Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


У истоков государственности.




 

Высшим органом управле­ния в общинах и племенах оставалось собрание, в котором принимали участие все взрослые члены. Избиравшийся со­бранием на период военных действий вождь зависел от под­держки соплеменников. Старейшины составляли совет об­щины, племени. Все отношения внутри общества регулиро­вались обычаями, традициями (обычное право). Организа­цию власти в первобытных общинах и племенах можно на­звать самоуправлением.

По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные чле­ны общины начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании слово таких людей стано­вится решающим. Власть вождя теперь сохранялась и в мир­ные периоды и постепенно начала переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и тради­ции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, на­казывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления у отдельных семей собственно­сти, возникло воровство, которого до того не знали, посколь­ку все было общим.

Развитию неравенства способствовало увеличение числа столкновений между племенами. В период палеолита меж­племенные войны были довольно редки, но с начала неоли­тической революции они велись почти постоянно. У отдель­ных общин и племен в условиях производящего хозяйства могли накапливаться значительные запасы продовольствия, которые стремились присвоить другие племена.

Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы племен во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины.

Во многих древних обществах вожди также приобретали и жреческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец ру­ководил обрядами.

Со временем члены общины (племени) начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначаль­но это были добровольные дары, знаки уважения. Затем по­жертвования перешли в разряд обязательных податей, по­хожих на налоги. Материальной основой такого явления можно считать успехи в хозяйственном развитии. Подсчита­но, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на целый год, произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам.

После успешного набега на соседей вождь и особо отличив­шиеся воины получали лучшую часть добычи. Среди добычи были и пленные. Раньше их либо отпускали, либо приноси­ли в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали за­ставлять работать на победителей (опять же потому, что че­ловек уже мог произвести больше, чем было необходимо ему самому). Так появились рабы.

Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.

Объединенные в союзы племена обычно не были равны между собой. В союзе доминировало одно племя, иногда си­лой заставляя других вступать в него. Нередким становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевате­лям приходилось разрабатывать новые механизмы управле­ния. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменники — помощниками по управлению покорен­ными.

Создаваемая структура во многом напоминала государ­ство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделен­ных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Даже самый могущественный вождь созывал на­родное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало нового вождя после смерти ста­рого, даже если тот был его сыном.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2376 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.