В полной мере результат положительного изменения еврейский народ ощутил именно в месяце сиван. В начале этого месяца наш народ достиг пустыни Синай, названной в Торе "пус-тыня Син". И в название этого месяца,סייץ. входят все буквы названия этой пустыни (самех. иуд, нун) плюс буква "вав". Процесс изменения нашел свое выражение в чувстве внутреннего единства всего еврейского народа, которое никогда еще не достигало такого уровня. Тора говорит об этом так: ваису...ваявоу...ваихану бамидбар ваихан шам исраэль нсгед гагар (Шмот, 18:2). Первые три глагола стоят во множественном числе: "И отправились (из Рефидима), и прибыли (в пусты-ню Синай), и расположились (в пустыне)״, а четвертый глагол говорит уже о новом качес-твенном состоянии еврейского народа перед горой Синай, непосредственно перед иолучени-ем Торы — ״и расположился там Израиль напротив горы" (Шмот, 19:2). Сказано ваихан. а не ваихану, и это единственный случай в описа-нии всех сорокалетних странствий народа Изра-иля по пустыне, когда Тора говорит о народе в единственном числе, поэтому Раши комментиру-ет это место: "Они [еврейский народ] отдыхали [расположились] как один человек с одним сер-дцем". На объединение разных типов людей указывает знак месяца — Близнецы.
Для Близнецов характерны такие свойства, как податливость, нестабильность, усложнен-ность, неукорененность и подверженность нас-троениям. Поскольку Израиль поднимается над влиянием созвездий, эти качества можно видоиз-менить, соблюдая Тору. Несосредоточенность, которая ведет к нестабильности, неустойчивое-ти, обращается в пластичность сознания после освобождения от порабощения в Египте.
Меркурий, который оказывает свое влияние и на Близнецов (сиван). и на Деву (элул), теряет свое значение в процессе тшувы, раскаяния и возвращения к Б-гу. И здесь тоже проявляется возможность отойти от фиксированного образа жизни, от прошлых поступков. Характерно, что символы элула и сивана воплощены в человечес-ком образе, что можно понять как указание на предназначенность этих месяцев для развития духовных наклонностей.
Согласно Ари, двенадцать месяцев года проис-ходят от буквы "вав" в четырехбуквенном имени
Б-га (йуд, гэй, вав, гэй). В написании названия этой буквы וו — две буквы ו (вав), числовое значение каждой из них — б, так получается двенадцать. Первая буква "вав" соответствует весенним и летним месяцам, а вторая — осен-ним и зимним. Поскольку обе группы по шесть соответствуют букве ״вав", каждый из месяцев одной группы соответствует в некотором отно-шении месяцу другой группы с тем же порядко-вым номером и дополняет его.
Так, сивану, в котором была дарована Тора, соответствует кислев, когда Хашмонаим (Хасмо-ней, или Маккавеи) одержали победу над гречес-ким духовным и военным засильем. Именно начиная с этого времени получает свое развитие Устная Тора, Устная традиция (см. Маген Авра ־ гам, Микец). Как уже говорилось, оба этих месяца относятся к группе месяцев изменения в процессе действия, стабилизации и перемены.
С месяцем сиван Зогар связывает колено Леви. Моше и Агарон, которые подготовили еврейский народ к принятию Торы, происходят из колена Леви
Колено Леви разделяется на коганим (священ-ников), потомков Агарона, и левитов (которые помогают коганим и составляют хор Храма). Вместе они сопровождают — мелаве, слово, родственное лови, еврейский народ и приближа-ют, прилепляют его к Б-гу.
Ари-гакадош связывает месяц сиван с коленом Звулуна, в имени которого содержится слово звул — Мишкан Союза — намек на то, что в этом месяце еврейский народ удостоился Миш-кана (Скинии) и Храма в заслугу принятия Торы, как сказано об этом в Мидраше (Мидраш раба, в начале парашат Трума).
Эти два взгляда на соответствие колен месяцу сиван (по Зогару — это Леви, согласно Ари — Звулун) дополняют друг друга. Как Моше и Агарон, словно близнецы, выполняют одну зада* чу — принести Тору еврейскому народу, так Исахар и Звулун подобны близнецам в своем союзе, где Звулун поддерживает материально Исахара, чтобы тот мог учить Тору, и вместе они таким образом поддерживают Тору в еврейском народе.
