Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Плюрализм в понимании права




1) Термин «право» в юридическом смысле используется в нескольких значениях:

а) Право - социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

б) Право - система юридических норм. Это - право в объективном смысле, т.к. нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "изобретательское право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа.

в) Право - официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д" организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.

г) Право - система всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.

2) Термин "право" употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т. д.

В каком смысле употребляется термин "право" в каждом случае, следует решать, исходя из контекста.

 

Правопонимание – это научная категория, отражающая про­цесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явле­нию.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный че­ловек, например: гражданин (обыденное понимание); юрист-профессионал (способный применять и толковать правовые нормы); ученый (способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологи­ей исследования). Правопонимание всегда субъективно, ориги­нально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт пра­ва, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимо­действующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых доз­волениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора пред­мета изучения правопонимание может быть полным или не­полным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства:

a исторические условия функционирования права и рамки куль­туры, в которых жил и работал «исследователь»;

a результат правопонимания всегда зависит от философ­ской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта;

a что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источни­ком права (человек, Бог или Космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида);

a устойчивость и долгожительство кон­цепций в одних случаях и их динамичность, способность адап­тироваться к развивающимся общественным отношениям - в других.

Основные теории права

1) В зависимости от ис­точника правообразования:

а) Естественно-правовая теория права (Де­мокрит, Сократ, Платон) и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Закон стре­мится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их соб­ственной добродетели.

i) Позитивное значение естественно-правовой теории:

(1) она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;

(2) благодаря этой тео­рии стали различать право и закон, естественное и позитивное право;

(3) концептуально соединяет право и нрав­ственность.

ii) Критическое замечание - не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

б) Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. В. Шершеневич) вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делеги­рует субъективные права и устанавливает юридические обязан­ности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

i) Положительная сторона - возможность уста­новления стабильного правопорядка, детального изучения дог­мы права — структуры правовой нормы, оснований юридичес­кой ответственности, классификации норм и нормативных ак­тов, видов интерпретации.

ii) Негативная сторона - искусственная отграниченность права как системы от фак­тических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследова­ний содержания права, его целей.

2) В зависимости от основы права.

а) Нормативистская теория (Кельзен) основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Юридичес­кая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоя­щей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы.

i) Позитивное значение - такой подход

(1) позволяет создавать и совершенствовать систему закон одатс л ьства;

(2) обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;

(3) содействует формированию «нормативного» пред­ставления о праве как формально-логической основе правосоз­нания граждан;

(4) обеспечивает формальную определенность пра­ва, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъек­тов, фиксировать меры и средства государственного принужде­ния;

(5) позволяет абстрагироваться от классово-политичес­ких характеристик права, что особенно важно при правоприме­нении.

ii) Негативная сторона отрицание обусловленности права потребностями обществен­ного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

б) Психологическая теория ( Л. И. Петражицкий) - право – конкретная пси­хическая реальность — правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяются на переживание позитивного права, установленного государ­ством; переживание интуитивного, личного права. Интуитив­ное право и выступает регулятором поведения человека и пото­му рассматривается как реальное, действительное право.

i) Положительная сторона - обращает вни­мание на одну из важнейших сторон правовой системы — пси­хологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особеннос­ти индивида.

ii) Негативная сторона - односторон­ний характер, отрыв от объективной реальности, невозмож­ность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

в) Социологическая теория права (Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд). Право как эмпиричес­кое явление, его следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, за­щищенное государством. Нормы закона, правосознание не от­рицаются, но и не признаются правом. Они являются призна­ками права, а само право — это порядок в общественных отно­шениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призва­ны судебные или административные органы.

i) Положительная сторона:

(1) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;

(2) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отно­шений;

(3) учение подчеркивает роль права как средства социаль­ного контроля и достижения социального равновесия, возвы­шает роль судебной власти.

ii) Негативная сторона отрицание нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права - интереса - с самим правом.

40. Социальные нормы: понятие, признаки, виды.

Социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникаю­щие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию об­щественных отношений.

