Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философская лирика А.С.Пушкина




1. «Анчар» (1828) - ямб

15. Какова основная идея пушкинского стихотворения «Анчар»?

В стихотворении «Анчар», представляющем собой образец зрелой философской лирики, А.С.Пушкин вновь обращается к магистральной теме своего творчества – теме естественного права. Опираясь на представления французских философов-просветителей, поэт развивает мысль о том, что все люди рождаются на свет равными. Главная задача автора стихотворения – показать, какое зло таится в искажении первоначальных отношений между людьми. Смысловым центром пушкинского стихотворения становится строчка: «Но человека человек послал к анчару властным взглядом», и уже на этой основе возникает противопоставление «раб-владыка», переходящее в отождествление власти с символическим образом Анчара – дерева Смерти. Итог, к которому подводит читателя Пушкин, неутешителен: ничем не ограниченная власть царя и бездумная покорность раба приводят к гибели не только его самого, но и окружающих. Свобода – это неотъемлемое достоинство человеческой личности, которое необходимо отстаивать в любых обстоятельствах.

16. В каких еще произведениях XIX - XX вв. столь же значима проблема власти и свободы?

Проблему власти и свободы, на мой взгляд, можно отнести к разряду так называемых сквозных в литературе. В определенные моменты общественного развития она приобретает особую актуальность. В связи с этим обратимся в качестве примера к лирике М.Ю.Лермонтова, отразившего в своем творчестве трагическую эпоху безвременья, и О.Э.Мандельштама, жизненный путь которого совпал с постепенным установлением тоталитарного режима в России XX века.

В качестве примера мне хотелось бы обратиться к стихотворению, с которым М.Ю.Лермонтов дебютировал в литературе – это «Смерть поэта». В нем поэт ставит важный вопрос о том, насколько свободен гений, оказавшийся беззащитным перед злобной, невежественной толпой? Почему решение его судьбы в руках тех, кто «жадною толпой» стоит у трона? Их, палачей «Свободы, Гения и Славы» Лермонтов безжалостно предает анафеме, подчеркивая, что их позорное судилище – это лишь временная власть. Но придет время, все эти ничтожные клеветники, лжецы, ловкие пройдохи, мздоимцы окажутся перед Божьим Судом, и ничто не поможет им смыть со своих преступных рук «праведную кровь» поэта.

В стихотворении О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…» также встает вопрос о выборе поэта: сохранить собственную внутреннюю свободу, верность своим нравственным принципам или, приняв идею о непогрешимости государства, признать его власть над собой. Лирический герой предпочитает первое, хотя и понимает, что «век-волкодав» попытается уничтожить его. Осознавая близкую гибель, он тем не менее не хочет пассивно участвовать в расправе над собой, ему важно погибнуть лицом к лицу с противником, сражаться с ним, как с равным.

Таким образом, проблема власти и свободы, как мы убедились, получает в творчестве разных поэтов своеобразное решение. Приведенные нами примеры являются наглядным подтверждением сказанному.

2. «19 октября» (1825) - дружеское послание (с чертами элегии), ямб

15. С какой целью автор для раскрытия основной темы стихотворения обращается к жанру дружеского послания?

Жанр дружеского послания, избранный Пушкиным, способствует поэту в раскрытии авторского замысла. Лирический герой поочередно обращается ко многим друзьям, такая структура предполагает наличие в поэтическом мире идейно значимого образа дружеского «круга», «братства», своеобразного «союза избранных». Такой образ существовал у Пушкина на протяжении всего творчества и был обусловлен не только воспоминаниями о Лицее, но и тесной дружбой с друзьями-лицеистами.

Открывается послание типичным «михайловским пейзажем», а в дальнейшем развивается как воспоминание о тех, кого уж нет. При этом автор широко использует романтические мотивы: морское путешествие, «тайный рок» и «долгая разлука», мнимая дружба, упоминание о бурных днях Кавказа, О Шиллере. Завершается же стихотворение традиционным для пушкинского дружеского послания мотивом пира. Заключительный образ стихотворения – последний друг, который переживет всех остальных и будет в одиночестве праздновать очередную годовщину Лицея. Появление этого образа связано с мотивом смерти и сопутствующими мотивами – бег времени, увядание природы.

В стихотворении воплотился высокий нравственный и эстетический идеал поэта, выраженный в прославлении свободы, в утверждении дружбы как одного из благороднейших чувств человека.