Леви — третий сын Яакова, а сиван — третий месяц года. Сиван — третий из весенних месяцев — отмечает окончательную победу над зимой. В соответствии с этим, кислев — третий зимний месяц — отмечает победу евреев над третьим царством, которое пришло, чтобы его поработить (Греция которой предшествовали Вавилон и Персия или Мидия).
Двойной астрологический знак есть еще у месяца адар — это Рыбы, тоже месяц перемен в астрологическом процессе. Близнецы соот-ветствуют "двойной Торе" — Письменной и Устной. Сиван — месяц принятия Письменной Торы, а адар (в котором находится праздник Пурим) отмечает время принятия еврейским народом Устной Торы.
Как учит астрология, рожденные в месяцы с двойным знаком обладают противоречивой при-родой, стремлением и к интравертности, погру־ женности в себя, и к экстравертности — стремлению к общению. В еврейском контексте это означает способность и к эзотерическому, и к экзотерическому пониманию Торы, то есть спо-собность и к открытому, и к тайному учению Торы, кабале, А в плане соблюдения Торы это означает единство действия с глубоким чувством и сосредоточенностью на действии.
Часть тела, которую ассоциируют с месяцем сиван, — это левая нога. В противоположность правой, символу милосердия, левая нога указы-вает на силу, это намек на Всемогущего, Который даровал нам Тору.
Связь ияра (месяца, предшествующего сивану, времени самоуглубления) с мудростью и прозре-нием, интуицией (согласно Бней Исахар, ияр) проистекает из комбинации букв Имени, связан-ного с этим месяцем: иуд, гэй, гэй, вав, которые образуют акроним стиха итгалсл гамитГалел гаскел вэяда (Ирмеягу, 9:23) — ״Да хвалят достойного хвалы, кто разумеет и знает Меня".
А для месяца сиван комбинация букв Б-жес-твенного Имени иная — иуд, вав, Гэй, гэй. Первые две буквы отражают мужское, активное начало, они оказывают влияние на две последние буквы, способные к пассивному восприятию, "женственные״ буквы гэй.
Это символ восприятия, проникновения в муд-рость Всевышнего, которую Он дарует своему народу. И здесь тоже очевидна связь с концеп-цией Близнецов — символом нерушимого "брачного״ союза, заключенного Б-гом с еврей-ским народом.
ТАМУЗ — РАК
Астрологический знак тамуза — рак (краб), связаны с ним буква "хет", колено Реувена (качество которого зрение, видение) и четырех-буквенное Имя Бога в последовательности гэй, вав, Гэй, йуд.
Согласно учению Ари-заля, имя Адона-й. про-читанное полностью (если считать буквы, состав-ляющие названия его букв: אלף алеф — алеф, ламед, фэй; דלת далет — далет. ламед, тав; нун — нун, вав, нун; йуд — йуд, вав, далет) состоит из двенадцати букв. Каждая из них соответству-ет одному из двенадцати месяцев: алеф — нисану, ламед — ияру, фэй — сивану, далет — тамузу, и так далее. Таким образом, если мы возьмем следующие друг за другом месяцы тамуз и ав. то их буквы — далет и ламед. а
вместе они составляют слово ״даль", то есть нищий. И действительно, в эти месяцы бед и разрушения положение еврейского народа нес-частное и униженное (см. Бней Исахар об этих месяцах). Кульминация еврейских трагедий и несчастий пришлась на три недели между 17 тамуза (когда, например, были пробиты бреши в стенах Йерушалаима) и 9 ава (когда были разру-шены Первый и Второй Храмы).
Согласно Зогару, первые три месяца — нисан, ияр и сиван, были даны в наследие сынам Яакова, а последующие три месяца — тамуз, ав и элул, получил в удел Эйсав. Но после схваток и соперничества, которые потребовали столько мудрости от Яакова, месяц элул тоже перешел во владение Яакова (см. Бнсй Исахар) и стал временем, выделенным для раскаяния.
Так же и зимние месяцы — тевет, шват и адар были выделены Эйсаву. Но как и элул, адар (месяц праздника Пурим) стал наследием народа Израиля.
