Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Психические состояния (печаль, страх, надежда и т. д.);




Особенности личности, черты характера;

2) пристрастия и интересы ("люблю спорт", "ненавижу жадность");

психические состояния (печаль, страх, надежда и т. д.);

4) описание ситуаций, в которых человек оказался ("меня все бросили", "обманули", "это несправедливо").


Заметим, что изображение по типу 1) и 3) есть результат обращения к самому себе, описания того, "какой я", а описания по типу 2) и 4) смещают центр тяжести во внешний мир, на внешние объекты, отношения к человеку других людей. Человек, избравший способ самопредъявления по типу 2)/4), мыслит себя как результат действия внешних сил, а свое психическое благополучие связывает с наличием или отсутствием конкретных внешних объектов. Часто чрезмерно суженный способ самопонимания сам по себе является источником психологических проблем.

На рисунке мужчины (рис. 1) изображены "собака бездомная, брошенная, которая больше никому не нужна", "высохший цветок, который пора выбросить", "фонарь, который светит в темном углу двора, там его свет никому не нужен", "я сам в виде шаржа".
Предметом его обращения к психологу было то, что после развода с женой, которая ушла от него и вышла замуж за другого человека, он "потерял смысл жизни, уверенность в себе" и просил помочь ему "вернуть жену". Он утверждал, что "не будет чувствовать себя человеком, пока этого не добьется". Можно сказать, что он исключал возможность самоуважения в ситуации, когда его бросили. С его точки зрения, только устранение самой ситуации, а не изменение отношения к ней и к самому себе могло ему помочь.

Самовосприятие людей по типу 1)/3), наоборот, имеет точкой отсчета то или иное внутреннее состояние и распространяет его на внешний мир. Такие люди не считают, что изменение внешней обстановки или окружения может им чем-то помочь, поскольку не связывают свои состояния с внешними стимулами. Иногда подобная избирательная "слепота" сама по себе служит источником препятствий на пути к самопознанию, поскольку такие люди отказываются от из-менений внешней обстановки и среды. Более того, само начало активных действий они связывают с тем моментом, когда какое-либо состояние у них "пройдет". Это чрезвычайно затрудняет для них выход из кризисных ситуаций, так как они занимают пассивно-выжидательную позицию, считая улучшение своего состояния функцией не своих действий, а, скорее, времени ("время — лучший лекарь"), не хотят видеть связь между собственными переживаниями и внешними событиями, воспринимая свои эмоциональные реакции, в лучшем случае, как независящие от них "особенности организма".

За консультацией обратилась женщина с жалобами на слезливость, слабость, подавленность, длящиеся уже четыре месяца и возникшие "без всяких причин". Обнаружив в ходе обсуждения рисунка (рис. 2), что она не может связывать внешние события и свои переживания, мы переформулировали вопрос: "Перечислите основные события Вашей жизни в течение последних шести месяцев". Оказалось, что за это время от женщины ушел муж, единственный сын ушел служить в армию, заявив ей, что когда отслужит, то вернется не к ней, а к бабушке в Кострому. Он сказал матери, что "не собирается ни дня жить под крышей дома, где столько лет царила ложь", осуждая мать за то, что она скрывала от него измены отца, и добавив, что из армии он писать матери не будет. И действительно, за четыре месяца после отъезда сына мать не получила от него ни одного письма. На вопрос, не считает ли она все эти события достаточными для возникновения испытываемых состояний она удивленно сказала: "Я считала, что нервные расстройства возникают после перенесения тяжелых заболеваний, например воспаления легких или гриппа, а у меня со здоровьем все в порядке, я ничем не болела" — и принялась пересказывать статью из журнала "Здоровье", где автор, с которым она была совершенно согласна, связывал депрессивные переживания исключительно с физическим состоянием организма.
Основной трудностью в работе с подобными людьми является то, что всего многообразия своей личности они как бы не замечают и отождествляют себя только лишь с одним психическим состоянием. Возникает замкнутый круг: в своем стремлении к самотождественности их личность бессознательно поддерживает именно то состояние, которое сознательно человек хочет преодолеть. В этом и подобных ему случаях все рисунки выражают одну и ту же идею, в данном случае — одиночества, ненужности и брошенности.
Свой рисунок женщина комментирует так: "Пингвин, одинокий, отстал от своей семьи, заблудился на холоде", "Сломанный цветок", "Расческа с выломанными зубьями, уже никому не нужна, пора выбрасывать", "Мое лицо со слезами — плачу...".

Внешне обе ситуации сходны, психические переживания также похожи, но работать с ними нужно в прямо противоположных направлениях. Ведь если в первом случае человек ставит нереалистические задачи во внешнем плане ("вернуть жену, которая замужем за другим человеком"), то во втором женщина нереалистично относится к своему внутреннему миру, считая его независящим от внешних событий.

