцом и Его творениями состоит в том, что они изменяемы и их природа подвержена переменам, а Бог неизменен и не может перестать быть таким, какой Он есть.
Совершенстве (атрибутах, природе) – Мал. 3:6. Характер Бога не меняется. Он никогда не становится менее правдивым, менее милостивым, менее справедливым или менее благим, чем Он был всегда. Характер Бога сегодня такой же, каким он был в библейские времена - и таким останется всегда.
Намерении - Пс.32:11. «Совет» – цель, намерение. Ис. 46:9-11. То, что Он делает во времени, Он замыслил от начала вечности. И все задуманное в вечности, Он претворяет во времени. И то, что Он в Своем Слове обещал исполнить, непременно сбудется.
Обетовании – Чис. 23:19, 1Цар.15:29. Бог, если что-то обещал, то обязательно так будет!!! 2Кор.1:20
Но как насчет таких мест Священного Писания: Быт. 6:67;1 Цар. 15:11; 2Цар. 24:16; Иона 3:10; Иоил. 2:13–14 - Как их объяснить?
В действительности же изменения происходят не в Боге, а в человеке. Изменения происходят в том, как план Божий открывается человеку, а не в самом плане. У Бога есть вечный план, неподверженный изменениям. Неизменность состоит в том, что Он всегда поступает правильно, меняя обращение со Своими творениями в зависимости от их характера и поведения.
Итак, каким же образом "меняется" Бог? С человеческой точки зрения кажется, что иногда Бог меняется или раскаивается. Но с точки зрения Бога не происходит изменения или раскаяния. Возьмем например вопрос об осуждении греха. Это абсолютный закон. В будущем Бог осудит грех. Однако еще одним абсолютным законом является и то, что Бог отвечает на раскаяние человека. Предположим, что Бог решил осудить народ. Но народ раскаялся, как было в случае с Ниневией. Когда Ниневия раскаялась, то обещанное наказание не произошло. Изменился ли Бог в Своем осуждении? Нет. В Боге изменений не произошло. Бог неизменен, Он наказывает грех. Но поскольку Он неизменен, Он отвечает на раскаяние. Когда население Ниневии раскаялось, это вызвало соответствующий ответ со стороны неизменного Бога. Изменения произошли в человеке, что привело к развитию плана Божьего в истории этого народа. Таким образом, Бог неизменен, изменения происходят лишь в человеке.
ЖИВОЙ
Живой — живущий, действующий, дающий жизнь, оживляющий. Жизнь Бога динамична и увлекательна, т. к. Бог живой, а не мертвый, статичный и бездыханный. Бог есть Бог действующий, а не пассивный, статичный, закостенелый идол. Бог есть источник жизни для всего существующего. Бог дает жизнь духовно мертвым людям. Он рождает их заново, и у них появляется возможность жить истинной, полноценной, вечной жизнью!
Ис. 40:19–23; Иер. 10:10–16; Деян. 14:15; 1 Фес. 1:9 Ин. 5:40; 10:10; 2 Кор. 4:10,11
Применение
1. Вся жизнь, истинная живость, осмысленность, удовлетворенность лишь в Боге и от Него, поэтому родится свыше — это обрести жизнь. А жить по Слову Божьему значит жить истинной жизнью, а не существовать, значит жить осмысленно, максимально удовлетворенно и счастливо.
2. Жить с Богом, жить в Его воле — это самая захватывающая жизнь.
3. Бог не ленив и не пассивен, Его не нужно заставлять или подталкивать. Бог жив и действенен, поэтому мы можем полностью и абсолютно доверять Ему. Он не забудет, не промедлит и не уснет.
СУВЕРЕННОСТЬ (Верховная, абсолютная власть)
Суверенность означает, что Бог есть Всевышний владыка. Он Тот, Кто осуществляет верховную власть, носитель верховной власти; Владыка - властелин всего Ему подчиненного. Бог есть Царь и Владыка.
Он царствует над небом и землей. Его Верховная власть: всеобщая, абсолютная и неизменная.
Дан.4:32, 1Пар.29:10-13, Рим.9:18-21, 1Тим.1:17, Пс.92:1-2
Стоит помнить, что Божий суверенитет позволяет некоторую «независимость» созданных существ, например дьявола. Т.е. дьяволу позволено творить зло, но лишь в рамках установленных Богом (Иов 2). Т. о. определенная свобода, которой обладают творения Божьи (ангелы и люди) не противоречит абсолютному суверенитету Бога, так как именно Бог определил границы внутри которых, творения проявляют свою волю.
Применение:
- Понимание божественного всевластия рождает смирение в наших сердцах. Мы должны понимать свои достижения лишь в контексте Божьего всевластия. И значит, мы будем скромно смотреть на свои достижения.
- Понимание Божественного суверенитета дает правильное понимание молитвы. Мы молимся в глубокой зависимости от Бога. Люди пытаются молитвами манипулировать Богом, использовать Бога в поклонении своим похотям. Суверенность Бога не означает, что наши молитвы не играют роль в изменении реальности.
- Понимание суверенитета Бога приносит сердцу покой. (Лк. 12:6,7). Неужели Бог потерял контроль, может Он не очень добрый? Доверие Божьему промыслу дает покой в сердце.
- Понимание суверенитета Бога дает правильный взгляд на евангелизацию. (Ин. 6:44,64–66). Если после нашей проповеди кто-то не покается, не надо впадать в панику. Нам не надо думать, что покаяние в наших руках, в наших технологиях, в нашем психологическом воздействии и манипуляции. Спасение в руках Бога и только Ему открыто, где находится сердце человека.
Однако это не значит, что христиане должны быть пассивны в евангелизационном труде. Они должны быть невероятно усердны и мудры, но помнить, что лишь Бог способен дать истинное обращение сердцу человека и только Он знает, где это сердце по отношению к Нему.