Указание на начало периода строгого суда, которым отмечен месяц тамуз, дает комбинация букв Б-жественного Имени. В этот месяц оно произносится в порядке противоположном обыч-ному — вместо иуд, гэй, вав, Гэй — в тамузе порядок: гэй, вав, гэй, йуд. И если обычный порядок символизирует милосердие, то порядок в тамузе — символ суда.
Как учит Шсм Мишмуэль (Бемидбар, тамуз) три месяца — тамуз, ав и элул отмечают процесс восхождения снизу доверху, поэтому и Имя здесь произносится снизу (от конца) наверх (к началу). Эти три месяца идут вслед за периодом из трех первых месяцев, нисаном, ияром и сива-ном, началу которого соответствует произноше-ние Имени сверху (с начала) вниз (к концу), отмечая нисхождение Б־жественного влияния в течение трех первых месяцев.
Нисхождение Б־жественного блага в течение этих трех месяцев проявляется в таких событиях, как освобождение от египетского рабства в нисане, ежедневное падение мана (манны) с неба, начиная с ияра, и дарование Торы в сива-не. После этого периода мы подходим к трем летним месяцам, когда нам была предоставлена возможность поднять самый низменный земной аспект мира на высший духовный план. Эта возвышенная работа должна была начаться в тамузе, когда Моше послал разведчиков на 40 дней в Страну Кнаан, чтобы вслед за ними в нее вошел и весь народ и осуществил там в полной мере заповеди, данные Всевышним. Однако по возвращении мсраглим (разведчики) отговорили народ вступать в обетованную землю, народ пошел против воли своего Творца, Который спас его, и вместо триумфа наступил траур, день девятого ава. Этот день напрасного плача стал, по велению Б-га, днем суда и разрушения.
Видение, атрибут месяца тамуз, потеряло свою святость из-за греха мераглим (см. Зогар. начало раздела Шлах). Они хотели сохранить свое влияние глав колен, которым пользовались в пусты-не, и поэтому не оценили достоинств и возмож-ностей Святой Земли. Они осквернили то, что видели, рассказывая евреям об удручающих, вызывающих страх и уныние, аспектах жизни в Кнаане. Например, они постоянно видели в стра־ не похороны. Так сделал Всевышний, чтобы они могли беспрепятственно передвигаться по стра-не, не вызывая ни у кого подозрений, потому что к месту похорон всегда со всех сторон стекаются дальние родственники и друзья умерших, незна-комые для обитателей этих мест. Мераглим же восприняли эти многочисленные смерти как указание на дурные свойства этой земли и рассказывали о ней народу как о "земле, пожи-рающей своих обитателей״ (Бемидбар, 13:32).
Буква "хет" в своем негативном аспекте ука-зывает на греховность, ущербность (что на иври-те обозначается словом חטא, хеш, которое произносится так же, как и эта буква). А с другой стороны, хеш может означать и очище-ние, как в слове חטוי (хитуй) (см. Д/ем Мишмуэль, там же). Очищая свое сердце, человек очищает и свое умение видеть, качество видения, и так удостоится увидеть во всем добро, благо, даруе-мое Создателем, и возможность принести славу Всевышнему.
Зрение — корень плотских грехов, сексуаль-ных преступлений. Что видит глаз, того желает сердце. Зрение, основное качество тамуза, может поразить плотская страсть, похоть, лежащая в основе многих грехов и пороков, она связана с разгорячением крови. И слово "тамуз״ на арамей-ском языке (а все современные еврейские назва-ния месяцев из Вавилона, то есть на арамейском языке) означает разогревание, жар, как в стихе (Даниэль 3:19): ле-мазе леитуна (разожгите печь). И в словах пророка Йехезкеля (3:14) раскрывается связь этого месяца с любовным томлением, он говорит, что именно в этом месяце женщины Вавилона оплакивали утраченную лю-бовь.
Тамуз — время, когда крайности этого мира особенно привлекают человека. Интересно, что многие люди, увлеченные мирскими наслажде-ниями, очень любят есть раков и крабов (пищу, которая евреям запрещена). Здесь обнаружива-ется связь с элементом воды, влечения, чувствен-ности. Главное небесное тело, влияющее на созвездие Рака это луна, которая воздействует на воды земли, вызывая морские приливы и отливы. Негативный аспект Рака — סרטן (сартан) определяется тремя его буквами, кото* рые составляют имя злого начала סטן (сатан).