Признаки

1) Социальные нормы - это правила взаимодействия лю­дей в обществе. С точки зрения содер­жания социальные нормы предстают как общие (обладающие многократностью действия и обращенные к неопределенному кругу лиц) правила, устанавливающие характер и границы воз­можного или должного поведения человека в отношении дру­гих людей, и таким образом являются правилами именно соци­ального взаимодействия.

2) Это правила социального взаимодействия, которые свя­заны с волей и сознанием людей. Социальные нормы возникают и реализуются в рамках волевой, сознательной деятельности людей. Социальные нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают и функционируют в связи с ними:

а) Одни создаются в процессе целевого нормотворчества и оформляются как развернутые требования к поведению (пра­во, корпоративные нормы).

б) Другие складываются в многократ­но повторяющихся актах поведения, не отделяются от него и выступают как образцы и стереотипы такого поведения (обычаи).

в) Третьи формируются в результате осмысления основопо­лагающих этических идей, фундаментальных ценностей чело­веческого существования, закрепляясь в общественном созна­нии, в основном, в виде принципов (мораль) и т. д.

3) Они формируются в процессе исторического развития общества и являются как его результатом, так и фактором дан­ного процесса.

а) С одной стороны, социальные нормы, являясь элементом общества, возникают в процессе его развития. Так, историчес­кое усложнение социальной организации, появление относи­тельно самостоятельных сфер жизни, таких как экономика, политика, государство, религия и т. д., приводит к содержатель­ной дифференциации первичных «мононорм», появлению раз­личных по своему социальному содержанию норм, регламенти­рующих поведение людей в той или иной сфере общества, т. е. возникают политические, экономические, религиозные и другие нормы.

б) С другой стороны, регламентируя поведение людей, опреде­ляя формы их общественно значимого взаимодействия, соци­альные нормы влияют на характер и темпы идущих в обществе процессов, способны затормозить или ускорить их и в этом смысле являются фактором, влияющим на историческое разви­тие общества. Например, рецепция страна­ми Западной Европы римского частного права привела к либе­рализации их государственно-политических режимов.

4) Социальные нормы соответствуют определенному типу культуры, определяющему особенности организации конкрет­ного общества. Например, разли­чия социальных норм в обществах, принадлежащих разным культурным традициям, основанным на христиан­стве и исламе и т.д.

5) Социальные нормы направлены на организацию обще­ственных отношений. С точки зрения их функций и назначе­ния, социальные нормы представляют собой сформировавшую­ся в процессе социальной эволюции систему регламентации жизни общества, обеспечивающую его организацию, формирую­щую определенный социальный порядок.

Следует иметь в виду, что в своем поведении человек далеко не всегда руководствуется только социальными нормами. Суще­ствует множество других правил, определяющих поведение лю­дей в различных сферах их деятельности. Так, порядок и спосо­бы обращения с природными объектами нормируются знаниями о свойствах окружающего мира, существующими в форме науч­ных законов и принципов. В основе нормирования работы с ис­кусственными, техническими объектами лежат требования, обус­ловленные научными знаниями и конструктивными ограниче­ниями данных технических систем. В силу этого содержание норм деятельности с природными и техническими объектами определяется законами природы и уровнем технического разви­тия цивилизации.

Функции социальных норм.

Регулятивная. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабиль­ность его функционирования, поддержание социальных про­цессов в необходимом состоянии, упорядоченность обществен­ных отношений.

Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкрет­ных субъектов (моральное-аморальное, правомерное-непра­вомерное и т. д.).

Трансляционная. В в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, выражается со­зданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транс­лируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание и т. д.).

Виды социальных норм.

1) По сферам действия (содержанию) различают нормы

а) эконо­мические,

б) политические,

в) религиозные,

г) экологические и др.

2) По регулятивным особенностям (механизму) - выражаются в особенностях их фор­мирования, форм фиксации (существования), регулятивного воздействия, способов и методов обеспечения

а) мораль,

б) право,

в) обычаи

г) корпоративные нормы.

3) По социальной направленности:

а) позитивные,

б) негативные.

4) По признаку закрепления в каких-либо формах:

а) формально закрепленные,

б) не закрепленные.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2975 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2613 - | 2186 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.