- Понимание суверенитета Бога ведет к прославлению Владыки. Дан.4:34
СВЯТОСТЬ
Первоначальное значение слова «святость» – это «отделенность». Святость Бога – это Его отделенность от всякого несовершенства, греха, а также от творения.
- Святость – это отделенность от творения. Исх. 19:23
- Святость – это отделенность от греха. Авв. 1:12-13
- Святость – это отделенность от всякого несовершенства. 1 Иоан. 1:5
Можем ли мы быть святыми? Да!!! 1 Пет. 1:15-16. Но мы не можем быть святы сами по себе. Мы нуждаемся в том, чтобы Бог дал нам Свою святость – Лев. 22:32-33
Применение
- Поскольку Бог свят, мы должны ему поклоняться. Ис. 6:3
- Поскольку Бог свят, мы должны святить Его имя. Мы считаем недопустимым для христианина рассказывать анекдоты с упоминанием Бога. Исх. 20:7
- Поскольку Бог свят, мы должны Его бояться. Святость Бога всегда внушает страх. Примеры: 1) Когда Бог явил Свою славу Моисею, тот пал на лицо свое в страхе и трепете; 2)Когда Петр увидел славу Христа, он испугался и сказал: «Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный»; 3)Когда апостол Иоанн увидел воскресшего Христа, он пал к ногам Его как мертвый (Откр. 1:17). Отсюда следует, что чем больше человек познает Бога, тем более трепетным становится его отношение к Богу. Хотите узнать, насколько хорошо человек знает Бога? Чем лучше человек знает Бога, тем больше он смиряется и благоговеет перед Ним.
- Поскольку Бог свят, мы должны жить святой жизнью. 1 Петр. 1:14-16
- Бог дал нам Духа Святого для того, чтобы у нас была сила для святой жизни. Иез. 36:27
СОВЕРШЕНСТВО
Совершенство Бога означает, что у Него нет абсолютно никакого недостатка. Бог обладает всеми превосходными качествами.
Матф. 5:48, Пс. 17:31 «Непорочен путь Его». – В еврейском языке слово «непорочен» имеет значение «законченный, завершенный, совершенный».
Втор. 32:4 - «Совершенны дела Его».
Итак, Писание утверждает, что у Бога нет недостатка ни в каком хорошем качестве. Он совершен.
А как насчет творения? Может ли творение хотя бы в какой-то мере иметь совершенство?
- До грехопадения Бог сотворил человека совершенным. Еккл. 7:29 «Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым [יָשָר яша р = праведный, нравственно совершенный], а люди пустились во многие помыслы».
- После грехопадения совершенство человека было утрачено из-за греха (Быт. 3 гл.).
- Однако возможно возвращение к первоначальному совершенству во взаимоотношениях с Богом. Человек может стать опять совершенным через веру в жертву Иисуса Христа и возрождение. «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14).
Применение:
1. Мы говорили, что сейчас рассматриваем качества Бога, которые могут передаваться и творению. Как вы думаете, должны ли мы стремиться к совершенству? – Да. Матф. 5:48 «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный».
2. В каком смысле мы должны стремиться к совершенству? В той же самой главе, где Христос говорит: «Будьте совершенны», – Он приводит несколько примеров. Как быть совершенным?
- Творить добрые дела
- Исполнять Божьи заповеди
- Не гневаться
- Первым мириться в случае обиды
- Убегать от похоти, от порнографии
- Не разводиться
- Выполнять обещания
- Не мстить
- Быть отзывчивым на нужды людей
- Творить добро врагам.
ИСТИНА
Истинность Бога означает, что Он – истинный Бог и что все Его знание и все Его слова – истинны и являются высшим эталоном истины. Бог есть истинна означает, что Бог реальный, не выдуманный, не вызывающий сомнения. Он достоверный.
Иер.10:10-11, Ин.14:6; 17:3, 1Ин.5:20, Исх.32:3-4.
Два ключевых момента истинности Бога:
· Бог реален, Он выдумка, Он не какой-то лжебог! Он полностью соответствует тому, каким должен быть Бог.
· Слова Бога истинны и являются высшим эталоном истины.
Евр.6:18, Тит.1:2, Пс.11:7.
Божье слово есть истина. Божье слово авторитет для нас и жизни нашей! Это правильный курс нашей жизни!
Применение:
- Познавая истинность Бога, мы восхищаемся его надежностью, правдивостью, постоянством. И это внушает в наши души спокойствие.
- Познавая, что истинность Бога проявляет Себя, через истинное Свое Слово, т.е. Библию и, в определенном роде, только через нее мы получаем ясность курса и уверенность двигаться по нему.
- Познавая роль и природу Писания, мы влюбляемся в Слово, и покоряемся ему, становимся людьми Книги.
ВЕРНОСТЬ
Верность - стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Божья верность основывается на Его истине и неизменности, она делает Его Слово, обетования и заветы достоверными и надежными. Верность Бога означает, что Бог всегда делает то, что сказал, и верен тому, что пообещал.
2Тим. 2:13, Числ.23:19, 2Цар.7:28, Вт.7:9
Применение:
В чем проявляется верность Бога? В Библии есть конкретные сферы жизни христианин, где по-особенному проявляется Божья верность:
· Бог верен, обещая людям вечное спасение. 1 Кор. 1:8-9
· Бог верен, обещая людям помощь в скорбях. Пс. 90:15, 1Пет.4:19
· Бог верен, обещая людям помощь в искушениях. 1 Кор. 10:13
· Бог верен, обещая людям прощение греха. 1Ин.1:9
· Бог верен, укрепить нас в битве с дьяволом. 2Фес.3:3
· Бог верен, чтобы освятить и сохранить нас. 1Фес.5:24
· Бог верен, чтобы судить. Отк.19:11
Евр.2:17, Плач Иер.3:22-23
Мы должны благодарить Бога за верность
Мы должны полагаться на Его верность.