Пылкость натуры и жар нечистого желания раскаяние может преобразовать в духовную энергию, направленную на помощь другим лю-дям. Примером этому может служить колено Реувена сына Яакова, которому соответствует этот месяц. Мидраш Танхума (Брейшит) говорит, что Реувен был первым человеком на свете.
который вернулся к Б-гу в раскаянии из любви к Нему.
В будущем этот месяц, который сейчас нахо-дится в сфере влияния Эйсава, "раскается” и вместо периода траура станет временем счастья и радости в сфере влияния Яакова.
Интересно посмотреть, как различные тради-ции связывают особенности месяцев и предназ-начение колен. Зогар устанавливает эту связь на основе соответствия между порядком рождения сыновей Яакова и порядком следования месяцев. Так, нисан, с которого начинается отсчет месяцев года, как сказано в Торе, и следующий за ним ияр соответствуют Реувену, старшему сыну, первен-цу Яакова, и второму его сыну — Шимону. А Ари основывается не на порядке рождения сыновей, а на порядке их следования друг за другом во время странствий по пустыне, таким образом первые два сына, Реувен и Шимон, соответству-ют тамузу и аву.
Если вначале бросается в глаза несовпадение трактовок, то при более глубоком рассмотрении можно увидеть связь нисана и ияра с тамузом и авом. Если нисаном начинается весна, то тамуз — это начало лета. Оба они занимают фиксиро-ванное положение в циклах, в которых каждый месяц может быть или фиксированным, или активным, или изменяющимся. Эти три аспекта соответствуют первоначальному периоду созда-ния народа на уровне патриархов: Аврагаму, Ицхаку и Яакову. Аврагам символизирует милосердие, добродетель, благотворительность — реализацию принципа "хесед", принципа дая-кия, активности, направленной вовне. Ицхак символизирует "гвуру״ — мощь, сосредоточен-ность, самосовершенствование и самоограниче-ние, страх, это принцип фиксации, закрепления. Яаков символизирует,,тиферет" — медитацию, красоту и правду, это принцип изменения.
Реувен, который связан со зрением, видением (реу — видеть, вен [бен] — сын), ассоциируется с мудростью и милосердием, что может соот-ветствовать и нисану, и тамузу. Шимону прису-щи такие качества, как слух понимание и способность к сосредоточению, что соответству-ет качеству "гвура", поэтому его месяцами могут быть и ияр, и ав.
Основной элемент тамуза — вода, как и у месяца хешван, которому соответствует созвез-дие Скорпиона. Па подобие этих месяцев указы-вают и названия этих знаков. Если знак месяца тамуз, как мы уже говорили, это Рак, сартан, в корне которого, если удалить букву "р". обнару-живается имя силы зла, то и в названии скорпи-она (на иврите עקרב — акрав), буквы עקד образуют слово со значениями "искорененный״, "разру-шенный”, а оставшаяся буква כ бейт, ассоциируется со словом байт — дом. Не случайно, всемирный потоп, которым Б-г уничто-жил растленный мир, погрязший в разврате и разбое, начался в месяце хешван, элемент кото-рого вода. Вода — это также источник желания, страсти, влечения, которые распространяются, подобно воде, куда только возможно. Очищение этого элемента, этой основы, произошло в треть-ем месяце, связанном с водой. — в адаре. во время Пурима, четырнадцатого и пятнадцатого числа этого месяца. В это время желание освя-щается праздником, связанным с едой и питьем, и все это в духе святости,
Деструктивный элемент эмоциональной энер-гии, символизируемой коленом Реувена, прояв-ляется во время странствий по пустыне, когда это колено под влиянием Кораха восстает против авторитета Моше. Так же и в месяце ав, которому соответствует колено Шимона, в этот тяжелый для еврейского народа период князь этого коле-на, Зимри, поднимает бунт против величайшего еврейского пророка и вождя народа Моше.
Как слух и зрение — главные источники информации человека, самые сильные его чувства, каждое из которых может повести за собой человека, так и Реувен и Шимон могут повлечь за собой на злое дело весь народ. В этом опасность месяцев тамуз и ав. она трагически проявлялась в разные периоды еврейской исто-рии.
