1) Нельзя считать настоящим человеком того, кто не способен любить.
2) Любовь к людям - это прежде всего труд души.
3) Нельзя стать по-настоящему счастливым, не испытав чувства любви к другому человеку.
4) Любовь порабощает человека, когда он начинает видеть смысл своего бытия лишь в том, что существует другой человек.
Текст №20
(I) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.
(3) Одного из таких чувств - чувства милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
(7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9) Что оно - не модно? (10) Не нужно?
(11) Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (12) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (15) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (16) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...
(17) Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали -деньгами, всем, чем могли. (19) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая...
(20) Но Чернобыль, землетрясения, наводнения - аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (22) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом...
(23) Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (24) Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (25) Ибо если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
(Д. Гранин)
1. Какое утверждение не соответствует позиции автора?
1) Разговоры о нравственности не должны носить отвлеченный характер.
2) Не менее важно быть готовым помочь человеку в будничной, нормальной жизни.
3) Чувство сострадания не врожденное, его необходимо воспитать.
4) В современном обществе чувство сострадания в людях постепенно атрофируется.
Текст №21
(1) 0ткуда взялась человеческая совесть? (2) Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, бессовестные побеждают совестливых.
(З)Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению - ведь она сторожит не врага, а нас самих. (4) И тем не менее она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.
(5) Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. (6) Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоёвывали другие народы. (7) Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. (8) Думаю, совесть порабощенных народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. (9) А человек с возмущённой совестью становится сильнее негодяя.
(10) Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми, то есть бессовестность проявляют с большими паузами и под мощным прикрытием пропаганды.
(11) 3ависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? (12) Вряд ли. (13) Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие; представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. (14) И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.
(15) Можно ли воспитать совесть? (16) Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (17) Если человек со слабо выраженной совестью попадёт в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (18) Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. (19) Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение становится привычкой.
(20) А самое опасное для страны - это государственная бессовестность. (21) На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. (22) От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. (23) Народ отвечает на новую ложь соответственно. (24) И так до бесконечности, до анархии и бунта... (25) Но эта тема не уложилась у меня в одну только прозу: Совесть есть, друзья, реальность Бога, и реальность совести есть Бог.
(По Ф. Искандеру)
7. Какое утверждение противоречит позиции автора текста?
1) Совесть можно воспитать в людях.
2) Бессовестные часто побеждают, но их победа непрочна.
3) Совесть - самое ценное человеческое качество.
4) Совесть и цивилизованность - неразрывно связанные понятия.
Текст №22
(1) Добро и зло родят действия, специфические для соответствующих случаев. (2) Добро приносит ближним приятные переживания, а зло, наоборот, хочет ему страдания. (3) Чувствуете? (4) Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. (5) Добро радуется чужому счастью, зло - чужому страданию. (6) Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. (7) Добро стесняется своих побуждений, а зло - своих. (8) Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя - под великое добро. (9) Как это, говорите, бывает? (10) Как это добро маскируется? (11) Неужели не замечали?..
(12) Ежедневно это происходит, ежедневно! (13) Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы, снижает их, маскирует под морально-отрицательные. (14) Или под нейтральные. (15) «Не нужно благодарности, мне это ничего не стоило». 16) «Эта вещь лишнее место занимала, я не знал, куда её деть». (17) «Не заблуждайтесь, я не настолько сентиментален, я страшно жаден, скуп, и это получилось случайно, накатила блажь вдруг. (18) «Берите скорей, пока я не раздумал». (19) Добру тягостно слушать, когда его благодарят. (20) А вот зло... (21) Этот товарищ охотно принимает благодарность за свои благодеяния, даже за несуществующие, и любит, чтобы воздавали громко и при свидетелях.
(22) Добро беспечно, действует не рассуждая, а зло - великий профессор нравственности. (23) И обязательно даёт доброе обоснование своим пакостям.
(24) Разве вас не удивляет стройность, упорядоченность этих проявлений? (25) Как же люди слепы! (26) Впрочем, трудно разобраться, где светлое, а где тёмное. (27) Светлое мужественно говорит: да какое лее я светлое, на мне много тёмных пятен. (28) А тёмное кричит: я всё из серебра и солнечных лучей, да кто же может заподозрить во мне изъян! (29) 3лу иначе и вести себя нельзя. (30) Как только скажет: вот, и у меня есть тёмные пятна, критиканы и обрадуются, и заговорят. (31) Нет, нельзя! (32) Что добру выставлять свои достоинства и подавлять людей своим благородством, что злу говорить о своих пакостях - ни то, ни другое немыслимо.
(33) Способен ли человек противостоять злу, победить его, утвердить добро, или, обречённый на поражение, он должен отступить, прижать своё бессилие?
(34) Нет предела совершенствованию мира, человека, поэтому и зло можно ограничить, но победить окончательно... (35) Вряд ли. (36) Но, пока жив человек, он будет стремиться к добру и к обузданию зла.
(по В. Дудинцеву)
1. Какая мысль не нашла отражения в тексте?
1) Добро и зло сложно распознать, они не сразу раскрывают свою сущность.
