Когда нумен начинает проявлять себя в некотором аспекте, то он прежде всего объектирует, очерчивает этот аспект в своем собственном существе; он сосредоточивается на нем и тем вызывает к бытию разность потенциалов, соответствующую этому аспекту. Одновременно с сим, по Закону Аналогии в аспекте Телесми в среде также объектируется разность потенциалов, аналогичная и бинерная своему нуменальному прототипу. Это выражается законом: «Дух способен утвердить в себе безграничное множество разностей потенциалов, причем все они всегда положительны, т. е. активны; они также реальны, так как способны давать энергетические эквиваленты. Среда также способна выявлять разности потенциалов, но они всегда отрицательны, т. е. пассивны; они мнимы, т. е. неспособны давать эквивалентов». Таким образом, дух способен выявлять из себя безграничное множество сил и деятелей, среда же выявляет лишь пустоты — просторы манифестациям духа. Эти просторы или пустоты лишь сопутствуют всегда соответствующим импульсам духа, сами же по себе они возникать не могут, ибо в противном случае среда сама бы оказалась субстанциональной силой. Неизменно следуя за проявлениями активного духа, она с одной стороны осуществляет его манифестации, а с другой — осуществляет принцип косности энергии (см. Аркан XI), что и выражается традиционной формулой: «природа боится пустоты».
Когда обе разности потенциалов возникли, то между ними возникает тяготение, как между полярными членами бинеров. Здесь происходят два процесса: с одной стороны каждая из этих пар порождает вихри с общей осью, а с другой оба эти вихря начинают между собой сближаться, причем на всем этом пути разности потенциалов, т. е. плечи пар, остаются друг другу перпендикулярными до предельного момента слияния обоих вихрей, наступление коего знаменует собой утверждение манифестации духа. В этот последний этап различие между разностями потенциалов падает до нуля, два вихря сливаются в один, представляющий собой исчерпывающее феноменальное отображение аспекта нумена, действующий далее на среду как самодовлеющая триединая сила. Изложенное и представляет собой истинный ответ на загадку Сфинкса, предложенную Эдипу, который и является первой половиной доктрины Кватернера: Кватернер есть нуменальный закон утверждения опоры, перенесения мощи нуменального центра в среду через порождение в ней импульсирующего источника. Проявляющийся нумен порождает в себе пару, влекущую за собой порождение пары в среде. Эти две пары образуют собой Трансмиссионный Кватернер: стягиваясь друг с другом по бинерному влечению, они низводят нуменальный вихрь в плоскость среды. В первый этап нумен утверждается в четырех, при совмещении пар нумен утверждается на двух, в конечный этап нумен превращается в триединую самодовлеющую силу. Этот третий этап, когда дух утверждается на трех, по отношению к нему является конечным, ибо с этого мига дальнейшая манифестация следует по Закону феноменального Квадриполярного Кватернера. Эта идея и выражается традиционным пентаклем. С помощью этого Кватернера дух переливается вечно в среду, что и осуществляет текучесть природы в аспекте перманентного синтеза и является источником ее собственных превращений по законам, лежащим уже в ее аспекте.
«Ναί ματόν άμέτερα ψυχά παφραδόντα τετράχτον
παγάν άέναυν φύσεως ριξώματ’ έχουσαν».[309]
Эта идея и выражается иероглифом Аркана XXII. Шекина, утверждающееся сознание духа, держит два жезла. Они выражают собой власть рождения сил вихрей в двух аспектах Самосознания Брахмана — в духе и в среде. Поза ног выражает ее движение — сознание вечно переходит из духа в среду. Эмблемы стихий и змий Ананта представляют собой результативный космический вихрь — эмблему Трансмиссионного Кватернера Дальнейший путь инволюции духа — Закон Квадриполярного Кватернера — составляет доктрину II-ой части Священной Книги Тота — Малых Арканов Таро.