Обобщая, можно сказать, что если все рисунки выражают одну и ту же идею, то это свидетельствует о сужении внутриличностного пространства и временной перспективы. Но чаще рисунки все же относятся к разным аспектам личностных проявлений.

Встречаются случаи, когда все четыре рисунка также посвящены "одной теме", но такой, которая должна представить человека в наилучшем свете. Это встречается у людей, которые, опасаясь столкнуться лицом к лицу со своими проблемами, тратят огромное количество энергии на наработку "фасада": внешнего благосостояния, благополучия или оригинальности и исключительности. Чаще всего это связано с инфантильно-эгоцентрическим способом решения проблем своего развития.

На рис. 3, который рисовал мужчина 38 лет с жалобами на проблемы во взаимоотношениях с женой, представлены четыре варианта его образа "Я": "Золотая рыбка" — у меня 16 аквариумов, я развожу рыбок и продаю их на Птичьем рынке — очень прибыльное дело. "Тюльпан" — я их тоже развожу, продаю как сами п о себе, так и луковицы. Так что живем мы богато — жена может покупать себе все, что захочет. Машина: недавно отечественную машину поменял на иномарку. Вот она — чтобы солидней было. А это я — с бородой, бороду отпустил недавно: обеспеченный человек должен выглядеть представительно". Установки говорят сами за себя и в комментариях не нуждаются.

Другой вариант наработки "фасада" — через п редъявление своей исключительности — представлен на рис. 4, выполненном 26-летней журналисткой, жалующейся на творческий кризис, неспособность писать на "банальные" темы, которые ей предлагают в редакции. В силу этого она вообще перестала что-либо писать, и у нее ухудшились отношения в коллективе.
На рисунке мы видим: "Сансевьера — растение, о котором мало кто знает, что оно цветет даже в комнатных условиях. Например, у меня в квартире. Розовый фламинго — мало кто знает, что эта редкая птица прилетает гнездиться в низовьях Волги, откуда я родом. Чайник — я умею делать такой чай из 11 трав, что никто не может разгадать рецепт. А это я в ванне. Смотрите, какой коврик. Недавно себе купила за бешеные деньги".

 

Из рисунка журналистки и беседы с ней следует, что "вынужденное" творческое бездействие на самом деле ей выгодно, поскольку это способ заставить коллег уступать ее требованиям, принимая в расчет ее представление о собственной исключительности. Совсем о другом говорит попытка объединить все четыре изображения одним целостным сюжетом. Обычно так рисуют люди, склонные к самопознанию и стремящиеся к осознанной личностной интеграции. Тогда мы видим как бы один рисунок, включающий сюжетную сцену "с участием" растения, животного, предмета и человека, выражающих различные аспекты собственного "Я".

На рисунке студента педвуза, жалующегося на трудности общения со сверстниками, изображена тюремная стена с зарешеченным окошком (неодушевленный предмет) — "это стена внутри меня, которой я сам себя отгородил от людей" (рис. 5). Из-за нее во внутреннее пространство заглядывает лицо в профиль — "человек — это я сам пытаюсь заглянуть внутрь себя". На переднем плане — баран ("у меня прозвище — "Баран"), который щиплет дерево ("оно вынуждено страдать, потому что никуда не может уйти из своей тюрьмы").

Перейдем к описанию символических значений отдельных классов изображений. ЖИВОТНОЕ. Рисунок животного выражает бессознательное отношение к проявлениям витальности*.

1. Домашние животные.

Выбор их для самопредставления свидетельствует о тенденции "приручить" свою жизненную энергию. "Собака" — тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением.

"Кошка" — потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному.

"Птицы в клетках" и "рыбы в аквариумах" — тенденции к подавлению сигналов своего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своей витальности, нередко с оттенком самолюбования.

"Корова" и другие "полезные" животные, служащие источником питания — отождествление себя с ролью "кормильца" или "кормилицы", стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих с ощущением вины, в роли должников (часто неосознанное).

"Вьючные животные" — при негативном отношении к персонажу — "на мне все ездят".

Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять ответственность за свою жизнь на себя, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий за это. При позитивном отношении — восприятие свой витальности и телесности как источника энергии и силы.

Дикие животные.

Их образы могут быть выбраны по разным основаниям.

Выбор конформного** образа. Например, "голубь — символ мира, а я очень добрый человек".

Это свидетельствует об отказе от исследования проблем, связанных с собственной витальностью.

Выбор "презираемых", подземных и ночных животных — представление о витальности как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе (мыши, крысы, черви, пауки и др.).

Опасные животные (скорпионы, волки и др.), символизирующие угрозу жизни для человека, — восприятие своей витальности как непредсказуемой, угрожающей. Тенденции к самоподавлению.

Животные, символизирующие силу, власть или особые способности (слоны, львы, орлы и др.) — восприятие своей витальности как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы.

Животные — сказочные герои интерпретируются в соответствии с тем пониманием роли персонажа, которое есть у человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 470 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2306 - | 2069 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.027 с.