2) Зло ищет и находит обоснование своим поступкам, а добро, как правило, не рассуждает.
3) Разоблачение зла - целая наука, которой необходимо учиться всю жизнь.
4) Окончательная победа человека над злом, скорее всего, невозможна.
Укажите значение слова сентиментален (предложение 17).
1) задушевный, искренний, добрый;
2) любезный, дающий лестные отзывы;
3) содержащийся в тайне;
4) способный легко растрогаться, расчувствоваться.
Текст №23
(1) Мещанин - это взрослый человек с практичным умом, корыстными, общепринятыми интересами и низменными идеалами своего времени и своей среды. (2) Я говорю именно о «взрослом», солидном человеке, так как ребенок или подросток с повадками мещанина - всего лишь попугай, подражающий манерам законченных обывателей; ведь попугаем быть легче, чем белой вороной. (3) Обыватель и мещанин - в какой-то степени синонимы: в обывателе удручает не столько его повсеместность, сколько сама вульгарность его представлений.
(4) Обыватель - явление всемирное. (5) Оно встречается во всех классах и нациях. (6) Английский герцог может быть столь же вульгарным, как и американский пастор; рабочий или шахтер нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда.
(7) Мещане питаются запасом банальных идей, прибегая к избитым фразам и клише, их речь изобилует тусклыми, невыразительными словами. (8) Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей, кроме них у него ничего нет. (9) Но надо признать, что в каждом из нас сидит эта заклишированная сущность, и все мы в повседневной жизни прибегаем к словам-штампам, превращая их в знаки и формулы. (10) Это не означает, однако, что все люди - обыватели, но предостерегает от машинального обмена любезностями.
(11) Обман - верный союзник настоящего обывателя. (12) Великие слова Красота, Любовь, Природа - звучат в его устах фальшиво и своекорыстно. (13) Таков, например, Чичиков из «Мертвых душ».
(14) Обыватель с его низменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и страстным желанием принадлежать к избранному кругу.
(15) Он не увлекается и не интересуется искусством, в том числе и литературой — вся его природа искусству враждебна, - но с жадностью поглощает всяческую информацию и отлично натренирован в чтении газет и журналов.
(16) В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса.
(17) У русских есть, вернее было специальное название для самодовольного величественного мещанства - пошлость. (18) Пошлость -это не только явная, неприкрытая бездарность, но и главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. (19) Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд.
(В. Набоков)
1. Какое утверждение не соответствует тексту?
1) Обыватель преклоняется перед материальными ценностями.
2) Ему свойственна духовная ограниченность и узость интересов.
3) Для него характерно стремление выделиться из общего круга, быть не как все.
4) Отсутствие естественности и искренности в речи и поведении - одна из основных черт обывателя.
2. Какова цель автора текста?
1) Заставить читателя сравнить себя с обывателем и найти в себе его черты.
2) Описать обывателя и показать, насколько этот тип своей заурядностью и бездуховностью опасен для общества.
3) Доказать, что мещанство- это закономерное явление общественной жизни.
4) Объяснить читателю, что такое пошлость и каковы ее проявления в жизни.
Текст №24
(1)Человек должен быть интеллигентен.
(2)А если у него профессия не требует интеллигентности? (3) А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4) А если окружающая среда не позволяем? (5) А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
(6) Нет, нет и нет! (7) Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8) 0на нужна и для окружающих, и для самого человека. (9) И вот почему.
(10) Многие думают, что интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. (11) А между тем можно иметь всё это и быть интеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
(12) Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (13) Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события. (14) Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от «грубой штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству - вот это и будет интеллигентный человек. (15) Именно такая интеллигентность очень необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей.
(По Д.С. Лихачеву)
1. В чём, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл истинной интеллигентности?
1) В необходимости хорошего образования.
2) В любви к чтению, в гуманитарном знании и знании иностранных языков.
3) В восприимчивости к культуре, в готовности понять и принять индивидуальность другого человека.
4) В знании истории и искусства.
Найдите в Толковом словаре под ред. С.И. Ожегова толкование значения слова ЗЛОРАДСТВО (предложение 14). Какое из приведенных ниже значений соответствует значению, предлагаемому словарем.
1) злые, недоброжелательные слова;
2) злобная радость при неудаче другого;
3) враждебное настроение;
4) дурной нрав, характер.
Какие еще есть слова с корнем ЗЛО-? С корнем ДОБРО-? Какие из этих слов в настоящее время активно не употребляются? Как вы думаете, почему?
