Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Роль религии в современном обществе.

Государство и религия.

В советское время установился порядок - церковь (мечеть) была отчужденна от государства, и религия фактически была оставлена на усмотрение совести каждого взрослого человека. Так было не только у нас, но и во многих других странах в одно время господствовала идеология, считающая религию опиумом для народа.

В античные времена религия еще не оформилась во влиятельную силу, и государству приходилось иметь дело с языческими его проявлениями. Язычество как общественная сила не могла создавать серьезные проблемы для античного государства.

В средневековье сильное развитие получила церковная религия, которая представляла силу, влияющую на общественное развитие. Церковь превращается в царство божья, а государству отводится низшая и служебная роль военного и полицейского учреждения.

В новое время первенство вновь отдается государству. Маккиавелли, Гоббс, Руссо, Гегель и др. утверждали тезис о том, что государственная власть является всеобъемлющей, а власть церкви распространяется только на верующих.

Весь цивилизованный мир с тех пор живет представлениями о верховенстве человеческих законов, что церковь сама должна жить и действовать в рамках государственных законов.

Но и в наши дни остаются государства, где религиозные установления признаются и защищаются государством. Мусульманское право (Иран, Ирак, Пакистан и т.д.) полностью состоит из теологических нормативов – шариат.

Правовое государство - это светское государство. Религия - важнейшая сторона духовной жизни в рамках любого государства. В современном мире нет ни одного государства, где бы не было верующих.

Государство не должно допускать установление в обществе монополии какой-либо одной идеологии. Само же государство также должно быть деидеологизировано. Государство, основываясь на легитимных законах, представляет интересы всех слоев населения, независимо от их идеологических убеждений и представлений. В правовом государстве обеспечивается подлинный плюрализм в духовной сфере.

Государство, основанное в своей деятельности на праве, то есть подлинное правовое государство - оно и есть средство освобождения людей от теократических, этнократических отклонений.

 

Понятие секуляризации.

Секуляризаци я термин от лат. светский, мирской. Он означает:

1) снятие святости, освобождение от влияния религии, приверженность светскому влиянию;

2) отторжение какого-либо церковного имущества в пользу светского (государственного) владения;

3) юридический перевод духовного лица в светское состояние, освобождение монаха от данного им ранее в католическом ордене обета.

Первоначальное значение термина - отчуждение церковной собственности, церковных земель, монастырей в пользу государства.

Впервые слово «секуляризация» было произнесено в 1646 г. на переговорах по заключению Вестфальского мира по конфискации монастырских владений - секуляризации церковного имущества в пользу победивших держав.

Впоследствии секуляризация воспринимается как фактор, формирующий современную культуру и современное общество в качестве светской культуры и светского общества. Религия и церковь утрачивают прежнее значение, как в объяснении мира, так и в решении жизненных проблем общества и личности.

Вплоть до XIX в. религия служила фундаментом формирования мировоззрения, составляющего основу культуры. Современное общество разрабатывает мировоззрения, независимого от религиозных символов и опирается на науку.

В процессе секуляризации религия превращается в одну из сфер жизни общества, раньше она была объединяющей его силой. Теперь она существует наряду с искусством, наукой, философией. Религия не изолирована, конечно, от других сфер жизни, она может включаться в политическую или экономическую деятельность.

Современное государство отделено от церкви. Большинство государств (светских) заняты удовлетворением материальных потребностей граждан, а не заботой об их духовном здоровье.Капитализм подрывает влияние церкви, и стремится к материально обеспеченной жизни.

Под влиянием капитализма даже великие «церковные праздники» (такие как Рождество и Пасха) превратились просто в «дни отдыха» с чрезмерным потреблением мирских благ - в эти дни люди покупают дорогие подарки, новую одежду и т.п.

Компромиссы по спорным вопросам религии. Например, в католической церкви - она официально отказалась от традиционной римско-католической литургии (месса читается на языке слушателей). Библия давно уже выпускается в переводе на многие языки.

Не только Рождество или Пасха были коммерциализированы, но и многие светские праздники и дела заменили церковные мероприятия для верующих.

Исторический пример секуляризации: События, произошедшие в Венецианской республике в начале XVII в. Власти Венеции сочли полезным для республики ограничить размеры церковных вкладов граждан; поставили под контроль светской власти строительство церковных зданий; ввели порядок, согласно которому лица духовного звания, обвиняемые в уголовных преступлениях, должны были привлекаться к ответственности обычными судами, как и миряне; духовенство было выведено из состава правительственных советов.

