Практическая работа.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Вариант
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Троп | Определение | Пример |
1. Эпитет | 1) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. | А. «В сорок солнц закат пылал». (Маяковский) |
2. Метонимия | 2) Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. | Б. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов) |
3. Гипербола | 3) Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. | В. «Я три тарелки съел». (Крылов) |
4. Перифраза | 4) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. | Г. «Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов». (А.Толстой) |
5. Литота | 5) Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. | Д. «Автор «Героя нашего времени». |
6. Сравнение | 6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. | Е. «А волны моря с печальным ревом о камень бились». (Горький) |
Практическая работа.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Вариант
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Троп | Определение | Пример |
1. Метафора | 1) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. | А. «Снег валил с неба пудами». |
2. Олицетворение | 2) Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление | Б. «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья». (Пушкин) |
3. Синекдоха | 3) Использование описания вместо собственного имени или названия. | В. «Город на Неве приютил Гоголя». |
4. Гипербола | 4) Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. | Г. «Утешится безмолвная печаль…» (Пушкин) |
5. Оксюморон | 5) Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. | Д. «Грустное веселье продолжалось…» |
6. Перифраза | 6) Сочетание контрастных по значению слов создающих, новое понятие или представление. | Е. «Все спит – и человек, и зверь, и птица» (Гоголь) |
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Вариант
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Фигура | Определение | Пример |
1. Анафора | 1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. | А. «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин) |
2. Бессоюзие | 2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи. | Б. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач) |
3. Параллелизм | 3) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. | В. «Цветы, любовь, деревня, Праздность. Поля!» (Пушкин) |
4. Риторическое обращение | 4) Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание. | Г. «Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги». (Жуковский) |
5. Эллипсис | 5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой. | Д. «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин) |
6. Инверсия | 6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | Е. «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов) |
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Вариант
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Фигура | Определение | Пример |
1. Эпифора | 1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. | А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин) |
2. Умолчание | 2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). | Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь) |
3. Риторический вопрос | 3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. | В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь) |
4. Многосоюзие | 4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном. | Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов) |
5. Градация | 5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. | Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин) |
6. Антитеза | 6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления. | Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь) |