Текст №25
(1) Чаще всего под счастьем мы понимаем жизнь обеспеченную, без волнений и тревог, заполненную развлечениями, путешествиями, отдыхом, но только не беспрерывным трудом в поте лица своего. (2) Эта мысль кажется настолько естественной, что мы даже не задумываемся: а чтобы произошло, случись человечеству действительно открыть неиссякаемые источники энергии или изобрести вечный двигатель, позволившие людям не трудиться вообще, получая всё от природы даром? (3) Конечно, говорит в своём «Дневнике писателя» наш великий провидец Достоевский, обдумывавший и такой вариант развития цивилизации, сперва все люди бы пришли в восторг, потому что «почувствовали бы, так сказать, себя осыпанными счастьем, зарытыми в материальных благах; они, может быть.., пролетали бы чрезвычайные пространства в десять раз скорей, чем теперь по железной дороге; извлекали бы из земли баснословные урожаи, может быть, создали бы химией организмы, и говядины хватило бы по три фунта на человека... - словом, ешь, пей и наслаждайся». (4) «Вот, - закричали бы все филантропы, - теперь, когда человек обеспечен, теперь только он проявит себя! (5) Нет уж более материальных лишений... и теперь человек станет прекрасным и праведным! (6) Нет уже более беспрерывного труда, чтобы как-нибудь прокормиться, и теперь все займутся... глубокими мыслями, всеобщими явлениями. (7)Теперь, теперь только настала высшая жизнь!» (8) «Но вряд ли, - рассуждает Достоевский, - и на одно поколение людей хватило бы этих восторгов! (9) Люди вдруг увидели бы, что жизни уже более нет у них, нет свободы духа, нет воли и личности, что кто-то у них всё украл разом... (10) И загнило бы человечество...» (11) Потому что люди увидели бы, «что жизнь у них взята за хлеб... (12) Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего что гнусно жить на даровщинку и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении».
(13) Ибо живёт человек только тогда, когда стремится и преодолевает,
сомневается и ищет, радуется и страдает. (14)В этом и состоит жизнь, а значит, и наше счастье.
(по М. Фырнину)
1. Какое высказывание отражает точку зрения, выраженную в тексте?
1) Счастье есть жизнь безбедная, обеспеченная.
2) Счастье состоит во взаимопонимании людей.
3) Счастье - это деятельное стремление к счастью, его достижение.
4) Счастлив уж тот, кто родился и живёт в этом мире.
Текст №26
(1) В слове «везунчик» пли «счастливчик» всегда есть оттенок зависти - и оттенок оценки: мол, повезло не по заслугам, чистый случай к нему благоволит. (2) Но чистое везение - это в рулетку. (3) В жизни никогда не идёт игра в рулетку, она устроена посложнее. (4) Слишком много привходящих факторов...
(5) Вот «чистый» случай: равнодушный к азарту человек походя купил лотерейный билет и выиграл миллион. (6) Повезло. (7) Для миллиардера это везение? (8) Нет, приятная случайность. (9) Для нищего - гигантское везение...
(10) Случай зависит от нашего к нему - отношения. (11) Сам по себе он обычно не хорош и не плох. (12) Ну, если сосулька по голове - это плохо, этого никто не хочет.
(13) А если миллион - это хорошо, этого все хотят. (14) Это - полярные крайности. (15) Но в жизни каждого человека постоянно происходят разные мелкие случайности, на которые он не обращает внимания, которые для него нейтральны, безразличны, без знака плюс или минус. (16) Скажем, летаешъ в самолёте со знаменитым актёром. (17) Ну, есть такой случай, и что?.. (18) И только тот, кто сам очень хочет быть актёром, или драматургом, или что ещё в этом роде, но никак не может пробиться к кому-нибудь наверх, а вообще-то он талантлив, и уверен в себе, и нахален, - только такой попутчик получает в этой мелочи свой счастливый случаи. (1 9)Верно, да?
(20) Можно усадить в бескрайнем яблоневом саду море народу и обтрясти им на головы все яблоки. (21) Но только Ньютону это поможет открыть закон всемирного тяготения. (22) Потому что открытие этого закона не в яблоке находится, а в голове. (23) Для того чтобы повезло, - яблоко должно упасть на голову, в которой уже находится предмет везения.
(24) Для того чтобы видеть случай, надо понимать. (25) Длятого чтобы понимать, надо об этом думать. (26) Для того чтобы об этом думать, надо этого хоть сколько-то хотеть. (27) Для того чтобы различить и использовать случай, надо хорошо понимать и хорошо хотеть...
(28) «Случайно» влюбляются друг в друга люди - хоть в одном классе десять лет учились. (29) Если бы внутри них уже не созрела готовность к любви - не было бы, естественно, никакой «случайной» встречи. (30) А коли любовь готова - случайность подворачивается не та, так эта.
(по М. Веллеру)
Список литературы
1. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой массмедиа. - СПб., 1999 г.
2. Нарушевич А. Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008 г.
3. Нарушевич А.Г. Лекция. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция № 8. Написание сочинения / газета «Русский язык», № 24/2007 г.
4. Соколова Л. Л. Для тех, кому совсем худо... Как написать сочинение части С.- СПб., 2009 г.
5. Стернин И. А. Практическая риторика. - М.: Академия, 2008 г.
6. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В. И. Максимова. - М.: Гардарики, 2004 г.
7. Хазагеров Т.Г.. Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов н /Д: Изд-во РГУ, 2006 г.
8. Цыбулько И.П. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании русского языка в средней школе» // http: // www.fipi.ru.
9. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2009 г.