 

Роль религии в современном обществе.

Процесс глобализации затронул и религиозную сферу, поэтому в современном мире все больший вес приобретают основные мировые религии, и остается все меньше адептов этнорелигий. Примером послужила религиозная ситуация на Африканском континенте - если более 100 лет назад среди населения африканских государств, преобладали адепты местных этнорелигий, то сейчас всю Африку можно условно поделить на две зоны - мусульманскую (северная часть материка) и христианскую (южная часть материка). Наиболее распространенными религиями в современном мире являются так называемые мировые религии - буддизм, христианство и ислам; каждое из этих религиозных течений имеет свыше миллиарда адептов. Также широко распространены индуизм, иудаизм, даосизм, сикхизм и другие верования.

ХХI век и современное время можно назвать не только временем расцвета мировых религий, но и периодом зарождения и бурного развития многочисленных религиозных течений и псевдорелигиозных сект. Неошаманизм, неоязычество, учение Дона Хуана (Карлос Кастанеда), учение Ошо, саентология, Агни-йога, PL-Кёдан - это религиозные течения, возникшие менее 100 лет назад и имеющие на данный момент сотни тысяч адептов.

В большинстве государств религия и политика разделены, и священнослужители не обладают властью оказывать существенное влияние на политические и гражданские процессы в стране.

Тем не менее, во многих государствах религиозные организации оказывают значительное влияние на политические и социальные процессы. Также не следует забывать, что религия формирует мировоззрение верующих, поэтому даже в светских государствах религиозные организации опосредствованно влияют на жизнь общества, так как они формируют взгляды на жизнь, убеждения, а зачастую - и гражданскую позицию граждан, являющихся членами религиозной общины.

Тенденции, применимые ко всем странам:

- более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям;

- увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

- возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

- быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

- попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

- появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест у атеистов и агностиков.

Контрольные вопросы:

1.Какое было положение религии в советское время?

2. Что означает термин «секуляризация»?

3. Как выглядит религия в эпоху глобализации?

СРС:

1. Что такое правовое государство?

2. Назовитеисторические примеры секуляризации.

СРСП:

1. Роль религии в государстве. Реферат.

ГЛОССАРИЙ

На русском языке На казахском языке На английском языке
Государство Мемлекет State
Самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, монополией на применение оружия, специальными механизмами управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
Правовое государство Құқықтықтың мемлекеті Constitutional state
Государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.
Секуляризация Секуляризация Secularization
В исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению
Глобализация Жаһандану Globalization
Процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Этнорелигиоведение Этнорелигиоведение Еthnic Religious
Наука, занимающаяся изучением религий мира в этническом контексте
Религиозное объединение Діни бірлестік Religious Association
Добровольное объединение совершеннолетних граждан и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории государтва, и образованное с целью совместного исповедания и распространения веры.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Артемьев А.И. Религиеведение: основы общего религиеведения, история религий, религии в Казахстане (в двух томах). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 2. Артемьева А.И. Хрестоматия по религиеведению. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 3. Тимошинов В.И. Религиоведение (Казахстан, Евразия, Восток, Запад). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 4. Религиоведение: Учебное пособие (под ред. Шахнович М.) – Санкт-Петербург, «Питер-пресс», 2011 г.  

Дополнительная литература

1. Апанасенок А.В. Религии народов мира. Учебное пособие. - М, «Альфа-М»: НИЦ Инфра-М, 2012 г.

2. Есим Г. Основы религоведения. Учебник. - Алматы, «Білім», 2011 г.

3. Иванов Ю.Н. Религии мира. Православие. - Минск, «Книжный дом», 2009 г.

4. Роковский В., УстменкоД. Религиоведение: хрестоматия. РиД. Феникс 2009. – 320 с.

5. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2009 г.

Интернет ресурсы

1. Атеизм и религии. (http://www.ateism.ru/)

2. Государство и религия.(http://www.state-religion.ru/)

3. Мир религий. (http://www. religio.ru/)

4. Народы и религии мира(http://www.cbook.ru/peoples)

5. Религия в светском обществе. (http://www.religion.sova-center.ru/)

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Discussion on the given topics. | Жергілікті вагондармен жұмыс технологиясы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 654 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2356 - | 2039 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.