Но начало, которое определило будущее, было положено, на нашу беду, в ״поколении знания״, поколении пустыни. Ему были явлены грандиоз-ные чудеса, сотворенные Б-гом, ему была даро-вана Тора, открыты великие тайны, и тем не менее еврейский народ (ибо он только что был освобожден из тяжелейшего рабства, рабства физического и духовного) не смог преодолеть себя до конца и совершил такие грехи, пос-ледствия которых сказываются на нашей судьбе до сего дня. В месяце тамуз, в то самое время, когда Моше на горе Синай получал от Б-га святую Тору, когда он сходил к народу со Скрижалями, на которых были начертаны Де-сять заповедей, в это самое время народ у горы совершал поклонение золотому тельцу. И сказал на это Б-г: ”В тот день, когда Я пожелаю вспом-нить, припомню Я им этот грех" (Шмот, 32:34).
А девятого ава разведчики, которых послал Моше, чтобы они ободрили народ и рассказали, как лучше захватить Кнаан, вернулись и принес-ли дурные вести о земле, которую обещал дать народу Творец, и отговорили народ вступать в страну Кнаан. Из этих двух грехов первый (поклонение тельцу), в тамузе, связан с изъяном зрительного восприятия видения, потому что злая сила показала еврейскому народу тело Моше в небесах, а евреи восприняли это как указание на то, что Моше умер. А второй грех (разведчиков) был связан с неверным слышани-ем: разведчики девятого ава принесли дурные слухи о земле Израиля, а народ не смог распоз-нать истинный смысл того, что услышал, что и привело это поколение к решению не следовать велению Б-га и Моше и не идти в страну Кнаан. Как учат мудрецы, грех золотого тельца стал основой поклонения идолам и повел к разрушению Первого Храма, а основа греха разведчиков — это беспричинная ненависть, которая привела к разрушению Второго Храма.
Небесное тело, которое оказывает определяю-щее влияние на месяц тамуз, это луна. Она вызывает на земле морские приливы и отливы и связана с элементом воды. Связано с водой и качество этого месяца — зрение, потому что основа органа зрения, глаза, — вода. Отсюда и главные характеристики этого времени, связан-ные с изменением и влиянием, потому что основа силы видения и силы желания — в воде, измен-чивой, как сама луна, которая воздействует на нее, при этом все время меняя свою форму. Излишняя чувствительность, характерная для этого времени, которая возникает в первую очередь под воздействием зрения, увиденного, была первопричиной и греха золотого тельца, и греха мераглим, разведчиков.
Как учит астрология, для тех, кто родился под созвездием Рака, характерна подверженность посторонним влияниям, вызывающим у них сом-нения и тревоги, подрывающим в них чувство уверенности и приводящим к тому, что они отдаляются от реальности и теряют с ней под-линкую связь.
Согласно еврейскому учению, это созвездие повлияло на то, что разведчики устрашились народов Киаана, и еще оно повело к греху золотого тельца, потому что в результате его воздействия евреи утратили чувство уверенное-ти, что Всевышний всегда будет им опорой и защитой. Все это, как учат мудрецы, от недостат-ка духовности у разведчиков и поклонявшихся тельцу, как говорится в мидраше: если бы не недостаток духовности, это созвездие не смогло бы на них повлиять.
Сила зрения, видения — основа заинтересо-ванности в ближнем, желания прийти ему на помощь. Когда человек видит, в каком состоянии находится его ближний, в нем пробуждается стремление о нем позаботиться, как у пастуха, который видит нужды своих овец. Деятельность пастуха — это усиление деятельности видения, что видно из самих этих слов: ראה (раа — видел) и רעה (раа — пас), где буквы, звуки ע (айн) и א (алеф) относятся к одной фонетической группе, но первая буква — как бы усиление второй, Сила зрения находит свое выражение в Реувене, главе колена, которому соответствует этот месяц. Реу-вен неравнодушен к состоянию своей матери и Йосефа, он пытается заступиться за ее честь, как он это понимает, пытается спасти от смерти брата. Реувен — пастух, в пустыне у него было много скота; он глубоко переживает и то, что происходит в шатре его отца — кем будут потомки отца, как он воспримет потерю сына.