Мы должны подражать Его верности:
-Мы должны быть верны Богу. Откр. 2:10
- Мы должны быть верны людям. Еккл. 5:4-5
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Справедливость Бога означает, что Бог всегда действует в соответствии с тем, что справедливо, и Он Сам является высшим эталоном справедливости.
Справедливость — это идеальное поддержание баланса между заслугой и вознаграждением, преступлением и наказанием. Справедливость — это совершенный баланс. Справедливость ставит все на свои места.
Быт. 18:25, Пс.98:4, Рим.1:32, Отк.16:5, 2Тим.4:8, Езд.9:15
Праведность и справедливость являются выражением сущности Бога в распределении наград и наказаний. Бог - праведный Правитель и справедливый Судья. Праведность и справедливость есть соответствие Его закону
Божья справедливость все приводит к правильному балансу. Любое восстание против Бога, против Его святости и благости будет наказано. Божья справедливость является щитом, защищающим нас от катастрофического хаоса. Божья справедливость защищает нас от жажды мести, от многих греховных поступков, которые люди делают на основании желания мстить. Божья справедливость спасает наши души от ужасающей боли, которую приносит несправедливость в наши души. Божья справедливость является основанием для утешения, для свободы от жажды мести, для способности прощать, для способности любить ближних и врагов, для уверенности и стойкости в праведности во время нападений на нас. Божья справедливость дает крепкое основание, как для всего мира, так и для души отдельного христианина. Божья справедливость изливает в наши души колоссальное количество разнообразной Божьей благодати. Христианин, прошедший через отрезвляющие реалии жизни, влюбляется в Божью справедливость больше и больше.
Справедливость осуществляет правосудие. Правосудие бывает наказывающее. Это аспекты Божьего исполнительного правосудия:
– вознаграждающее правосудие — относится к распределению наград (Втор. 7:9–13; Mф. 25:21;Рим. 2:7);
– наказывающее правосудие — относится к наказанию (Рим. 2:9; 2 Фес. 1:8).
Божье наказание нечестивых не является средством исправления, но является средством восстановления справедливости в мироздании;
Однако стоит заметить, что люди говоря о справедливости Божьей очень часто склонны подразумевать свое личное человеческое представление о том, что справедливо, а что нет. Можно услышать, как люди не могут простить или начинают конфликтовать из желания достичь справедливости. Но на самом деле они стремятся достичь своей собственной, субъективной, глупой и эгоистичной «справедливости». Человек не всегда может понимать и принимать Божью справедливость. Поэтому важно занять позицию в сердце: даже если я не понимаю, почему происходит одно или другое, я верой покоряюсь истине о том, что Бог все приведет к справедливому балансу.
Истинная справедливость — это только Божья справедливость. Никакой другой справедливости не существует. Поэтому человек, не покоряющийся Божьей справедливости, к справедливости вообще не стремится, а стремится к тому, чтобы угодили его претензиям на то, как все должно быть!
Применение
1. Божья справедливость дает сердцу свободу от мести.
2. Божья справедливость является основанием для утешения и защищает нас от несправедливости.
3. Божья справедливость дает возможность прощать и любить даже врагов.
БОЖЬЯ РЕВНОСТЬ
Ревность Бога означает, что Бог постоянно стремиться защитить Свою честь. Ревность означает заинтересованность в том, чтобы отстоять честь кого-то или чего-то.
Исх. 20:5, Ис. 34:14; 48:11, Втор. 4:24; 5:9 (ср. Ис. 20:5); 32:16,21, Пс. 77:58–59, Наум 1:2.
· Ревность это инструмент, с помощью которого Бог защищает Свою Честь и Славу (Ис. 48:11).
Так как Божья честь и слава имеют полное право на почтение со стороны людей, то Божья ревность является святой и чистой. Именно этим ревность Божья и ревность человеческая отличаются друг от друга. Человеческая ревность чаще всего является греховной. Ревность человеческая чаще всего сформирована греховной претензией человека на собственную самозначимость, честь и славу. Поэтому чаще всего ревность человеческая является греховной.
· Божья ревность возникает, когда оскорбляется и хулится Божья слава (Исх. 20:5; 34:14; Втор. 5:9).
Особенно ярко это происходит, когда человек занимается идолопоклонством, т. е. когда человек ценит что-то или кого-то больше, чем Бога и Его заповеди.
· Божья ревность идеально направляется Божьим самоконтролем.
Эта ревность не безудержная, не бездумная, не бесконтрольная. И ревность, и гнев, и наказание Божье находятся под идеальным, святым Божьим контролем. Божья ревность и гнев никогда не повреждают Божьей любви, Божьему милосердию, Божьей доброте и благодати. Поэтому Божья ревность и гнев всегда совершенны и абсолютно праведны.
Применение:
- Божья ревность показывает, что Бог не есть Бог безразличный и неживой. Божья ревность показывает, что Бог динамичный, живой и обладает святой страстью.
- Божья ревность пробуждает в сердце человека серьезное отношение к Богу, трепет перед ним и почитание его святости.
- Божья ревность воспитывает в душе человека стремление к святости перед Богом. Изучая Божью ревность, человек научается бороться за святость в мельчайших деталях своих поступков, своих мыслей и чувств.
- Божья ревность должна устрашать неспасенных людей Евангелием. О таком Боге, ревностном, справедливом, гневающимся и наказывающим, христиане должны проповедовать.
ГНЕВ БОЖИЙ
Гнев Божий — это справедливая, естественная реакция Божьего сердца на оскорбление, которое наносит Ему человек, поступающий греховно. Это означает, что Он сильно ненавидит любой грех.
Рим.1:18, 2:16-17, Иер.8:19, Отк. 6:15-17
· Характеристики Божьего гнева.