16. В каких еще стихотворениях XIX – XX вв. звучит сходный пушкинскому мотив воспоминаний о юношеских друзьях, о братстве близких по духу людей?

Прежде всего, следует сказать, что жанр дружеского послания был необыкновенно популярен в романтической поэзии начала XIX века. Образцом для А.С.Пушкина стала в этом смысле поэзия К.Н.Батюшкова. В качестве наиболее показательного примера можно вспомнить известное стихотворение поэта «Мои пенаты», написанное в форме послания Жуковскому и Вяземскому. Лирический герой стихотворения - поэт, живущий в деревне в старом, бедном дедовском доме, но он не тяготится этим, напротив, мы чувствуем, и это жилище и уединенный образ жизни по душе герою. Он призывает самых разнообразных друзей, среди которых и божества, и известные античные поэты, и, наконец, уважаемые автором русские поэты. Таким образом, жанр послания позволяет поэту непосредственно обратиться к этим личностям и тем самым показать свое отношение к ним.

Жанр дружеского послания не утратил своей популярности и в XX столетии. Так, к примеру, для формулировки своей эстетической позиции к данному жанру обращается В.Я.Брюсов. Речь идет о стихотворении «Юному поэту», в котором автор размышляет над вопросами о том, каким должен быть настоящий поэт, в чем смысл и суть его творчества.

Таким образом, приведенные нами примеры свидетельствуют о том, что жанр дружеского послания обладает достаточно широкими возможностями, он позволяет затронуть самые разнообразные проблемы: от смысла жизни до смысла творчества.

3. «Песнь о вещем Олеге» (1822) - историко-философская баллада, лиро-эпический род, амфибрахий

15. Каким изображает в своей балладе А.С.Пушкин легендарного князя Олега?

Центральным героем пушкинской «песни» является историческое лицо – киевский князь Олег, прозванный за свою мудрость «вещим», а основу сюжета соответственно составила легенда о его гибели, записанная в «Повести временных лет». Следует сказать, что А.С.Пушкин не только воспевает мощь личности князя, но и подводит философский итог его деяний.

Нити жизни пушкинского героя в руках судьбы: волхв предрек князю необыкновенную смерть, и несмотря на попытку избежать роковой участи, Олег, действительно, принимает смерть от верного коня. Образ центрального героя «Песни…» психологически очень разнообразен, князь показан с различных сторон: это и смелый воин, и «вещий» мудрец, и человек, способный слушать, принимать советы, чувствовать, переживать, испытывать тревогу. Получается, что Пушкин не стремился представить своего героя исключительной личностью, а нарисовал очень жизненный, достоверный портрет обычного человека.

Вполне естественным в связи с этим представляется и отношение к Олегу его дружины, соратников. Именно поэтому финал произведения лишен трагизма, напротив, там звучат оптимистические ноты: пока будет жива память о великом киевском князе, и он будет жить. Пушкинский Олег – это воплощение русского характера, героического и в то же время реального, близкого читателю, достоверного.

16. В каких еще произведениях авторы обращаются к историческому прошлому и какова причина данного обращения к истории?

Интерес к национальному прошлому, к отдельным масштабным фигурам, созидавшим историю, всегда характеризовал русскую литературу. Многие прозаики, поэты в различные эпохи обращались к исторической проблематике. А.С.Пушкин, к примеру, в разные периоды своего творческого пути создал гениальные произведения на исторические темы («Борис Годунов», «Капитанская дочка»), что касается «Песни о вещем Олеге», то ее поэт написал в романтический период своего творчества, избрав излюбленную романтиками форму баллады. В качестве примера мне хотелось бы вспомнить о произведениях, которые представляются наиболее показательными в данном случае: это памятник древнерусской книжности - «Слово о полку Игореве» и лермонтовская «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

В первом создан образ сильного и мудрого киевского князя Святослава, который выступает подлинным носителем идеи единения. В своем «золотом» слове герой с болью и горечью говорит о том, что стало с Русью, какие горести выпали на ее долю из-за бездумного стремления князей утвердить свою власть и силу. Святослав призывает их забыть о распрях, о междоусобицах, вступить в «стремя златое», выступить на защиту Руси.

Если неизвестный автор «Слова…» обращается к осмыслению похода Игоря на половцев, чтобы поставить вопрос о необходимости объединения русских земель вокруг сильного центра, то М.Ю.Лермонтов преследует несколько иные цели. Обращение поэта к истории, к прошлому не было для него самоцелью, он стремился противопоставить современному поколению, загубленному эпохой «безвременья», сильных, ярких, целеустремленных людей, способных на настоящие чувства. В своих героях Лермонтов стремился подчеркнуть те черты, которые наиболее значимы в народном сознании: честность, достоинство, нравственная стойкость, цельность.