Астрологи говорят, что одна из характерных черт Рака —־ заботиться о других, присматри-вать за ними, помогать им. Но из-за своей поры-вистости Реувен совершает проступок, о котором вспоминает его отец Яаков, давая ему благословение: "Стремительный как вода, ты не будешь иметь преимущества" (Брейшит, 49:4). Торопливость, поспешность, нетерпение, которые сродни легкомыслию, были причиной греха золотого тельца и греха мераглим. Так, в пустыне колено Реувена сразу, необдуманно вняло клевете и присоединилось к бунту Кораха, который, как рассказывает мидраш, выдвинул против Моше обвинения в том, что он обижает бедных и нищих и самовольно, незаконно присвоил для своего семейства право быть когенами, служащими Пресвятому. Именно излишняя чувствительность и поспешность являются слабыми местами этого колена.
Подобен тамузу зимний месяц тевет (Козел), который, согласно Зогару, тоже связан с Эйсавом. Подобие обнаруживают посты этих месяцев, десятого тевета и семнадцатого тамуза, которые отмечают скорбные события, когда враг овладел Йерушалаимом.
Это соответствие обсуждается во многих святых книгах. Там объясняется, что тот, кто контролирует свое зрение, не покидает пределов святости, и тогда сила зла не может влиять на человека и его окружение. Поэтому, пока переносный святой Храм находился в Шило, в уделе Эфраима, сына Йосефа, в уделе Йосефа везде разрешалось есть жертвы, ибо Йосеф-праведник сохранял святость жертв от нечистых воздействий. Но когда был построен Первый Храм в Йерушалаиме, в уделе Биньямина, тогда разрешалось есть жертвы только в стенах самого Храма. Такого отличия удостоился Йосеф, будучи "вином, бьющим фонтаном", как благословил его отец его Яаков. потому что не позволял плохому проникать в свое поле зрения.
Месяц тамуз, месяц видения, был опозорен грехами золотого тельца и разведчиков. И это осквернение зрения потом, двенадцать веков спустя, открыло возможность увидеть эллиниза-торам святую Тору и потребовать исполнения своей прихоти — перевести ее на греческий, так возникла Септуагинта — первый несвятой пере-вод Торы. Этот перевод, который подневольно осуществили семьдесят еврейских мудрецов, был завершен в тевете. он сопоставим с грехом золотого тельца. Не случайно именно десятого тевета враг окружил стены Йерушалаима, святого города.
Месяц тевет был сформирован буквой ע (айн), что значит "глаз" — это орган зрения и основной элемент тамуза. А тамуз сформирован буквой п (хет), энергию которой можно использовать и на грех (хет), и на жизнь (хаим). на разрушение или созидание, по свободному выбору человека.
АВ — ЛЕВ
Месяц ав был образован буквой ט (тет). В основе его чувство слуха, слышание. Его знак — лев, колено — Шимон.
Тамузу и аву соответствуют буквы ח (хет) и ט (тет), которые составляют слово "хет", חטא (грех), указывая, что это время нарушений, греха. Этих букв нет в именах двенадцати сыновей Яакова, их души были чисты от греха. Согласно мнению одного из величайших кабалистов, Ари-гакадош. слабость этих двух месяцев отражают буквы "далет" и ״ламед". которые образуют вместе слово דל (даль — нищий) и соответствуют этим месяцам. Это соответствие становится ясным, если сопоставить по порядку 12 букв, составля-ющих полное написание имени Всевышнего — Адона־й (אלף, דלת, נרן, יוד),— двенадцати месяцам
года, тогда буквы слова ״алеф” (алеф, ламед, пэй) соотносятся с нисаном, ияром и сиваном, а тамуз и ав — с далетом и ламедом. Кроме того, первые буквы колен, соответствующих этим месяцам, Реувен и Шимон, так же как и главные качества этих месяцев — рсия и шмия (зрение и слух) — образуют слово רש (раш), которое означает,,бедняк", то есть жизнь в эти месяцы проходит, как у бедных и нищих (Блей Исахар).
С другой стороны корень דל несет и противоположный смысл — возвышение, как в слове дилитани, в стихе Тегилим (30:2): аромимха гашсм к и дилишаи и ("Буду славить Тебя. Б-же, ибо Ты поднял меня"), ибо придет время и возвысит нас Б-г в эти месяцы. А следующий месяц, элул, добавляет еще букву — ״тав", так эти три месяца образуют слово דלת (делет — дверь), символизируя, что в элуле открывается дверь для раскаяния и тшувы, для возвращения к Б-гу, на Его пути.
