1. Устанавливается государством с помощью правовой нормы, которая, будучи юридической основой ответственности, выражает нормативную оценку правонарушения как социально вредного в зависимости от характера совершенного деяния.
В то же время следует иметь в виду, что в сфере частного права основанием юридической ответственности может послужить нарушение индивидуально-правового договора, прямо не предусмотренного действующим законодательством, но не противоречащего принципам права (п. 2 ст. 421 ГК РФ). За пределами права нет и не может быть ни правонарушения, ни юридической ответственности.
2. Фактическим основанием и моментом возникновения ответственности является правонарушение, которое, будучи своеобразным юридическим фактом, порождает охранительное правоотношение между правонарушителем и государством. Причем правонарушение является не только фактическим основанием юридической ответственности, но и фактором, предопределяющим ее свойства, вид и меру адекватного наказания за содеянное.
3. Юридическая ответственность носит штрафной характер, так как выражается в государственно-властном установлении для правонарушителя новой, дополнительной обязанности, связанной с необходимостью претерпевания отрицательных последствий личного (лишение свободы, наград, почетных званий, водительских прав и т.д.), материального (штраф, конфискация, неустойка и др.) или организационного (освобождение от должности, закрытие предприятия и т.п.) характера, которые зафиксированы в санкции правовой нормы. Эти лишения являются естественной реакцией государства и общества на социально вредное поведение. Они не только осуждают поведение правонарушителя, но и карают его за содеянное, а также нарушенный интерес управомоченного.
Однако было бы неверным отождествлять юридическую ответственность с наказанием или реализацией санкции, которые являются своеобразным итогом ответственности. Ведь возможна ответственность без назначения реального наказания (условное осуждение) или осуждение виновного с одновременным освобождением от наказания. Совсем не обязательно, чтобы отрицательные последствия отличались суровостью. Поэтому в рамках понятия юридической ответственности основной акцент делается не на санкции, не на мере наказания, а на осуждении противоправного поведения обществом, на обязанности нарушителя общественных стандартов претерпевать определенные лишения, «нести ответ» за свое поведение, за негативное отношение к другим людям. Иногда достаточно публичного осуждения и условного наказания. Однако неблагоприятные последствия как элемент юридической ответственности могут оставаться некоторое время и после отбытия наказания (судимость). О штрафном характере можно, видимо, говорить и применительно к безвиновной ответственности (п. 3 ст. 401 и ст. 1079 ГК РФ) и ответственности третьих лиц (ст. 1068-1070 ГК РФ), когда юридическое лицо или гражданин отвечают за вред, причиненный его работникам, а государство – за вред, причиненный его органам или должностным лицам, так как у них появляется дополнительная юридическая обязанность по возмещению вреда.
В юридической литературе очень часто связывают поведение правонарушителя только с необходимостью выполнения штрафной обязанности. При этом забывают о том, что правонарушитель является не объектом принудительного воздействия, а субъектом охранительного правоотношения и потому во взаимоотношениях с компетентными государственными органами (милиция, прокуратура, суд), как и всякий субъект, наделяется еще и целым комплексом субъективных прав.
4. Юридическая ответственность обеспечивается возможностью применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия с помощью особого карательного аппарата.
Однако было бы неверным отождествлять ответственность с государственным, общественным или личным принуждением. Ведь государственное принуждение и по объему, и по социальному назначению гораздо шире юридической ответственности. Существование государственного принуждения вообще может быть не связано с правонарушением и юридической ответственностью. Так, ст. 242 ГК РФ (реквизиция) предусматривает возможность принудительного изъятия имущества у собственников по решению государственных органов в случае стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций с выплатой стоимости имущества. В то же время такие средства государственного принуждения, как различного рода обеспечительные меры (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т.д.) и меры защиты нарушенных прав лишь косвенно связаны с правонарушением. Меры защиты выражаются в том, что субъекта лишь заставляют принудительно выполнять уже имеющуюся обязанность (принудительное взыскание долга, изъятие имущества из чужого незаконного владения, признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, восстановление на работе при незаконном увольнении и т.п.). Они направлены на восстановление прав потерпевшей стороны и не содержат дополнительной, штрафной обязанности, К тому же субъект может добросовестно, без принуждения, загладить причиненный вред (заплатить штраф, возместить неустойку и т.д.).
Нельзя забывать и о том, что наряду с государственным принуждением достаточно широко используется принуждение со стороны иных социальных организаций (органов местного самоуправления, коммерческих организаций), которые иногда предпочитают в рамках действующего законодательства пользоваться своими средствами и методами, не прибегая к помощи государства. Аналогичные действия возможны и со стороны отдельного гражданина (необходимая оборона, приостановление трудового договора работником при невыплате заработной платы и т.д.). Такого рода поведение, не будучи юридической ответственностью, получило наименование юридической самозащиты (см. ст. 14 ГК РФ).
5. Юридическая ответственность осуществляется в особых процедурно-процессуальных формах. Ведь юридическая ответственность является особой разновидностью правоприменения, в процессе которого происходит конкретизация абстрактного предписания относительно поведения правонарушителя в конкретной жизненной ситуации. Эта деятельность связана с доказыванием и установлением истины. В связи с повышенной социальной значимостью ситуации, необходимостью координации поведения заинтересованных лиц и суровостью наказания она детально регламентируется процессуальным законом, гарантирует права участников процесса. В зависимости от характера правонарушения данная деятельность имеет различную степень процессуальной сложности, и продолжительности во времени. Для этого достаточно сравнить уголовно-правовую и дисциплинарную разновидности юридической ответственности. В связи с этим для характеристики длящегося процесса осуществления юридической ответственности используется понятие «правовое состояние». Кроме того, процессуальная регламентация юридической ответственности является необходимой предпосылкой последующего контроля и объективной проверки возбуждения, рассмотрения и разрешения дел о правонарушениях. При обнаружении погрешностей появляется возможность пересмотреть принятое решение.
Если фактическим основанием юридической ответственности выступает правонарушение, характеризующееся совокупностью признаков, образующих его состав, то юридическим основанием – норма права и соответствующий правоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонарушителю. Подобным правоприменительным актом может являться приказ администрации, приговор или решение суда и т.п.
Социальная востребованность юридической ответственности, ее назначение в общественной жизни отражаются в функциях.
Функции юридической ответственности:
1) штрафная (карательная), имеющая целью предупредить повторение подобных деяний в будущем и совершить акт возмездия, воздаяния за содеянное;
2) восстановительная (восстановление нарушенного права, возмещение убытков и т.п.);
3) воспитательная, служащая средством профилактики правонарушений.
Принципы юридической ответственности:
1) законность (только на основе и во исполнение закона);
2) неотвратимость (ни один правонарушитель не должен уйти от ответственности и наказания. Безнаказанность одного влечет безответственное поведение многих);
3) обоснованность (должны быть установлены и исследованы все относящиеся к делу факты, имеющие юридическое значение);
4) справедливость (соразмерность деяния и наказания);
5) целесообразность (в рамках нормы выбирается наказание, максимально полно соответствующее как смыслу закона, так и обстоятельствам совершенного правонарушения и личности правонарушителя).