4. «Зимнее утро» (1829) - ямб

15. Какие чувства испытывает лирический герой данного стихотворения?

Ведущее чувство лирического героя, которое является лейтмотивом всего стихотворения – это восторг бытия, осознание жизни как чуда. Мечтая о свободном полете, переживая полноту чувств, он способен открыть красоту не только в великолепном зимнем пейзаже, но и в уюте комнаты, в потрескивании затопленной печи. Автор не случайно использует прием обращения к таинственной возлюбленной, это позволяет лирическому герою быть предельно искренним, обнажить самые сокровенные струны взволнованной, трепетной души. Благодаря приему антитезы, который лежит в основе композиции, А.С.Пушкину удается передать саму динамику развития чувства героя от состояния печали, уныния к светлому восторгу, к бурному восхищению красотой русской зимы. Все стихотворение буквально пронизано светом, радостью, чувством обновления, пробуждения зимней природы, этим прекрасным картинам созвучно и настроение лирического героя пушкинского стихотворения.

16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. лирический герой испытывает сходные чувства восхищения жизнью как чудом?

Лирический герой пушкинского стихотворения потрясен красотой зимнего утра и стремится передать переполняющее его чувство восторга перед чудом жизни. Подобные переживания лирического героя удавалось запечатлеть и другим поэтам.

Во-первых, обратимся к одному из поздних стихотворений М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», лирический герой которого переживает столь редкое для него мгновенье гармонического слияния с красотой природы, с миром. Отсюда и чувство внутренней просветленности, которое в финале перерастает в благодатный восторг: «И счастье я могу постигнуть на земле / И в небесах я вижу Бога…». Этот краткий миг слияния небесного и земного становится для лирического героя «чудным» мгновеньем жизни.

Во-вторых, хотелось бы упомянуть о стихотворении Б.Л.Пастернака «Февраль». Лирический герой данного стихотворения воспринимает мир «навзрыд», настолько силен его эмоциональный порыв, чувства предельно напряжены, обострены. С окружающим миром у героя складываются родственные отношения, все, что происходит в природе, он переживает как неотъемлемую часть собственной жизни. Безусловно, такое чувство лирического восторга, осознание жизни как чуда, сближает между собой лирических героев названных произведений.

5. «Зимняя дорога» (1826)- элегия, хорей

15. Какие черты приведенного стихотворения позволяют назвать его элегией?

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога» представляет собой традиционную элегию. Ведущим настроением произведения становится грустное, медитативное переживание, связанное с неясностью дальнейшего пути. Неслучайно своеобразным лейтмотивом стихотворения, очень точно передающим состояние лирического героя, становится слово «печальный». Это состояние подчеркнуто Пушкиным и выбором времени действия стихотворения: ночью, когда человек остается один на один со своими чувствами, его начинают еще сильнее терзать сомнения, обостряются внутренние противоречия.

В начальных строках поэт рисует типичный русский зимний пейзаж: «волнистые туманы», мутное небо, печальные снежные поляны. На этом фоне нарисована дорога, ассоциирующаяся с поиском своего пути, целей и смысла человеческого существования.

Лирический герой размышляет об однообразии и скуке жизни, в которой все привычно. Неудивительно, в связи с этим, что музыка колокольчика названа однозвучной, а путь складывается из бесконечно мелькающих верст. Мотив скучно текущей жизни усугубляется упоминанием о часовой стрелке, которая рано или поздно завершит свой круг. Однако финал стихотворения не создает ощущения безысходности. Пушкинский скиталец мечтает о доме, о тепле камина, о теплом взгляде родных глаз. Именно с мотивом дома связан для лирического героя жизненный идеал.

16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. лирический герой также мечтает о доме, о тепле очага?

Образ дома – один из важнейших символов пространственной организации произведения. Это, безусловно, не просто место действия, а определенный мир, со своей неповторимой атмосферой; место, где пересекается прошлое и настоящее. Данный образ, без сомнения, можно назвать сквозным в литературе. В качестве примера мне хотелось бы обратиться к творчеству поэтов, чьи судьбы совпали с трагичнейшим периодом русской истории, - это М.И.Цветаева и С.А.Есенин.