Во-первых, Божий гнев абсолютно справедлив (Пс.118:75). Во-вторых, Божий гнев контролируем. Не гнев управляет Богом, а Бог управляет им (Пс.77:38). В-третьих, Божий гнев вынужден (Иер.8:19). В-четвертых, Божий гнев в вечности нестерпимо ужасен (Откр.6:15-17).
· Причины Божьего гнева
- Пренебрежение святынями (Рим.1:18). СВЯТЫНИ: Бог (Иов 42:7); Библия (2Пар.34:21); церковь (1Кор.3:16); Господни установления(2Пар.29:10,11); Родители, дети, семья.
- Идолопоклонство (Вт.6:14, 15).
- Оккультизм (4Цар.21:6)
- Аморальность (Чис.25:3,4)
- Беспечность (Вт.29:19,20)
- Отказ от служения (Исх. 4:13)
- Гордость (2Пар.32:25)
- Непочтение дня Господнего (Неем.13:18)
- Соучастие с неверными (2Пар.19:2)
- Неверие Божьим обещаниям (Чис.32:10,11)
· Спасение от Божьего гнева
- Смирение (2Пар.32:26)
- Возвращение (Иер.3:12)
- Молитва (Исх.32:11-13)
- Доверие жертве Иисуса Христа (Рим.5:8-10)
- Посвященность на служение Богу (2Пар. 30:8)
ЛЮБОВЬ
Любовь – это желание наивысшего блага для тех, кого любишь, и стремление дать им это благо. Любовь Бога означает, что Он вечно дарует Себя другим. Любовь посвящена приносить заботливую добродетель, а также она посвящена заботиться с помощью обличения и наказания ради исправления.
Втор. 7:7–8; 1Ин. 4:8,10,19; Рим. 5:8; Евр. 12:6
Объекты Божьей любви:
- Бог любит Себя. Ин. 3:35
- Бог любит верующих в Него. Ин. 16:27
- Бог любит Израиль. Иер. 31:3-4, Втор.7:7-8
- Бог возлюбил весь мир. Ин. 3:16
Проявление Божьей любви:
Сыновство – 1 Иоан. 3:1
Дар Святого Духа – Рим. 5:5
Обличение и наказание – Откр. 3:19
Божья любовь проявляется в смерти Его Сына - Рим.5:8
Божья любовь проявляется в заботе о творении - Матф. 5:44-45, Деян. 14:17.
Применение:
Еф. 5:1-2 «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное».
Искаженное понимание Божьей любви:
- Абсолютизация Божьей любви. Либеральные богословы говорят, что, поскольку Бог всех любит, в конечном итоге все будут спасены, забывая о других качествах Бога – святости и справедливости. Также они упускают из вида взыскательный и исправительный аспекты любви, делая акцент на любви как привязанности и расположения. Учение о том, что все будут спасены, прямо противоречит Писанию.
- Идеализация Божьей любви. «Если Бог меня любит, то я должен быть счастливым». И наоборот: «Если я страдаю, то Бог меня не любит».
- Умаление Божьей любви. Когда мы говорим: «Все, Бог меня не простит».
- Злоупотребление Божьей любовью: «Я могу грешить: Бог меня все равно любит».
БЛАГОДАТЬ (МИЛОСТЬ)
Благодать – незаслуженный Божий дар человеку, исходящий исключительно из Божьего доброго расположения по отношению к нему. Более простыми словами благодать это когда мы получаем что-либо, чего мы не достойны или не заслужили.
Милость – это когда мы не получаем то, что заслужили!!!
Божья благодать – это непреходящая, неизменная любовь к тем, кто потерял на нее право и достоин презрения. Это источник благословения от Бога к незаслуживающим этого грешникам.
Милость означает проявление расположения, милосердия и сострадания к определенному человеку. Бог проявляет свою милость, руководствуясь сознательной любовью к людям, которые ничем не заслужили этого.
Быт. 6:8; Пр. 3:34; Ин. 1:17; Eф. 1:6–7
Виды благодати
- Общая благодать
Это доброта Бога, проявленная ко всем людям, но она не спасает:
Щедроты - Пс.144:9 «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его»
Земные блага – Матф. 5:44, 45 «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»
- Особая благодать.
Божья благодать, данная человечеству для спасения и освящения.
Спасение - Еф. 2:8, 9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
Освящение - Тит. 2:11-13 «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа …»
Служения - 1 Кор. 15:10 «… и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною».
2 Кор. 9:8 «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело…»
Рим. 12:6-8 «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием».
Благодать второго пришествия - 1 Пет. 1:13 «Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа».
Применение:
Как обрести благодать:
Молитва – Евр. 4:16 «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
Смирение – 1 Пет. 5:5 «… все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
БЛАЖЕНСТВО
Блаженство — это внутренний мир, внутреннее счастье, глубокая радость, которая и не является результатом обстоятельств, и не подвержена перемене под влиянием обстоятельств. Другими словами, блаженство Бога — это не мимолетное чувство счастья. Это неотъемлемое качество Его характера.
Блаженство Бога означает, что Бог наслаждается Собой и всем тем, что Он делает. Бог счастлив Сам в Себе.
1Тим.1:11, 6:15, Соф 3:17
· Бог радуется Своему Сыну
Мф 17:5 «это Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
- В этом тексте используется слово, которое имеет значение: «получать удовольствие, быть довольным».
- Это подобно тому, как мы получаем удовольствие от наших детей. Если мы видим, как у них что-то хорошо получается или они поступают правильно, то мы радуемся о них.
- Но у Бога гораздо больше причин радоваться о Своем Сыне, ведь Христос есть точное отражение Его Самого. Он доволен Его мыслями, Его действиями, Его стремлениями.
