129 - من رواية ابن عباس: " رَبَّنَا لَكَ الحَمْدُ مِلْءَ السَّمَواتِ وَمِلْءَ الأرْضِ وَما بَيْنَهُما، وَمِلْءَ ما شَئْتَ مِنْ شَيْءٍ بَعْد ".
129. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что, (однажды), выпрямляясь после поясного поклона, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Господь наш, хвала Тебе, и пусть (эта хвала) наполнит собой небеса, землю, то, что находится между ними, и всё, что ещё Тебе будет угодно /Рабба-на, ля-кя-ль-хамду миль’а-с-самавати, ва миль’а-ль-арди, ва миль’а ма байна-хума, ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘ду/».[415]
130 - عن رفاعة بن رافع الزرقي رضي اللّه عنه قال:
كنا يوماً نصلي وراء النبيّ صلى اللّه عليه وسلم، فلما رفع رأسه من الركعة قال: " سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ " فقال رجل وراءه: " رَبَّنَا وَلَكَ الحَمْدُ حَمْداً كَثِيراً طَيِّباً مُبارَكاً فِيهِ، فلما انصرف قال: " مَن المُتَكَلِّمُ؟ " قال: أنا، قال: " رأيتُ بِضْعَةً وثَلاثِينَ يَبْتَدِرُونَها أيُّهُمْ يَكْتُبُها أوَّلُ".
130. Сообщается, что Рифа‘а бин Рафи‘ аз-Зураки, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Однажды мы совершали молитву, (находясь) позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Поднимая голову после поясного поклона, он говорил: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу», а один человек, находившийся позади него, сказал: «Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная! /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран, таййибан, мубаракaн фи-хи!/» Закончив молиться, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Кто сказал это?» (Тот человек) ответил: «Я». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Я видел более тридцати ангелов, каждый из которых старался записать эти слова первым». [416]
Знай, что желательно объединять друг с другом все приведенные нами выше слова поминания, которые произносятся во время поясного поклона. Если молящийся решит ограничиться только частью, пусть скажет: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу. Господь наш, хвала Тебе, и пусть (эта хвала) наполнит собой небеса, землю, то, что находится между ними, и всё, что ещё Тебе будет угодно /Сами‘а-Ллах ли-ман хамида-ху. Рабба-на, ля-кя-ль-хамду миль’а-с-самавати, ва миль’а-ль-арди, ва миль’а ма байна-хума, ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘ду/». Если же он решит сократить слова поминания, пусть скажет: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу. Господь наш, хвала Тебе», но не менее того.
Знай также, что все вышеупомянутые слова желательно произносить и имаму, и молящемуся под его руководством, и тому, кто совершает молитву индивидуально, однако имам должен произносить всё это лишь в том случае, если ему известно, что участники общей молитвы предпочитают молиться долго. И знай, что эти слова произносятся по примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но обязанностью это не является. Отказ от произнесения этих слов крайне нежелателен, однако, если человек не станет произносить их, ему не надо будет совершать земные поклоны для искупления допущенной ошибки или проявления невнимательности. Нежелательно также читать Коран после совершения поясного поклона, когда человек полностью выпрямится, как нежелательно делать это во время совершения поясных и земных поклонов, а Аллах знает об этом лучше.