Каждый из названных поэтов по своему отразил трагедию крушения дома, наступление времени всемирного «бездомья» или, по верному замечанию М.И.Цветаевой, «мирового кочевья». Так, в первом сборнике поэтессы «Вечерний альбом» есть целый ряд стихотворений, центральным в которых является образ дома. Это понятие для Цветаевой означало особый уклад жизни, неповторимую атмосферу юношеских увлечений, тайн. Дом для ее лирической героини – живое существо, преданное и понимающее.

В стихотворении «Ты, чьи сны еще непробудны» Цветаева пророчески говорит о неотвратимой гибели этого родного и такого близкого мира. При этом речь идет о гибели мира красоты, гармонии, духовности, олицетворенного образом дома. В дальнейшем творчестве М.И.Цветаевой тоска по дому, чувство бездомья будут неотъемлемой частью его художественного мышления.

В художественном мире С.А.Есенина образ крестьянской избы, дома также является центральным. Лирический герой стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями», уставший от метаний, бунтарства, тянется к исконным, простым и понятным жизненным ценностям. Естественно, что самым важным для него является отчий дом, его образ, согласно кольцевой композиции появляется в начале и финале стихотворения. Оттого еще более убедительно звучит его клятва верности «малой родине».

6. «Бесы» (1830) - элегия, хорей

15. Какова основная идея стихотворения «Бесы»?

«Бесы» - одно из глубоких философских стихотворений А.С.Пушкина, отразивших кризисное душевное состояние поэта. Здесь общая картина вьюжной ночи, узнаваемая по «Зимней дороге», усугубляется метелью, бураном, сбивающим героя с дороги. Символика метели в общем контексте пушкинской лирики довольно важна: речь идет о потрясении, сомнениях, своеобразных «внутренних бесах», терзающих человека, о духовном бездорожье. В композиционно-образном строе стихотворения подчеркивается нарастание, нагнетание хаоса, некой иррациональной стихии, враждебной человеку.

Вместе с тем, архетип дороги в стихотворении довольно многозначен. По сути, в «Бесах» изображен символический образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. Автору удалось воплотить в произведении многоликость враждебных стихий, опутавших личность и мешающих России обрести свой путь.

16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. представлен образ мира, сбившегося с пути и состояние души, охваченной трагическими страстями?

Размышления о судьбе России, о ее неповторимом национально-историческом пути развития привлекали внимание многих русских поэтов. И неоднократно вставал вопрос о враждебных силах, «бесах», которые мешают нормальному пути, создают непреодолимые препятствия, сеют в душах зерна сомнения и тревоги.

В качестве примера мне хотелось бы, во-первых, вспомнить стихотворение Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай». Зловещий, трагический колорит нагнетается в нем с самого начала. Все стихотворение пронизывает ощущение обреченности, гибельности начатого исторического пути. Судьба лирического героя неразрывно связана с общей судьбой «заблудившегося трамвая», символизирующего роковую неизбежность происходящего в России. Революционное «бесовство», по мысли Н.Гумилева, несет России неминуемую смерть.

Во-вторых, обратимся к стихотворению С.А.Есенина «Сорокоуст», проникнутое чувством ожидания грядущей гибели патриархальной деревенской Руси. Предвестник этой гибели – поезд – зловещий символ вторжения цивилизации, чуждой вековому укладу русского быта. В неравной схватке «железного» дьявола и естественного мира природы происходит умерщвление всего живого. Неудивительно, что стихотворение пронизано апокалиптическими предчувствиями, подчеркивающими семантику названия: сорокоуст – поминальная молитва по умершему. Путь, на который толкает Россию «железный» век, не просто трагичен, но губителен.

7. «Няне» (1826) - послание, ямб

15. Какие черты близкого человека воспел А.С.Пушкин в данном стихотворении?

Стихотворение «Няне» стало поэтическим выражением того глубокого сыновнего чувства, которое испытывал поэт к своей няне. Образ, созданный в произведении, получился очень живым, реальным и одновременно сказочным, мифопоэтическим. Уже в первых строчках обозначены наиболее дорогие лирическому герою черты: верность, преданность, самоотверженная материнская любовь. Именно няня стала для него «подругой» в дни испытаний, окружила заботой, теплотой, создала теплую семейную атмосферу домашнего очага. Глубоко личный, интимный тон стихотворения позволил поэту передать мельчайшие оттенки чувства лирического героя к няне: необыкновенная нежность, любовь, бесконечная благодарность.