Применение:
- Если Бог больше всего на свете находит удовольствие в Своем Сыне Иисусе Христе, то и мы должны находить удовольствие в Иисусе.
- Проверьте свое сердце: что вы любите больше. Любите ли вы более всего Господа или свою семью, свою работу, самого себя.
- Просите Господа, чтобы Он помог вам оценить красоту Его Сына и любить Его еще больше.
· Бог радуется всем Своим делам
Пс 103:31 «Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!»
Господь делает что-то не потому, что имеет какую-либо нужду, а лишь из-за того, что желает выразить Свою радость.
- Бог с радостью творил все детали Вселенной (Иов 38:4-14):
- Большинство Божьих творений были неизвестны людям в течение 6 тыс лет, радовали только Творца. И только теперь, когда стали возможны современные достижения науки, людям стало известно о китах, которые танцуют, поют. и т.д. (Пс 103:25-31)
Применение:
Пс 91:5-6 - «5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. 6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!»
Находим ли мы радость в Божьем творении? Или мы просто ходим, попираем Божью землю?
· Бог радуется, делая добро всем уповающим на Него
Иер 32:40-41 «И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня. И буду радоваться о них, благотворя им, и насажду их на земле сей твердо, от всего сердца Моего и от всей души Моей».
· Бог радуется молитвам праведных
Пр 15:8 «Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему».
Применение:
- Будьте смелы в молитве. Мы думаем, что нашей молитвой мы Богу не угодим. Но Бог радуется, когда мы молимся. Лк 18:7-8 «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре».
- Мы можем находить наслаждение в молитве.
- Мы можете быть уверены, что Бог ответит на те молитвы, которые несут Ему славу.
- Вы должны молиться Богу за спасение грешников, за благовестие, ведь обращение грешников приносит Ему славу.
· Бог радуется послушанию каждого человека
1Цар 15:22 «неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов».
Применение:
- Старайтесь быть послушными Богу не для того, чтобы что-то получить от Бога, не из-за страха наказания, но для того, чтобы доставить Ему удовольствие.
- Мотив послушания Богу (жена готовит мужу обед не для того, чтобы он ее не выгнал из дома, но для того, чтобы доставить мужу удовольствие).
- Примите для себя решение быть послушным Божьим заповедям.
- Даже если послушание Божьим требованиям кажется сложным, помните, что непослушание несет гораздо больше проблем.
- Откажитесь от любого греха, который привлекает вас мнимыми удовольствиями.
- Просите у Бога помощи выполнять Его заповеди: ведь Он обещал помочь верующим.
«Скажи мне, чему ты радуешься, и я скажу, кто ты». Красота души оценивается по тому, какой объект избрала эта душа для своей радости и любви. Каков объект твоей радости, таков и ты. Чему же будете радоваться вы? Тому ли, чему радуется Бог или своим меркантильным низменным интересам?
5. ИМЕНА БОГА
Раньше, когда рождался человек, ему давали имя с определённым значением. Имя человека описывало либо его характер, либо его судьбу, либо его миссию и предназначение. Даже сейчас во многих странах имена имеют значение или перевод.
На протяжении всей истории человечества Господь Бог открывался людям с разными именами, каждое из которых раскрывает Его сущность и характер.
Исх.20:7, Мф.6:9, Пр.18:10, Пс.19:8, Пс.148:3,7-11,13.
ЭЛОХИМ (אֱלֹהִים)
Это слово встречается около 2500 раз в Библии. Оно переводиться как Бог. Хотя это форма множественного числа, но переводиться как Бог. Это может быть указанием на царственное величие. Это слово также может относится и к языческим богам – Быт. 35:2,4; Исх.12:2, 18:1.
Быт.1:1 – «Вначале сотворил Бог (ЭЛОХИМ) небо и землю».
Втор.10:17 – «Ибо Господь, Бог (ЭЛОХИМ) ваш, Бог богов (ЭЛОХИМ) и Владыка владык, Бог великий, есть сильный и страшный».
Имя ЭЛ имеет интересную этимологию. Оно может означать 1) страх, трепет, ужас; 2) силу, могущество, величие. Отсюда можно сделать вывод, что это имя подчеркивает силу, могущество, высшее Божество и реакцию человека на такого Бога – трепет, благоговение.
Это имя часто встречается в Библии для описания величия и могущества Бога: Ис.45:5, Иер.32:27, Ис.46:18, Пс.49:6.
АДОНАЙ (אֲדֹנָי)
В Быт. 15:2 Авраам обращается к Богу с помощью имени Господь, Владыка (АДОНАЙ). Имя "Господь" показывает, что Бог является Хозяином и Господином, Владелец. Это слово подчеркивает власть господина над своей собственностью. Вт.9:26, Пс.135:3
ЯХВЭ (יְהוָה)
Из всех имен, относящихся к Богу, имя ЯХВЕ чаще всего встречается в Ветхом Завете - 6823 раза.
Исход 3:13-15 – «Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есть Сущий (ЯХВЕ). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род»
Иегова - это Бог завета!
Исход 6:2-4 – «И говорил Бог Моисею, и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем: "Бог всемогущий"; а с именем Моим: "Господь" (ЯХВЕ) не открылся им. И Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали»
Это имя Бога – является личным именем Бога. Евреи настолько святили это имя, что после плена оно было заменено на Адонай или Иеговай.
Это слово происходит от слова «быть» и означает вечное существование, вечное бытие. Оно выражает вечную природу существования Бога. Оно указывает на Его вечность и неизменность по отношению к Израилю.
Кстати, когда Христос сказал «Я есмь» Ин.8:58, то скорей всего Он сказал именно имя Яхвэ.
Итак, это три простых имени Бога в Ветхом Завете!!! Но есть составные имена, которые подчеркивают природу Бога! Часто встречаются конструкции: Яхве-Адонай, Яхвэ-Элохим, Элохим-Адонай и переводятся – ГСОПОДЬ БОГ!