بابُ أَذْكَارِ السُّجودِ
Глава 40. О словах поминания, которые желательно произносить во время земного поклона
Выпрямившись после совершения поясного поклона и закончив произносить слова поминания, молящийся произносит слова “Аллаху акбар”, что продолжается до тех пор, пока он не коснётся лбом земли. Ранее мы уже указывали, что эти слова произносятся по примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и если человек не сделает этого, его молитва не станет недействительной и ему не надо будет совершать земные поклоны для искупления допущенной ошибки или проявления невнимательности. Во время совершения земного поклона желательно произносить слова поминания, многочисленные примеры которых приводятся в хадисах. Так, в приведенном ранее хадисе Хузайфы, да будет доволен им Аллах, где говорится о поясном поклоне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано:
−...а потом, во время одного рак’ата, он прочёл (суры) “Корова”, “Женщины” и “Семейство ‘Имрана”. Доходя до любого айата, в котором упоминается о милости, он непременно прерывал чтение и обращался к Аллаху с просьбой об оказании милости; когда же в каком-либо айате встречалось упоминание о муках (ада), он непременно прерывал чтение и обращался к Аллаху с мольбой о спасении (от огня). Потом он совершил земной поклон и сказал: «Слава моему Высочайшему Господу! /Субхана Рабби-ль-А‘ля!/» – и этот поклон продолжался примерно столько же, сколько он стоял.[417]
131 - عن عائشة رضي اللّه عنها قالت:
كان النبيّ صلى اللّه عليه وسلم يكثر أن يقول في ركوعه وسجوده: "سُبْحانَكَ اللَّهُمَّ رَبَّنا وبِحَمْدِكَ، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لي".
131. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Совершая поясные и земные поклоны, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: “Преславен Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня! /Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!/”»[418]
132 - عن عائشة رضي اللّه عنها ما قدّمناه في الركوع: أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم كان يقول في ركوعه وسجوده: " سُبُّوحٌ قُدُّوس، رَبُّ المَلائِكَةِ والرُّوحِ " .
132. В главе о поясных поклонах уже приводился хадис, в котором со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что, совершая поясные и земные поклоны, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Преславный, Пресвятой, Господь ангелов и Духа /Cуббухун, Куддусун, Раббу-ль-маля’икяти ва-р-рух/».[419]
133 - عن عليّ رضي اللّه عنه: أن رسول اللّه كان إذا سجد قال:
" اللَّهُمَّ لَكَ سَجَدْتُ، وَبِكَ آمَنْتُ، ولَكَ أسْلَمْتُ، سَجَدَ وَجْهِي للَّذي خَلَقَهُ وَصَوَّرَهُ، وَشَقّ سَمْعَهُ وَبَصَرَهُ، تبارَكَ اللَّهُ أحْسَنُ الخالِقين " .
133. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что, совершая земной поклон, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «О Аллах, пред Тобой я склонился, в Тебя уверовал и Тебе предался. Лицом своим припадаю к земле пред Тем, Кто создал его, придал ему форму и наделил его слухом и зрением. Благословен Аллах, лучший из творцов [420]![421] /Аллахумма, ля-кя саджадту, ва би-кя аманту, ва ля-кя аслямту. Саджада ваджхи ли-Ллязи халяка-ху, ва саввара-ху, ва шакка сам‘а-ху ва басара-ху. Табарака-Ллаху, ахсану-ль-халикин!/»[422]
134 - عن عوف بن مالك ما قدّمناه في فصل الركوع:
أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم ركعَ ركوعَه الطويل يقول فيه: " سُبْحانَ ذِي الجَبُروتِ والمَلَكُوتِ وَالكِبْرِياء والعظمة " ثم قال في سجوده مثل ذلك.
134. В главе о поясных поклонах уже приводился хадис, в котором со слов ‘Ауфа бин Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается, что, совершая поясные поклоны, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Слава Обладателю могущества, высшей власти, величавости и величия! /Субхана зи-ль-джабарути, ва-ль-малякути, ва-ль-кибрийа’и, ва-ль-‘азамати!/» И то же самое он говорил во время земного поклона. [423]
135 - وروينا في كتب السنن أن النبيَّ صلى اللّه عليه وسلم قال: "وَإذا سَجَدَ ـ أي أحدكم ـ فَلْيَقُلْ: سُبْحانَ رَبيَ الأعْلى ثلاثاً، وذلك أدْناهُ".
135. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда (любой из вас) будет совершать земной поклон, пусть трижды скажет: “Слава моему Высочайшему Господу! /Субхана Рабби-ль-А‘ля!/”»[424]
Это − наименьшее, что должен сделать человек, который желает произнести слова поминания во время земного поклона.