16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. созданы подобные образы?

Образ доброй, мудрой старушки – хранителя дома, неустанно вглядывающегося в окно, связывающее это защищенное пространство с миром больших дорог, получился у А.С.Пушкина необыкновенно трогательным и гармоничным. Однако подобные образы можно проследить и в творчестве иных поэтов.

Во-первых, вспомним стихотворение С.А.Есенина «Письмо матери». Его лирический герой, несмотря на чувство греховности, надеется на духовное возрождение, на излечение от душевных ран материнской любовью. Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер: это своеобразный вариант истории блудного сына, возвращающегося в отчий дом. Он верит, что любовь матери, ее тепло, забота обогреют сердце, позволят вновь окунуться в чудесный мир детства.

Во-вторых, хотелось бы обратиться к поэтическому циклу А.Т.Твардовского «Памяти матери», состоящему из четырех стихотворений, объединенных общим названием и темой – историей жизни матери. Первое стихотворение «Прощаемся мы с матерями» задает общий тон всему циклу: это скорбь, покаяние, осознание невосполнимой сыновней утраты. Основная идея стихотворения – драматизм разлуки сына с матерью, осознание потери, которую не восполнить ничем.

8. «Безумных лет угасшее веселье…» (1830) - элегия, ямб

15. Как содержательно соотносятся между собой первая и вторая строфы стихотворения А.С.Пушкина «Элегия»?

«Элегия» А.С.Пушкина – один из ярких образцов философской лирики, проникнутый свойственной поэту оптимистической тональностью. В основе композиции стихотворения – принцип снятия трагического противоречия жизни, реализующийся в структуре: тезис-антитезис-синтез.

Исходная мысль, заявленная в первой строфе, подчеркнуто драматична: молодость прошла, все лучшее позади, грядущее сулит лишь «труд и горе». Однако по принципу антитезы во второй строфе звучат совершенно иные ноты. Нежелание лирического героя смириться с обстоятельствами, безвольно плыть по течению жизни дарует ему надежду на будущее. Это, безусловно, не заглушает трагического звучания элегии, поскольку в ней отра-жено все, что есть в жизни человека, но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования: чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслить и страдать», вера в чудное мгновенье любви.

16. В каких произведениях русской поэзии XIX – XX вв. содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Элегией»?

Многие поэты в своих лирических размышлениях обращаются к философскому осмыслению собственного бытия, целей и смысла жизни. Прежде всего, в качестве наиболее показательного примера хотелось бы обратиться к лирике М.Ю.Лермонтова как достойного преемника и одновременно своеобразного поэтического антипода А.С.Пушкина.

В философской лирике поэта представлен особый лирический герой – мыслящий, усомнившийся, сомневающийся. Его критический ум находится в постоянной работе; он отражает огромный диапазон переживаний – от страстного призыва: «Я жить хочу! хочу печали» до признания того, что жизнь «пустая и глупая шутка…» Мотивы душевного беспокойства, жажда перемен, новых впечатлений в первом стихотворении постепенно сменяются в зрелой лирике чувством душевной опустошенности, тоскливым отчаянием, сомнением в идеалах. Комплекс этих мотивов обозначен в стихотворении «И скучно и грустно».

Другим примером может служить творчество Б.Л.Пастернака, который в целом ряде стихотворений размышляет о бытии человека в мире, о его жизненном пути. Так, к примеру, стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», проникнуто стремлением постигнуть сложность жизненных явлений «до оснований, до корней, до сердцевины». Приближаясь к пушкинскому философскому постижению жизни («Я жить хочу - чтоб мыслить и страдать»), Пастернак пишет о желании схватить нить времени, которая позволит ему «жить, думать, чувствовать, любить»

1. «Вновь я посетил…» (1835)- элегия, ямб

15. Какова основная идея данного стихотворения?

В стихотворении «Вновь я посетил…» А.С.Пушкин подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о судьбе и в то же время говорит о будущем, выражает свое утверждение жизни, ее неизменного круговорота. Все стихотворение словно подготавливает появление ключевого образа – молодой зеленой рощицы, которая раскинулась у подножия трех сосен. Этот образ олицетворяет вечное движение жизни, ее развитие, веру в будущее. Явление «племени младого, незнакомого» порождает строки, полные оптимизма, глубокого философского значения. Именно финальные строки стихотворения раскрывают его лирический и философский подтекст: это идея вечного обновления природы, идея бессмертия.