Составные имена с ЯХВЭ (Иегова)
Иегова-Саваоф – Господь воинства небесного! Другое значение – Бог армии сил, Бог воинства ангелов! 1Цар.1:3, 17:45, Мал.1:10-11. Это имя должно указывать и напоминать нам, что наш Бог сильный, Он защитник и Вождь. Иер.20:11-13
Иегова-Ире – Господь усмотрит! Быт.22:8,14. Это имя указывает, что Бог усмотрит жертву. Это косвенное указание на Мессию.
Римлянам 8:32 – «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» - Бог будет восполнять наши нужды, как духовные, так и физические.
Иегова-Шалом – Господь мир! Суд. 6:24. Бог есть Бог мира, Тот кто дарует мир!
Иегова-Рафа – Господь целитель! Исх.15:26. Бог исцеляет как физические так и духовные недуги! Втор.32:39, Пс.146:3, 102:1-3
Иегова-Маккадешем – Господь освящающий. Исх.31:13 и Лев.20:7-8. Бог святой, и хочет, чтобы мы были святыми.
Иегова-Цидкену – Господь праведность наша! Иер.23:6, 33:16. Бог праведный, и нам дарует праведность!
Иегова-Рои – Господь пастырь мой! Пс.22:1 – Бог духовно ведет и питает нас!
Иегова-Макеш – Господь карающий! Иез7:9 – Бог который наказывает грех!
Составные имена с ЭЛЬ (Элохим)
Эль-Шаддай – Бог Всемогущий! Быт.17:1, 28:3, 35:11. Это имя используется 48 раз в Ветхом Завете и имеет два корня. Первый корень происходит от слова "шадад" и означает "быть могущественным". Здесь подчеркивается тот факт, что Бог обладает всей властью на небесах и на Земле. Вторым корнем является "шейд", что означает "грудь". Здесь подчеркивается, что Бог является источником успокоения и благословения.
Эль-Элион – Бог богов, Бог Всевышний! Пс.90:1, Дан.4:31-32, Быт.14:18-20. Это слово образовано от корня "быть возвышенным". Оно подчеркивает тот факт, что Бог обладает верховной властью над всем.
Эль-Рои – Бог видящий! Быт.16:13. Оно подчеркивает тот факт, что Бог постоянно наблюдает.
Эль-Олам – Бог вечный. Быт. 21:33, Ис.40:28. Это имя подчеркивает, что Бог вечен. Он правит временем и вечностью.
Эль-Гмулот – Бог воздаяний. Иер.51:56. Бог воздающий по заслугам каждому.
Псалом 19:8 – «Иные - колесницами, иные - конями, а мы - именем Господа, Бога нашего, хвалимся»
6. ДЕЙСТВИЯ БОГА
СОТВОРЕНИЕ
Как Бог сотворил это мир? Творил ли Он каждое растение и животное непосредственно или использовал «некий» эволюционный процесс? Сколько времени заняло творение? Каков возраст Земли? Все эти вопросы встают перед нами, когда мы обращаемся к учению о сотворении!
Бог сотворил мир из ничего; первоначально мир был весьма хорош; Бог сотворил мир, чтобы прославить Себя.
· Бог сотворил мир ничего
Библия четко требует от нас веры, что Бог сотворил мир из ничего. Иногда используют термин «ex nihilo» для описания этой доктрины.
Быт.1:1; Пс.32:6,9; Ин.1:3; Кол.1:16; Отк.4:11
Евр.11:3 – «Верою познаем, что миры были приготовлены Словом Божьим, так что видимое не было сотворено из видимого»
Поскольку Бог сотворил мир из ничего, в мире нет материи, которая была бы вечна. Все что мы видим – горы, океаны, звезды, сама Земля – все начало существовать, когда Бог сотворил. Пс.89:3
Бог сотворил Землю и все, что на ней за 6 буквальных дней.
· Бог сотворил духовный мир
Помимо творения животных и человека Бог сотворил ангелов и других небесных существ.
Отк.10:6, Неем.9:6, Кол.1:16, Пс.148:2-5
· Бог сотворил человека
Библия учит, что Бог сотворил Адама и Еву особым, личным образом.
Быт.2:7, 21-22.
Сотворение человека сильно отличается от остального творения. Мы сотворены «по образу и подобию Божьему». Мы вершина Божьего творения, кроме того первым людям дано право владычества над животными.
· Бог сотворил все для славы Своей
Все творение имеет конкретную цель – прославлять Творца!!!
Ис.43:7, Пс.18:2,3, Отк.4:11
ПРОВИДЕНЬЕ БОЖЬЕ
Если мы признаем, что Бог – это всемогущий Творец, то Он также управляет всем миром и оберегает его. Под понятием «провиденье Божье» мы можем определить следующим образом:
«Бог постоянно связан со всем, что Он сотворил: 1) Он поддерживает его существование и те особенности, с которыми Он сотворил все; 2) взаимодействует с сотворенными вещами в каждом акте, управляя их отличительными особенностями и определяя именно те действия, которые ими совершаются; 3) управляет ими для исполнения Своих целей»
Итак, Бог касательно своего творения совершает три действия: сохраняет, взаимодействует и управляет.
- Сохранность. Евр.1:3 - «держа все словом силы»; Кол.1:17 – «все Им стоит», Деян. 17:28 – «Им живем, движемся и существуем»; 2Пет.3:7, Иов.34:14,15. Бог, сохраняет те вещи, которые Он создал, поддерживая те особенности, с которыми Он сотворил их. Бог сохраняет воду таким образом, что она продолжает действовать в качестве таковой. Он делает так, что трава продолжает действовать как трава, со всеми ее отличительными характеристиками. Сохранность – это не постоянно продолжающееся новое творение. Бог не творит новые атомы и молекулы для каждой существующей вещи в каждый конкретный момент времени. Он сохраняет уже то, что уже было создано!