Слух, шмиа, был корнем всех бед, которые обрушивались на еврейский народ в течение месяца ав, а начались они девятого ава, как говорят мудрецы (Мидраш раба к Бемидбар, 14:1) о стихе "И плакал народ в эту ночь" — плач народа, когда услышали слова разведчиков, привел к плачу многих поколений. Напрасные слезы в этот день, когда плакали не желая принять волю Всевышнего, вместо того, чтобы радоваться Его великому дару, обетованной земле, повлекли за собой рыдания последующих поколений от великих бед и страданий, которые постигали потом народ в этот день.
На беды этих дней, разрушение Первого и Второго Храмов Вавилоном и Римом, указывает знак этого месяца — лев, который безжалостно терзает свои жертвы. А название этого месяца, אב (ав). можно рассматривать как акроним, состоящий из начальных букв названий двух народов, разрушителей Храмов. א (алеф) — первая буква имени אדום (Эдом — Рим), который разрушил Второй Храм, а ב (бет) — первая буква названия כבל (Бавель - Вавилона), который разрушил Первый Храм.
Небесное тело, которое оказывает влияние на месяц ав. — солнце, оно указывает на сущность этого месяца, так же как и его знак — лев. Солнце, как учат мудрецы, символизирует народы мира, и звезда их 1удача) в этом месяце стоит высоко. Связь христианских народов с солнцем обнаруживается в том, что их выходной день (наш первый день, следующий после субботы, шабата) несет название (например, у англичан) сандэй — "день солнца”, и календарь свой эти народы основывают на солнечном годе — периоде вращения земли вокруг солнца. Элемент этого месяца — огонь, также указывает на силу солнца.
Негативные аспекты этого месяца, нашедшие выражение в том, что сделали разведчики, это грех гордыни, он, по словам наших мудрецов, коренится в элементе огня, и стремление править любой ценой, его символизирует знак этого месяца — царь зверей, лев. Эти качества повлияли на разведчиков, побудив их лживо интерпретировать то, что они увидели в стране Кнаан, чтобы народ Израиля отказался туда идти. А сущностная природа этого месяца, слышание, проявилась в том, что народ, услышав плохие вести от своих же собратьев, поверил им больше, чем словам Самого Б-га, которые они слышали от скромнейшего из Его слуг и величайшего из пророков Моше, ибо он был дальше от них; и они принялись рыдать. Так день девятого ава стал днем величайшей скорби для еврейского народа, днем многочисленных трагических событий в течение тысяч лет еврейской истории.
Качества гордости и иррациональной самоуверенности выражаются в характере князя из колена Шимона, соответствующего этому месяцу. В долинах Моава у границ страны Кнаан, когда народ Израиля уже мог бы войти и овладеть своей землей, князь Зимри, сын Салу, потомок Шимона, публично восстал против авторитета Моше и Торы, взяв себе Козби, княжну-мидьянитянку. Ее лесть возбудила в нем чувство самомнения, а его постыдное поведение привело к смерти двадцати четырех тысяч человек из его колена, чья вина была в том, что они слишком верили тому, что слышали собственными ушами, и, последовав за женщинами из другого народа, стали служить их богам, их идолам.
Вариант святого Имени для этого месяца — ה־ד־ т — указывает на строгий суд, как выражено в стихе (Шмот, 9:3): гиней яд гашем הויה гойя бемикне (Вот, рука Б-га будет на скоте твоем) — и мор поразил скот египтян. Слово гойя связано также с брачными правами, как об этом сказано в Талмуде (трактат Кидушин, 5а). Этот контраст значений, говорит раби Цадок Гакоген (При цадик к Бемидбар), указывает, что сейчас месяц ав связан с атрибутом строгого суда, но в будущем это время станет периодом радости и счастья, праздником ”бракосочетания" Б-га и еврейского народа.
Двойное значение месяца ав раскрывается также и буквой ט (тет), которая формирует этот месяц. Негативный аспект этой буквы воплощает слово טיט (тит) — глина, грязь, символ материальности и смерти (Отиет де раби Аки - ва, буква "тет"). А положительный аспект этой буквы передает слово טדב (тов — хорошо, добро). В Талмуде (трактат Бава кама, 55а) говорится, что тот, кто увидел во сне букву ט, может ожидать перемен к лучшему, как сказано: ”И увидел Б-г свет, что он хорош (тов)" (Брейшит, 1:4).