16. В каких произведениях русской поэзии XIX – XX вв. лирический герой, вернувшись в родные места, испытывает чувства, сходные переживаниям пушкинского героя?

Следует сказать, что мотив возвращения в родные места, мотив воспоминаний довольно частотен для русской поэтической традиции. Вместе с тем, решение его в творчестве различных авторов может быть неповторимо индивидуальным. В качестве примера мне хотелось бы обратиться к лирике поэтов, которые в XX столетии развивали пушкинские традиции – это С.А.Есенин и Н.Рубцов.

Так, в стихотворении Есенина «Русь советская» пушкинский мотив встречи лирического героя с «племенем младым», его тема гармонии и естественной преемственности поколений, решается трагически. В своей родной деревне он лишь «пилигрим угрюмый», в стране – иностранец. Лирический герой больше не чувствует кровных уз, некогда питавших его талант. Теперь настало время иных песен, а бывшие односельчане будто говорят на чужом языке.

Лирика Н.Рубцова также органично включается элегическую линию классической русской поэзии с ее вниманием к общечеловеческим ценностям дома, семьи, Родины. Примечательно в этом плане стихотворение «Тихая моя родина». Лирический герой, вернувшийся на свою «малую» родину, вынужден признать, что в деревне многое переменилось, многое разрушилось. Он даже не может найти могилу своей матери, тогда на помощь приходит память сердца, заставляющая заново окунуться в мир детства, пережить самые значимые моменты. Возвращение к истокам позволяет герою вновь почувствовать себя родным в деревне. Мир, принявший героя как своего теперь не просто провожает его, но благословляет перед дальней дорогой.

«Туча» (1835)- элегия, анапест

15. Какие особенности поздней лирики Пушкина прослеживаются в данном стихотворении?

Лирика А.С.Пушкина тридцатых годов (а элегия «Туча» написана в 1835г.) проникнута общим чувством духовной просветленности. На смену восторгу перед мятежной красотой чувственных страстей приходит умиленное созерцание духовной красоты природы и человека. Бури суетных земных тревог, грозовые тучи смиряются. Подобно тому, как природа переживает очищение и обновление во время грозы, так и душа, проходя через искушения, возрождается к новой жизни, приобщается к красоте и гармонии мира. Не случайно в стихотворении поэт радостно приветствует это душевное просветление.

16. В каких еще стихотворениях XIX – XX вв. поэты обращаются к философскому осмыслению собственного бытия, целей и смысла жизни?

Многие поэты в своих лирических размышлениях обращаются к философскому осмыслению собственного бытия, целей и смысла жизни. Прежде всего, в качестве показательного примера хотелось бы обратиться к лирике Б.Л.Пастернака, который в целом ряде стихотворений размышляет о бытии человека в мире, о его жизненном пути. Так, к примеру, стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»,проникнуто стремлением постигнуть сложность жизненных явлений «до оснований, до корней, до сердцевины». Приближаясь к пушкинскому философскому постижению жизни, Пастернак пишет о желании схватить нить времени, которая позволит ему «жить, думать, чувствовать, любить»

Другим примером может служить творчество С.А.Есенина, который в целом ряде стихотворений размышляет о бытии человека в мире, о его жизненном пути. Особенно пронзительно слова об уходящей молодости, свежести звучат в элегии «Не жалею, не зову, не плачу». Переживаниям лирического героя оказываются созвучны картины увядания природы. Этапы жизненного цикла героя переданы путем тонких метафорических аналогий с миром природы. Так, уходящая молодость предстает в образах цветущего сада, «половодья чувств», «утраченной свежести», «сиреневой цвети» души. Однако для природы смена времен года – это надежда на будущую весну, а для лирического героя, сравнивающегося себя с цветком, листом, а не со всем мирозданьем, каждая пора жизни единственная: «Я не буду больше молодым».

Необходимо отметить, что осень в контексте стихотворений Есенина не только время года, не только возраст, но и состояние души лирического героя. «Осеннее» настроение связано с мотивом подведения итогов, переосмысления прошлого:

Возможную трагедийность позволяет снять присущее лирическому герою Есенина чувство растворения в природе, согласия с миром. Скоротечность жизни вызывает у него не трагические переживания, а мудрую «улыбку увяданья», умиротворенность.

Такая философская позиция позволяет ему, как и А.С.Пушкину, благословить жизнь, что дала счастье «весенней гулкой ранью проскакать на розовом коне», и все то, что «пришло процвесть и умереть».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 963 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.