- Взаимодействие. Еф.1:11 – «Совершающего все по изволению воле Своей». Взаимодействие это более широкое воплощение акта сохранение. Пс.103:13, 134:7, 148:8, Иов.37:6-13 – все природные явление происходят по воле Бога. Пс.103:27-29, Иов 38:39-41, Мф.6:26 – животные также в руках Бога. Дан.4:31,32, Деян.17:26 – народы подчинены Богу. Пс.138:16, Иов14:5, Пр.16:9, 21:1 – все люди зависимы от Бога.
- Управление. Конечна цель Бога – Фил.2:10,11.
ЧУДЕСА
Чудо – это сверхъестественное действие Божье, которым Он вызывает страх и изумление в сердцах людей и свидетельствует о Себе.
Исх.7:3, 15:11; Пс.135:4; Деян.4:30
Некоторые ответы на молитву можно считать чудом – 3 Цар.17:21, 18:24, 36:38; Деян. 12:5-7
Три периода чудес: 1) Моисей и время исхода; 2) Елисей и Илия; 3) Иисус Христос и апостолы.
УЧЕНИЕ О БОГЕ СЫНЕ
МЕССИАНСКАЯ ХРИСТОЛОГИЯ
В 1920 году одно агентство назначило приз размером в 1000 долларов тому, кто сумеет доказать, что кто-либо другой, кроме Христа, соответствует хотя бы половине ветхозаветных пророчеств о Христе. Прошло много лет, но ещё никто так и не смог получить эту награду
Пророчества – это предсказание будущих событий. В Писании встречаются три основных группы пророчеств:
- Пророчества относительно израильского народа. В них возвещается суд Божий за неверие и нечестие народа, но обещано восстановление царства после плена4. Также предсказывается судьба избранного народа в НЗ.
- Пророчества относительно событий последних дней, когда будет установлено Божье Царствие.
- Пророчества относительно Мессии.
Суть пророчества | Место пророчества | Дата пророчества | Место исполнение |
Спаситель будет рожден | Бытие 3:15 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. | Примерно 4000 лет до Р.Х. | Галатам 4:4 …но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону… |
Место рождения – Вифлеем | Михея 5:2 2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. | Около 600 лет до Р.Х. | Матфея 2:1 1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода… |
Время рождения | Даниила 9:25 25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. | Около 536 лет до Р.Х | Луки 2:1,2 1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. 2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. |
Великие люди поклоняться Ему | Псалом 71:10 10 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; | Около 1000 лет до Р.Х. | Матфея 2:1-11 1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2:1 Когда же Иисус родился в Вифлеем Иудейском во дни Ирода царя, вот, волхвы с востока прибыли в Иерусалим и сказали: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. |
Будет приготовлен путь | Малахия 3:1 1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. | Около 430 лет до Р.Х | Луки 7:27 27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. |
Родит дева | Исаия 7:14 14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. | Около 700 лет до Р.Х | Матфея 1:23 22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. |
Христос будет проповедовать притчами | Псалом 77:2 2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. | Около 1000 лет до Р.Х. | Матфея 13:34-35 34 Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира |
Въезд Христа в Иерусалим на осле | Захарии 9:9 9 Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. | Около 520 лет до Р.Х. | Марка 11:7,9,11 7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; [Иисус] сел на него. 8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. 9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! 10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! 11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. |
Иудеи и язычники объединяться против Христа | Псалом 2:1-2 1 Псалом Давида. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? 2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. | Около 1000 лет до Р.Х. | Деяние 4:27 27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, |
Предательство Иуды | Псалом 40:10 10 Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. | Около 1000 лет до Р.Х. | Иоанна 13:18 18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. |
Ученики оставят Христа | Захария 13:7 7 О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых. | Около 520 лет до Р.Х. | Матфея 26:31 31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; |
Христа придадут за тридцать серебряников | Захария 11:12 12 И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. | Около 520 лет до Р.Х. | Матфея 26:15 15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; |
Подвиг Христа описан в деталях | Исаия 53 (открыть главу в собственной Библии) | Около 700 лет до Р.Х. | Матфея 20:28 28 так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Матфея 27:39-44 39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. 41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. 44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. |
Христа поругают и оплюют | Исаия 50:6 6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. | Около 700 лет до Р.Х. | Матфея 26:67 67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам |
Бросали жребий об одежде | Псалом 21:18 18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище… | Около 1000 лет до Р.Х. | Иоанна 19:23,24 23 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. 24 Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили войны. |
Погребен будет у богатого | Исаия 53:9 9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. | Около 700 лет до Р.Х. | Матфея 27:57-60 57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею 60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Матф.27:57-60) |
Кости Христа не сокрушили | Псалом 33:21 21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. | Около 1445 лет до Р.Х. | Иоанна 19:33 33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, |
Дали ему пить уксус | Псалом 68:22 22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом. | Около 1000 лет до Р.Х. | Матфея 27:34 34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. |
Христос воскреснет | Псалом 15:10 10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, | Около 1000 лет до Р.Х. | Марка 16:6 6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положе |
Применение:
1. Мы должны быть уверены, что мы верим в настоящего Христа.
2. Пророчества о Христе подтверждают, что христианство – историческая религия.
- Можно объективно проверить истинность.
- Христианство не противоречит разуму.
- Уникальность христианства. В мире нет другой такой религии, корни которой так глубоко уходили бы в историю, и ветви которой тянулись бы так далеко в будущее.
3. Пророчества лишают оправдания тех, кто не верит в Христа.