136 - عن عائشة رضي اللّه عنها قالت:
تفقدت النبيّ صلى اللّه عليه وسلم ذات ليلة فتجسست، فإذا هو راكع أو ساجد يقول: " سُبْحَانَكَ وبِحَمْدِكَ لا إلهَ إِلاَّ أنْتَ".
136. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Проснувшись) однажды ночью и не найдя (рядом с собой) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, я стала искать его и увидела, что он склонился в поясном (или: земном) поклоне, произнося (такие слова): “Слава Тебе и хвала Тебе, нет бога, кроме Тебя! /Субхана-кя, ва би-хамди-кя, ля иляха илля Анта!/”»[425]
137 - وفي رواية في مسلم: فوقعت يدي على بطن قدميه وهو في المسجد وهما منصوبتان وهو يقول: " اللَّهُمَّ أعُوذُ بِرضَاكَ مِنْ سَخطِكَ، وبِمُعافاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكُ، وأعُوذُ بِكَ مِنْكَ، لا أُحْصِي ثَناءً عَلَيْكَ، أنْتَ كمَا أثْنَيْتَ على نَفْسِكَ ".
137. В другой версии этого хадиса сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Моя рука коснулась поднятых вертикально ступней [426] (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) который находился в мечети [427] и произносил (такие слова): “О Аллах, я прибегаю к защите Твоего благоволения от Твоего гнева, и к прощению Твоему от наказания Твоего, и прибегаю к Твоей защите от Тебя [428]! Не перечислить мне (всех) похвал Тебе, (которых) Ты (достоин [429]), так, как Сам Ты (сделал это), воздав их Себе /Аллахумма, а‘узу би рида-кя мин сахати-кя, ва би-му‘афати-кя мин ‘укубати-кя, ва а‘узу би-кя мин-кя! Ля ухсы сана’ан ‘аляй-кя Анта кя-ма аснайта ‘аля нафси-кя/”».[430]
138 - عن ابن عباس رضي اللّه عنهما، أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال:
" فأمَّا الرُّكُوعُ فَعَظِّمُوا فِيهِ الرَّبَّ، وأمَّا السُّجُودُ فاجْتَهِدُوا في الدُّعاءِ فَقَمِنٌ أنْ يُسْتَجَابَ لَكُم " .
138. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Что касается поясного поклона, то возвеличивайте Господа [431], (совершая его), что же касается поклона земного, то усердно обращайтесь к Аллаху с мольбами (в такие моменты, ибо в подобном положении) вы (больше) заслуживаете того, чтобы на ваши мольбы был дан ответ». [432]
139 - عن أبي هريرة رضي اللّه عنه أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال:
" أقْرَبُ ما يَكُونُ العَبْدُ مِنْ رَبِّهِ وَهُوَ ساجِدٌ، فأكْثِرُوا الدُّعاء ".
139. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так обращайтесь же к Нему с мольбами (в такие моменты) как можно чаще». [433]
140 - عن أبي هريرة أيضاً، أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم كان يقول في سجوده:
" اللَّهُمَّ اغْفِرْ لي ذَنْبِي كُلَّهُ، دِقَّهُ وَجِلَّهُ وأوّلَهُ وآخِرَهُ وَعَلانِيَتَهُ وَسِرَّه ".
140. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что во время совершения земных поклонов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно обращался к Аллаху (с нижеследующей мольбой): «О Аллах, прости мне все мои грехи – малые и большие, первые и последние, явные и тайные! /Аллахумма,-гфир ли занби кулля-ху – дикка-ху ва джилля-ху, ва авваля-ху ва ахыра-ху, ва ‘алянийата-ху ва сирра-ху!/»[434]
Знай, что человеку, совершающему земной поклон, желательно произносить все эти слова, если же он ограничен во времени, пусть произносит их по частям во время разных молитв, на что мы уже указывали в предыдущих главах. Если же во время совершения земного поклона молящийся захочет ограничиться наименьшим количеством слов поминания, ему следует трижды произнести слова “Субхана Рабби-ль-‘Азыми ва би-хамди-хи” и обратиться к Аллаху с короткой мольбой. Нежелательно, чтобы человек, совершающий земной поклон, читал Коран. Кроме того, на земные и поясные поклоны распространяется действие одних и тех же установлений и в остальных случаях.[435]
У улемов не было единого мнения относительно того, какой из столпов молитвы − совершение земного поклона или стояние /кийам/ − является более достойным. Шафииты и те, кто был с ними согласен, более высокое место отводили стоянию, ссылаясь на один из достоверных хадисов, который приводится ниже.
141. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
" أفْضَلُ الصَّلاةِ طُولُ القُنُوتِ"
«Наилучшей (частью) молитвы является долгое обращение с мольбами к Аллаху [436]». [437]
Здесь речь идёт об обращениях с мольбами во время стояния. Кроме того, имеется в виду, что поминанием во время стояния является чтение Корана, а во время совершения земного поклона − прославление Аллаха. Чтение Корана занимает более достойное место, а поэтому чем больше читается Коран, тем лучше. Однако, по мнению некоторых улемов, наиболее достойным следует считать совершение земного поклона. Они ссылались на приведенный нами выше хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона...» Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи пишет:
− Улемы расходились во мнениях по этому вопросу. Одни говорили: «Долгое стояние во время молитвы является более достойным, чем совершение множества поясных и земных поклонов». Другие считали, что совершение множества поясных и земных поклонов достойнее долгого стояния. Ахмад бин Ханбаль сказал: «Относительно этого передаются два хадиса, в которых приводятся слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует», однако никакого суждения об этом Ахмад не вынес. Исхак сказал: «Днём лучше совершать множество поясных и земных поклонов, а ночью − подолгу стоять, за исключением такого случая, когда речь идёт о человеке, который еженощно читает определённую часть Корана. В подобных обстоятельствах, как мне кажется, лучше совершать множество поясных и земных поклонов, поскольку это позволит ему прочесть то, что он обычно читает по ночам, и даст возможность получить прибыль[438] за счёт совершения вышеупомянутых поклонов». Ат-Тирмизи сказал: «Исхак сказал это лишь потому, что он имел в виду ночную молитву пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время которой он подолгу стоял. Что же касается дневных молитв пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то нигде не сообщается, что, совершая их, он стоял так же долго, как и во время ночных».[439]
Когда совершается земной поклон при чтении айатов Корана /суджуд ат-тилява/, желательно произносить те же слова, которые, как уже указывалось, произносятся при совершении обычных земных поклонов во время молитв. Кроме того, желательно произнести слова, которые приводятся в нижеследующем хадисе.
142 - وأما قوله " اللَّهمّ اجعلها لي عندك ذخراً..الخ" فرواه الترمذي مرفوعاً من رواية ابن عباس رضي اللّه عنهما بإسناد حسن. وقال الحاكم: حديث صحيح.
142. Передают со слов ‘Али и ‘Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими, что, совершая земной поклон, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«О Аллах, сделай (этот поклон) моим запасом, который будет храниться у Тебя, даруй мне за него большую награду, сними с меня бремя (моих грехов) и прими его от меня, как принимал Ты их от Дауда, мир ему /Аллахумма, идж‘аль-ха ли ‘инда-кя зухран, ва а‘зым ли би-ха аджран, ва да‘ ‘ан-ни визран, ва такаббаль-ха мин-ни кя-ма такаббальта-ха мин Дауда ‘аляй-хи-с-салям/».[440]
Кроме того, желательно говорить: «Слава нашему Господу! Поистине, исполнится обещание нашего Господа![441] /Субхана Рабби-на! Ин кяна ва‘ду Рабби-на ля-маф‘улян!/» На это указывает аш-Шафи’и.
143 - عن عائشة رضي اللّه عنها قالت: