Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория народной художественной культуры




 

Учебное пособие


[1] Налимов В. В поисках иных смыслов. – М., 1989.

 

[2] Каган М.С. Философия культуры.- СПб., 1996. – С. 18.

[3] Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

[4] Ценность – способность, присущая предметам и явлениям действительности иметь в сознании человека специфически культурный смысл и значимость как утилитарно-прикладного, так и исключительно культурного свойства, т.е. через соотнесение с абсолютными культурными ценностными критериями: Истина, Добро, Красота. Эта ценность является не полностью внешней, отстраненной от человека, а выступает в качестве некого ориентира или цели в его жизни и деятельности.

[5] Образ жизни - специфическая жизнедеятельность людей, которая определяется следующими параметрами: а) социокультурными нормами, образами и стереотипами деятельности, поведения, общения; б) механизмами социального контроля; в) содержание жизнедеятельности людей; г) содержанием доступной людям информации; д) побудительными стимулами и механизмами деятельности и поведения

[6] Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996. – С. 19.

[7] Воннегут К. Сирены Титана. Колыбель для кошки. Бойня номер пять. – Ставрополь, 1989. – С. 391-392.

[8] Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1997.

[9] Р. Редфилд считал, что «картина мира – это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире. Культура мира – это как бы комплекс ответов, даваемых той или иной культурой на извечные вопросы бытия: кто такой я и кто такте мы? Среди кого я существую? Какое мое отношение к тем или иным вещам?».

[10] Ментальность - это не сформированная четко и не вполне осознаваемая манера мышления, где коренятся автоматизмы и привычки человека. Это система образов и ощущений, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в нем и, следовательно, определяют поступки и поведение людей.

[11] Архетипическое событие - реальные или легендарные событие, лежащее в истоках этноса и программирующее в качестве некой образца, нормы поведения его последующую историю.

[12] Основы теории художественной культуры / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001. – 32.

[13] Михайлова Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005.- С. 29.

[14] Основы теории художественной культуры / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001. – 32.

[15] Селиванов В.В. искусство в системе художественной культуры // Художественная культура и искусство. – Л., 1987. – С. 5.

[16] Селиванов В.В. Искусство в системе художественной культуры // Художественная культура и искусство. – Л., 1987. – С. 8.

[17] Майоров Г.Г. Этика христианства. – М., 1987.

[18] Сокращенный молитвослов. – СПб., 1861. – С. 73.

[19] Гофф Ж. Ле Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992. – С. 307.

[20] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 16.

[21] Плотин, в отличие от Платона, полагал, что, подражая реальным вещам, произведения искусства восходят к первоисточнику, к божественной сущности мира.

[22] Цит. по: Бычков В.В. Духовно-эстетические основы иконы. – М., 1995. – С. 110-111.

[23] Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека / Под ред. П.С. Гуревича. – М., 1993. – С. 249.

[24] Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

[25] Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. – М., 1995. – С. 156.

[26] А вот канон характерный для тоталитарного общества являлся одним из способов поддержания равновесия в этой области.

[27] Платон Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. – М., 1962.- Т. 1.

[28] Кант И. Критика чистого разума. – М., 1987.

[29] Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – м., 1980.

[30] Хайдеггер М. Избранные произведения. – М., 1997.

[31] Лазарев Ф.В. Познание, творчество, культура. – М., 1978.

[32] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 22.

[33] Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. – СПб., 1993.

[34] Гусев В.Е. Народная художественная культура: теоретические очерки. – СПб., 1993.

[35] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 37.

[36] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 38.

[37] Удмурты: историко-этнографические очерки. – Ижевск, 1993. – С. 270.

[38] Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Р.-н/Д., 1998. – С. 227.

[39] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. – М., 1995. – С. 23.

[40] Вагнер Г.К. О природе народного искусства // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. – М., 1991; Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад» - «Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. – М., 1994; Канцедикас А.С. Искусство и ремесло: К вопросу о природе народного искусства.- М., 1977; Некрасова М.А. Народное искусство как часмть культуры: Теория и практика. – М., 1983.

[41] Народная художественная культура. - М: МГУКИ, 2000.

 

[42] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 31.

[43] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 31.

[44] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 50.

[45] Более подробно об этнической картине маара будем говорить в последующих лекциях. А сейчас, в первом приближении, нужно отметить, что этническая картина мира – свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, которые направляют и структурируют поведение представителей данной общности почти точно так же, как грамматические правила, неосознаваемые большинством людей, структурируют и направляют их лингвистическое поведение.

[46] Современный городской фольклор. – М., 2003.

[47] Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 5.

[48] Гусев В.Е. Народная художественная культура: теоретические очерки. – СПб., 1993. – С. 7.

[49] Аникин П.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004. – С. 10.

[50] Пример приводится по: Аникин П.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004. – С. 10.

[51] Аникин П.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004.

[52] Горький М. Собр.соч.: В 30 т. – Т. 11. – М., 1951. – С. 290 - 293.

[53] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 59.

[54] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 62.

[55] Под городскими мифами часто понимаются: широко распространенные заблуждения по поводу тех или иных городских объектов («ворота Кавказа» [о триумфальной арке в г. Ставрополе]); бытующие в городской среде рассказы о разного рода чрезвычайных событиях (например, как в гастрономе номер восемь продавали сардельки, сделанные из человеческого мяса); истории, привязанные к конкретным городским локусам, нередко в них дается толкование происхождения топонима или определенной архитектурной особенности («город креста» [о Ставрополе]) (см. подробнее в книге: Штайн К.Э., Бобылев С.Ф., Петренко Д.И. Язык современной исторической науки. Семиотический анализ исторического текста. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – 547 с.)

[56] Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 6.

[57] Адоньева С.Б. Прагматика фольклора и практика переходных ритуалов // Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 323.

[58] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005

[59] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 70.

[60] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 85.

[61] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 79.

[62] Соломоник А. Семиотика и лингвистика.- М., 1995.

[63] Образ в философско-психологическом смысле – результат отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления – понятия, суждения и умозаключения. Образ объективен по своему источнику – отражаемому объекту – и субъективен по способу своего существования. Материальной формой воплощения образа являются: практические действия, язык, различные знаковые модели.

[64] Багдасарьян Н. Указ. соч.

[65] Антонян Ю.М. Миф и вечность. – М., 2001. – С. 206.

[66] Элиаде М. Мефистофель и адрогин. – СПб., 1998. – С. 353-362.

[67] Антонян Ю.М. Указ. соч. – С. 213.

[68] Смелзер Н. Социология. – М., 1997.

[69] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995.

[70] Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.

[71] Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1999.

[72] Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.

[73] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 11.

[74] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 24.

[75] Фрезер Д. Золотая ветвь: Исследование маги и религии. – М., 1980.

[76] Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1999.

[77] Платонова Э.К. Конспект лекций по культурологии. – М., 2005.

[78] Элиаде М. Сакральное и мирское. – М., 1989.

[79] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 25.

[80] Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. – М., 1980.

[81] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 196.

[82] Элиаде М. Космос и история. – М., 1987. – С. 33.

[83] Барт Р. Мифологемы. – М., 1998.

[84] См. подробнее: Гуревич П.С. Социальная мифология. – М., 1983.

[85] Там же.

[86] Бергер П. 50 тезисов о капиталистической революции.- М., 1989.

[87] Макаренко В.П. Политическая философия. – Р.-н/Д., 1994.

[88] Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. – СПб., 1995.

[89] Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1996.

[90] Шиллер Г. Антиамериканизм. – М., 2999.

[91] Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. – М., 2000.

[92] Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Ю.М. Лотман. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992; Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Ю.М. Лотман. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992.

[93] См. подробнее: Косов Г.В. Социология. Политология. – М.; Ставрополь, 2002.

[94] Цит по: Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 2004.

[95] См. подробнее: Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 2004.

[96] Канцедикас А.С. Искусство и ремесло: к вопросу о природе народного искусства.- М., 1977. – С. 87.

[97] Общение представляет одну из базовых биопсихологических и социокультурных потребностей человека. Человеческий индивид как отдельное существо незавершен, неполон, несамодостаточен как биологически, так и психологически, и интеллектуально.

[98] Коммуникация является специфически культурной формой общения. Коммуникация есть обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно и принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами.

[99] Являясь необходимой основой самовоспроизведения и развития культуры, передача социокультурной информации происходит в форме: типа социальной памяти (фиксирующей для передачи в специфически социальной форме культурный опыт человечества); типов непосредственной передачи социокультурного опыта в рамках наличного культурного сообщества; различных типов и видов социализации индивидов.

[100] Трансляция культуры осуществляется через включение каждого индивида в единый культурный процесс посредством развертывания личного культурного процесса, который происходит как включение индивида в общество, посредством усвоения единой картины мира, общих норм, оценок и стремлений, становящихся личностными, т.е. ценностями личностно значимыми для человека, и (посредством этого) формирование внутреннего культурного процесса протекающего как личное культурное творчество, но в системе традиционных (общезначимых) культурных ценностей и норм, общей картины мира данной культуры.

[101] Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-х т. – Таллинн, 1993. – Т. 3. – С. 326.

[102] Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. – 1989. - № 6.

[103] Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.

[104] Scheler M. Die Wissensformen und die Gesellschaft. – Bern, 1975.

[105] «hardware» и «software» - понятия, обозначающие соответственно материальную часть компьютерных систем (сам компьютер, принтер и т.д.) и программные составляющие этих систем; вместе они образуют целое компьютерных, информационных систем.

[106] История китайской философии. – М., 1989. – С. 54.

[107] См.: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 185.

[108] Сюжет взят в работе: Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства // Гуревич А.Я. Избранные труды. Том 2. Средневековый мир. – М.-СПб., 1999.

[109] Артефакт - (от лат. artefaktum- искусственно сделанное) процесс или образование, не свойственное изучаемому объекту в норме и возникающее обычно в ходе его исследования; в более широком смысле - искусственный продукт, нечто сделанное, а не возникшее естественным образом.

[110] Налимов В. Вселенная смыслов // Общественные науки и современность. – 1995. - № 3.

[111] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1981. – С. 705.

[112] Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Система - отграниченное взаимосвязанное множество элементов, отношение которых друг с другом порождают интегрированное качество, по которому данную совокупность отличают от окружающей среды.

[113] См.: Лотман Ю.М. Актуальные проблемы семиотики культуры. – Тарту, 1987.

[114] Налимов В. Указ соч.; Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. – М., 1995.

[115] Лотман Ю.М. Избранные статьи. – талин, 1992. – Т. 1. С. 131 – 132; Лотман Ю.М. В нутрии мыслящих миров. – М., 1996. – С. 22.

[116] Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. – М., 1994.

[117] Контекстуальность подразумевает познание явления во всех его соотношениях, какими они присутствуют в облике самого предмета, и в целях, смыслах его местоположения.

[118] Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. – СПб., 1997. – С. 223.

[119] Герменевтика (греч. hemeneuo - разъяснять) одна из древнейших наук, появившаяся в раннем христианстве и занимавшаяся толкованием религиозных текстов. Современная герменевтика, основателем которой был Г.-Г. Гадамер, стремится к реконструкции и конструировании его смысла.

[120] Кармин А.С. Указ. соч. – С. 125.

[121] Лихачев Д.С. Записки и наблюдения. – Л., 1989.

[122] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – С. 281.

[123] Знаковая система (по А.Соломонику) - система знаков, приводящихся в действие исключительно в соответствии с правилами приданными, либо имманентно (т.е. проистекающие из его природы) присущими данной системе (Соломоник А. Семиотика и лингвистика. – М., 1995. – С. 28).

Метасистетма – протосистема, заключающая все потенциально существующие элементы всех знаковых систем.

[124] Кн. Бытия 2:19.

[125] Семантика - (от лат. semantikos- обозначающий) - значение, т.е. все содержание, любая информация, передаваемые языком или другой знаковой системой, или какой-либо единицей, определенным знаком.

[126] Багдасарьян Н. Язык культуры // Социально-политический журнал. – 1994. - № 1-2. – С. 51 – 67.

[127] Феномен храмого действа подробно изучал в начале ХХ века Трубецкой.

[128] Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996. – С. 277.

[129] Анализ проведен по: Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.

[130] См. Подробнее: Богословие в культуре средневековья. – Киев, 1992.

[131] Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997. – С. 22.

[132] Маркузе Г. Одномерный человек.- М., 1996.

[133] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.1. –С. 60.

[134] Кандинский В. О духовном в искусстве. – М., 1992.

[135] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.2. – С. 74.

[136] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.1.

[137] Кандинский В. Указ. соч. – С. 15.

[138] Гюнсманс Ж.-К. Наоборот // Наоборот: Три символических романа. – М., 1995. – С.6.

[139] Кандинский В. Указ. соч. – С. 28.

[140] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.2. – С. 99.

[141] Кандинский В. Указ. соч. – С. 35.

[142] Кандинский В. Указ. соч. – С. 15.

[143] Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. - Таллинн, 1992 – 1993.

[144] Экштут С.А Великая Французская революция и нравственные искания декабристов // НДВГУ. - Философские науки. - 1990, № 1. - С. 12-20.

[145] Соломоник Д. Семиотика и лингвистика. - М.,1995.

[146] Орлова Э.А. Познавательные возможности категории «образ жизни» // Образ жизни в условиях социализма. - М., 1984.

[147] Бахтин М.М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1984-1985.

[148] Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.

[149] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1987.

[150] Русская поэзия II половины XVIII века. - М., 1979. - С.58.

[151] Прокудин - Горский М.П. Уединенное размышление сельского жителя. – М., 1770. - С. 72

[152] Русская поэзия II половины XVIII века. - М., 1979. - С.112.

[153] Болотов А.Т. Путеводитель к истинному человеческому счастью или опыт нравственных и отчасти философских рассуждений о благополучии человеческой жизни и средствах к приобретению оного. - М., 1784. - С. 275.

[154] Болотов А.Т. Путеводитель к истинному человеческому счастью или опыт нравственных и отчасти философских рассуждений о благополучии человеческой жизни и средствах к приобретению оного. - М., 1784. - С. 280.

[155] Пушкин А.С.// Полн. собр. соч. Т. 10. С. 278.

[156] Гирьифельд К. Сельская жизнь. М., 1792; Орлов - Давыдов В.П. Биографический очерк гр. В.Г. Орлова. М., 1778; Долгоруков И.М. Повесть о рождении моем, происхождение и всей жизни. 1764 - 1800. Пг., 1916 Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. 1738 - 1793. М. - Л., 1937.

[157] Вяземский П. Записные книжки. - М., 1992. - С. 294.

[158] ИРЛИ, ф. 604, ед. хр. 16, лл. 27, 54-58.

[159] Цит. По: Зензинов М.М. Декабристы. Материалы для характеристики. - М., 1907. - С. 23.

[160] Архив Братьев Тургеневых. - Вып. 2. - СПб., 1913. - Т. I. - С. 121.

[161] Глинка Ф.Н. Статьи и письма. - М., 1925. - С. 34.

[162] Лунин М. Письма из Сибири. М., 1987. С. 54-58.

[163] Вольтер А. Философские повести. М., 1979.

[164] Восстание Декабристов. – М., 1925. - Т. IV. - С. 90.

[165] Дербов А.А. Влияние Французской буржуазной революции на отношения русской дворянской интеллигенции к идеям европейского Просвещения. // Французская буржуазная революция и Россия: материалы научной конференции. - Саратов, 1988. - С. 97.

[166] Розен А.Е. Записки декабриста. - Иркутск, 1984. - С. 57.

[167] Цит. по: Ланда С.С. Дух революционных преобразований. Из истории формирования идеологии и политической фантазии декабристов (1816-1825). - М., 1975. - С. 46.

[168] Цит. по: Дьяков В.А. Освободительное движение в России 1825-1861 гг. - М., 1979. - С. 75.

[169] Восстание декабристов. - М., 1925. - Т.4. - С.90.

[170] Пушкин А.С. // Собр. соч.: В 6-ти т. - М., 1969. - Т.5. - С.283 - 284.

[171] Поликарпов В.С. История нравов России. - Ростов - Дон, 1995. - С.129.

[172] Гарин - Михайловский Н.Г. Детство Темы. - Л. 1954. - С. 204.

[173] Грибоедов А.С. // Сочинения. М., 1989. С. 399.

[174] Государственный литературный музей. Летописи. Книга 3. Декабристы. - М., 1938. - С. 205.

[175] Державин Г.Р. // Сочинения. СПб., 1871. Т.6. С. 298

[176] Ключевский В.О. Русская история. В 3- х т. - М., 1993. - Т. 3. - С. 413.

[177] Цит. по: Дьяков В.А. Освободительное движение в России. 1826 - 1861гг. М.,1979. С. 74.

 

[178] Письмо борона Штейнгеля к императору Николаю // Исторический сборник вольной русской типографии в Лондоне А.И. Герцена и Н.П. Огарева. - М., 1971. - Кн. 1. - С. 120.

[179] Восстание декабристов. - М.,1969. - Т.12. - С.424.

[180] Декабристы. Биографический справочник. - М., 1986.

[181] О долге и чести в российской армии. - М.,1989. - С.24.

[182] Долгоруков И.М. Бытие сердца моего. М., 1817.; Гиршфельд К. Сельская жизнь. М.,1792.; Сумароков А.П.Письмо о красоте естества // Трудолюбивая пчела. СПб., 1759.; Вигель Ф.Ф. Воспоминания. М., 1864.; Иоганна Георга Гофмана о спокойствии и удовольствии две книги, расположенные по правилам разума и веры. М., 1796.

[183] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 2007.

[184] Грибоедов А.С. // Указ. соч. - С.395.

[185] Исторический сборник вольной русской типографии в Лондоне А.И. Герцена и Н.П. Огарева. - М., 1971. - Кн. 1. - С. 120.

[186] Записки И.Д. Якушкина. Изд. 3-е. - СПб., 1905. - С. 18, 28-32.

[187] Русская поэзия II половины XVIII века. - М., 1978. С. 113.

[188] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 2007.

[189] Пушкин А.С. // Собр. соч. В 6 т. - М., 1967. - Т. 4. - С. 215.

[190] Записки И.Д. Якушкина. Изд. 3-е. - СПб., 1905. - С. 54.

[191] Гершензон М., История молодой России. - М., 1908. - С. 1.

[192] Там же. - С. 6.

[193] Давыдов Д.В. Сочинения. - М., 1962. - С. 273-274.

[194] Русский вестник. - 1861 г. - № 3. - С. 290.

[195] Цит. по: Исаев В. История политических и правовых учений России. - М.,1996.

[196] Цит. по: Черная Л.А. Русская мысль второй половины XVII - начала XVIII в. о природе человека // Человек и культура. М., 1990. С.123.

[197] Державин Г.Р. Сочинения. - СПб, 1871. - Т. VI. - С. 298.

[198] Гершензон М. Указ. соч. - С. 4.

[199] Там же. - С. 5.

[200] Там же. - С. 6.

[201] Рылеев К.Ф. Избранные произведения. - М., 1964.

[202] Бестужев А.А. (Марлинский) Красное покрывало // Он же. Ночь на корабле. - М., 1988. - С. 176.

[203] Бестужев А.А. (Марлинский) Красное покрывало. - С. 176-177.

[204] Бестужев А.А (Марлинский) Аммалат-бек // Он же. Ночь на корабле. - М, 1988. - С. 226

[205] В.Д. - Т. 2. - С. 261.

[206] Бестужев А.А. (Марлинский) Аммалат-бек. - С. 226-227.

[207] Цит. по: Пыпин А.К. Общественное движение при Александре I. - М., 1916. - С. 330-331.

[208] Вяземский П.А. Старая записная книжка // Полн. собр. соч. - СПб., 1883. - Т. VIII. - С. 380.

[209] Толстой Л.Н. Война и мир. - М., 1984. - Т. 1.

[210] Сочинения А. Марлинского (А.А. Бестужева). - Т. 2. - Изд. 3-е. - С-Пое изд. А.С. Суворина. - С. 208.

[211] Беляев А.П. Воспоминания о пережитом и перечувствованном // Русская старина. - 1880. - № 12. - С. 821-822.

[212] Цит. по: Пыпин А.К. Общественное движение при Александре I. - М., 1916. - С. 648-649.

[213] Цит. по: Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М., 1995. - С. 12.

[214] Интересной в связи с этим является позиция К.Э. Штайн, которая анализируя причину появления языческих знаков на строениях в городе Ставрополе XIX века (полоса «дождиков» над окнами, солярная символика, четырех-, шести-, восьмилучевые (и более) колеса, знаки бесконечности), отмечала, что «в ответ на хаос в религиозном сознании ставропольцев и были вызваны, может быть, подсознательно устойчивые знаки и понятия, соединяющие человека с космическим, небесным миром… язычество включается в общую структурно-системную организацию города и мышление его обитателей» (Штайн К.Э., Бобылев С.Ф., Петренко Д.И. Язык современной исторической науки: Семиотический анализ исторических текстов. – Ставрополь, 2006. – С. 327).

[215] Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. - М., 1989. - С. 214.

[216] Кавелин К.Д. Указ. соч. С. 219.

[217] Лукьянов В.Г., Урсу И.С. Социология. – СПб., 1994. – С. 26-27.

[218] Самосознание членов этноса как бы фокусирует представления об общности происхождения и исторической судьбе входящих в него людей. Сформировавшееся в ходе этногенеза сознание фактически выступает не только как важнейший определитель этнической принадлежности, но и как сила, объединяющая членов этноса и противопоставляющая их в этническом отношении другим этносам.

[219] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. – Ставрополь, 2001.

[220] Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. - 1997.

[221] Николаев В.Г. Идентичность // Культурология. ХХ век. Словарь. - СПб., 1997. - С. 136-137.

[222] Эриксон Э. Детство и общество. - СПБ., 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

 

[223] Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1996.

[224] Стефаненко Т. Этнопсихология. - М., 1999.

[225] Многоуровневая идентичность. – М.; Майкоп, 2006.

[226] Анализ концепции Л.Н. Гумилева проводится по: Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 1988; Гумилев Л.Н. От Руси в России. – М., 1992; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1992; Садохин А.П. Этнология. – М., 2000; Королева-Конопляная Г.И. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева // Социально-политический журнал. – 1994, - № 7-8.

[227] Стереотип поведения – изменяющийся по ходу времени комплекс стереотипов поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности.

[228] Комплиментарность – ощущение подсознательной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих».

[229] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1992.

[230] Пассионарной толчок является первой фазой этногенеза. Его причиной может служить идея, часто религиозная.

[231] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990. – С. 33.

[232] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990.

[233] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990.

[234] Садохин А.П. Этнология. – М., 2000.

[235] Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 1989. – С. 19.

[236] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический перерод. – Л., 1990. – С. 66.

[237] Сикевич З.В. русские: образ народа. – СПб., 1996.

[238] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004.

[239] Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. – М., 1997.

[240] Вавилин В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонентов этнической культуры // Социологические исследования. – 1993, - № 1.

 

[241] Бабаков В.Г., Матюнин Е.В., Семенов В.М Национальные культуры общественном развитии России // Социально-политический журнал. – 1995, - № 5.

[242] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004.

[243] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004. – С. 297 – 298.

[244] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004. – С. 298.

[245] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004.

[246] Цит. по: Косов Г.В. Экологическая детерминанта политической динамики современного общества. – М., 2003. – С. 24-25.

[247] Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца, горца. – М., 1999. – С. 9.

[248] Цит. по: Памятники мировой исторической мысли: В 5 т. – М., 1962. – Т.1. – С.86.

[249] Там же. – С.114.

[250] Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957.

[251] Buckle H.T. History of Civilization in England. – V. 1-2. - L., 1857 – 1861.

[252] Boas F. The Limitations of the Comparative Method of Anthropology // Science. Vol. 4, № 103, 1896, December 18. P. 902.

[253] Цит. по: Таксами Н.Ч. Экологическая антропология США // Личность. Культура. Общество. – 2000. – Т 2. Вып. №3 (4).

[254] Evolutions and Ecology / Ed. by Jane C. Steward and Robert F. Murphy. - University of Illinois. Urbana, 1977. Р. 22. Стюард, отвергая возможность показа и изучения универсально-исторических связей, предложил выявлять только функциональные взаимосвязи между географической средой, развитием техники, формами социальной, политической организации и идеологией.

[255] Там же.

[256] White L.A. Energy and the Evolution of Culture // American Anthropologist. 1943. Vol. 45. № 3, Part 1. P. 335.

[257] Ibid.

[258] Енгибарян С.Е. Экологическое направление в американской культурной антропологии // философские проблемы культуры / Под ред. Н.З. Чавчавадзе. – Тбилиси, 1980.

[259] Мечников Л.И. Цивилизация и великие реки; Статьи. – М., 1995.

[260] Соловьев С.М. Наблюдения над исторической жизнью народов. – М., 2003.

[261] Соловьев С.М. Об истории Древней России. – М., 1992. С. 14, 21.

[262] Там же. – С. 22.

[263] Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т. 1. Курс русской истории. Ч. 1. - М., 1987. С. 39.

[264] Там же. – С. 40.

[265] Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1924. С. 14.

[266] Там же. – С. 21.

[267] Цит. по: Косов Г.В. Экологическая детерминанта политической динамики современного общества. – М., 2003. – С. 28.

[268] Ильин И. В поисках утраченной державности // Федерализм. Теория, практика, история. – 1998, - № 1 (9).

[269] Под цивилизацией мы понимаем специфический способ жизнеустройства человеческой популяции, которая имеет свой комплекс знаний, свою философию жизни, собственную систему ценностей и ориентирована на их воспроизводство.

[270] This sacred earth: religion, nature, environment. Ed. R. Gottlieb. - London and New York: Routledge, 1996; Ерасов Б. С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в странах Азии и Африки. – М., 1982; Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций. – М., 1998.

[271] This sacred earth: religion, nature, environment. Ed. R. Gottlieb. - London and New York: Routledge, 1996. - P. 278.

[272] Топоров В. Эней – человек судьбы. – М., 1993.

[273] Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). – М., 1994; Пайпс Р. Собственность и свобода. – М., 2001; Васильев В.С. История Востока: в 2-х т. Т. 1. – М., 1993.

[274] Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 1. – М., 1993. – С. 17.

[275] Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. – Новосибирск, 2001.

[276] Кирдина С.Г. Указ. соч.

[277] Кульпин Э.С. Социоестественная история: предмет, метод, концепции. – М., 1992.

[278] Гачев Г. Национальный космос // Современная драматургия. 1990. № 2. – С. 180.

[279] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1937. – С. 40.

[280] Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца, горца. – М., 1999. – С. 3.

[281] Гачев Г. Национальный космос // Современная драматургия. 1990. № 2. – С. 180.

[282] Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца, горца. – М., 1999. – С. 10.

 

[283] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. - С. 11.

[284] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 16-17.

[285] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 19.

[286] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 17-18.

[287] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 20-21.

[288] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 23 -24.

[289] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 105.

[290] Юнг К. Архетип символ. – М., 1991. – С. 99.

[291] Анализ концепции коллективного бессознательного проводится по статье: Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 339. Именно в этой работе, изначально представленной в виде доклада в Бедфордском колледже Лондонского университета, в 1919 году К.Г. Юнг впервые употребил термин «архетип». Ранее в своих работах он использовал термин «первообраз».

[292] Юнг К. Инстинкт и бессознательное // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 336.

[293] Юнг К. Инстинкт и бессознательное // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 336.

[294] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 66.

[295] Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 343.

[296] Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 343.

 

[297] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 110.

[298] Юнг К.Г. Душа и мифы. Шесть архетипов. – Киев-М., 1997. – С. 217 – 218.

[299] Антоян Ю.М. Миф и вечность. – М., 2001. – 330-331.

[300] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 229.

[301] Леви-Стросс К. Путь масок. – М., 2000.

[302] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 210.

[303] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 210-211.

[304] Значительный вклад в расшифровку мифов, заложенных строителями «степных пирамид» (курганов) в их конструкции и обряды внес Ю.А. Шилов. Он изучил причины распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия». Подробнее смотри: Шилов Ю.А. «Космические тайны курганов». – М.: Мол. гвардия, 1990. – 270 с.

[305] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 6.

[306] Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992. – С. 29.

[307] Лихачев Д.С. Смеховой мир Древней Руси. – Л., 1976.

[308] Лихачев Д.С. Смеховой мир Древней Руси. – Л., 1976.

[309] Лихачев Д.С.Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992. – С. 29.

[310] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 211.

[311] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 212.

[312] А.Ф. Лосев писал, что «стиль есть соотношение художественного образа с тем, что не является им самим, с тем, что является для него только инобытием. Если мы умеем в стиле данного художественного произведения определить то или иное, что не есть собственно художественное произведение, это значит, что мы вступили в область стиля» (А.Ф. Лосев «Проблема художественного стиля»).

[313] По мнению Д.С. Лихачева, горе создает крайние формы душевного хаоса, смятения, душевной потерянности.

[314] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 8.

[315] Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992. – С. 30.

[316] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 10.

[317] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 230.

[318] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 231.

[319] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 230.

[320] Цит. по: Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. – М., 1998.

[321] Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М., 1996.

[322] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – СПб., 2000.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 380 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2525 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.