Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные вехи истории сестринского дела




Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искусством и самой юной профессией. В ходе развития цивилизации о больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. Документ древнеегипетской культуры «Семь заповедей истинного милосердия» гласит: «Накорми голодного, дай воды жаждущему, одень голодранца, приюти больного, захорони мертвого».

На развитии гуманитарной мысли отразилось влияние религий. Если индуизм проповедовал индивидуальный поиск своей судьбы, то буддизм явился с миссией сострадания, защиты слабых, с призывом взаимопомощи. Особенно много для ухода за больным сделало христианство, ибо в основе христианской идеи - внимание и справедливость к личности, жалость к человеку. Эти чувства всегда были присущи людям. В течение веков изменилось лишь понятие о том, кто наши ближние. Сначала под ближними понимались родственники, соседи, друзья, земляки, люди одного с тобой вероисповедания и национальности, но чем цивилизованнее становится мировое сообщество, тем ближе мы подходим к принципу родства, выдвинутого христианством: ближний всякий, кто создан по образу и подобию Божию. Если Клеопатра, чтобы удовлетворить свое любопытство приказывала убивать и вскрывать беременных рабынь через разные промежутки времени после зачатия, то учение Христа подчеркивало непреходящую ценность каждого отдельно взятого человека, вне зависимости от его положения на социальной лестнице. Христиане верили, что спасение в загробной жизни будет зависеть от доброго отношения друг к другу в этой жизни, отсюда внимание и забота о болящих..

В одном древнем патерике (сборнике изречений святых и повествований об их подвигах) рассказывается, как некий послушник спросил старца: - Авва, один брат шесть дней ничего не ест и только на седьмой принимает немного пищи, а другой ухаживает за больными. Чей подвиг выше?

Старец ответил:

- Если тот брат, который строго постится, за ноздри себя повесит, все равно не сравнится с тем, который ухаживает за больными.

Слово «милосердие» еще совсем недавно так редко употреблялось у нас, что его вполне можно было бы отмечать в словарях как устаревшее. Между тем, этим словом обозначалось важнейшее качество души. Милосердие было отличительным свойством русского народа. Все знали, что это слово означает любовь, исходящую от милующего сердца. Милосердие - высшая, бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических устремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях.

Исторически сложилось так, что если врачами чаще являлись мужчины, то выхаживанием больных занимались главным образом женщины. Это объяснимо. Для многих мужчин, как и для Онегина:


«О! Боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство».


У женщины, в силу ее душевной организации, эта «скука» может превратиться в единственную радость и цель жизни.

Византийско-татарское влияние наложило свою печать ни судьбы русских женщин: оно не дало им возможности посвятить себя какой бы то ни было гражданской деятельности; «одному мужчине исключительно принадлежали интересы общественные». Большинству женщин приходилось выбирать: терем или монастырь.

Но, все же у женщин-затворниц не могло быть убито и заглушено то, что составляет основную черту женственности - человеколюбие и сострадание. Помощь ближнему, являлась той отдушиной, которая помогала существовать в затхлой и мертвящей атмосфере теремной жизни.

Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больным членом семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ «сестра-мать».

Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, она составляла «главное, коренное, неизменное дело всей ее жизни», освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: «Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги...».

Свято исполняли женщины это поучение, в особенности московские царицы. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси относится к середине X века, когда княгиня Ольга образовала больницу, где уход за больными был поручен женщинам.

Много делали для больных монастыри. Монахи часто приглашались для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях больных отправляли в монастырские больницы. Так сложился второй фольклорный образ «сестра - божий работник».

Еще до татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Переславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Чернигове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Больничные здания размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали портомойни, бани, огороды, кладбища. Труд «служебников больничных» был очень тяжелым. Богатые были обязаны заботиться о безбедном существовании больниц, неимущие больные за дни, проведенные в больнице, отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе. Таким образом, они воздавали богу за исцеление «молением и трудом».

Сестры монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия. Очень характерна надпись над входом в монастырскую больничную палату: "Все, чтобы угодить тебе, господи, ничего - чтобы удовлетворить себя". Даже настоятельницы монастырей ежедневно посещали палаты, чтобы «иметь счастье послужить больным». При этом монахини совершенно сознательно рисковали жизнью, так как нищета в то время шла бок о бок, с инфекционными болезнями: это было время повальных эпидемий, уносивших сотни тысяч жизней.

В 1545 году на стоглавом соборе было сказано: «Да повелит благочестивый царь всех прокажённых и престарелых описать по всем городам отдельно от здоровых строев... да в каждом городе устроить богадельни мужские и женские, где прокажённых, престарелых и неимущих, куда голову подклонить, устроив в богадельнях пищею и одеждою... да приставить к ним здоровых строев и баб стряпчих пригоже будет».

Определенное распространение женский труд по уходу за больными и раненными в лазаретах получил при Петре I, хотя женщины чаще использовались в госпиталях только на вспомогательных ролях. «Генеральный о гошпиталях регламент» предписывал «Работниц иметь в госпиталях для мытья полов и всего белья по болезням. Для надзирания над бельём и работницами иметь во вся ком госпитале по одной надзирательнице... из старых вдов или добрых замужних жён, которые... держат работниц в крепком при зрении, чтобы ни единая из них не могла сходства иметь и разговаривать с молодыми холостыми лекарями и учениками, також и с больными или с надзирателями и накрепко смотреть, чтобы окромя помянутых, другие женщины (какого бы звания ни были) в госпиталь не входили»... Попытки привлечения женщин к уходу в госпиталях были сделаны в 1727 году, когда медицинская канцелярия ввела в штаты госпиталей должности для женщин. Его осуществляли так называемые «бабы-сидельницы», выполнявшие функции санитарок. Однако широкого распространения женский труд по уходу за ранеными не получил и в период царствования Екатерины I был отменён.

Таким образом, до конца XVIII века специально обученных сестер для ухода за больными не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело оформилось в России в 1813 году, когда появилась служба «сердобольных вдов». В 1814 году по распоряжению императрицы Марии Федоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены и больницы женщины для «прямого назначения ходить и смотреть за больными». Сердобольные вдовы в отличие от «баб-сидельниц» уже должны были осваивать и некоторые медицинские приемы для оказания помощи. В 1818 году в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени начинается специальная подготовки женского медицинского персонала. В 1822 году вышло в свет 1-е руководство на русском языке по уходу за больными - учебник Оппеля.

В 1828 году руководство благотворительными учреждениями приняла на себя великая княгиня Елена Павловна. Она расширила сеть благотворительных учреждений и способствовала развитию сестринских общин. Первая община сестер милосердия возникла и 1844 году в Петербурге. Она существовала на средства благотворительных организаций. По уставу общины - впоследствии она стала называться Свято-Троицкой - в нее принимались девушки и вдовы от 20 до 40 лет. Они были обязаны дежурить у постели больного на дому или в больнице сутками через 4-5 дней, помогать врачу на приеме. Первый год был испытательным, через год сестры давали присягу и становились полноправными членами общины.

О том, насколько напряженно работали сестры милосердия, свидетельствует такой факт из очерка 20-летней деятельности сестричества: несмотря на то, что число их не превышало 23-х, ими было оказано попечение и уход 103758 больным, при этом часто одна сестра приходилась на 70-80 больных. Через 10 лет такого труда сестра имела право на пожизненную пенсию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1451 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2420 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.