БОЖЕСТВЕННОСТЬ ХРИСТА
На заре христианства церковь верила в Христа как в Бога. Она молилась Ему, поклонялась Ему как Богу, прославляла Его. Но в 4 веке появился человек по имени Арий. Он был умным образованным богословом и проповедником. И в своих размышлениях над Писанием он пришел к выводу, что Иисус Христос вовсе и не Бог, а просто первое и высшее из всех существ творение. Свои представления о Христе он складно сложил в логически выстроенное учение, которое потом стало известно как арианство. Его учение нашло много сторонников. Это учение было отвергнуто церковью в 325 г. на Никейском соборе. Но, не смотря на это оно, все же, продолжало существовать в своих различных выражениях. В наши дни самым крупным представителем разновидности Арианства является движение «Свидетели Иеговы». Их учение схоже с учением Ария и не соответствует Библейскому учению о Божественности Иисуса Христа.
Нужно ли правильно понимать учение о Божественности Иисуса Христа? Может быть – это не столь важное учение Библии, и нет ни чего страшного в том, что кто-то понимает его иначе, чем учит Библия? Может просто нужно верить, что Христос есть и совсем не важно, кто Он.
Пример: Каждый телефон имеет свой особенный номер. И если, звоня, вы ошибетесь всего на одну цифру, то вы точно попадете не туда куда хотели. Каждое лекарство имеет свой особенный состав, свои особенные свойства. И если, принимая лекарство, вы ошибетесь, и в таблетках окажется простой мел вместо нужных компонентов, то они не помогут вам. Поддельные лекарства могут даже навредить здоровью.
Также и неверные представления о Христе влияют на нашу связь с Ним. Если человек верит в Христа не так, как учит о нем Библия, значит он верит не в того Христа. И он точно попадет не туда куда планирует. Если Христос не Бог, то ценность его жертвы теряется, и он не мог искупить человечество. Если Христос не Бог, то это подделка. Нельзя спастись, нельзя привести людей к спасению через проповедь евангелия.
Мы верим, что Иисус Христос – Бог, и можем кратко изложить учение о его личности следующим образом: «Иисус Христос был вполне Богом и вполне человеком в единой личности, и будет таким всегда».
· Библия называет Иисуса Христа Бог (Theos)
В Новом Завете слово, переведенное как «Бог» используется для обозначения Бога Отца. Но также это слово применялось и к Иисусу:
Иоан.1:1 - «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Так вот, в Греческом оригинале, перед словом «…Бог» не стоит определенный артикль, начто Свидетели Иеговы утверждают, что речь здесь идет не о Боге «Яхве», а о боге с
маленькой буквы, так, как бы ни об истином Боге. Но в действительности, отсутствие здесь определенного артикля перед словом «…Бог» напротив, свидетельствует о божественности Христа. По следующей причине:
- Артикль, в 1 стихе во всех трех случаях стоит перед подлежащим «…Слово…». А слово «…Бог» стоит без артикля и играет здесь роль именной части сказуемого. То есть: Слово (подлежащее) было (сказуемое) Богом (именная часть сказуемого). В данном случае ставить здесь артикль перед словом «…Бог» было бы неверно с точки зрения Греческой грамматики.
- Кроме того, порядок слов в Греческом оригинале «Богом было Слово» усиливает значение Божественности, так как слово «…Богом» стоит на первом месте. Это означает, что «Слово», которое есть Иисус Христос названо здесь Богом.
А дальнейшее утверждение Иоанна в 18 стихе еще более подтверждает сказанное выше:
Иоан. 1:18 - «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Онявил».
- Перед словом «Бога», здесь также не стоит артикль, но, ни у кого не возникает сомнения в том, что речь здесь идет именно о Боге «Яхве».
- Кроме того, недавние археологические находки показали, что в древнейших рукописях, на месте слов «Единородный Сын», написано «Единородный Бог». Но если мы даже согласимся с традиционным написанием «Единородный Сын», то это не умаляет значимости этих слов: Единородный Сын явил Бога.
1Иоан.5:20 - «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная».
Здесь тоже Иисус Христос назван Богом и уже с употреблением определенного артикля.
2Пет.1:1 - «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа»
В данном случае, слова «Бог», и «Спаситель Иисус Христос» объединены одним артиклем, что указывает на то, что речь идет не о двух личностях, а об одном Боге, но названом двумя именами.
Тит.2:13 - «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»,
В этом тексте, также слова «Бог» и «Спаситель Иисус Христос» объединены одним артиклем.
Рим. 9:5 - «их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки…».
Свидетели Иеговы предлагают поставить точку между словом плоти и словом сущий, что изменило бы смысл. Ведь в Греческом оригинале не было ни точек, ни запятых.
· Библия называет Иисуса Христа Яхве.
Яхве – это имя Бога. То самое имя, которое Евреи даже не произносили вслух. То самое имя Бога, свидетелями которого называют себя Иеговисты. То самое имя, которым Библия называет Иисуса Христа.
Евр.1:8-10 «8 А о Сыне [сказано]: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. 9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. 10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих»;
Это цитата из Пс.101:26 «В начале Ты, основал землю, и небеса - дело Твоих рук»; А из 23 стиха, этого псалма видно, что эти слова обращены к «Яхве». В Синодальном переводе переведено как «Господу».
Иоан.12:37-41 «37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? 39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем».
Применительно к Христу, Иоанн цитирует Исая 6:9-10, то есть разговор Исайи с Яхве, когда он видел Его во славе, на небесном престоле.
Зах.2:8-10 - «8 Ибо так говорит Господь (Яхве) Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. 9 И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь (Яхве) Саваоф послал Меня. 10 Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь (Яхве). 11 И прибегнут к Господу (Яхве) многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь (Яхве) Саваоф послал Меня к тебе».
В 8 стихе Яхве говорит о том, что кто-то послал его к народам, а в 9 стихе Яхве говорит, что его послал Яхве. В 10 стихе Яхве говорит, что Он придет и поселится